1 Now when the queen of Sheba heard of the fame of Solomon, she came to Jerusalem to test Solomon with difficult questions. She had a very large retinue, with camels carrying spices and a large amount of gold and precious stones; and when she came to Solomon, she spoke with him about all that was on her heart.
Solomon’s Wealth and Power
13 Now the weight of gold which came to Solomon in one year was 666 talents of gold,
Death of Solomon
31 And Solomon slept with his fathers and was buried in the city of his father David; and his son Rehoboam reigned in his place.
(Ср. 3Цар 10:1−25, 11:41−43) 1−12. Посещение Соломона царицей Савской. 23−28. Богатства, роскошь и слава Соломона. 29−31. Заключительные замечания о царствовании Соломона.
2Пар 9:1. Царица Савская, услышав о славе Соломона, пришла испытать Соломона загадками в Иерусалим, с весьма большим богатством, и с верблюдами, навьюченными благовониями и множеством золота и драгоценных камней. И пришла к Соломону и беседовала с ним обо всем, что было на сердце у нее.
2Пар 9:2. И объяснил ей Соломон все слова ее, и не нашлось ничего незнакомого Соломону, чего он не объяснил бы ей.
2Пар 9:3. И увидела царица Савская мудрость Соломона и дом, который он построил,
2Пар 9:4. и пищу за столом его, и жилище рабов его, и чинность служащих ему и одежду их, и виночерпиев его и одежду их, и ход, которым он ходил в дом Господень, — и была она вне себя.
2Пар 9:5. И сказала царю: верно то, что я слышала в земле моей о делах твоих и о мудрости твоей,
2Пар 9:6. но я не верила словам о них, доколе не пришла и не увидела глазами своими. И вот, мне и вполовину не сказано о множестве мудрости твоей: ты превосходишь молву, какую я слышала.
2Пар 9:7. Блаженны люди твои, и блаженны сии слуги твои, всегда предстоящие пред тобою и слышащие мудрость твою!
2Пар 9:8. Да будет благословен Господь Бог твой, Который благоволил посадить тебя на престол Свой в царя у Господа Бога твоего. По любви Бога твоего к Израилю, чтоб утвердить его на веки, Он поставил тебя царем над ним — творить суд и правду.
2Пар 9:9. И подарила она царю сто двадцать талантов золота и великое множество благовоний и драгоценных камней; и не бывало таких благовоний, какие подарила царица Савская царю Соломону.
2Пар 9:10. И слуги Хирамовы и слуги Соломоновы, которые привезли золото из Офира, привезли и красного дерева и драгоценных камней.
2Пар 9:11. И сделал царь из этого красного дерева лестницы к дому Господню и к дому царскому, и цитры и псалтири для певцов. И не видано было подобного сему прежде в земле Иудейской.
2Пар 9:12. Царь же Соломон дал царице Савской все, чего она желала и чего она просила, кроме таких вещей, какие она привезла царю. И она отправилась обратно в землю свою, она и слуги ее.
Повествование 2 Паралипоменон о посещении Соломона царицей Савской почти дословно сходно с параллельным рассказом (3Цар 10:1−13). См. Толков. Библию II. В евр. тексте неодинаково в обеих книгах названо устроенное Соломоном сооружение для храма и для дворца: по (2Пар 9:11) /месиллот/ — лестницы, LXX ἀναβάσεις, Vulg. Gradus, сл.: «степе́ни», по (3Цар 10:12) — /мисад,/ «перила». Археология ветхозаветного храма решает этот вопрос в пользу терминологии 2 Паралипоменон (Олесницкий, с. 646; Толков. Библия II, с. 453).
2Пар 9:13. Весу в золоте, которое приходило к Соломону в один год, было шестьсот шестьдесят шесть талантов золота.
2Пар 9:14. Сверх того, послы и купцы приносили, и все цари Аравийские и начальники областные приносили золото и серебро Соломону.
2Пар 9:15. И сделал царь Соломон двести больших щитов из кованого золота, — по шестисот сиклей кованого золота пошло на каждый щит, —
2Пар 9:16. и триста щитов меньших из кованого золота, — по триста сиклей золота пошло на каждый щит; и поставил их царь в доме из Ливанского дерева.
2Пар 9:17. И сделал царь большой престол из слоновой кости и обложил его чистым золотом,
2Пар 9:18. и шесть ступеней к престолу и золотое подножие, к престолу приделанное, и локотники по обе стороны у места сидения, и двух львов, стоящих возле локотников,
2Пар 9:19. и еще двенадцать львов, стоящих там на шести ступенях, по обе стороны. Не бывало такого [престола] ни в одном царстве.
2Пар 9:20. И все сосуды для питья у царя Соломона были из золота, и все сосуды в доме из Ливанского дерева были из золота отборного; серебро во дни Соломона вменялось ни во что,
Сн. (3Цар 10:14−21). Об устройстве престола или царского трона Соломона по иудейской традиции см. замечания к (3Цар 7:7) в Толков. Библии II, с. 458.
2Пар 9:21. ибо корабли царя ходили в Фарсис с слугами Хирама, и в три года раз возвращались корабли из Фарсиса и привозили золото и серебро, слоновую кость и обезьян и павлинов.
Сн. (3Цар 10:22). Во 2 Паралипоменон здесь, как и в (2Пар 20:36−37), представляется, будто флот Соломона совершал плавание в Фарсис; на самом же деле он ходил в Офир, и название «Фарсисский» имеет другой смысл. См. Толков. Библию т. II, с. 467.
2Пар 9:25. И было у Соломона четыре тысячи стойл для коней и колесниц и двенадцать тысяч всадников; и он разместил их в городах колесничных и при царе — в Иерусалиме;
2Пар 9:26. и господствовал он над всеми царями, от реки Евфрата до земли Филистимской и до пределов Египта.
2Пар 9:27. И сделал царь [золото и] серебро в Иерусалиме равноценным простому камню, а кедры, по их множеству, сделал равноценными сикоморам, которые на низких местах.
2Пар 9:28. Коней приводили Соломону из Египта и из всех земель.
Здесь только ст. 26 дает новую мысль (ср. 3Цар 4:21), стихи же 25, 27−28 представляют повторение сказанного в (2Пар 1:14−17). Сн. также (3Цар 10:26−27) и (3Цар 4:26). Число имевшихся у Соломона стойл или колесниц в разных местах и по разным текстам неодинаково: по данному месту 2 Паралипоменон и (3Цар 4:26) — 40 000 стойл (по некоторым кодд. LXX и Vulg также слав.: — 40 000 коней); по (2Пар 1:14) и (3Цар 10:26) — 1 400 колесниц. Но для 1 400 колесниц не было нужды в 40 000 конях; вероятно, следует читать: 4000 коней (проф. Гуляев, с. 514; проф. Олесницкий, с. 646; Толков. Библия II, с. 453).
2Пар 9:29. Прочие деяния Соломоновы, первые и последние, описаны в записях Нафана пророка и в пророчестве Ахии Силомлянина и в видениях прозорливца Иоиля о Иеровоаме, сыне Наватовом.
2Пар 9:30. Царствовал же Соломон в Иерусалиме над всем Израилем сорок лет.
2Пар 9:31. И почил Соломон с отцами своими, и похоронили его в городе Давида, отца его. И воцарился Ровоам, сын его, вместо него.
Сн. (3Цар 11:41−43). Падение Соломона и суд Божий над ним и домом Божиим, о чем рассказывает 3-я книга Царств (3Цар 11:1−40), не входят в повествования 2 Паралипоменон: летописный характер книг Паралипоменон и особая цель этих книг, по-видимому, не допускали включения в повествование упомянутого материала (подобно как политические придворные происшествия, рассказанные в 1−11 главах 3 Царств, не вошли в кн. Паралипоменон)4. Летописный и документальный характер книг Паралипоменон отмечается здесь (ст. 29) подробным указанием трудов известных пророков — историографов; Нафана, Ахии, Иеддо, тогда как в параллельном стихе (3Цар 11:41) названа лишь вообще «книга дел Соломоновых». «Пророк Нафан принадлежит к числу тех лиц, о которых в кн. Паралипоменон не раз упоминается, но писания которых не дошли до нас. О пророке Нафане упоминается во (2Цар 7:2−17; 3Цар 1:8−45; Пс 50:2; 1Пар 17:1−15, 29:29; 2Пар 9:29, 29:25). Из этих мест видно, что он имел значительное влияние как на политические, так и на церковные» (проф. Гуляев, с. 514−515). Ахия Силомлянин известен только по предсказаниям: о разделении еврейского царства на два (3Цар 11:29−39) и о гибели дома Иеровоама (3Цар 14:4−16; 2Пар 10:15); кроме того, по данному месту, составлял летописи последнее известно и о Иеддо, упоминаемом еще во (2Пар 12:15, 13:22).
Главы XI-XXXVI, образующие вторую и большую часть второй книги Паралипоменон, содержат повествование о всех царях Иудейского царства с момента отделения от него Израильского и до падения первого с вавилонским пленом.
* * *
4 Именно особый характер и цель повествования кн. Паралипоменон, а не произвольное тенденциозное искажение древних записей послепленным писателем, как полагает, напр., I. Wellhausen, послужили причиной отмеченных разностей в повествовании 3 Царств и 2 Паралипоменон о царствовании Соломона. По Велльгаузену (Prologomena zur Geschichte Israels. 3 — te A. Berlin 1886. S. S. 192−193), напротив, — во 2 Паралипоменон «древний образ (царствования Соломона) так затушеван, что уничтожены все темные и неприятные черты и взамен того вставлены новые и блестящие краски не в духе оригинала, но во вкусе времени: священники левиты, огонь с неба, исполнение всей правды закона и много музыки, кроме того, всякие легендарные анахронизмы и преувеличения. Материал «предания является преломленным о чуждую среду, — дух послепленного Иудейства».