1 Яна 3 глава

Першае паўсюднае пасланьне Апостала Яна
Пераклад Антонія Бокуна → Новый Библейский Комментарий

Пераклад Антонія Бокуна

1 Глядзіце, якую любоў даў нам Айцец, каб нам называцца дзецьмі Божымі. Сьвет дзеля таго не пазнае вас, што не пазнаў Яго.
2 Улюбёныя! Мы цяпер дзеці Божыя, і яшчэ ня выявілася, што мы будзем, а ведаем, што, калі выявіцца, будзем падобныя да Яго, бо ўгледзім Яго, як Ён ёсьць.
3 І ўсякі, хто мае гэтую надзею на Яго, ачышчае сябе, бо Ён чысты.
4 Усякі, хто робіць грэх, робіць і беззаконьне, і грэх ёсьць беззаконьне.
5 І вы ведаеце, што Ён зьявіўся, каб узяць грахі нашыя, і што ў Ім няма грэху.
6 Усякі, хто ў Ім застаецца, не грашыць; усякі, хто грашыць, ня бачыў Яго і не пазнаў Яго.
7 Дзеткі! Няхай ніхто вас не падмане. Хто чыніць праведнасьць, той праведны, як і Ён праведны.
8 Хто чыніць грэх, той ад д’ябла, бо ад пачатку д’ябал грашыць. Дзеля гэтага і зьявіўся Сын Божы, каб зьнішчыць справы д’ябла.
9 Усякі, хто народжаны ад Бога, грэху ня робіць, таму што насеньне Ягонае застаецца ў ім, і ён ня можа грашыць, бо народжаны ад Бога.
10 Дзеці Божыя і дзеці д’яблавы выяўляюцца гэтак: усякі, хто ня робіць праведнасьць, ня ёсьць ад Бога, і той, хто ня любіць брата свайго.
11 Бо гэткая ёсьць вестка, якую вы чулі ад пачатку, каб мы любілі адзін аднаго.
12 Ня гэтак, як Каін, што быў ад злога і замардаваў брата свайго. І дзеля чаго замардаваў яго? Бо ягоныя ўчынкі былі злыя, а брата ягонага — праведныя.
13 Не зьдзіўляйцеся, браты мае, калі сьвет ненавідзіць вас.
14 Мы ведаем, што перайшлі ад сьмерці ў жыцьцё, бо любім братоў; хто ня любіць брата, застаецца ў сьмерці.
15 Усякі, хто ненавідзіць брата свайго, ёсьць чалавеказабойца; і вы ведаеце, што ніводзін чалавеказабойца ня мае жыцьця вечнага, якое ў ім застаецца.
16 У гэтым пазналі мы любоў, што Ён паклаў за нас душу Сваю; і мы павінны пакладаць душы свае за братоў.
17 А хто мае маёмасьць у сьвеце, і бачыць брата свайго ў патрэбе, і зачыняе ад яго нутро сваё, дык як любоў Божая застаецца ў ім?
18 Дзеткі мае! Будзем любіць ня словам ці языком, але ўчынкам і праўдаю!
19 І з гэтага даведаемся, што мы ад праўды, і супакоім перад Ім сэрцы нашыя.
20 Бо калі сэрца нас дакарае, дык Бог большы за сэрца нашае і ведае ўсё.
21 Улюбёныя! Калі сэрца нашае не дакарае нас, мы маем адвагу перад Богам,
22 і чаго ні папросім, атрымаем ад Яго, бо захоўваем прыказаньні Ягоныя і тое, што падабаецца [Яму], робім перад Ім.
23 І гэткае прыказаньне Яго, каб мы верылі ў імя Сына Ягонага Ісуса Хрыста і любілі адзін аднаго, як Ён даў нам прыказаньне.
24 І хто захоўвае прыказаньні Ягоныя, той застаецца ў Ім, і Ён у тым. І што Ён застаецца ў нас, даведваемся паводле Духа, Якога Ён нам даў.

Новый Библейский Комментарий

Ст. 1−3 Какими мы будем. Ст. 1 Иоанна охватывает удивление от всего этого. «Смотрите! — говорит он. — Смотрите, какую любовь (в NIV перефразировано: как велика) дал нам Отец, чтобы нам называться» детьми Божьими! И не только называться; Иоанн идет дальше и говорит: «...и быть детьми Божьими»! Он не оставляет нам сомнений в том, что это божественное звание действительно имеет силу; мы действительно являемся теми, кем назвал нас Бог. И как следствие — мир не знает нас. Несовместимость мирского и христианского пути вновь и вновь проявляется в писаниях Иоанна (напр.: Ин15:18 — 16:4). Не стоит удивляться тому, что мир не смог понять последователей Христа, ведь он не познал Его. Грамматически слово Его относится к Отцу, но ясно, что Иоанн имел в виду Христа.

Ст. 2 Признание нашего нынешнего сыновства не ослепило Иоанна, он признает тот факт, что лучшее — в будущем. Когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. Грамматически слова Он и Его должны относиться к Богу, но более привычно говорить о видении Христа. Тем не менее не стоит придавать этому большого значения, так как тот, кто видит Сына, видит также и Отца(Ин 12:45; 14:9).

Ст. 3 Видеть Бога означает быть преобразованным. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя. Это единственное место в посланиях Иоанна, где встречается слово надежда; в этом послании он касается больше настоящей ситуации среди верующих, чем будущей надежды. Но этот отрывок показывает, что Иоанн осознает всю важность надежды. Он говорит о надежде «на» (не «в») Него; надежда верующего имеет незыблемую основу. И опять, нельзя с уверенностью сказать, кто подразумевается под словом Него: Бог или Христос; но, вероятно, здесь Иоанн не проводит четкого разделения между Ними. В данном случае Они — единое целое. Он особо указывает на то, что надежда верующего имеет прочное основание и что она имеет особое значение в христианской жизни. Знание Бога приносит не духовное самодовольство, а чистоту жизни. Это те чистые сердцем, которые «Бога узрят» (Мф 5:8).

Ст. 4 Необходимость правильного поведения. Лжеучителя считали, что знание самодостаточно и что поведение играет второстепенную роль. Но Иоанн настаивает на том, что грех — это следствие неправильных взаимоотношений с Богом. Грех, говорит он, есть беззаконие — в греческом эта конструкция показывает, что слова «грех» и «беззаконие» взаимозаменяемы. Под законом здесь, конечно же, подразумевается Божий закон, и, следовательно, сущность греха заключается в пренебрежении этим законом Бога. Это противопоставление себя открытому пути Божьему, когда вместо служения Богу предпочитают эгоизм. Маловероятно, что Иоанн обращается к закону Ветхого Завета, к Торе, так как он нигде больше не упоминает этот закон. И, кроме того, он пишет для язычников, которым было бы нелегко принять такую ссылку. Он, скорее всего, имеет в виду открытое нарушение морального закона Бога. Грех ставит грешника в оппозицию к Богу.

Ст. 5−7 Христос и грех несовместимы. Ст. 5 Христос пришел, чтобы взять грехи наши. Он полная противополжность злу, и в Нем нет греха.

Ст. 6 Это производит свое действие в христианах, так как всякий, пребывающий в Нем, не согрешает. Нам не следует смягчать подобные утверждения; христианин не должен иметь никакого дела с грехом и не должен благодушно относиться к нему, даже к случайному греху. Но следует заметить, что часто в греческом языке используется глагол в настоящем продолженном времени, следовательно, здесь может быть такое значение: «Кто постоянно живет в Нем, не имеет привычки грешить». И снова Иоанн говорит: всякий согрешающий не видел Его и не познал Его. Иоанн пишет не об отдельных греховных поступках, а о привычном отношении. Наш образ жизни отражает тот источник, откуда проистекает наша жизнь.

Ст. 7 Придерживаться иного мнения — значит обманывать самих себя. Иоанн сразу же отметает все лживые аргументы о правильном мышлении, о широких познаниях или о том, что чистая душа не участвует в делах плоти. Кто делает правду, тот праведен. Образцом является Христос: подобно как Он праведен.

Ст. 8−10 Дети дьявола. Ст. 8 И наоборот, — кто делает грех, тот от диавола. Оба слова делает и грех указывают на постоянную практику. Иоанн пишет о привычном образе жизни. Далее он говорит о том, что цель прихода Христа — разрушить дела диавола. Разрушить — не очень ясное выражение; понятно, что Иисус пришел уничтожить дьявола, но непонятно, как Он это сделает. Совершенно очевидно, что веруюший не должен выполнять работу дьявола. Последователь Иисуса должен стоять на стороне разрушителя дьявола.

Ст. 9 Фраза рожденный от Бога указывает на божественное действие. Есть нечто сверхъестественное в жизни верующих. Они возрождены силой Божьей — не больше, не меньше. И снова мы встречаем настоящее продолженное время: всякий, рожденный от Бога, не делает греха. Действительно, он не может грешить. Иоанн уже отвергал учение о безгрешном совершенстве (1:8, 10), и данные слова не противоречат уже сказаному. Но нам необходимо увидеть, что грех и христианин — диаметрально противоположны. «Иоанн доказывает несоответствие греха христианству, а не его невозможность» (J. R. W. Stott, The Letters of John, TNTC [IVP, 1988], p. 131; см.: также его Additional Note, pp. 134−140). Если христианин грешит, то это полностью противоречит его характеру. В данном случае, Иоанн называет причину, по которой христианин не способен грешить: семя Его пребывает в нем. Здесь предлагается очень необычная метафора (слово семя встречается в послании единственный раз, а глагол, переведенный как рожденный, — десять раз). Подчеркивается тот факт, что в верующем действует божественная сила. Слово пребывает показывает нам, что это не случайное событие. Это Божий подарок людям. Можно принять слова Его семя в смысле «Божий дети», а слова в нем в таком случае будут означать «в Боге» (как, например, это делает Моффатт). Но такой взгляд менее приемлем, и его отвергают Маршал, Стотт и другие.

Ст. 10 Иоанн завершает этот раздел, предлагая следующее противопоставление: дети Божии и дети диавола. Узнать это можно по тому, как мы поступаем и любим ли наших братьев.

3:11−18 Любовь друг ко другу

Ст. 11−15 Противоположность любви. Ст. 11 Вновь Иоанн настаивает на том, что любовь является первой заповедью (от начала). Она находится в самом сердце христианского благовествования.

Ст. 12 Посмотрите, что делает недостаток любви: Каин, который был от лукавого... убил брата своего — и это логическое следствие его отказа от любви (см.: Мф 5:21, 22). Ответ Иоанна на вопрос А за что убил его? — это пронзительная критика падшей человеческой природы. Со стороны Авеля не было никакого оскорбления, но его праведная жизнь в глазах Каина была дурной. (Здесь последний раз в этом послании использовано слово «праведность»; после этого преобладает слово «любовь».) Злые люди не любят то, что нисходит свыше. Оно обвиняет их, и они его распинают.

Ст. 13 Итак, Иоанн продолжает: Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас. Для христиан бывает очень трудно понять это. Они действуют из лучших побуждений, с любовью к людям, не ища ничего для себя и предлагая бесценный подарок Евангелия, — мир не отвечает им благодарностью. Он ненавидит верующих.

Ст. 14 Контраст любовь — ненависть продолжается; жизнь и любовь идут бок о бок. Мы знаем, говорит Иоанн; тот факт, что все христиане имеют знание, очень важен, и об этом здесь часто говорится. Мы перешли из смерти в жизнь (см.: Ин 5:24) — выразительная и необычная фраза. Неверующие живут в таких условиях, которые можно назвать смертью. У верующих не так. Они миновали смерть и живут той жизнью, которая действительно является жизнью. О том, что это произошло, мы можем узнать из того, что любим братьев. Иоанн вновь возвращается к этой мысли. Он усиливает ее, используя негативную формулу: не любящий брата пребывает (глагол указывает на продолжительное состояние) в смерти.

Ст. 15 Очень выразительно здесь написано о ненависти: всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца. Иисус сказал, что похотливый взгляд уже является нарушением супружеской верности и злое слово — нарушением заповеди «не убивай» (Мф 5:21, 22). Иоанн следует этому примеру и движется вглубь, к истокам наших действий. Ненависть — сущность убийства, а никакой человекоубийца не имеет жизни вечной («отнять жизнь означает поплатиться жизнью», J. R. W. Stott, The Letters of John, TNTC [IVP, 1988], p. 146). Это не означает, что убийца не может раскаяться и получить прощение. Это значит, что никто, находящийся в состоянии, которое может привести к убийству, не сможет стать обладателем вечной жизни. Это две взаимоисключающие вещи.

Ст. 16−18 Любовь на практике Любовь познали мы (в исключительно христианском смысле) только потому, что видели Голгофу, где Иисус Христос (Иоанн говорит: «что Он», но в NIV верно отнесли это к Иисусу) положил за нас душу Свою. С тех пор как Христос, от Которого христиане черпают свое вдохновение, умер за нас таким образом, мы в свою очередь должны полагать души свои за братьев. Никакая другая любовь не требуется от христиан.

Ст. 17 На самом деле очень редко бывают ситуации, когда необходимо положить свою жизнь (даже в первом веке большинство христиан не были призваны умереть за свою веру). Но любовь имеет и другие проявления, и она постоянно необходима в повседневной жизни. Слово, переведенное как достаток в мире (греч. bion, встречается только здесь и еще в 2:16 этого же послания), используется не очень часто в данном смысле; чаще всего его применяют в значении «жизнь». Под словом видя (греч. theore) здесь подразумевается нечто большее, чем простой взгляд мимоходом. Человеку нужно смотреть на своего брата так долго, чтобы суметь разобраться в ситуации. Но он затворяет от него сердце свое, или «не имеет к нему жалости». Греки полагали, что сердце являлось местом расположения всех эмоций, так что использование данного слова здесь указывает на эмоциональную сопричастность человека. В общем, для греков это понятие означало, что человек рассержен (хотя иногда эмоции были и в разуме). Тем не менее христианам это же выражение передавало идею сострадания. Если кому-то не хватало сил проявить сострадание, это говорило о том, что любовь Божия (здесь может подразумеваться как Божья любовь к нам, так и наша любовь к Богу) не пребывает в том.

Ст. 18 Снова мы встречаем обращение Дети мои!, здесь Иоанн побуждает их к истинной любви. Любовь — это не просто произносимые нами слова. Любить делом и истиною ценнее, чем словом или языком.

Ст. 19−24 Уверенность

Иоанн увещевает чувствительную совесть. Верующие должны жить перед Богом не в трепете и тревоге, а в спокойной уверенности.

Ст. 19 Еще один способ проверки: отсюда можно узнать, что мы от истины. Единственное место в послании, где это выражение применяется к людям (хотя те же слова использованы в 2:21). Оно выражает полную и абсолютную честность и указывает на истину Евангелия. Знать, что мы принадлежим истине, означает получить уверенность.

Ст. 20 Если сердце (наше) осуждает нас — это не очень существенно. Главное — это Божье осуждение или одобрение того, что происходит, так как Он знает все. Он знает наши побуждения и те дела любви, за которые мы и не ожидаем получить одобрение (см.: Мф 25:37−40). Он знает, что мы пребываем в Нем, и именно это важно, а не наше опасение. (Есть менее приемлемое толкование — что Бог, Судья, знает все наши проступки и может наказать нас.)

Ст. 21 Обетования Божьи таковы, что нет причины в них сомневаться. Мы можем положиться на Бога и имеем дерзновение к Нему. С тех пор как мы стали Его, нам нечего бояться

Ст. 22 Ответ на молитву, на первый взгляд, не является следствием того, что наше сердце не обвиняет нас. Но дерзновение — общее для обоих случаев, и ответы на молитвы неизбежно увеличивают наше дерзновение. Форма глаголов соблюдаем и делаем указывает на продолжительное действие. Сила в молитве возникает не от случайного порыва послушания, а от постоянной жизни в послушании. Далее говорится, что верующие делают благоугодное пред Ним. Это больше, чем простое исполнение заповедей. Здесь, как и в Нагорной проповеди, речь идет о духе заповедей; недостаточно придерживаться буквы закона.

Ст. 23 Заповедь Его определена в понятиях веры и любви. Единственное число указывает на то, что «необходимо лишь одно»; здесь нет огромного списка обременительных требований. Далее, вера и любовь заключены в одной заповеди; они имеют один источник. Вера — во имя Сына Его Иисуса Христа, где слово имя относится полностью ко всей личности; это вера в то, Кем является Иисус и что Он делает. Вторая часть заповеди — чтобы мы любили друг друга. Любовь и взаимная ответственность верующих — две самые важные темы этого послания. Слова как Он заповедал нам усиливают значение слов Его заповедь и подчеркивают тот факт, что Богу небезразлично, какую жизнь мы ведем. Время глагола веровали указывает на уже совершенный акт веры, тогда как любили означает продолжающиеся отношения.

Ст. 24 От единственного числа в ст. 23 мы возвращаемся к множественному: заповеди Его. Тот, кто соблюдает их, пребывает в Нем, и Он в том. Это взаимное постоянное пребывание — следующая характерная тема данного послания. Откуда мы знаем, что это действительно имеет место? По духу, который Он дал нам. Дух дается (незаслуженно), и этот Дух дает нам уверенность.



2007–2024. Зроблена з любоўю для тых, што любяць і шукаюць Бога. Калі ў вас ёсць пытанні ці пажаданні, то пішыце нам: bible-man@mail.ru.