4 Царств 6 глава

Четвертая книга Царств
Библейской Лиги ERV → Толковая Библия Лопухина

Библейской Лиги ERV

1 Молодые пророки сказали Елисею:
«Это место, где мы живём, слишком тесно для нас.
2 Позволь нам пойти к реке Иордан. Каждый из нас возьмёт там по бревну, и мы построим себе более просторное жилище».
Елисей ответил:
«Хорошо, идите».
3 Тогда один из них сказал:
«Сделай милость, пойдём с нами».
Елисей сказал:
«Хорошо, я пойду с вами».
4 И Елисей пошёл с ними. Придя к Иордану, они стали рубить и валить деревья.
5 Но, когда один из них рубил дерево, его железный топор упал в воду. «Ах, господин мой, я одолжил этот топор!» — закричал этот человек.
6 Тогда Божий человек спросил:
«Где он упал?»
Человек показал Елисею место. Елисей отрубил ветку и бросил её в воду, и топор всплыл.
7 Елисей сказал:
«Возьми топор».
Человек протянул руку и взял его.
8 Царь Сирии вёл войну против Израиля и, посоветовавшись со своими слугами, он сказал:
«Я расположу свой лагерь в таком-то и таком-то месте».
9 Но Елисей послал к израильскому царю сообщение, в котором предупредил его:
«Будь осторожен! Не проходи мимо того места! Сирийцы расположились там лагерем!»
10 Получив это известие, израильский царь послал предупредить своих людей о месте, о котором говорил ему Божий человек. И так случалось неоднократно, израильский царь спас очень много солдат.
11 Сирийский царь был этим очень раздосадован. Он созвал своих слуг и сказал им:
«Скажите мне, кто шпионит в пользу израильского царя?»
12 Тогда один из его слуг ответил:
«Никто из нас, господин мой царь. Елисей, пророк из Израиля, может пересказывать израильскому царю слова, которые ты говоришь у себя в спальне».
13 И приказал сирийский царь:
«Найдите Елисея, а я пошлю людей, чтобы они схватили его».
Слуги сказали ему:
«Елисей находится в Дофаиме!»
14 Услышав эти слова, сирийский царь послал коней, колесницы и большое войско в Дофаим. Они пришли туда ночью и окружили город.
15 В то утро слуга Елисея встал рано. Он вышел и увидел войско с конницей и колесницами, осадившими город. Затем он спросил Елисея:
«Ах, господин мой, что нам делать?»
16 Елисей сказал:
«Не бойся! Войско, которое сражается за нас, больше сирийской армии!»
17 Елисей молился и говорил:
«О, Господи, открой глаза моему слуге, чтобы он смог увидеть».
И Господь открыл глаза слуге, и тот увидел гору вокруг Елисея, наполненную конями и огненными колесницами.
18 Когда враги подошли к Елисею, он помолился Господу и сказал:
«Сделай так, чтобы эти люди ослепли».
И Господь совершил то, о чём просил Елисей: Он ослепил всех сирийских воинов.
19 Затем Елисей обратился к ним:
«Это не та дорога, вы пришли не в тот город. Следуйте за мной, и я отведу вас к человеку, которого вы ищете».
И Елисей повёл сирийское войско в Самарию.
20 Когда они пришли в Самарию, Елисей сказал:
«Господи, открой глаза этим людям, чтобы они могли видеть».
Господь открыл им глаза, и они увидели, что находятся в Самарии.
21 Когда израильский царь увидел сирийцев, он спросил у Елисея:
«Отец мой, должен ли я убить их?»
22 Елисей ответил:
«Нет, не убивай их, так как ты не пленил их в сражении. Дай им хлеба и воды. Пусть они едят и пьют, а затем отпусти их домой к их господину».
23 Царь Израиля послушался совета и приготовил сирийцам много еды. После того как сирийцы поели и попили, израильский царь отправил их домой к их господину. Больше сирийские войска не ходили в Израильскую землю.
24 После того как это произошло, Венадад, сирийский царь, собрал всё своё войско, окружил Самарию и напал на неё.
25 Воины не позволяли людям вносить еду в город, и в Самарии был такой страшный голод, что ослиная голова продавалась за 80 шекелей серебра, а одна четвёртая часть каба голубиного помёта продавалась за 5 шекелей серебра.
26 Однажды, когда израильский царь проходил по городской стене, одна женщина закричала ему:
«Господин мой царь, помоги мне!»
27 Тогда ответил царь:
«Если Господь не помогает тебе, как же я могу тебе помочь? Мне нечего дать тебе: ни зерна с молотилки, ни вина с давильного пресса».
28 Затем царь спросил женщину:
«В чём дело?»
И она ответила:
«Эта женщина сказала мне: „Отдай своего сына, и мы съедим его сегодня, а завтра мы съедим моего сына”.
29 Мы сварили моего сына, и съели его. На следующий день я сказала ей: „Отдай своего сына, и мы съедим его”. Но она спрятала своего сына!»
30 Когда царь услышал слова женщины, он разорвал на себе одежды, и, когда он проходил по стене, народ видел, что под одеждой царя была власяница.
31 И сказал царь:
«Пусть накажет меня Господь, если голова Елисея, сына Сафата, всё ещё будет находиться у него на плечах до вечера!»
32 Царь отправил посланника к Елисею. Елисей сидел в своём доме, и с ним сидели старейшины. Прежде чем пришёл посланец, Елисей сказал старейшинам:
«Смотрите, этот сын убийцы посылает людей, чтобы снять с меня голову! Когда придёт посланец, закройте дверь! Держите дверь и не впускайте его. Я слышу топот ног его господина, идущего за ним!»
33 Елисей ещё говорил со старейшинами, когда пришёл посланец и сказал:
«Это бедствие пришло от Господа! Так почему я всё ещё должен ждать Господа?»

Толковая Библия Лопухина

1−33. Новые чудеса пророка Елисея: всплытие топора, открытие пророком сирийских военных планов, явление пророку небесного воинства, поражение сирийцев слепотой, предвидение опасности со стороны Иорама.

4Цар 6:1. И сказали сыны пророков Елисею: вот, место, где мы живем при тебе, тесно для нас;

4Цар 6:2. пойдем к Иордану и возьмем оттуда каждый по одному бревну и сделаем себе там место для жительства. Он сказал: пойдите.

4Цар 6:3. И сказал один: сделай милость, пойди и ты с рабами твоими. И сказал он: пойду.

4Цар 6:4. И пошел с ними, и пришли к Иордану и стали рубить деревья.

4Цар 6:5. И когда один валил бревно, топор его упал в воду. И закричал он и сказал: ах, господин мой! а он взят был на подержание!

4Цар 6:6. И сказал человек Божий: где он упал? Он указал ему место. И отрубил он кусок дерева и бросил туда, и всплыл топор.

4Цар 6:7. И сказал он: возьми себе. Он протянул руку свою и взял его.

Связь начала гл. VI с концом предыдущей блаж. Феодорит устанавливает так: «Гиезий, сей любитель стяжаний, сделался прокаженным, а сонм пророков возлюбил крайнюю нищету. Они не имели даже дома, жили же в шалашах. Почему и просили великого пророка идти с ними нарубить дерев для построения оных. И такова была их нищета, что не на что было приобрести собственный топор» (вопр. 19). По обстановке и содержанию данный раздел (ст. 1−7) прямо примыкает к рассказу 4Цар 4:38−44.

Чудо всплытия топора, по блаж. Феодориту, «прообразовало домостроительство нашего Спасителя. Ибо как легкое древо потонуло, а тяжелое железо всплыло, так нисхождением Божия естества совершено восхождение человеческого естества».

4Цар 6:8. Царь Сирийский пошел войною на Израильтян, и советовался со слугами своими, говоря: в таком-то и в таком-то месте я расположу свой стан.

4Цар 6:9. И посылал человек Божий к царю Израильскому сказать: берегись проходить сим местом, ибо там Сирияне залегли.

4Цар 6:10. И посылал царь Израильский на то место, о котором говорил ему человек Божий и предостерегал его; и сберег себя там не раз и не два.

4Цар 6:11. И встревожилось сердце царя Сирийского по сему случаю, и призвал он рабов своих и сказал им: скажите мне, кто из наших в сношении с царем Израильским?

4Цар 6:12. И сказал один из слуг его: никто, господин мой царь; а Елисей пророк, который у Израиля, пересказывает царю Израильскому и те слова, которые ты говоришь в спальной комнате твоей.

4Цар 6:13. И сказал он: пойдите, узнайте, где он; я пошлю и возьму его. И донесли ему и сказали: вот, он в Дофаиме.

4Цар 6:14. И послал туда коней и колесницы и много войска. И пришли ночью и окружили город.

4Цар 6:15. Поутру служитель человека Божия встал и вышел; и вот, войско вокруг города, и кони и колесницы. И сказал ему слуга его: увы! господин мой, что нам делать?

4Цар 6:16. И сказал он: не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними.

4Цар 6:17. И молился Елисей, и говорил: Господи! открой ему глаза, чтоб он увидел. И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея.

4Цар 6:18. Когда пошли к нему Сирияне, Елисей помолился Господу и сказал: порази их слепотою. И Он поразил их слепотою по слову Елисея.

4Цар 6:19. И сказал им Елисей: это не та дорога и не тот город; идите за мною, и я провожу вас к тому человеку, которого вы ищете. И привел их в Самарию.

4Цар 6:20. Когда они пришли в Самарию, Елисей сказал: Господи! открой глаза им, чтобы они видели. И открыл Господь глаза их, и увидели, что они в средине Самарии.

4Цар 6:21. И сказал царь Израильский Елисею, увидев их: не избить ли их, отец мой?

4Цар 6:22. И сказал он: не убивай. Разве мечом твоим и луком твоим ты пленил их, чтобы убивать их? Предложи им хлеба и воды; пусть едят и пьют, и пойдут к государю своему.

4Цар 6:23. И приготовил им большой обед, и они ели и пили. И отпустил их, и пошли к государю своему. И не ходили более те полчища Сирийские в землю Израилеву.

Xронологическая дата описанных здесь вооруженных нападений сирийцев на царство Израильское с точностью не может быть определена: объединяющей идеей является здесь не временная последовательность, а чудотворение пророка Елисея. По-видимому, данные набеги предшествовали рассказу о Неемане, где есть упоминание об этих набегах (4Цар 5:2); вероятно, события эти имели место при Иораме «сыне убийцы», 4Цар 6:32, могло быть приложено только к нему, а не к последующим царям. Пророк Елисей, обладая вышечеловеческим ведением, пользуется им для открытия коварных планов сирийцев и этим возбуждает со стороны последних преследование (9−12), направленное в местопребывание пророка — Дофаим, евр. Дотан (ст. 13) — город на торговой дороге из Галаада в Египет, здесь некогда был продан Иосиф (Быт 37:17:25), к северу от Самарии (ср. Иудиф 3.6 и д. ); теперь телл-Дотан к северу от Набулуса (Onomast. 396. Ср. Толков. Библия, т. I, с. 101). Благодатная охрана небесная над Израилем в виде огненных коней и колесниц, подобно небесному ополчению, некогда ободрявшему Иакова (Быт 32:1−2), была, по молитве пророка, открыта и одному из служителей его (15−17). Елисей совершает чудесное ослепление сирийского отряда, затем опять исцеляет его, приводит его в Самарию к царю израильскому, но отклоняет последнего от намерения его совершить над сирийцами опасный в древности херем (19−23; ср. 1Цар 27:11), повелевая отпустить сирийских воинов, как попавших в плен без боя: а если они будут убиты, то не познано будет чудо; а если возвратят здравыми к пославшему, то и он познает силу Бога нашего (блаж. Феодорит, вопр. 20). Временный мир был достигнут.

4Цар 6:24. После того собрал Венадад, царь Сирийский, все войско свое и выступил, и осадил Самарию.

4Цар 6:25. И был большой голод в Самарии, когда они осадили ее, так что ослиная голова продавалась по восьмидесяти сиклей серебра, и четвертая часть каба голубиного помета — по пяти сиклей серебра.

4Цар 6:26. Однажды царь Израильский проходил по стене, и женщина с воплем говорила ему: помоги, господин мой царь.

4Цар 6:27. И сказал он: если не поможет тебе Господь, из чего я помогу тебе? с гумна ли, с точила ли?

4Цар 6:28. И сказал ей царь: что тебе? И сказала она: эта женщина говорила мне: «отдай своего сына, съедим его сегодня, а сына моего съедим завтра».

4Цар 6:29. И сварили мы моего сына, и съели его. И я сказала ей на другой день: «отдай же твоего сына, и съедим его». Но она спрятала своего сына.

4Цар 6:30. Царь, выслушав слова женщины, разодрал одежды свои; и проходил он по стене, и народ видел, что вретище на самом теле его.

4Цар 6:31. И сказал: пусть то и то сделает мне Бог, и еще более сделает, если останется голова Елисея, сына Сафатова, на нем сегодня.

4Цар 6:32. Елисей же сидел в своем доме, и старцы сидели у него. И послал [царь] человека от себя. Прежде нежели пришел посланный к нему, он сказал старцам: видите ли, что этот сын убийцы послал снять с меня голову? Смотрите, когда придет посланный, затворите дверь и прижмите его дверью. А вот и топот ног господина его за ним!

4Цар 6:33. Еще говорил он с ними, и вот посланный приходит к нему, и сказал: вот какое бедствие от Господа! чего мне впредь ждать от Господа?

Теперь начинается уже открытая война сирийского царя против Израильского царства. О Венададе см. прим. к 3Цар 15:18 и 3Цар 20:1. При осаде Самарии произошел большой голод, заставивший жителей есть и непозволенные законом роды пищи, даже голубиный помет (употреблявшийся осаженными вместо соли, блаж. Феодорит) и покупать их по высокой цене (ст. 25) Каб — 116 ефы (ст. 25). Ужасный случай (ст. 26−30), узнанный царем, хотя и поверг его в великую печаль (30), но затем это чувство сменилось безотчетной злобой царя к пророку Елисею (ст. 31), и только чудесная сила его предвидения спасла пророка (ст. 31−33; сн. блаж. Феодорит, вопр. 21−22). Окружающим пророка он советует задержать посланца царского, очевидно, в той мысли, что необдуманное царское повеление должно скоро быть отменено, что действительно и случилось.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.