От Матфея 9 глава

Евангелие от Матфея
Перевод Десницкого → Новый Библейский Комментарий

Перевод Десницкого

1 Тогда Иисус сел в лодку и переправился обратно в свой город*.
2 К нему принесли парализованного человека прямо на постели. Иисус увидел веру его близких и сказал парализованному:
— Смелей, дитя! Прощаются тебе грехи.
3 И тут же некоторые книжники сказали сами себе: «Это же богохульство!»
4 А Иисус, читая их мысли, сказал:
— К чему эти злые мысли в ваших сердцах?
5 Как проще сказать: «прощаются тебе грехи», — или же сказать «вставай и иди»?*
6 Но чтобы вы поняли: у Сына Человеческого есть право прощать на земле грехи… —
И тут Он обращается к парализованному:
— Вставай, бери свою постель и ступай домой.
7 И тот встал и отправился к себе домой.
8 Множество людей видело это и со страхом прославило Бога, что Он дал людям такую власть.
9 Иисус ушел оттуда и по дороге увидел человека, который собирал на таможне пошлины*, звали его Матфей*. Он ему говорит:
— Иди за Мной!
Тот встал и пошел за Ним.
10 А во время обеда, когда Иисус был внутри дома, присоединилось к Нему и Его ученикам много сборщиков податей и грешников.
11 Фарисеи, увидев это, говорили Его ученикам:
— Что это ваш Учитель ест за одним столом с этими сборщиками и грешниками?
12 Иисус это услышал и ответил им:
— Не здоровым нужен врач, а заболевшим.
13 Ступайте, поймите, что значат слова «Я милости хочу, а не жертвы»*. Вот и Я пришел призвать не праведников, а грешников.
14 Приходят тогда к Нему ученики Иоанна и говорят:
— Мы, как и фарисеи, часто держим пост*. Почему же Твои ученики не постятся?
15 Иисус им ответил:
— Не могут друзья Жениха поститься, пока Жених с ними. Но придут дни, когда отнимут у них Жениха — тогда они и будут поститься.
16 Не ставит никто заплатки из свежесотканной ткани на старый плащ, не то лоскут потянет старую ткань, только раздерет ее дальше.
17 И не наливают молодое, недобродившее вино в старые бурдюки, не то лопнут бурдюки: и сами пропадут, и вино вытечет. Нет, молодое вино вливают в бурдюки из новой кожи, тогда будет в сохранности то и другое.
18 Он еще не закончил говорить, как приходит к Нему один начальник* и падает Ему в ноги со словами:
— Моя дочь только что скончалась. Но если Ты придешь и возложишь на нее руки* — она оживет!
19 Иисус встал и пошел за ним, а с Ним и Его ученики.
20 Там была женщина, которая двенадцать лет страдала кровотечением, и она прикоснулась сзади к краю Его плаща*.
21 Она рассуждала так: «Если только прикоснусь хотя бы к Его плащу, то исцелюсь».
22 Иисус обернулся, увидел ее и сказал:
— Смелей, дочь Моя! Вера твоя тебя спасла.
И женщина в тот самый час исцелилась.
23 А Иисус пришел в дом того начальника, увидел плакальщиков с флейтами* и толпу в смятении
24 и сказал:
— Идите прочь! Девочка не умерла — уснула.
Над ним стали насмехаться.
25 А когда толпу отослали, Иисус вошел в дом, взял девочку за руку — и она встала.
26 Об этом стало известно по всей той стране.
27 А когда Иисус шел обратно, за Ним пошли двое слепых и стали кричать:
— Помилуй нас, Сын Давидов!
28 Когда Он пришел домой, к Нему подошли слепые. Иисус им говорит:
— Вы верите, что Я могу это сделать?
Они отвечают:
— Да, Господин!
29 Тогда Он прикоснулся к их глазам со словами:
— Да будет вам по вере вашей!
30 И глаза у них стали видеть. А Иисус строго предупредил их:
— Смотрите, чтобы никто об этом не знал.
31 Но они, уйдя оттуда, рассказали об Иисусе по всей той стране.
32 Они еще не успели уйти, как к Иисусу привели немого бесноватого человека.
33 Бес был изгнан и немой заговорил. И толпы, поражаясь этому, говорили:
— Никогда такого не бывало в народе Израиля!
34 А фарисеи возражали:
— Он изгоняет бесов властью главного среди них.
35 Иисус обходил все города и селения Галилеи: наставлял людей в синагогах, возвещал Евангелие Царства, исцелял в народе всех, кто страдал какой-либо болезнью или недугом.
36 Он видел толпы и жалел их — были они «как овцы, у которых нет пастыря»*.
37 И говорит Он Своим ученикам:
— Урожай обилен, а работников мало.
38 Так что молите Господина урожая, пусть пошлет еще работников собрать этот урожай.

Новый Библейский Комментарий

9:1−8 Исцеление и прощение (см.: Мк 2:1−12; Лк 5:17−26). Матфей не упоминает о набитом людьми доме и отверстии в кровле, его интересует сам диалог. Не говорится и о том, что связь между болезнью и грехом имеет причинно-следственный характер, но сила давать физическое исцеление используется как свидетельство еще большей власти даровать духовное освобождение. Это еще один аспект действенной силы Иисуса. Обвинение в богохульстве состоит в том, что только Бог властен прощать грехи; если же человек заявляет о такой своей силе, то он ставит себя на место Бога. Иисус же объявляет об этом как Сын Человеческий, титул, который неотъемлемо сочетает в себе Его истинно человеческую природу и верховенство власти (см.: Дан 7:13, 14).

Примечания. Ст. 5 Вероятно, легче сказать: «Твои грехи прощены», поскольку не требуется никаких доказательств этого, но если по слову Иисуса («Встань и иди») совершается сказанное, то Его слушатели убеждаются воочию, что слова эти действенны.

Ст. 8 Слово человекам здесь вызывает некоторое недоумение, поскольку речь идет об уникальной власти Иисуса; вероятно, оно означает «Иисус как человек».

9:9−17 Разрушение стандартных представлений (см.: Мк 2:14−22; Лк 5:27−38). В ст. 3 впервые упоминается о противостоянии иудейских учителей закона Иисусу. Далее мы видим растущую враждебность религиозных руководителей (в данном случае фарисеев) к Нему. Иисус оскорбил их представления о надлежащем поведении в обществе тем, что общался с людьми низкого социального положения (9−13) и Своим довольно равнодушным отношением к предписанному преданиями посту (14−17). Но Он намеренно бросал им вызов и отвергал их изжившее себя представление о воле Божьей.

Мытари, то есть сборщики налогов, не только снискали себе славу эксплуататоров, но подвергались политическому остракизму как наемники языческого римского государства. Для благочестивого иудея сидеть за одним столом с ними было немыслимо. Иисус выражает совершенно другую точку зрения (12, 13): во враче нуждается больной, а не здоровый, и спасение не достигается просто принадлежностью к приличной компании. Приведенная цитата из Ос 6:6 (которая повторяется и в 12:7) показывает, что Бог предпочитает любовь, а не педантичное соблюдение предписаний.

Ответ на вопрос о посте вновь подчеркивает новое отношение к старым установлениям. Новое вино — образ, передающий радость новых отношений с Богом, прорывающих ветхие границы старой религии.

Примечания. Ст. 9 Матфей — то же лицо, что и Левий у Марка и Луки. Он, вероятно, занимал пост таможенного чиновника в пограничном городе Капернауме.

Ст. 15 Это один из самых ранних намеков на грядущую смерть Христа.

9:18−26 Воскрешение из мертвых (см.: Мк 5:21−43; Лк 8:40−56). Это продолжение явления силы Иисуса. Матфей значительно сокращает (23 стиха у Марка и 9 — у Матфея) эту историю, что позволяет сосредоточить наше внимание на том, что дочь начальника, вероятно, умерла уже тогда, когда тот обратился к Иисусу со своей просьбой, а не тогда, когда Иисус находился на пути к его дому. Если это так, то просьба его была весьма значимой. Поэтому Матфей не намеревается убедить нас воспринимать слова Иисуса (24) в буквальном смысле как указание на неверный диагноз (как можно понять из рассказа Марка); Он, должно быть, хотел сказать, что ее смерть, хотя и настоящая, но не вечная.

В рассказ о воскрешении девочки вклинивается описание другого чудодейственного исцеления: безнадежный случай нарушения менструального цикла. В желании женщины прикоснуться к Его одежде, по всей видимости, выражается довольно упрощенное представление о действии исцеляющей силы Христа, но в нем кроется вера, которая и помогла женщине полностью исцелиться.

Примечания. Ст. 20 Кровотечение сделало ее ритуально нечистой; даже прикосновение к краю Его одежды должно было вызвать благородное негодование благочестивого иудея. Как и в случае с прокаженным (8:3), Иисус игнорировал бытовавшие запреты.

Ст. 23 Свирельщики были непременными участниками траурной церемонии.

9:27−31 Двое слепых. Эта короткая история находит параллель в 20:29−34. Обращение к Иисусу как к Сыну Давидову, то есть к Мессии, часто встречается у Матфея в рассказах об исцелении. Оно указывает на веру, которую Иисус проверяет Своим вопросом (28) и которая лежит в основе их исцеления. Запрет рассказывать о своем исцелении (ср.: 8:4) был излишним. Как можно скрыть исцеление слепого?! Но они, очевидно, и не пытались скрыть это. Неизбежно сталкивались между собой стремления Иисуса избежать излишней популярности и мощные свидетельства свершенных Им чудес, которые показывали, Кто Он есть на самом деле (ср.: 11:2−5).

9:32−34 Изгнание бесов ведет к обвинению Иисуса. Этот небольшой эпизод находит свою параллель в 12:22−24, где обвинения в сговоре с сатаной получают свое развитие и разъясняются. Здесь же этот новый зловещий поворот к официальной вражде просто упоминается. Матфей проводит различие между одержимостью бесами и физическим недугом, здесь одно привело к другому. Реакция толпы в ст. 33 подводит итог тем впечатлениям, которые были вызваны чудесами, описанными в гл. 8, 9.

9:35 — 10:42 Вторая беседа:служение апостолов

9:35−38 Собиратели урожая (ср.: Мк 6:34; Лк 10:2). Этот небольшой фрагмент служит связующим звеном между рассказом о служении Иисуса в гл. 5−9 (резюме которого приводится в ст. 35) и избранием учеников в гл. 10. У Иисуса было слишком много работы, поэтому Он призвал Своих ближайших сподвижников помочь Ему. В основе Его служения было сострадание (сжалился над ними) — сильное чувство, которое всегда приводит к нежной заботе об окружающих. Метафора жатвы (наподобие выражения «ловцы человеков» в 4:19) позволяет говорить о привлечении новых учеников. Это забота Бога как Господина жатвы, Который стремится найти Себе соработников. Следует отметить, что те, кого здесь призывают молиться, в следующей главе уже сами действуют в этом направлении.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.