Исаия 1 глава » Исаия 1:9 — толкование отцов церкви.

Толкование на Исаия 1:9

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на Исаия 1:9 / Ис 1:9

Исаия 1 стих 9 — синодальный текст:
Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре.

Василий Великий (329/30−379)

И аще не бы Господь Саваоф оставил нам семене, яко Содома убо были быхом, и яко Гоморру уподобилися быхом

Если целый народ грешен, все людие исполнени беззаконий, все сынове беззаконни (ср. Ис 1:4), то какое же семя осталось у Израиля и препятствует ему потерпеть то же, что потерпели Содом и Гоморра? Бывшее у Израиля семя было семя лукавое (ср. Ис 1:4), оно не могло служить виной спасения, но достойно было погибели. Какое же это было семя? Не то ли, о котором сказано в обетованиях Аврааму: тебе дам и семени твоему (ср. Быт 13:15)? Не глаголет же, говорится, и семенем, яко о мнозех, но яко о единем: и семени твоему, иже есть Христос (Гал 3:16). Сие-то Семя Своим явлением в мир остановило казнь тех, которые по заслугам дел должны были претерпеть участь Содома и быть истреблены огнем и жупелом за злобу, пришедшую в меру содомской. Впрочем, и после того, как согрешили они против Христа, останок по избранию благодати спасен (ср. Рим 11:5); а прочие ослеплены и преданы разорению, как говорит Амос: Разорих вы, якоже разори Бог Содому и Гоморру, и ниже тако обратистеся ко Мне, глаголет Господь (ср. Ам 4:11). Хотя Бог многократно угрожал и многократно прощал, но напоследок на нераскаянное сердце послал бедствия, достойные дел. Так, у одного Пророка Бог устремляется уже отмстить народу за неправду, но медлит по свойственному Себе человеколюбию. Что тя устрою, Ефреме? что сотворю тебе, Иуда? Якоже Адаму положу тя, и якоже Севоим (ср. Ос 11: 8). Города же сии принадлежали к Содомскому пятиградию. Потом, по избытку человеколюбия, тотчас присовокупляет: превратися сердце Мое в нем, смятеся раскаяние Мое. Не сотворю по гневу ярости Моея (Ос 11: 8−9). Однако же когда впали они в крайнее беззаконие, тогда храм сожжен, весь город предан пламени, сами же истреблены голодом, заразой, мятежом и кознями друг против друга. Из всего Израиля спаслась только часть уверовавших во Христа, потому что избрание нашлось не во многих. Сия-то часть, став закваской для народов, соделала всех подобными себе, так что с сего времени уверовавший из язычников называется Израилем и народом Божиим и есть иже в тайне Иудей (Рим 2:29) и наследник обетований духовных.

Поскольку же Содом в переводе значит уклонение, а Гоморра — мятеж, то толкование имен наводит нас на такую мысль, что если бы не пришло обетованное Семя, то нам, уклонившимся от Бога, ничто не воспрепятствовало бы впасть в совершенную погибель; и если бы не воссиял нам мир с высоты, превосходяй всяк ум (Флп 4:7), то каждый из нас был бы истреблен от собственного мятежа и от живущей в нем брани. Ибо греховные страсти и все неразумные движения обыкновенно производят в душах неумолкающую молву и неукротимый мятеж.

Источник: Толкование на пророка Исаию.

Иоанн Златоуст (~347−407)

Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре

У пророков всегда в обычаи — предсказывать не только те бедствия, которые грешники имеют потерпеть, но и те, которые они достойны были потерпеть, чтобы во время самого наказания они воздавали великую благодарность Богу, испытывая наказание не соответствующее грехам, но гораздо меньшее. Так и здесь он говорит, что грехи их заслуживали не этих, исчисленных бедствий, но всецелого истребления и совершенного уничтожения всего рода их, как и случилось с содомлянами; но человеколюбие Божье не допустило быть этому, а послало наказание гораздо меньше грехов. Так как есть великое сродство между ветхим и новым заветами, то и Павел справедливо привел эти слова и сказать еще решительнее, нежели пророк (Рим 9:29). В самом деле, как в то время, если бы не была великая милость Божья, все были бы истреблены, так и во время пришествия Христова, если бы не явилась благодать, все пострадали бы тяжелее тех. Но Бог оставил нам семя — разуметь спасшихся от плена.

Источник: Толкование на пророка Исаию.


Опять апостол доказывает здесь не что другое, а именно то, что и немногие спаслись не сами собою. И они погибли бы и претерпели бы участь Содома, то есть подверглись бы истреблению, так как и содомляне погибли все без исключения, и от них не осталось даже случайного семени. И эти, продолжает апостол, погибли бы как те, если бы Бог не оказал великой милости и не сохранил их ради веры. Это произошло и во время вавилонского плена, потому что большинство иудеев были отведены в плен и погибли, а немногие только спаслись.

Источник: Гомилии на Послание к Римлянам

Кирилл Александрийский (376−444)

И аще не бы Господь Саваоф оставил нам семене, яко Содома убо были быхом, и яко Гоморру уподобилися быхом

Когда опустошена была страна за преступление против Христа, то все же спасен был остаток Израиля, потому что Бог умилосердился и в память отцов как бы отделил этот лучший дар. Ибо (народ) не погиб всецело и не был уничтожен до оснований, но сохранился в остатках. Ибо на него были и божественные ученики и те, которые уверовали в Господа нашего Иисуса Христа; а в последние времена призваны будут и те, которые еще не уверовали. В этом удостоверит нас пророческое слово. Оно говорит так: Зане дни многи сядут сынове Израилевы, не сущу царю, ни сущу князю, ни сущей жертве, ни сущу жертвеннику, ни жречеству, ниже явлением: и посем обратятся сынове Израилевы, и взыщут Господа Бога своего, и Давида царя своего, и почудятся о Господе и о благостех его в последния дни (Ос 3:4−5). И в другом месте Бог всяческих говорит: Что тя устрою, Ефреме; защищу ли тя, Израилю; что тя положу; яко же Адаму устрою тя, и яко же Севоим, превратися сердце мое в нем, смятеся раскаяние мое. Не сотворю по гневу ярости моея, не оставлю еже потребитися Ефремови, зане Бог Аз есмь, а не человек: в тебе свят, и не вниду во град (Ос 11:8−9). Ты слышишь, как Бог обещал не поступать против них по величию гнева Своего, но обещал напротив… Ибо Израильтяне были непокорны и в пустыне, когда были уже при потоках Иордана и готовы были занять землю обетования. Поэтому Бог говорит: яко кляхся во гневе Моем, аще внидут в покой Мой (Пс 94:11). Ибо пали члены их в пустыне и все истреблены, кроме Халева, сына Иефонии, и Иисуса Навина. Они вошли вместе с новым народом, перешли Иордан и получили наследие от Бога. Они были прообразом остатка Израиля, спасенного чрез послушание веры во Христа, перешедшего вместе с ними святой Иордан и имеющего унаследовать Царство Небесное. Поэтому пророк благодарит, говоря: Аще не бы Господь Саваоф оставил нам семене, яко Содома убо были быхом, и яко Гоморру уподобилися быхом (Ис 1:9). Так как Израиль служил идолам, убив пророков, отвергся Христа и даже лишил жизни начальника жизни, то Бог всяческих необходимо должен был осудить весь род на совершенную погибель. Но так как Он неизреченно благ, то Он сохранил остаток и тех, кои не были подобны Содомлянам, которые с целым родом и со всем домом и с самыми городами сожжены были огнем. Если кто (и из нас) привязан к нечистоте пороков и хочет скверниться неочищаемым грехом; то с ним случится то же самое. Нам вполне справедливо будет сказано: Или о богатстве благости Его и кротости и долготерпении нерадиши, не ведый яко благость Божия на покаяние тя ведет? По жестокости же твоей и непокаянному сердцу собираеши себе гнев в день гнева и откровения праведнаго суда Божия (Рим 2:4−5). Всем бо явитися нам подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла (2Кор 5:10).

Источник: Толкование на пророка Исаию.

Мч. Иустин Философ

Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре

Кроме того, они обольщают самих себя и вас, думая, что тем, которые по плоти происходят от семени Авраама, хотя бы они были даже грешниками и неверующими и непокорными Богу, несомненно, будет дано Его вечное Царство, — несправедливость чего доказывается самим Писанием. Иначе Исаия не сказал бы так: И если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, мы были бы как Содом и Гоморра.

Источник: Беседа с Трифоном иудеем.


Ибо все народы были далеко от истинного Бога и служили делам рук, а иудеи и самаряне, имея преданное им через пророков слово Божие и всегда ожидавшие Христа, не узнали Его, когда Он пришел, исключая немногих, о коих пророческий Святой Дух предсказал через Исаию, что они спасутся.

Источник: Апология.

Ефрем Сирин (~306−373)

И аще не бы Господь Саваоф оставил нам оставшегося семене, яко Содома убо были быхом, и яко Гоморру уподобилися быхом

Уподобились бы Содому и Гоморре, которые вместе с жителями их сожжены и истреблены сошедшим с неба огнем, так что от них ничего не осталось. И Иерусалим и его жители уподобились бы Содому и Гоморре, если бы не умилосердился над нами Господь и не оставил нам потомства для продолжения нашего рода.

Источник: Толкование на книгу пророка Исаии.

Иоанн Кронштадтский (1829−1908)

Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре

Мы воссылаем к Богу молитвы свои о даровании нам победы и мира — но каковы эти молитвы? Разве дребезжание или звон голоса без участия сердечного приятны Господу, разве преклонение колен без преклонения сердца имеет цену в очах Господа? Разве кадило с благоуханием ладана обоняет Бог, и свещи, возжигаемые в храме, согревают и освещают Того, Кто во свете живет неприступном и животворит всю тварь?

Источник: Дневник. Том I. 1856.

Иероним Стридонский (~347−419/20)

Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре

Это место апостол Павел подробнее излагает Римлянам, когда пишет: глаголю убо, еда отрину Бог люди своя? да не будет; ибо и аз Израилътянин есмь, от семене Авраамия, колена Вениаминова. Не отрину Бог людей Своих, их же прежде разуми (Рим 11:1−2) и немного спустя; «так и в это время сохранились остатки по избранию благодати Божией» (там же ст. 5). Из этого видно, что предшествующее, чем речь пророческая угрожала Иерусалиму и Иуде, не должно относить ко времени Вавилонского плена, а к последнему Римскому плену, когда в апостолах сохранились остатки народа Иудейского и когда в один день уверовали три тысячи, а в другой пять тысяч, и Евангелие посеяно во всем мире.

Вместо Господа воинств, как мы перевели на латинский, следуя Акиле, в еврейском читается: Господь Саваоф, что LXX толковников, сообразно с свойством местъ переводят двояко, или Господь сил или Господь всемогущий. Следует поставить вопрос, об Отце ли говорится это или о Сыне? Несомненно, что оное, читаемое в двадцать третьем псалме: возмите врата, князи, ваша, и возмитеся, врата вечная, и внидетъ Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь «Саваоф» (Пс 23:7−8), то есть Господь сил, Тот есть Царь славы, относится к Христу, Который после торжества страдания вознесся, как Победитель, на небеса. И в другом месте о Господе говорится, что Он есть Царь славы: аще бо быта разумели, не быша Господа славы распяли (1Кор 2:8).

Таким образом не только по Апокалипсису Иоанна и апостолу Павлу, но и в Ветхом Завете Христос называется Господом Саваофом, то есть всемогущим. Ибо если все, принадлежащее Отцу принадлежит Сыну, и как Он Сам говорит в Евангелии: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли (Мф 28:1−8), и Моя вся Твоя суть, «и Я прославляюсь в них»; то почему не относить ко Христу и имя всемогущего, чтобы будучи Богом как Сын Божий и Господом как Сын Господа, он был и Всемогущим как Сын Всемогущего?

Источник: Толкование на книгу пророка Исайи. Книга первая.

Августин (354−430)

Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре

Берегись, о христианин, берегись гордости! Даже если являешься ты подражателем святых, все всегда относи к благодати, поскольку благодать, а не твои заслуги, делает так, чтобы было в тебе нечто из небольшого остатка.

Проповеди.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были быто же, что Содом, уподобились бы Гоморре

Господь Саваоф это имя впервые встречается в 1-й кн. Цар. (гл. 1, ст. 3 и 11). Саваоф — слово еврейское (zebaoth множ. число от слова zoba), которое может значить:

а) воинские отряды (Чис 1:3; Суд 8:6; 3Цар 2:5);

б) с прибавлением haschamaimнебесное воинство, т.е. или небесные светила (Втор 4:19; 4Цар 17:16) или воинства ангельские (3Цар 22:19). Поэтому одни толкователи в словосочетании “Сущий — воинство” видят указание на Господа, как на национального еврейского бога войны, другие под “воинствами” разумеют совокупность творений Божиих, как проявление божественной силы, и выражение “Сущий — воинство” считают синонимом выражению “Вседержитель.” Второе толкование более отвечает общему понятию о Боге, какое дает в настоящей главе пророк Исаия: Бог является здесь, в 9-м ст., как промыслитель Израиля, оставляющий некоторый остаток от него, а не как “бог войны.” Поэтому лучше толковать словосочетание “Сущий — воинство” в смысле Вседержителя, имеющего в Своем распоряжении все существа вселенной, даже и ангельские воинства, и направляющего эти “воинства” на служение Своим высоким целям (Глаголев А. Ветхозав. библ. учение об Ангелах. Киев 1900, с. 238−256).

Небольшой остаток составляли, вероятно, в глазах пророка жители Иерусалима и другие иудеи, спасшиеся от нашествия врагов. Но, кроме того, здесь, несомненно, пророк имел в виду и тот остаток святого семени, ради которого Господь щадил преступный еврейский народ. Этот остаток — небольшое общество истинно верующих, группировавшееся вокруг пророка Исаии (Ис VІІІ, 16,18).

Источник: Толковая Библия.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.