Библия » Словари » Библейская энциклопедия Брокгауза

Мытарь, пошлина

Мытарь, пошлина

I. В ВЗ под пошлиной, видимо, подразумевался налог, который взимался в перситских провинциях, возможно, в форме натур. продукта (см. Езд 4:13,20; Езд 7:24).

II. В новозаветные времена в провинциях Римской империи налоги и пошлины не собирались государством, а отдавались на откуп арендаторам [лат. publicani] отдельных областей, которые через своих чиновников, М., занимались их сбором. М., как правило, были уроженцами данной провинции или области. Государство при этом получало твердые поступления без всякого риска (напр., в случае неурожая), поскольку арендатор был обязан выплачивать заранее определ. сумму. Как арендаторы, так и М. стремились обогатиться, завышая установл. тарифы. Обманутые налогоплательщики взывали к рим. администрации, но безрезультатно: ради стабильных доходов государство мирилось с любыми злоупотреблениями. Отсюда понятно, почему М. ненавидели во всей Римской империи. Для иудеев к этому добавлялось и то, что М., по их представлениям, постоянно оскверняли себя общением с язычниками. Поэтому понятие «мытарь» было почти равнозначно понятию «грешник» (Мф 5 и след.; Мф 9 и след.; Мф 11:19; Мф 21:31; Лк 5:30; Лк 7:34). Однако Иисус, Который пришел призвать грешников к покаянию (Мф 9:13), пошел и к М. (Мк 2:15; Лк 5:27,29; Лк 19 и след.), несмотря на злословие иудеев (Мф 5:11; Мф 11:19; Лк 5:30; Лк 7:34; Лк 19:7). Более того, готового к покаянию М. Он ставит выше лицемерно набожного фарисея (Лк 18:9–14). Один из М. — Матфей, или Левий, стал апостолом Иисуса (Мф 10:3; Мк 2:14), другой — Закхей — Его последователем (Лк 19:2).


* * * * *
В других словарях: нет данных
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter
Мышь →