Иезекииль 1 глава » Иезекииль 1:15 — толкование отцов церкви.

Толкование на Иезекииль 1:15

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на Иезекииль 1:15 / Иез 1:15

Иезекииль 1 стих 15 — синодальный текст:
И смотрел я на животных, и вот, на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их.

Григорий Двоеслов (~540−604)

Темна вода во облацех воздушных (Пс 17:12), потому что темно знание в Пророках. Но по свидетельству Соломона мы знаем, что слава Царей скрывать слово, а слава Божия находит речь, потому что и честь людей скрывать их тайны, а слава Божия состоит в открытии таинств слова Его (Прит.25:2). И сама Истина лично говорит ученикам: еже глаголю вам во тме, рцыте во свете (Мф 10:27), т. е. ясно излагайте то, что слышите в темнотах иносказаний. Но самая темнота глаголов Божиих очень полезна, потому что упражняет смысл, для расширения его усталостью, и для того, чтобы ревностный получал то, чего не мог получить ленивый. Она (темнота) имеет и еще нечто большее, потому что разумение Священного Писания, которое было бы малоценно от того, если бы во всем было просто, в некоторых темных местах тем большую доставляет приятность по отыскании, чем большим трудом утомляет при отыскании.    Ибо вот теперь голосом святого Иезекииля говорится: и видех, и се, коло едино на земли.

Но что значит колесо, если не Св. Писание, которое всякою частью обращается к умам слушающих, и не задерживается на пути своего проповедания никаким углом заблуждения? Но обращается всякою частью, потому что среди приятностей н неприятностей поступает вперед правильно и тихо. Потому что круг заповедей его иногда поднимается вверху, иногда опускается вниз; что для совершенных говорится духовно, то для слабых сообразуется с буквою; и то самое, что младенцы разумеют по букве, ученые мужи чрез духовное разумение возводят вверх. Ибо кто из младенцев видит что-либо, кроме истории священного чтения, в том событии с Исавом и Иаковом, что один посылается на ловлю для получения благословения, а другой чрез подлог матери получает благословение отца (Быт 27:3−28)? В этой именно истории, когда разумением несколько тонее обсуживают ее, видят, что Иаков не обманом похитил благословение первородного, но получил должное себе, так как по уступке брата купил оное за данную чечевицу.

Но если кто, разумея выше, хочет рассмотреть дела того и другого чрез тайны аллегории, тот тотчас от истории возвышается в таинственность. Ибо что значит, что Исаак желает кушать от ловли старшего своего сына, если не то, что всемогущей Бог желал питаться добрыми делами Иудейского народа? Но когда тот замедлил, Реввека подставила младшего; потому что, когда Иудейский народ искал добрых дел вне, тогда матерь благодать научила языческий народ, чтоб он представил всемогущему отцу пищу доброго делания, и получил благословение старшего брата. Он эту самую пищу представил из домашних животных; потому что языческий народ, не желая благоугождать Богу внешними жертвоприношениями, словами Пророка говорит: во мне Боже молитвы, яже воздам хвалы Твоея (Пс 55:13). Что значит, что тот же Иаков прикрыл руки, и плеча и шею козлиными кожами, если не то, что козел обыкновенно приносим был в жертву за грех? И языческий народ, хотя и заклал в себе грехи плоти, однако же не краснея признавался, что он покрыт плотскими грехами. Что значит, что он надевает одежды старшего брата, если не то, что он в доброй деятельности оделся в заповеди Св. Писания, которые были даны старшему народу? И меньший дома пользуется тем, что старший, выходя вон, оставил внутри; потому что языческий народ содержит в сердце те заповеди, которых Иудейский народ не мог содержать, когда обратил внимание на одну только букву в них. И что значит, что Исаак не знает того сына, которого благословляет, если не то, что о языческом народе Господь сказал чрез Псалмопевца: людие, ихже не ведех, работаша ми; в слух уха послушаша мя (Пс 17:44−45)? Что значит, что он предстоящего не видит, и однако же видит то, что случится с ним в будущем, если не то, что всемогущий Бог, когда чрез Пророков своих предсказывал язычеству желаемую благодать, в то время не видел его по благодати, потому что оставил его в заблуждении, и несмотря на то, предвидел благодатью благословения, что он некогда соберет его к себе? Поэтому тому же Иакову, представляющему образ языческого народа, в благословении говорится: се, воня сына моего, яко воня нивы исполнены, юже благослови Господь (Быт 27:27). Ибо как Истина в Евангелии говорит: село есть мир (Мф 13:38), и как языческий народ, обращенный к вере, чрез избранных своих благоухает добродетелями в сем мире; то воня сына есть воня нивы исполнены.

Ибо иначе пахнет виноградный цвет, потому что велика сила и важно учение Проповедников, которое напаяет души слушающих; иначе цвет оливкового дерева, потому что приятно дело милосердия, которое, подобно оливе, подкрепляет и делает светлым; иначе розовый цвет, потому что дивно благоухание, которое краснеет и исходит от крови мучеников; иначе цвет лилии, потому что красна жизнь плоти без нарушения девства; иначе цвет фиалки, потому что велика добродетель смиренных, которые, занимая места последние, не возвышаются по смирению от земли наверх, и в сердце хранят порфиру царства небесного; иначе пахнет колос, когда созревает, потому что совершение добрых дел приготовляется к насыщению тех, которые алчут правды. Итак, поелику языческий народ в избранных своих рассеян повсюду в мире, и теми добродетелями, которые совершает, издает запах доброго мнения для всех, которые понимают: то справедливо говорится: се воня сына моего, яко воня нивы исполнены. Но поелику эти добродетели он имеет не сам от себя, то присовокупляется: юже благослови Господь.

А поелику тот жe народ избранных чрез некоторых возвышается даже к созерцанию, а чрез некоторых тучнеет делами только деятельной жизни; то справедливо там присовокупляется: да даст тебе Бог от росы небесныя, и от тука земли (Быт 27:28). Ибо роса падает сверху и тонко. И мы от росы небесной получаем столько, сколько чрез влияние внутреннего созерцания тонко видим что-либо из пренебесного. Поелику же добрые дела мы совершаем даже чрез тело, то обогащаемся от тука земли.

Но что значит, что Исав медленно возвращается к отцу, если не то, что Иудейский народ поздно возвращается к благоугождению Богу? Ему и это говорится в благословении: будет же (время), eгдa низложиши и отрешиши ярем от выи твоея (Быт 27:40). Потому что Иудейский народ освободится от рабства греховного на кончине (мирa), как написано: дондеже исполнение языков внидет. И тако весь Израиль спасется (Рим 11:25−26).

Кого из детей не займет самая Евангельская история о совершении чуда, когда Господь повелевает наполнить пустые сосуды водою, и эту самую воду тотчас претворяет в вино (Ин 2:7)? Но когда об этом слышат люди более наблюдательные, тогда они и священную историю чтут верою, и отыскивают то, что она внушает внутренним смыслом. Ибо кто мог претворить воду в вино, тот мог и непосредственно наполнить пустые сосуды вином. Но Он повелевает наполнить сосуды водою; потому что сердца наши должны быть прежде наполнены историей священного чтения. И воду Он претворяет для нас в вино, когда самая история применяется для нас в духовное разумение чрез таинственность иносказания. Итак колесо как бы по земле катится; потому что простою речью приноровляется к детям, а возрастным внушая духовное (разумение), как бы круг поднимает их вверх; и поднимается вверх, оттуда, где за несколько прежде казалось касающимся земли.

Но поелику оно (Писание) повсюду назидает, то как бы колесо катится кругом. Почему и в законе написано: да сотвориши светильник от злата чиста, изваян да сотвориши светильник: стебль его, и ветви, и чаши, и крузи, и крины от него да будут (Исх 25:31, 36:17). Кто означается светильником, если не Искупитель рода человеческого? Он в естестве человеческом сиял светом Божества для того, чтобы быть светильником миpa, поколику во свете Его каждый грешник должен был видеть, в какой тьме он лежал. За то, что Он принял естество наше, кроме греха, заповедуется сделать светильник для скинии из чистого золота. Но ковким от биения он делается потому, что и Искупитель наш, который со времени зачатия и рождества был совершенный Бог и совершенный человек, понес болезни страданий, и таким образом достиг славы воскресения. Итак ковкий светильник сделан был из самого чистого золота; потому что хотя Он и не имел греха, однако же тело свое довел до бессмертия чрез поругания в страдании. Ибо Он по добродетелям души решительно не имел того, за что мог бы восходить к совершенству чрез страдания. Но в членах своих, т.е. в нас, Он ежедневно восходит к совершенству; потому что, когда нас бьют и оскорбляют, тогда Сам Он преуспевает. О теле Его написано: из неяже (главы) все тело составы и союзы подаемо и снемлемо, растит возращение Божие (Кол 2:19). Потому что тело Его все мы. Но тело связуется составами и связями; потому что, когда грудь соединена с головою, мышцы с грудью, с мышцами руки, с руками пальцы, и прочие члены соединены с другими членами; тогда все тело совершенно. А святые Апостолы, потому что были близки к Искупителю нашему, соедины с Ним, как бы грудь с головою. Мученики, последовавшие им, были соединены с ними, как бы мышцы с грудью. К этим, когда присоединились добрыми делами Пастыри и Учители, то приросли к ним, как бы руки к мышцам Но все это тело нашего Искупителя ежедневно получает помощь с неба чрез составы и связи; потому что, когда избранные души приводятся к Нему туда, то присовокупляются к Его членам Об этом хорошо говорится: подаемо и снемлемо, растет возращение Божие; потому что всемогущий Бог, Искупитель наш, Который не имеет в Себе ничего, что можно было бы усовершать, доселе еще ежедневно имеет приращение чрез своих членов. Поэтому еще написано: дондеже достигнем вси в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова (Еф 4:13). Но под стеблем того же самого светильника должно разуметь самую Церковь, которая есть тело Его, потому что среди всех превратностей свободна. Ветви же, исходящие от стебля, суть проповедники, которые произвели в мире приятный звук, т.е. пропели песнь новую. Но чаши обыкновенно наливаются вином. Итак что суть умы слушателей, если не чаши, которые от святых Проповедников наполняются вином ведения? Но что другое означает круг, если не быстрое круговращение проповеди? Ибо круг распространяем во все стороны. И проповедь, которая ни неприятностью не может быть удержана, ни от счастья гордиться, есть круг; потому что, и среди несчастий мужественна, и среди счастья смиренна, не имея угла ни страха, ни гордости. Итак она в течении своем не может зацепляться, потому что катится по всему с быстрою круговращательностью. Но чтоб исследовать то, что представили мы для примера, после ветвей, чаш и кругов (сфер), хорошо описываются на светильнике крины (лилии); потому что за тою благодатью и быстрою вращательностью проповеди, следует то зеленеющее отечество, которое вечно зеленеет святыми душами, т. е. вечными цветами. Ибо круги (шары) относятся к труду, а крины к воздаянию. Как у Моисея круг (шар) принимается за учение проповеди, так здесь колесом означается самое Св. Писание. Итак Пророк, когда смотрел на святых животных, присовокупил: тогда явилось одно колесо над землею.

Здесь надобно заметить, когда ниже описываются колеса, то почему о явлении одного колеса говорится прежде, если не потому, что древнему народу дан только Ветхий Завет, который для научения его вертелся подобно колесу? И хорошо говорится, что это самое колесо явилось над землею. Ибо согрешившему человеку сказано: земля еси, и в землю отыдеши (Быт 3:19). Итак колесо явилось над землею; потому что всемогущий Бог дал закон для сердец грешников. Но поелику эти пернатые животные означают, как сказано прежде, святых Евангелистов: то каким образом прежде являются животные, а потом одно колесо, тогда как Ветхий Завет был прежде, а за ним последовали святые Евангелисты? Но здесь можно разуметь так, что Пророком были видимы прежде те, которые по заслугам стоят выше. Ибо, насколько святое Евангелие выше Ветхого Завета, настолько и проповедники его должны были быть предпочтены в описании Пророческом.

Хотя должно быть еще нечто другое, на что в этом описании надобно обратить внимание; потому что дух пророчества соединяет в самом себе вместе и предшествующее и последующее так, что язык Пророка не может этого высказать последовательно. Но видимое им необъятное он исчерпывает разделенными речами, и иногда говорит о последнем после первого, а иногда о первом после последнего. Поэтому Пророк Иезекииль видит, под образом святой вселенской Церкви, и славу Евангелистов чрез подобие четырем животным, и однако же неожиданно присовокупляет и то, что совершилось в предшествующие времена, чтобы ясно показать, что он в совокупности видел то, чего язык плоти высказать в последовательности был не достаточен. Но поелику мы сказали, что чрез четырех животных означаются еще все совершенные, то надобно думать, что и прежде закона были некоторые из святых, которые проводили строгую жизнь по закону естественному, и благоугождали всемогущему Господу. Итак после животных описывается колесо; потому что много из избранных были совершенны пред всемогущим Господом даже прежде закона. Но если животных принимать, как сказали мы, за одних только Евангелистов, то и в этом случае есть нечто, на что мы должны обратить внимание. Ибо святой Пророк видел, что эти самые слова, которые он произносил под прикрытием темноты, ясны будут не для Иудейского народа, а для язычников. А говоря к нам, он должен был описать прежде животных, а после колесо, потому что мы, по милости Господней, приходя к вере, не чрез закон учились Евангелию, а чрез святое Евангелие закону. Но где, или какое колесо явилось, он присовокупляет, говоря: на земли держащееся животных четырех (стр. 15). Где еще присовокупляется: и видение колес, и coтвopeниe их, яко видение фарсиса, и подобие едино четырем: и дело их бяше, якоже еще бы было коло в колеси (стр. 16).

Что это значит, что впереди было сказано об одном колесе, а после присовокупляется: яко аще бы было коло в колеси, если не то, что Новый Завет скрывался под иносказанием в букве Ветхого Завета? Поэтому то же самое колесо, явившееся подле животных, описывается имеющим четыре лица, потому что Св. Писание разделено на четыре части по обеим Заветам Ибо Ветхий Завет состоит из закона и Пророков, а Новый из Евангелия и деяний и учения Апостольских. Но мы знаем, что куда мы обращаем лицо, там и видим то, что необходимо. Итак колесо имеет четыре лица; потому что видит пресекаемое в народах зло законом, потом видит то же делаемое чрез Пророков, далее чрез Евангелие, и наконец прозрело то, что должно было быть чрез Апостолов истребляемо в делах человеческих. Еще можно разуметь четыре лица у колеса так, что Св. Писание благодатью проповеди сделалось известным в четырех частях миpa. Поэтому и хорошо описывается то же колесо сперва явившимся подле животных, а после имеющим четыре лица; потому что если бы закон не был согласен с Евангелием, то не был бы известен в четырех частях мира.

Источник: Беседы на пророка Иезекииля.

Иероним Стридонский (~347−419/20)

Ст. 15−18 И смотрел я на животных, и вот, на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их. Вид колес и устроение их — как вид топаза, и подобие у всех четырех одно; и по виду их и по устроению их казалось, будто колесо находилось в колесе. Когда они шли, шли на четыре свои стороны; во время шествия не оборачивались. А ободья их — высоки и страшны были они; ободья их у всех четырех вокруг полны были глаз

Доселе рисуется картина четырех животных, имеющих по четыре лица и следующих за духом и облаком, бывшим среди духа; теперь к каждому животному прилагаются особые колеса, которые не были соединены с животными, но следовали за ними. Или же явилось на землю одно колесо, которое, разделенное на четыре, имело столько лицевых сторон, за сколькими животными следовало. И такое было сходство в четырех колесах, следовавших за четырьмя животными, что с полною вероятностию можно было признать их за одно колесо. И отделка их и устроение были как видение фарсиса, что мы переводим чрез море. Акила поставил яхонт (hуасinthus), каковый камень имеет сходство [по цвету] с небом. И вид их был подобен колесу в колесе, так что можно было признать их не за одно колесо, но за соединение одного с другим. Они шли на четыре стороны и не тянулись и не оборачивались назад. Ибо как возможно им обращаться назад, когда они следуют за животными, постоянно направляющимися вперед? Также величина и высота колес были таковы, что возбуждали удивление в видевших. И весь состав их и ободья были полны света вокруг, так что никакой из членов нельзя было видеть неимевшим очей света, но они были такими, каким баснословия поэтов изображают стоглазого или многоглазого Аргуса, которого Юнона за небрежную стражу превратила в павлина, чтобы бывшее чудом Бога Творца послужило осуждению ненаказанного прелюбодеяния. Все небесное и земное и все, доступное для человеческого разумения, обращается на колесах солнца. Годовое кругообращение солнца проходит луна чрез отдельные месяцы. Утренняя звезда, — она же и вечерняя, — сияя блестящим светом по направлению к востоку и западу и умеряя небольшим светом темноту ночи, совершает один и тот же путь в два года; и другие четыре звезды, называемые блуждающими, и все, сияющее на небе, также перемены жатв, деревьев и трав проходят на своих колесах четыре времени, и мы не видим ничего, чего не было бы прежде. Обходит окрест, идет дух, и на круги своя обращается дух. Вси потоци идут в море, и море несть насыщаемо (Еккл 1, 6−7). Почему? Потому что они из бездонных недр возвращаются в своим источникам Если же кто обратит внимание на колесо и путь четырех Евангелий, то есть животных, которые дышат, живут, имеют разумение, тот вскоре увидит, что мир преисполнен слова апостольского. Также колесо в колесе означает или соединение двух заветов, на что указывают лествица Иакова (Быт гл. 27), и клещи Исаии (Ис 6, 6), и меч обоюдуострый, или находящиеся во взаимной связи Евангелия, шествие и высота которых простирается к небу и лишь немного касается земли, но, всегда поспешая, стремится горе. О них и в другом месте говорится: камение свято валяется на земли (Зах 9; 16), из которых созидается небесный Иерусалим. Это самое, по моему мнению, означает и то, что в псалме поется: глас грома Твоего в колеси (Пс 76, 19); и в ином месте: паля коло рождения (Иак 3, 6). Какой смысл имеют эти свидетельства в своих местах, об этом теперь не время [говорить]. А что весь состав и ободья полны очей, это подтвердит тот, кто увидит, что в Евангелиях нет ничего, что не светило бы и своим сиянием не освещало бы мир, так что даже признаваемое малым и ничтожным сиянием величием Святого Духа.

Толкование на пророка Иезекииля.

Лопухин А.П. (1852−1904)

И смотрел я на животных, и вот, на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их

Начинается описание новой составной части видения — колес, — которое займет немалый (ст. 15−21) отдел главы; отсюда торжественное “и смотрел я”. — Прибавка “на животных”, которой нет у LXX, указывает на тесную связь между животными и колесами, такую, что колеса только как бы часть животных. — “На земле” в собственном смысле, как показывает 19 ст., по которому колеса иногда поднимались от земли (а не “на базисе небесной арены”, или “на земле, которая виднелась на небе”). Колеса по преимуществу приспособленный к земле способ передвижения (как крылья — воздушный, корабль — водяной), посему на настоящие колеса можно смотреть как на связующее звено небесного видения с землей, из способов передвижения по которой это самый совершенный. Сходя на землю, Бог должен считаться с бренностью ее, не дозволяющею лучшего способа движения. Колеса и имеют целью показать, что Бог движется по самой земле, не над ней. — “Подле этих животных”. “Подле” указывает на полную самостоятельность колес по отношению к “животным” — херувимам В книге Еноха офанимы (“офаа” по-евр “колесо”) исчисляются между ангельскими чинами (LXI:10; LXX:7). — “По одному колесу”. Буквально: “одно колесо”, но X:9 показывает, что колес было 4; ср. I:16; ед. ч. — разделительное; посему несправедливо некоторые предполагают одно колесо. Между херувимами и носимой ими Славой Господней или престолом Божиим в видении пророка Иезекииля оказывается новый, самостоятельный и судя по вниманию, уделяемому ему пророком, большой важности деятель — колеса. Колеса предполагают позади себя колесницу; но пророк ее не указывает, потому что колеса, предназначенные в этом видении, как и в видении Даниила (VII:9), для передвижения престола Божия, не нуждались в вещественной связи с этим последним и должны были без этой связи посредствовать движение столь исключительного предмета; сами херувимы были колесницей в данном случае. Все же предполагая за собою такую или другую колесницу (в данном случае — духовную), колеса придают настоящему богоявлению характер торжественно-величественной и скорой езды взамен простого и медленного шествия, каким до сих пор представлялось всякое богоявление. В действия Божественного промысла отныне не вводится ли особая скорость, обычная при окончании каждого дела, неизбежная и в делах Божиих при скончании времен? “Пред четырьмя лицами их”. Eвp. “леарбагат панав”, букв. “у четырех лиц его”. Ед. ч. местоимения поставлено по смыслу (вопреки грамматическому согласованию, так как “животные”, к которому местоимение относится, во мн. ч.), потому что речь об одном колесе, которое может находиться у лиц одного лишь животного. После замечания пророка, что колеса находились подле животных, читатель ждет от него точнейшего указания, с какой же именно своей стороны четырелицое существо имело подле себя колесо. В разбираемых словах и должно даваться такое указание. “У (или “перед”, как в рус. пер.; соб.: “для”) всех четырех лиц”, отвечает пророк на этот вопрос Указание уже вполне точное и определенное, но на первый взгляд заключающее в себе нечто немыслимое: одно колесо находилось в одно время в четырех различных местах. Недаром LXX опустили это “точное” указание! Но не надо забывать, что мы имеем дело с видением. Как 4 крыла и 2 руки могли в одно время находиться на 4 различных сторонах животного, так могло быть и с колесом; в видениях допускается нарушение законов пространства и времени, которые не имеют силы в сфере бытия, затрагиваемой видениями.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.