Адкрыцьце 3 глава

Адкрыцьце Іоана Багаслова
Пераклад Л. Дзекуць-Малея → Толкование Далласской семинарии

Пераклад Л. Дзекуць-Малея

1 І Ангелу царквы́ ў Сардах напішы: Вось што кажа Той, што ма́е се́м духаў Божых ды се́м зорак: Ве́даю ўчынкі тваі, што маеш імя, што жыве́ш, ды ёсьць мёртвы.
2 Чувай і ўзмацняй рэшту, што манíцца ўме́рці: бо не знайшоў Я, каб дзелы́ твае́ былі споўнены перад Богам.
3 Дык прыпомні, як ты прыняў ды чуў, і пілнуй ды пакайся. Калі-ж ня будзеш чува́ць, прыду на цябе́, быццам злодзей, і ня будзеш ве́даць, у якую гадзіну прыду на цябе́.
4 Мала маеш у Сардах імёнаў, што не запэцкалі вопраткі сваёй; яны будуць хадзіць са Мною ў бе́лым, бо годны гэтага.
5 Хто пераможа, апра́нены будзе ў бе́лыя ша́ты; і ня вычыркну імя ягонага з кнігі жыцьця, і вызна́ю імя яго перад Айцом Маім і перад Ангеламі Яго.
6 Хто ма́е вуха, слухай, што Дух цэрквам гавора.
7 І ангелу царквы́ ў Філядэльфіі напішы: Вось што кажа Сьвяты, Запраўдны, Які ма́е ключ Давідавы, што адмыкае — і ніхто не замкне́, ды замыкае — і ніхто не адамкне́:
8 Ве́даю ўчынкі тваі; вось, Я даў перад табою дзьве́ры адамкнёныя, і ніхто ня можа замкнуць іх; малую маеш сілу, ды захаваў слова Маё і не адрокся ад іме́ньня Майго.
9 Вось, Я даю: із сынагогі Сатаны, з тых, што называюць сябе́ Жыдамі, ды ня ёсьць, а ілгуць, — вось, Я зро́блю, каб яны прыйшлі й сукланіліся перад нагамі тваімі, і даве́даюцца, што Я ўлюбіў цябе́.
10 А што ты захаваў слова цярплівасьці Мае́й, дык і Я захаваю цябе́ ад гадзіны спакушэньня, што ма́е прыйсьці на ўсе́нькі сьве́т, каб спакусіць жы́хараў зямлі.
11 Вось, Я йду хутка; дзяржы́, што маеш, каб ніхто не забраў вянка твайго.
12 Хто пераможа, зро́блю таго стаўбом у храме Бога Майго, і ўжо ня выйдзе вонкі; і напішу на ім імя Бога Майго і імя ме́ста Бога Майго, новага Ерузаліму, што зыходзе з не́ба ад Бога Майго, ды Маё новае імя.
13 Хто ма́е вуха, слухай, што Дух цэрквам гавора.
14 І ангелу Ляодыкійскае царквы напішы́: Вось што кажа Амін, сьве́дка ве́рны й справядлівы, пачатак тварэньня Божага:
15 Ве́даю ўчынкі тваі, што ты ані сьцюдзёны, ані гарачы; о, каб-жа ты быў сьцюдзёны або гарачы!
16 Дык вось, дзеля таго, што ты цёплы, а не сьцюдзёны ані гарачы, Я выкіну цябе́ із вуснаў Маіх.
17 Бо кажаш: я багаты і разбагаце́ў, і ні ў чым ня маю патрэбы, і ня ве́даеш, што ты гаротны і мізэрны, і ўбогі, і сьляпы, і голы.
18 Раджу табе́ купіць у Мяне́ золата, ачы́шчанае ў вагні, каб разбагаце́ў; ды бе́лую вопратку, каб апрануўся, ды каб ня выявіўся сорам на́гасьці твае́й; ды мазяй вочнаю памаж вочы твае́, каб бачыў.
19 Я, каго люблю, дакараю й караю; дык будзь старэнны й пакайся.
20 Вось, стаю пры дзьвярох і стукаюся; калі хто пачуе Мой голас і адчыніць дзьве́ры, Я выйду да яго і буду вячэраць з ім, дый ён са Мною.
21 Хто пераможа, дам яму се́сьці са Мною на пасадзе Маім, як і Я перамог і се́ў з Айцом Маім на пасадзе Ягоным.
22 Хто ма́е вуха, слухай, што Дух цэрквам гавора.

Толкование Далласской семинарии

Д. Послание церкви в Сардисе (3:1−6)

I. О ГОРОДЕ И ЦЕРКВИ (3:1а)

Откр 3:1а. Большой торговый город Сардис был расположен примерно в 48 км на юго-восток от Фиатиры, у дороги (по которой постоянно шли торговые караваны), пересекавшей с востока на запад Лидийское царство. В этом богатом городе имелось много промышленных предприятий по изготовлению драгоценностей, красителей и тканей.

В религиозном отношении Сардис являлся центром язычества; развалины некогда высившегося там храма богини Артемида сохраняются и теперь (толкование на 2:1 относительно храма Артемиды Ефесской). В настоящее время на месте этого некогда крупного города имеется лишь небольшая деревушка под названием Сарт. Археологи обнаружили и остатки христианской церкви, которая находилась недалеко от храма Артемиды.

В начале послания Христос говорит о Себе как об имеющем семь духов Божиих и семь звезд, и это похоже на сказанное в 1:4. По другим переводам — как о «держащем (их) в руке», то есть как о «держащем» Духа Святого, а также пресвитеров церквей («семь звезд»), что следует из 1:20; сравните 2:1.

2. ВМЕСТО ПОХВАЛЫ (3:1б)

Откр 3:1б. Ни одного слова одобрения не имеет Христос для этой церкви и обращение к ней начинает с обличения. Она лишь казалась живой и, вполне возможно, у многих ошибочно пользовалась неплохой репутацией.

3. ОБЛИЧЕНИЕ (3:1а, 2б)

Откр 3:1в,2б. Двумя словами — ты мертв — срывает Христос ложное облачение доброй репутации с сардисской церкви. Подобно фарисеям, она обладала лишь внешним благочестием, но за «фасадом» ее не было духовной жизни (сравните Мф 23:27−28). Христиане, составлявшие ее, по-видимому, относились к своим обязанностям формально и прохладно, потому и говорит Господь: Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим.

4. НАСТАВЛЕНИЕ (3:2а,3)

Откр 3:2а−3. Он призывает сардисских верующих проснуться от духовной спячки и укрепить те немногие признаки духовной жизни, которые еще оставались у них (ибо и эти признаки угасают — «близки к смерти»), а для этого им надо было вспомнить слышанное ими и принятое в момент уверования и хранить это; покайся — призывает Господь церковь в Сардисе. В противном случае, предупреждает Христос, Он «найдет на них», как тать, т. е. подвергнет их внезапному наказанию. Верующего, впавшего в духовную апатию, можно пробудить только угрозой внезапного «посещения» Господа (сравните Лк 12:20).

5. ОБЕЩАНИЕ (3:4−6)

Откр 3:4−6. Хотя в целом церковь в Сардисе была мертвой или умирающей, Христос признает в ней наличие «Богобоязненного остатка» — тех, которые не осквернили одежд своих грехом и равнодушием. Им Он обещает, что будут ходить в белых одеждах (сравните стих 18), символизирующих Божию праведность. Кроме того, Христос обещает победителям, что не изгладит их имен из книги жизни и исповедует их пред Отцом… и пред Ангелами Его. Это последнее заявление Христа некоторых приводит в смущение, потому что его можно как будто понять и так, что имя, однажды записанное в «книгу жизни», может быть «изглажено» из нее.

Однако тот, кто действительно родился свыше, останется возрожденным до конца дней своих; вспомним в этой связи сказанное апостолом Иоанном в других местах: Ин 5:24; Ин 6:35−37, 39; Ин 10:28−29. В Откр 3:5 это в сущности и утверждается. Шесть раз упоминает Иоанн в Откровении о «книге жизни» (3:5; 13:8; 17:8; 20:12, 15; 21:27). Заканчивается это послание обычным призывом: Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.

Послание сардисской церкви имеет самое прямое отношение к современным церквам, которые проводят активную работу, возводят для себя отличные здания, но зачастую небогаты тем, что обращено в вечность, ориентировано на нее. А потому слова Христа, обращенные к церкви в Сардисе, — Вспомни… храни и покайся — звучат вполне актуально и для них.

Е. Послание церкви в Филадельфии (3:7−13)

1. О ГОРОДЕ И ЦЕРКВИ (3:7)

Откр 3:7. Филадельфия находилась в 45 км на юго-восток от Сардиса. Она была расположена в плодородной местности, славившейся своим сельским хозяйством, но подверженной землетрясениям, которые неоднократно разрушали город, в последний раз — около 37 года от Р. Х. Назван был в честь царя Пергама — Атталия Филадельфия, который основал этот город.

По-гречески «филадельфия» означает «братская любовь»; в Новом Завете оно встречается семь раз (Рим 12:10; 1Фес 4:9; Евр 13:1; 1Пет 1:22; 2Пет 1:7 (дважды); Откр 3:7). Только здесь это слово употреблено как название города. Интересно отметить, что Филадельфия существует до настоящего времени, и свидетельство христиан не прекращается здесь.

В этом послании Христос представляет Себя в следующих словах: …так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет — и никто не затворит, затворяет — и никто не отворят. О святости Христа в Писаниях повторяется часто (например, 1Пет 1:15); будучи свят. Он достоин и вправе судить о духовном состоянии, как отдельных людей, так и церквей в целом.

Символ ключа Давидова, видимо, взят из книги Исаии (Ис 22:22), где говорится о том, что «ключ» этот будет дан Елиахиму, который таким образом получит доступ к сокровищам царского дома (напомним, что прежде о Христе было сказано как об имеющем «ключи ада и смерти»; Откр 1:18). Тут «ключ Давидов», очевидно, отождествляется с ключом от врат небесного Иерусалима, т. е. знаменует доступ к сокровищам небесным. Другими словами, Христос решает, кого удостоить, а кого нет — вечного райского блаженства.

2. ПОХВАЛА (3:8−9)

Откр 3:8. Христос, как и в других посланиях, подчеркивает: Знаю твои дела. В соответствии с указанием на власть Свою «открывать и закрывать двери» (стих 7), Господь напоминает филадельфийцам: вот, Я отворял пред вами дверь, которую никто не может затворить. Это опять, по-видимому, указание, выраженное иносказательно, на то, что только через Христа может верующий войти в Царствие Небесное.

В случае филадельфийцев подчеркивается, что «не своею силой» (ты немного имеешь силы; впрочем, и никто из людей не имеет ее «много»), но любовью и милостью Божией. Однако «малые силы» филадельфийцев служат основанием для похвалы Христа в их адрес — ведь они, несмотря на это, сохранили слово Его и не отреклись от имени Его.

Откр 3:9. Христос называет их врагов сатанинским сборищем (сравните Откр 2:9). Речь идет об иудеях, противившихся Христову благовестию и потому недостойных носить имя народа, избранного Богом (в этом смысле они, и названы «лжецами»). Лжерелигия всегда яростно противится высокой истине христианской веры.

Однако придет день, когда все противники христианства признают эту истину (Ис 45:23; Рим 14:11; Флп 2:10−11). Христос говорит: вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя. Он мог иметь в виду, что силой своего примера в благочестии и святой жизни филадельфийцы и сердца преследовавших их иудеев обратят к истинной вере.

3. ОБЕЩАНИЕ (3:10−12)

Откр 3:10. Христу не в чем упрекнуть филадельфийскую церковь. Она удостаивается лишь похвалы за то, что терпеливо переносила невзгоды и испытания. За это Христос обещает ей: Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле. Это недвусмысленное обещание, что филадельфийская церковь не станет участницей тех страшных событий, грядущих на мир, описание которых начинается с 6 главы. Если бы Христос имел в виду, что они будут «безопасно проведены» через «годину искушений» или ограждены от скорби в пределах этой «годины», этого периода, то и лексически и грамматически мысль была бы выражена иначе.

Если бы в Божий план входило провести Церковь в целом через те же страдания, что «придут на всю вселенную», трудно было бы понять это обещание Христа, лишь маленькой поместной церкви в Филадельфии. С другой стороны, как «типично верной» церкви «в пределах» тела Христова ей тоже пришлось в свое время идти к славе путем страданий и смерти (задолго до наступления времени великой скорби). Дело тут в том, что в лице филадельфийской церкви Христос дает это обещание всем истинно верующим в Него, имея в виду восхищение Церкви до начала вселенской великой скорби.

Откр 3:11. Христос обещает также, что придет скоро, — обещание, которое повторяется в Откровении несколько раз. Как уже говорилось прежде, это означает лишь то, что пришествие Его будет неожиданным (1:1; 2:16). В свете этого Он и призывает филадельфийцев сохранить то, что они имеют.

Откр 3:12. Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, — провозглашает Христос. Тут символика вечного пребывания в небесных обителях верных христиан, которые будут там главными, неотъемлемыми «составляющими» Божьего храма. В целом же последним «храмом» (сравните 21:22) станет весь Новый Иерусалим. В отличие от земных храмов и их «столпов», которые подвержены разрушению, гибели, этот будет вечным.

Господь уточняет, что имя града Божия, нисходящего с неба, — Новый Иерусалим (21:2).

Обещание Христа написать перечисляемые Им имена (сравните 2:17; 14:1; 19:12) на «побеждающих» свидетельствует, что как верующие отождествили себя с Ним, так и Он отождествит Себя с ними.

4. НАСТАВЛЕНИЕ (3:13)

Откр 3:13. Послание заканчивается знакомым нам призывом: Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам. Верующим наших дней следует помнить, что чудные обещания, данные Христом филадельфийской церкви, и Его призыв к ней сохранять верность Богу остаются в силе и сегодня, будучи обращены и к современной церкви.

Ж. Послание церкви в Лаодикии (3:14−22)

1. О ГОРОДЕ И ЦЕРКВИ (3:14)

Откр 3:14. Богатый город Лаодикия находился на дороге, ведшей в Колоссы, примерно в 64 километрах на юго-восток от Филадельфии. Приблизительно за 35 лет до написания этого послания город был разрушен сильным землетрясением, но затем снова восстановлен. Более всего славилась Лаодикия изготовлением шерстяной одежды. Нет сведений о том, посещал ли апостол Павел этот город, но лаодикийцы занимали его мысли, и сердцем он был с ними (Кол 2:1−2; Кол 4:16).

Обращаясь к церквам в Лаодикии, Христос называет себя: Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия. Слово «аминь», которое означает «да будет так», подразумевает высшую и конечную власть Бога над людьми и всем, что происходит в мире (сравните 2Кор 1:20; Откр 1:6). Мысль о том, что Он, Христос, — «свидетель верный и истинный», выражалась Им и ранее — в 1:5 и 3:7. В англ. Библии последние слова звучат как «Правящий творением Божиим»; именно в таком смысле надо, очевидно, понимать русское «начало создания» (сравните Кол 1:15, 18; Откр 21:6).

2. ОБЛИЧЕНИЕ (3:15−17)

Откр 3:15−16. Только порицание заслужила лаодикийская церковь, и никакой похвалы. Она вызывала у Христа отвращение, будучи теплой: ни холодной, ни горячей. Таким же был и «ангел» ее, т. е. пастор. Под определением «теплый» подразумевается неистинный (христианин): он как будто не из числа глубоко заблуждающихся или явных грешников, однако и к Господнему учению относится с «прохладцей». Пребывание в духовной дремоте является для него обычным состоянием. И таким было обычное состояние лаодикийской церкви.

Извергну тебя из уст Моих — этот образ навеян, возможно, тем, что в древности на праздниках и при совершении религиозных церемоний люди пили горячие или холодные напитки, и никогда — теплые. Для лаодикийских христиан этот образ был исполнен особого смысла и потому, что вода в их город подавалась по трубам из Иераполиса, расположенного на несколько миль севернее, и пока достигала Лаодикии, становилась неприятно тепловатой!

Откр 3:17. О духовной «тепловатости» лаодикийцев свидетельствовали их самодовольство, их удовлетворенность материальным богатством и неспособность при этом увидеть свою духовную нищету. Резко и даже страшно звучат слова Христа, обращенные к ним: ты несчастен и жалок, и нищ и слеп и наг.

3. НАСТАВЛЕНИЕ (3:18−19)

Откр 3:18−19. Золото, как известно, символ материального богатства. Лаодикийцы были богаты; однако Христос советует им купить золото у Него — не обычное золото, а то, огнем очищенное, посредством которого они смогут прославить Бога и стать воистину богатыми. Это, очевидно, совет получить у Бога всесильную Его благодать, приобрести у Него, то духовное богатство, которым лаодикийцы не обладали.

Люди в этом городе одевались в красивые одежды, примечательно, что преимущественно — черного цвета; дело в том, что более всего Лаодикия была известна производством шерсти и славилась одеждой именно черного цвета, изготовленной из нее. Но «во исцеление» от своей духовной наготы местные христиане нуждались в иной, а именно в белой одежде (сравните стих 4), символизировавшей праведность.

А еще Христос советует им помазать глаза глазной мазью. В Лаодикии, при храме Эскулапа, существовала медицинская школа, где изготовляли особую мазь от распространенных на Ближнем Востоке и в Малой Азии глазных болезней. Но верующие в Лаодикии страдали слабостью духовного зрения и прежде всего, нуждались в исцелении от нее.

Лаодикийская церковь, действительно существовавшая, — это и прообраз тех последующих (включая современные) церквей, которые, не замечая своей духовной нищеты, гордятся прекрасными церковными зданиями и материальным своим богатством. Именно к ним обращен (и звучит в веках) призыв Господа стать ревностными и покаяться.

Христос обличал лаодикийцев, потому что любил их. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю, — заявляет Он.

4. ОБЕЩАНИЕ (3:20−22)

Откр 3:20−21. Христос рисует проникающую в душу картину — Себя Самого, стоящего у запертой изнутри двери. Он стоит у этой двери и стучит… Много веков спустя картину на эту тему написал кто-то из людей.

Просьба Господа «отворить дверь» обращена к тем, кто в состоянии услышать Его призыв. Им Он обещает: …войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною. Пока Христос «стоит за дверью», людям недоступны ни подлинное братство, ни истинное богатство, которые даются лишь чудной благодатью Божией. Они делаются достоянием только тех, кто «отворят дверь» перед Ним. Призыв Господа в большей мере направлен к верующим чем к неверующим. Тут поднимается важный вопрос о степени личного общения христианина с Богом. Отвечающему Ему, т. е. побеждающему, Христос обещает право сесть с Ним на его престоле и разделить с Ним славу победы.

Откр 3:22. В заключение звучат знакомые слова: Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.

В посланиях к семи церквам Богом предусмотрено все необходимое и для «исцеления» современных церквей, для решения тех проблем, с которыми они сталкиваются. Это и непреходящая опасность «потери первой любви» (2:4), и боязнь страданий (2:10), и ошибочные учения (2:14−15), и снижение моральных стандартов (2:20), и духовная омертвелость (3:1−2), и неумение крепко держаться первоапостольского учения (3:11), и теплость (3:13−16). Обо все это и сегодня претыкаются верующие, как претыкались в первом веке. А поскольку семь послания исходят от Самого Христа, они приобретают значение последнего слова, обращенного Богом ко всем церквам во все столетия. Это Его последний призыв — ко всем, кто хочет Его слышать. Современным верующим хорошо бы понять это и осознать.

ПОСЛАНИЕ СЕМИ ЦЕРКВАМ:

Ефеская (2:1−7)

Христос: держит семь звезд в деснице Своей и ходит посреди семи золотых светильников.
Похвала: за дела, труд, терпение. Не может сносить развратных, ненавидит дела Николаитов.
Обличение: оставил первую любовь свою.
Наставление: вспомни; покайся и твори прежние дела.
Обещание: будет вкушать от древа жизни.

Смирнская (2:8−11)

Христос: первый и последний, был мертв и се, жив.
Похвала: за дела, за стойкость в скорби и нищете.
Обличение: отсутсвует.
Наставление: не бойся. Будь верен до смерти.
Обещание: венец жизни; не потерпит вреда от второй смерти.

Пергамская (2:12−17)

Христос: имеет обоюдоострый меч.
Похвала: за дела, верность Христу и крепкую веру.
Обличение: допускаешь ложные учения.
Наставление: покайся.
Обещание: получит небесную манну и белый камень с новым именем, написанным на нем.

Фиатирская (2:18−29)

Христос: Сын Божий с пламенными очами и ногами подобными халколивану.
Похвала: за дела, любовь, служение, веру, терпение. Последние дела больше первых.
Обличение: попускаешь Иезавели вовлекать в разврат и вводить в заблуждение.
Наставление: покайся и держи то, что имеешь.
Обещание: получит власть над язычниками и утреннюю звезду.

Сардисская (3:1−6)

Христос: имеет семь духов и держит семь звезд.
Похвала: упрек, вместо похвалы: несовершеные дела, обманная репутация «живого».
Обличение: ты мертв.
Наставление: бодрствуя. Утверждай то доброе, что еще имеешь. Вспомни, что ты принял, храни это и покайся.
Обещание: будет облечен в белую одежду: имя побеждающего будет исповедано Христом перед Отцом и ангелами Его.

Филадельфия (3:7−13)

Христос: Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов
Похвала: за дела, за то, что сохранил Слово Христа и не отрекся от имени Его.
Обличение: отсутсвует.
Наставление: держи то, что имеешь.
Обещание: побеждающий будет столпом в храме Бога. Имя Божие будет написано на нем, а также — имена Нового Иерусалима и новое имя Христа.

Лаодикия (3:14−22)

Христос: Аминь, Свидетель верный и истинный. Начало создания Божия.
Похвала: отсутсвует.
Обличение: ты тепл — ни горяч и не холоден; несчастен, жалок, нищ, слеп и наг.
Наставление: купи (у Христа) золото, огнем очищенное, белую одежду и глазную мазь. Покайся.
Обещание: побеждающий будет «вечерять» со Христом. Он сядет с Ним на престоле Его.

Примечания:

 
Пераклад Л. Дзекуць-Малея
9 Пачыная з выдання 1985 года у тэксте змена: «Сатаны» на → «шатана».
 
 


2007–2024. Зроблена з любоўю для тых, што любяць і шукаюць Бога. Калі ў вас ёсць пытанні ці пажаданні, то пішыце нам: bible-man@mail.ru.