От Луки 4 глава

Евангелие от Луки
Аверинцев: отдельные книги → Новый Библейский Комментарий

Аверинцев: отдельные книги

1 Исполнясь Духа Святого, Иисус возвратился с Иордана и был уведен Духом в пустыню;
2 и там Он сорок дней ничего не ел, терпя искушение от диавола. И когда истекли они, ощутил Он голод.
3 И диавол сказал Ему:
«Если Ты — Сын Божий, скажи этому камню, чтобы он сделался хлебом!»
4 "И ответил ему Иисус: «Сказано в Писании:
"Не одним только хлебом жив будет человек"»."
5 И показал Ему диавол с высоты во мгновение ока все царства земли;
6 и сказал Ему диавол:
«Я отдам Тебе всю власть и всю славу этих царств, ибо она вручена мне, и я даю ее, кому хочу;
7 так вот, если Ты преклонишься предо мной, все будет Твое».
8 "И сказал Иисус ему в ответ: «Сказано в Писании:
"Господу, Богу Твоему, поклоняйся,
и Ему одному служи"»."
9 И перенес он Иисуса в Иерусалим, и поставил на навершие Храма, и сказал:
«Если Ты Сын Божий, кинься отсюда вниз:
10 "ведь сказано же в Писании:
"Ангелам Своим Он вверил Тебя, да сохранят Тебя";"
11 "и еще:
"на руках понесут Тебя,
чтобы не преткнулся Ты о камень ногою Твоей»."
12 "И сказал Иисус ему в ответ:
«И другое сказано:
"Не искушай Господа, Бога твоего"»."
13 И диавол, окончив все искушения, отступил от него до времени.
14 И возвратился Иисус в силе Духа в Галилею, и молва о Нем прошла по всему краю;
15 и учил Он в местных синагогах, и все Его прославляли.
16 И пришел Он в Назарет, где был воспитан, и в день субботний пришел, как делал обычно, в синагогу, и встал, чтобы исполнять дело чтеца.
17 И подали Ему свиток пророка Исаии. И развернув свиток, нашел Он место, где написано:
18 «Дух Господа на Мне,
ибо Он посвятил Меня помазанием Своим:
благовестить убогим
послал Он Меня,
19 возвещать плененным свободу
и слепцам прозрение,
отпускать на волю утесняемых,
возвещать лето Господне благоприятное!»
20 И свернув свиток, Он отдал его служителю и сел; и взоры всех в синагоге устремились на Него.
21 И начал Он говорить им, что ныне исполняется перед ними это слово Писания.
22 И все это подтвердили и дивились тем словам благодати, которые Он говорил, и спрашивали:
«Разве Он — не сын Иосифа?»
23 "И сказал Он им:
«Без сомнения, вы сейчас скажете Мне с присказкой: "Врач, исцели себя! Что Ты, как мы наслышаны, сделал в Капернауме, сделай, мол, здесь, у Тебя на родине!"»."
24 И Он сказал:
«Аминь, говорю вам: не бывает пророк принят на родине своей.
25 И еще говорю вам в согласии с истиной, что много было вдов в Израиле во дни пророка Илии, когда заключено было небо на три года и шесть месяцев, так что по всей земле сделался голод великий;
26 но ни к единой из них не был послан Илия, а был он послан к вдовице в Сарепту, в Сидонскую землю.
27 И много было в Израиле прокаженных при пророке Елисее, и ни один из них не был очищен, а только Нееман, сириец».
28 И все в синагоге, слыша это, исполнились ярости.
29 Они поднялись, и вывели Его вон из города, и повлекли к обрыву горы, на которой построен их город, чтобы сбросить Его с кручи;
30 а Он, пройдя посреди них, пошел Своим путем.
31 И спустился Он в галилейский город Капернаум; и в субботу наставлял Он их,
32 и дивились они тому, как Он учит, потому что слово Его было со властью.
33 И был в синагоге человек, одержимый нечистым духом бесовским, и он закричал громким голосом:
34 «Пусти! Чего Ты хочешь от нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! Знаю, кто Ты, Ты — Святой Божий!»
35 И пригрозил ему Иисус, говоря:
«Замолчи и выйди из него!»
И бес, повалив того человека посреди синагоги, вышел из него, не причинив ему никакого вреда.
36 И нашел на всех ужас, и они переговаривались между собой:
«Что это значит, что Он со властью и силой приказывает нечистым духам, и те выходят?»
37 И молва о Нем расходилась по всей округе.
38 А выйдя из синагоги, Он пришел в дом Симона; а теща Симона лежала в жестоком жару, и Его попросили ей помочь.
39 И Он, наклонясь над ней, заклял жар, и он ее оставил. И она тотчас же встала и принялась исполнять долг гостеприимства.
40 А когда зашло солнце, все, у кого были больные разнообразными недугами, приводили их к Нему; а Он, возлагая на каждого руки, исцелял их.
41 И бесы с воплями выходили из многих и говорили:
«Ты — Сын Божий!»
А Он грозил им и не дозволял вещать, ибо они знали, что Он — Христос.
42 Когда же наступил день, Он вышел и удалился в пустынное место. А народ искал Его, и нашел, и Его пытались удержать, чтобы Он не уходил от них.
43 Но Он сказал им:
«И по другим городам должен Я возвещать Благую Весть о Царстве Божием, потому что для этого Я послан».
44 И он продолжал проповедовать в синагогах Иудеи.

Новый Библейский Комментарий

4:1−13 Искушение в пустыне (см.: Мф 4:1−11; Мк 1:12, 13). Сразу же после того как на Иисуса в момент крещения снизошел Святой Дух, Он был послан в пустыню, где Его принялся искушать дьявол. Искушения заключались в том, что дьявол пытался обманом спровоцировать Иисуса Христа на неправедные поступки. Однако силой Святого Духа Иисус устоял против всех искушений.

Первое искушение (3, 4) было построено на попытке заставить Иисуса воспользоваться Своим только что подтвержденным статусом (3:22) и чудесным образом превратить камни в хлеба, чтобы утолить голод. Искушение было направлено против послушания Иисуса Своему Отцу, враг пытался убедить Его, что удовлетворение телесных потребностей гораздо важнее духовного опыта, который укрепляет человека (Рим 5:3). Иисус ответил цитатой из Писания, что в жизни человеческой утоление телесного голода — не самое важное. Иными словами, дьявол сделал Иисусу заманчивое предложение, но Тот отказался, поскольку это противоречило Писанию.

Тогда (5−8) дьявол поднял Иисуса на высокую гору, откуда был виден весь мир. На правах князя этого мира (Ин 12:31) дьявол предложил отдать свою власть Иисусу, если Тот признает приоритет дьявола. На этот раз искушение было менее тонким. На самом деле мир не принадлежит дьяволу, и его обещаниям нельзя доверять. Более того, поклоняться дьяволу и одновременно служить Богу невозможно (Втор 6:13).

В конце концов (9−12) дьявол, загнанный в угол цитатами из Писания, попытался использовать Писание в собственных интересах. Он объявил Иисусу, что утверждение в Пс 90:11, 12 дает Ему право броситься с крыла храма вниз в долину Кедрон. Дьявол заявил, что этот поступок послужил бы доказательством того, что Иисус полностью доверяется Богу, как Сын Отцу. В действительности это было бы проявлением недоверия: не следует испытывать того, кому полностью доверяешь, особенно если это Господь Бог (Втор 6:16). Приняв предложение дьявола, Иисус продемонстрировал бы неверие в то, что Он — Сын Божий и что Его Отцу можно доверять. Так, дьявол каждый раз оказывался побежденным и на какое-то время оставил свои попытки. Хотя дьявол больше не упоминался впрямую до 22:3, он продолжал действовать и в промежуточный период (напр.: 13:16 и др.).

Все искушения были направлены против Иисуса как Сына Божьего. Соблазняя Его завоевать людское доверие способностью творить чудеса, они не затрагивали непосредственно Его мессианское служение, но были направлены на то, чтобы испортить личные отношения Иисуса с Богом, которые лежали в основании Его статуса Мессии. Но если Израиль, находясь в пустыне, проявил недоверие и непослушание Богу (Втор. 6−8), то Мессия оставался верящим и послушным.

4:14 — 9:50 Служение Иисуса в Галилее

4:14 — 5:11 Благие вести о Царстве

4:14−15 Вводное резюме (ср.: Мф 4:12−17; Мк 1:14, 15). Лука начинает повествование о проповеднической деятельности Иисуса с краткого изложения, которое показывает, что Иисус действовал как Учитель, что Он производил яркое впечатление на людей из разных мест, в результате чего немедленно прославился.

4:16−30 Иисус учительствует в Назарете (ср.: Мф 13:53−58; Мк 6:1−6). Скорее всего, Лука намеренно помещает этот эпизод несколько раньше, чем он происходил на самом деле (см.: Мк 6:1−6), потому что с него очень удобно начинать разговор о служении Иисуса. Богослужение в синагогах состояло из молитв, чтений из Закона и пророческих книг и проповеди. Начальник синагоги стоя читал молитвы и Писание, затем садился и произносил проповедь. Любой из присутствующих мог получить приглашение принять участие в проповеди (ср.: Деян 13:15). Во время «первого урока» цитаты из закона зачитывали в соответствии с установленным списком, но из пророков, во время «второго урока», очевидно, можно было читать по собственному выбору. Иисус зачитал Ис 61:1, 2 и дал отрывку толкование (которое, без сомнения, здесь предельно сокращено), отметив, что это пророчество уже исполнилось. Он особо подчеркнул исполнение пророчества ныне, то есть в настоящий момент: то, что предсказал пророк века тому назад, теперь свершилось. Он учил, что пророчество обрело исполнение в личности: Помазанный Святым Духом и есть Сам Иисус. Он также указал на благоприятность свершения: теперь наступило время Господнего спасения. Можно считать особым знаком, что Иисус не до конца прочитал стих из Книги Пророка Исайи, опустив слова «...и день мщения Бога нашего». Зато в текст включена фраза из Ис 58:6, скорее всего, добавленная автором, поскольку она отлично подходит для характеристики служения Иисуса. Не следует все здесь воспринимать буквально (ср.: Лк 1:46−55). Лето Господне благоприятное означает время, милосердно избранное Господом для того, чтобы оказать милость Своему народу, это перекликается с понятием «юбилейного года», в который прощаются все долги.

Изумление иудеев немедленно превратилось во враждебность, как только они узнали об исключительности кого-то из их среды (известного как Иосифов сын; но см.: Мк 6:3), сделавшего столь серьезное заявление о Себе. Им хотелось немедленно увидеть какой-нибудь знак, удостоверяющий истинность Его слов, вроде тех чудес, которые, по слухам, Он совершил в Капернауме. В любом случае, они отказались признать Его как пророка, на что Иисус мог ответить только то, что, когда пророки Израиля сталкивались с подобным недоверием, они совершали свои великие дела за пределами Израиля (3Цар 17:8−16; 4Цар 5:1−14). Слова Христа звучат как приговор скептикам Назарета. Кроме того, в Его словах присутствует указание на то, что в конечном счете Благая весть должна быть возвещена язычникам (хотя Сам Иисус продолжал служение среди иудеев). Охваченные яростью, люди попытались казнить Его без суда и следствия.

Примечания. Ст. 22 Хотя такой резкий перепад людского настроения от хвалы к недоверию сложно понять, однако следует отметить, что здесь подряд приводятся упоминания о двух или более инцидентах (16−22, 23, 24, 25−30), которые следовали один за другим. Может быть, глагол засвидетельствовали означает «засвидетельствовали это против Него», а глагол дивились может указывать скорее на раздражение, чем на принятие Его слов. Слова благодати — это слова, говорящие о благодати Господа.

Ст. 25 Три года и шесть месяцев — см.: Иак 5:17.

Ст. 30 Не обязательно понимать этот стих как чудесное исчезновение Христа.

4:31−44 Иисус учительствует в Капернауме (см.: Мф 8:14−17; Мк 1:21−39). Из нагорной страны Иисус отправился в страну озерную — Капернаум. Одним из основных видов Его деятельности было учение в синагогах, куда народ собирался праздновать субботу. Там присутствовал человек, одержимый злыми духами, который в современном мире посчитался бы сумасшедшим (душевнобольным). Это, тем не менее, нельзя считать точным диагнозом для всех одержимых, описанных в Евангелии, ведь некоторые из них, напротив, обладали некоей духовной прозорливостью, которой были лишены обычные люди. Присутствие зла, сверхъестественные силы нельзя сбрасывать со счетов из-за того, что это непонятно, и так же, как богословы сознают, что Святой Дух благодатно воздействует на людей, так и нам следует допустить возможность воздействия на людей злых духов. Этот человек смог увидеть в Иисусе Божественное начало и понять Его миссию. Святый Божий означает здесь то же, что и Сын Божий, или Христос (41), и подчеркивает противоположность Иисуса, как носителя Святого Духа, всему нечестивому. Возможно, бес надеялся, что сможет воздействовать на Иисуса, назвав Его по имени, в соответствии с одним из древних суеверий. Однако Иисус повелел бесу выйти из несчастного. Исцеление бесноватого усилило воздействие проповедей Иисуса на жителей Капернаума.

Он мог не только изгонять бесов, но и исцелять людей от различных болезней. Горячка (то есть лихорадка) здесь может быть древним медицинским термином. Но Иисус запрещает горячке, как если бы это был человек. Смысл, вероятно, в том, что Он поражал силы зла, проявляющиеся в человеке в виде болезней.

Поскольку у иудеев наступление нового дня начиналось на закате, запреты на работу и перемещения во время субботы были сняты, и снова можно было приносить больных к Иисусу. Он велел бесу замолчать, потому что хотел, чтобы люди сами поняли, Кто Он.

Когда настало утро, Он сознательно удалился от толп народа. Лука не указывает, что в это время Иисус молился (хотя об этом говорится в Мк 1:35; см. также: 5:16). Его Божественной миссией в этот период времени было распространение повсюду Благой вести о Царстве Божьем (см.: Мк 1:15), поэтому Он не мог Себе позволить оставаться слишком долго в одном городе, чтобы не стать предметом поклонения в каком-либо одном месте. И Он ходил по всей Палестине, включая Галилею, хотя и не посещал южные пределы страны — Иудею — до определенного времени.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.