Иов 1 глава » Иов 1:11 — толкование отцов церкви.

Толкование на Иов 1:11

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на Иов 1:11 / Иов 1:11

Иов 1 стих 11 — синодальный текст:
но простри руку Твою и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя?

Иоанн Златоуст (~347−407)

Ст. 11−12 но простри руку Твою и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня

Дьявол хотел и вожделел сам получить эту власть, но не осмелился произнести этого. Он говорит: Но Ты простри руку Твою. Затем, чтобы дьявол не говорил: «Ты, поражая, щадил Его, потому что он Твой слуга», Бог не сделал того, о чем тот просил. Впрочем, Он мог, даже сделав это, ответить ему: «Я сделал то, что ты хотел. Ты сказал, чтобы Я коснулся его». Но Он делает нечто большее.

Источник: Комментарий на Книгу Иова.

Григорий Двоеслов (~540−604)

но посли руку Твою и коснися всех, яже имать, аще не в лице Тя благословит

Исторический смысл

Следует заметить, что когда сатана стремится искушать святого мужа, он, тем не менее, просит Господа, чтобы Тот протянул Свою руку. Ведь, хотя дьявол по необыкновенной гордости возносится над Самим Творцом, но все же не признает за собой силы касаться Иова. Дьявол знает, что ничего не может делать сам, так как и дух в нем возник не от него самого. Потому и в Евангелии изгоняемый из человека легион говорит: «Если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней» (Мф 8:31). Что же удивительного, если тот, кто не может сам войти в свиней, без руки Творца не имеет силы касаться дома святого мужа?

Известно, что воля сатаны всегда злая, но действия его всегда справедливы, так как волю он имеет свою, а власть — от Бога. Он устремляется несправедливо делать лишь то, что по Своей справедливости разрешает ему Бог. Об этом так сказано в книге Царств: «Напал от Господа злой дух на Саула» (1 Цар 18:10). Это один и тот же дух: и «от Господа», и «злой». «От Господа» , поскольку получает власть от Его справедливой силы; «злой» — по несправедливому желанию своей воли. Поэтому, не нужно бояться того, кто силен только тогда, когда ему разрешают. Следует бояться только Того, Кому несправедливая воля свирепо нападающего врага служит для праведного суда. Просит чуть-чуть протянуть руку, потому что желает уничтожить внешние вещи. И сатана не будет полагать, что сделал что-либо великое, пока не ранит в душу, чтобы, поражая, отделить от того отечества, вдали от которого лежит он сам, пораженный оружием своей гордости.

Но что значит, когда сатана говорит: «благословит ли он Тебя в лицо» ? Мы смотрим на то, что любим, и отворачиваем наше лицо от того, от чего хотим отказаться. Таким образом, что есть лицо Божие, как не познание Его благоволения? Дьявол говорит: «Протяни немного руку Твою и коснись всего, чем он владеет, — благословит ли он Тебя?» Этим он словно хочет сказать: «Забери то, что Ты дал. Если он потеряет то, что получил, то не будет искать Твоего благоволения, когда отняты временные вещи. Ведь если он не будет в них радоваться, то со злословием станет презирать Твою благость». Истина никоим образом не побеждается хитрым требованием сатаны, но уступает лжи Своего врага, чтобы увеличить награду верного раба.

Таинственный смысл

Дьявол верил, что Иов в спокойное время защищен благодатью Божией, но считал, что он может грешить во время страданий. Он как бы открыто говорит: «испытаем человека скорбями, и узнаем, что Тот, Кого считали из-за чудес Богом, — грешник».

Нравственный смысл

По большей части бывает так, что пока мы приносим в обилии плод добродетели, пока укрепляемся в постоянном благополучии, то ум постепенно надмевается и начинает думать, что те блага, которые он имеет у себя, происходят от его собственных усилий. Поэтому древний враг естественно домогается того, чтобы прикоснуться к этим благам; но прикоснуться не иначе, как если это милостиво позволит Бог, так, чтобы ум, ударяемый искушением, был потрясен среди тех благ, о которых он радовался, и, признав слабость своей беспомощности, еще более утвердился в надежде божественной помощи. Это бывает по удивительной Божественной щедрости, чтобы, где злой враг прикасается к сердцу, дабы уничтожить его, там же милосердый Создатель просвещает его, чтобы оно жило.

См. также Толкование на Иов 1:7

Источник: Моралии на книгу Иова.

Макарий Великий (~300−391)

но посли руку Твою и коснися всех, яже имать, аще не в лице Тя благословит

Не просто и то, что написано об Иове, как просил его себе сатана; потому что ничего не мог сделать сам собою без попущения. Что же говорит диавол Господу? Отдай его мне в руки, «аще не в лице Тя благословит»? Так и ныне и Иов тот же, и Бог тот же, и диавол тот же. В то самое время, когда Иов видел себе помощь Божию, был ревностен и горяч по благодати, просит его себе сатана и говорит Господу: „поелику помогаешь ему и защищаешь его; служит Тебе. Оставь его, и предай мне; «аще не в лице Тя благословит?»“ Наконец, как бы по тому самому, что душа утешается, благодать отступает от нее, и душа предается искушениям. Поэтому, приходит диавол, и наносит ей тысячи бедствий, безнадежность, отчаяние, лукавые помышления, и сокрушает душу, чтобы расслабить ее и соделать далекою от упования на Бога.

Душа же благоразумная и в бедствиях и в скорби не теряет надежды, но владеет, чем обладала, и что ни было бы ей нанесено, среди тысячей искушений, все претерпевая, говорит: „если и умру, не оставлю Его“. И тогда-то, если человек претерпит до конца, Господь начинает препираться с сатаною: „видишь, сколько зол и скорбей причинил ты ему, и не послушался он тебя; но Мне служит, Меня боится“. Посрамляется тогда диавол, и ничего не может уже сказать. Ибо, если бы знал и об Иове, что, подвергшись искушениям, претерпит их и не уступит над собою победы, то не стал бы просить его себе, чтобы не быть посрамленным. Так и ныне посрамляется сатана претерпевающими скорби и искушения, и раскаивается в том, что ни в чем не успел. Ибо Господь начинает вещать ему такое слово: „вот, в твою отдавал его волю, попускал тебе искушать его; мог ли же ты что-нибудь сделать? послушал ли он тебя в чем либо?“

Источник: Собрание рукописей типа II. Беседа 26.

Иоанн Кронштадтский (1829−1908)

но посли руку Твою и коснися всех, яже имать, аще не в лице Тя благословит

Если ты не любишь Бога при тех благах, кои Он даровал и дарует тебе, — беда тебе: дары Божии увеличат твое осуждение. Если же и любишь, но потому только, что Он прежде возлюбил тебя и по любви Своей осыпал тебя Своими благодеяниями, то и это не принесет тебе много пользы: если любите любящих вас… (Лк 6:32). В несчастье ты забудешь своего Благодетеля, или, по крайней мере, тебе может угрожать эта опасность. Люби Бога бескорыстно, за то, что Он — твой Бог, твой Творец, от Которого ты в полной зависимости, как глиняный сосуд в доме горшечника; за то, что Он есть Совершенство бесконечное, которое нельзя не любить: можно ли не любить высочайшую Истину, высочайшее Добро и высочайшую Красоту, которых мы так усердно ищем и к которым стремимся всю жизнь? Это наш Первообраз: можно ли образу не иметь естественного влечения к своему прототипу?

Источник: Дневник. Том I. 1856.

Дидим Слепец (~312−398)

Ст. 11−12 но простри руку Твою и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня

Следует понимать, что рукой Божьей называется с равной вероятностью или карающая и предназначенная для этого сила, которую божественное Писание обычно называет сосудами гнева (Иер 27:25, LXX [Иер 50:25 — церковносл. и рус. перевод — прим ред.]), или защищающая и оберегающая сила, согласно сказанному: Никто не может похитить из руки Отца Моего (Ин 10:29). А возможно, и Сын принимает в защищающую и укрепляющую руку пребывающих под ней, согласно сказанному: Десница Господня возвысила меня, десница Господня сотворила силу (Пс 117:16). <…> Без божественного попущения никто не подвергается искушениям. Ибо Бог говорит: Вот, я даю все в руку твою. И чтобы сделалось очевидным, что Он отмеряет и попускает, добавлено: Но его не касайся. Поэтому обстояния приключаются не от злого рока и не сами собой, но по попущению Божьему, согласно уже сказанному при описании добродетели Иова, а иногда и по другим причинам, о которых будет сказано далее.

Источник: Комментарий на Книгу Иова.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.