Послания к фессалоникийцам Первое и Второе П.к Ф. позволяют, как никакие другие послания, познакомиться с характером деятельности Павла. В них показана также молодая, полная жизни церковь, особенно близкая сердцу апостола. Здесь же Павел, в ответ на вопросы фессалоникийской общины, говорит о грядущих событиях.
I. ВОПРОС ОБ АВТОРСТВЕ И АДРЕСАТЕ. ИСТОРИЯ НАПИСАНИЯ ПОСЛАНИЙ
1) оба П.к Ф. указывают на авторство ап. Павла и его сотрудников Силуана (Силы) и Тимофея (1Фес 1:1; 2Фес 1:1);
2) адресат посланий — церковь в Фессалонике, крупном порт. городе. Отсюда она могла оказывать влияние на другие церкви, в том числе и на находящиеся далеко от Македонии и Греции (1Фес 1:8). Книга Деяний сообщает об основании церкви в Фессалонике, второй в Европе после церкви в Филиппах (Деян 17:1–9). После того как в Филиппах Павел был отвергнут иудеями (1Фес 2:1,2), он, в сопровождении Силы и Тимофея, прибыл в Фессалонику. Здесь апостол в течение трех суббот проповедовал в синагоге. Некоторые евреи и многие греки, прежде всего женщины из знатных семейств, уверовали в Евангелие. Но отвергшие Благую Весть евреи и здесь взбунтовались и вынудили Иасона, хозяина дома, где жил Павел, и других христиан дать «удостоверение» — вероятно в том, что проповедь Павла будет прервана (Деян 17:9). Поэтому Павел и Сила ночью отбыли в Верию;
3) в Афинах Сила и Тимофей вновь встретились с Павлом, который прибыл туда раньше их, но были немедленно отправлены назад в Македонию. Впоследствии они нашли Павла в Коринфе, где, вероятно, обо всем ему подробно рассказали (1Фес 3:6). Сообщение Тимофея и могло стать поводом к написанию Первого П.кФ. Павел, отвечая на вопросы, беспокоившие эту церковь, своим посланием укрепляет авторитет назнач. руководителей общины (1Фес 5:12). Пребывание апостола в Коринфе продолжалось с осени 50 г. до весны 52 г. по Р.Х.; вероятно, в начале этого периода и было написано Первое П.кФ. Второе П.кФ., видимо, тоже было написано в Коринфе, т.к. известно, что Павел, Сила и Тимофей позднее уже не сходились вместе. Поскольку вопросы о Втором пришествии Христа продолжали будоражить церковь, а гонения усилились, то можно предположить, что Второе П.кФ. последовало вскоре за Первым, может быть, спустя несколько месяцев.
II. ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ
1) КОМПОЗИЦИЯ
Приветствие членам церкви (1Фес 1:1).
Первая часть. Пройденный путь (1Фес 1 — 1Фес 3:13):
1. Праведная церковь (1Фес 1:2–10):
а) благодарение Богу (1Фес 1:2,3);
б) возрастание по примеру других церквей (1Фес 1:4–8);
в) общее суждение о церкви в Фессалонике (1Фес 1:9,10).
2. Деятельность апостола в Фессалонике (1Фес 2:1–16):
а) путь в Фессалонику (1Фес 2:1,2);
б) чистота проповеди Павла (1Фес 2:3–6);
в) преданность апостола Фессалоникийской церкви (1Фес 2:7–12);
г) вера торжествует, несмотря на гонения (1Фес 2:13–16).
3. Постоянная связь апостола с церковью в Фессалонике (1Фес 2 — 1Фес 3:13):
а) скорбь Павла по поводу разлуки (1Фес 2:17–20);
б) направление в Фессалонику Тимофея (1Фес 3:1–4);
в) добрые вести (1Фес 3:5–8);
г) благодарение Богу за Его заступничество (1Фес 3:9–13).
Вторая часть. Указание будущего пути (1Фес 4:1 — 1Фес 5:25):
1. Условия для дальнейшего роста церкви (1Фес 4:1–12):
а) продвижение к совершенству (1Фес 4:1,2);
б) освящение через воздержание от нечистоты (1Фес 4:3–8);
в) освящение через братолюбие (1Фес 4:9–12).
2. Взгляд на события конца времен (1Фес 4 — 1Фес 5:11):
а) восхищение Церкви Господа (1Фес 4:13–18);
б) пришествие Христа (1Фес 5:1–8) — его срок;
особое положение возрожденных;
в) задача верующих (1Фес 5:9–11).
3. Отдельные наставления (1Фес 5:12–24):
а) уважительное отношение к предстоятелям (1Фес 5:12,13);
б) взаимная помощь (1Фес 5:14,15);
в) жизнь от Бога (1Фес 5:16–22);
г) призыв к братьям молиться о своем освящении и сохранении до пришествия Христа (1Фес 5:23,24).
Заключение. Последние наставления и благословение (1Фес 5:25–28).
2) ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
Исполн. благодарности Богу, Павел напоминает о становлении церкви в Фессалонике, церкви живой, в которой в избытке присутствуют вера, любовь и надежда. Ее духовная жизнь — это знамение ее избранности, подтверждающее, что проповедь Павла происходила по велению Божьему. Фессалоникийцы стали подражателями благовестнику (1Фес 1:6), и тем самым — примером для верующих; об их решит. прорыве к вере говорили повсеместно. Своим существованием церковь не в последнюю очередь обязана верной и самоотверженной деятельности Павла. Он был призван в Македонию Богом (Деян 16:9,10). Его путь там начался с поругания в Филиппах, что, однако, не обескуражило апостола (1Фес 2:2). Его благовествование было лишено «нечистых побуждений» и лукавства (1Фес 2:3), он не искал ни признания людей (1Фес 2:4), ни корысти, ни славы (1Фес 2:5,6). Павел работал день и ночь (1Фес 2:9) ради каждого из братьев (1Фес 2:11), с полной отдачей; подобно кормилице (1Фес 2:7) или отцу (1Фес 2:11), он просил их поступать достойно Бога (1Фес 2:12). Так было заложено основание прочной связи между апостолом и этой церковью.
Попечит-во и поддержка были необходимы фессалоникийцам, поскольку с принятием ими Евангелия начались гонения на христиан, противостоять которым молодая церковь могла, только духовно окрепнув. Так как Павлу пришлось покинуть город и оставить церковь один на один с этой бедой, то он попросил Тимофея вернуться в Фессалонику. Апостол остался в Афинах один (1Фес 3:1), с трудом обходясь без своего помощника. Вторая часть Первого П.кФ. говорит о будущем. Прийти к вере — это еще не все, главное заключается в том, чтобы жить, преуспевая в послушании Богу (1Фес 4:1). Бог ждет освящения человека, т.е. его отвращения от низменных страстей, которым предаются язычники (1Фес 4:5), от несправедливости по отношению к ближнему (1Фес 4:6). Говоря об этом, апостол знал, что жизнь в богатом торг. городе представляла собой особое искушение. Тот, кто непокорен заповедям Христа и не желает подчиняться им, противостоит не человеч. предписаниям, он проявляет непокорность Самому Богу (1Фес 4:8), Его призыву к святости (1Фес 4:7). Это относится и к некоторым членам церкви, не желающим зарабатывать себе на жизнь «собственными руками» (1Фес 4:11,12).
Церковь могла бы не беспокоиться о будущем, поскольку это Церковь надежды; но радость от предвкушения грядущего омрачена тенью озабоченности. Возникло опасение, что уже умершие члены церкви окажутся обделеными, представ перед Христом позднее тех, кто еще жив. Павел утешает верующих: сначала воскреснут умершие, а затем живущие будут восхищены вместе с ними на небо, так что Церковь предстанет перед Господом как единое целое (1Фес 4:16). Но для того чтобы община не терялась в догадках, Павел направляет ее взор на главное, при этом он не только утешает верующих, но и предупреждает их. Историч. времена и сроки Второго пришествия остаются тайной Божьей. Господь придет без предупреждения, поэтому надо жить в постоянной готовности. Апостол также напоминает, что всякое освящение собств. силами обречено на неудачу. Освятить может только Бог. Поэтому Павел обращает свой взор к Нему с просьбой об освящении всего человека, чтобы сохранить без порока его дух, душу и тело до дня пришествия Иисуса Христа (1Фес 5:23).
III. ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ
1) КОМПОЗИЦИЯ
Приветствие членам церкви (2Фес 1:1,2).
1. Церковь в гонениях (2Фес 1:3–12):
а) благодарность за то, что вера фессалоникийцев возрастает и среди скорбей (2Фес 1:3–6);
б) победа, которая придет со Вторым пришествием Христа (2Фес 1:7–10);
в) заступничество Павла и его молитва о благоволении (2Фес 1:11,12).
2. Предупреждение о ложных ожиданиях (2Фес 2:1–12):
а) ложные ожидания скорого пришествия Христа (2Фес 2:1,2);
б) пришествию Христа будет предшествовать явление сына погибели (2Фес 2:3–6);
в) власть обольщения над погибающими (2Фес 2:7–10);
г) осуждение заблуждающихся (2Фес 2:11,12).
3. Павел и церковь в Фессалонике (2Фес 2 — 2Фес 3:5):
а) благодарность апостола Богу за эту церковь (2Фес 2:13,14);
б) ходатайство Павла за фессалоникийцев (2Фес 2:15–17);
в) просьба Павла молиться о нем (2Фес 3:1,2);
г) уверенность апостола в фессалоникийских верующих (2Фес 3:3–5).
4. Назидания апостола (2Фес 3:6–16):
а) осуждение тунеядцев (2Фес 3:6–13);
б) требование послушания (2Фес 3:14,15);
в) благословение (2Фес 3:16).
Заключение (2Фес 3:17,18).
2) ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
Еще в Первом П.к Ф. говорится об опасностях, подстерегающих молодую церковь: это гонения (1Фес 2:14–16), мирские соблазны (1Фес 4:3–5), нежелание трудиться некоторых членов церкви (1Фес 5:11). Теперь, по мнению Павла, эти опасности превратились в угрозу для жизни церкви. Павел и ранее пытался вмешаться в течение событий, но ему дважды воспрепятствовал в этом сатана (1Фес 2:18). Поэтому апостол в письм. форме излагает свой взгляд на эти опасности и указывает путь к их преодолению. Усиление гонений принесло церкви благословение; вера, любовь и терпение возросли и могут служить примером для других церквей. кроме того, происходит четкое размежевание между членами церкви. Верующие, провер. испытаниями, становятся достойными Царства Божьего (2Фес 1:5), в то время как враги Христа своими злодеяниями уготавливают себе праведный суд. Эти бедствия заставляют церковь с тем большей надеждой ожидать дня пришествия Господа для великого Суда, несущего вечную гибель всем, не признавшим Бога или не проявившим послушания Ему, несмотря на свою веру (2Фес 1:8).
Апостол наставляет церковь, чтобы, несмотря на бедствия, она оказалась достойной своего призвания и этим прославила имя Христа (2Фес 1:11−12). Большую опасность для церкви представляли также лжеучителя, которые, ссылаясь на Павла, утверждали, что день Господень уже наступил (2Фес 2:2). Апостол опровергает это ложное утверждение указанием на то, что перед Вторым пришествием Христа должен открыто и беспрепятственно проявить себя → антихрист. Это произойдет по воле Бога, Который таким образомполучит основание для того, чтобы осудить всех возлюбивших неправду (2Фес 1:11−12). Павел благодарит Бога за братьев, избранных через «освящение Духа и веру истине» к спасению и «достижению славы Господа» (2Фес 1:13−14). Он просит верующих соблюдать верность учению и просит Бога утешать и утверждать их во всяком благом деле (2Фес 1:17). От верных Богу Павел ожидает молитв о распространении слова Божьего, чтобы через вмешат-во Господа могло осуществиться избавление от «беспорядочных и лукавых» людей (2Фес 3:2).
Еще одна опасность, подстерегающая церковь, кроется в людях, обратившихся к вере, а потому называемых братьями (2Фес 3:6,15), но тунеядствующих. Они пытаются использовать милосердие трудолюбивых братьев, чтобы не работать самим. Такие люди позорят церковь. Там, где увещевания не помогают, таких братьев надо наказывать, прекращая общение с ними, а их имена сообщать апостолу. Таким образом, Второе П.кФ. позволяет узнать о борьбе, которая велась за молодую, живую, но подвергавшуюся жестоким вражеским нападкам церковь.