Апакаліпсіс 21 глава

Апакаліпсіс, або Адкравенне святога Апостала Іаана Багаслова
Пераклад праваслаўнай царквы → Толкование Далласской семинарии

Пераклад праваслаўнай царквы

1 І ўба́чыў я но́вае не́ба і но́вую зямлю́; бо ране́йшае не́ба і ране́йшая зямля́ міну́лі, і мо́ра ўжо няма́.
2 І я, Іаа́н, уба́чыў го́рад святы́, но́вы Іерусалíм, які сыхо́дзіў ад Бога з не́ба, прыгатава́ны, як няве́ста, убра́ная для му́жа свайго́.
3 І пачу́ў я гу́чны го́лас з не́ба, які каза́ў: вось, скíнія Божая сяро́д людзе́й, і Ён будзе жыць з імі; яны будуць Яго наро́дам, і Сам Бог будзе з імі, будзе Богам іх;
4 і ўтрэ́ Бог кожную слязу́ з вачэ́й іх, і сме́рці ўжо не будзе; ні пла́чу, ні е́нку, ні бо́лю ўжо не будзе; бо ране́йшае міну́ла.
5 І сказа́ў Той, Хто сядзíць на прасто́ле: вось, ствара́ю ўсё но́вае. І ка́жа мне: напішы́; бо сло́вы гэ́тыя íсцінныя і ва́ртыя ве́ры.
6 І сказа́ў мне: здзе́йснілася! Я ёсць А́льфа і Аме́га, пачатак і канец; Я сасма́гламу дам да́рам напíцца з крынíцы вады́ жыво́й.
7 Перамо́жца атрыма́е ў спа́дчыну ўсё, і Я буду яму Богам, і ён будзе Мне сы́нам.
8 А баязлíвых, і няве́рных, і нячы́стых, і забо́йцаў, і блудніко́ў, і чарадзе́яў, і ідаласлужы́целяў, і ўсіх ілгуно́ў — іх до́ля ў во́зеры, якое гары́ць агнём і се́раю. Гэта — смерць друга́я.
9 І прыйшо́ў да мяне́ адзін з сямí А́нгелаў, у якіх было сем чаш, напо́ўненых сямю́ апо́шнімі бе́дствамі, і сказа́ў мне: хадзí, я пакажу́ табе жанчы́ну, няве́сту А́гнца.
10 І ўзнёс мяне́ ў ду́ху на вялíкую і высо́кую гару́, і паказа́ў мне го́рад вялíкі, святы́ Іерусалíм, які сыхо́дзіў з не́ба ад Бога.
11 Ён ма́е сла́ву Божую; і ззя́нне яго — як у кашто́ўнага ка́меня, накшта́лт ка́меня я́спісу крышталёвага;
12 ён ма́е вялíкую і высо́кую сцяну́, ма́е двана́ццаць брам і на бра́мах двана́ццаць А́нгелаў і імёны напíсаныя, імёны двана́ццаці кале́н сыно́ў Ізра́ілевых:
13 з усхо́ду тры бра́мы, з по́ўначы тры бра́мы, з по́ўдня тры бра́мы, з за́хаду тры бра́мы.
14 А сцяна́ го́рада ма́е двана́ццаць падму́ркаў, і на іх імёны двана́ццаці Апо́сталаў А́гнца.
15 Той, што са мной гавары́ў, меў залату́ю трысцíну для вымярэ́ння го́рада, і брам яго, і сцяны́ яго.
16 А го́рад разме́шчаны чатырохку́тнікам, і даўжыня́ яго такая са́мая, як і шырыня́. І зме́раў ён го́рад трысцíнай, наме́раўшы двана́ццаць ты́сяч ста́дыяў; даўжыня́, і шырыня́, і вышыня́ яго ро́ўныя.
17 І сцяну́ яго зме́раў у сто со́рак чаты́ры ло́кці, ме́раю чалаве́чаю, якая ме́ра і А́нгела.
18 Сцяна́ ж яго зро́блена з я́спісу, а го́рад быў — чы́стае зо́лата, падо́бны да чы́стага шкла.
19 Падму́ркі сцяны́ го́рада аздо́блены разнаста́йнымі кашто́ўнымі камяня́мі: падму́рак пе́ршы — я́спіс, другí — сапфíр, трэ́ці — халкідо́н, чацвёрты — ізумру́д,
20 пя́ты — сарданíкс, шо́сты — сарды́с, сёмы — хрызалíт, во́сьмы — беры́л, дзявя́ты — тапа́з, дзяся́ты — хрызапра́з, адзіна́ццаты — гіяцы́нт, двана́ццаты — аметы́ст.
21 А двана́ццаць брам — двана́ццаць жамчу́жын: ко́жная бра́ма была́ з адной жамчу́жыны. Ву́ліцы го́рада — чы́стае зо́лата, як празры́стае шкло.
22 Хра́ма ж я не ба́чыў у ім, бо храм яго — Гасподзь Бог Уседзяржы́цель, а такса́ма А́гнец.
23 І го́рад не ма́е патрэ́бы ні ў со́нцы, ні ў ме́сяцы, каб асвятля́лі яго, бо сла́ва Божая асвятлíла яго, і свяцíльнік яго — А́гнец.
24 І спасёныя наро́ды будуць хадзíць у святле́ яго, і цары́ зямны́я прынясу́ць у яго сла́ву і го́днасць сваю́.
25 І бра́мы яго не будуць замыка́цца ўдзень; но́чы ж там не будзе.
26 І прынясу́ць у яго сла́ву і го́днасць наро́даў.
27 І не ўво́йдзе ў яго нішто нячы́стае, ні той, хто чы́ніць мярзо́ту і падма́н, а толькі запíсаныя ў кнíзе жыцця́ ў А́гнца.

Толкование Далласской семинарии

Р. Новое небо и новая земля (21:1 — 22:6)

1. СОТВОРЕНИЕ НОВОГО НЕБА И НОВОЙ ЗЕМЛИ (21:1)

Откр 21:1. В первых стихах 21 главы описывается сотворение нового неба и новой земли; хронологически оно последует за Тысячелетним царством, о котором говорится в 20 главе. 21 глава начинается знакомыми словами: «И увидел я», которые повторяются во 2 стих (сравните с «я не видел» в стихе 22). Итак, увиденное Иоанном было новым небом и новой землей. Подтверждение тому, что они были совершенно новыми, а не обновленными, находим во 2-ой части стих 1: ибо прежнее небо и прежняя земля миновали (также толкование на 20:11).

На удивление мало, однако, сказано об этих вновь сотворенных небе и земле, но в связи с ними сообщено нечто важное: и моря уже нет. Следовательно, в отличие от нынешней земли, большая часть которой покрыта водою, на новой земле больших водоемов не будет. Библия не говорит ничего конкретного о новом небе.

Представляется, что под «новым небом» понимается здесь не место обитания Бога, а некий атмосферный слой, окружающий новую землю. Об особенностях новой земли тоже не сообщается никаких подробностей: ни о рельефе ее, ни о растительности. Думается, однако, что это место обитания спасенных тоже будет иметь форму шара. Кое-какие данные относительно новой земли можно почерпнуть в ряде других мест Священного Писания, например, в Ис 65:17; Ис 66:22; 2Пет 3:10−13.

Поскольку в некоторых из этих мест говорится также и о Тысячелетнем царстве, богословы нередко ошибочно отождествляют с ним вечность. Однако для Библии вообще характерен принцип «сближения» событий, отдаленных друг от друга во времени. Так, например, пророк Исаия (Ис 61:1−2; Лк 4:17−19) одновременно говорит и о первом и о втором пришествии Христа, а Даниил (Дан 12:2) «совмещает» воскресение праведных и неправедных, хотя из Откр 20:5 следует, что эти события будут разделены промежутком в тысячу лет.

Порой мы сталкиваемся в Священном Писании и с хронологическими «перестановками», к примеру, в книге Исаии (65:17−25), где сначала говорится о новом небе и новой земле (стихи 17−19), а затем явно — о Тысячелетнем царстве (стихи 20−25). «Сближаются» и события последнего времени; так, Петр (2Пет 3:10−13) в четырех стихах говорит «одновременно» о начале и о конце дня Господня. И хотя мнения исследователей расходятся по этому пункту, непреложен принцип объяснения «темных» мест с помощью мест очевидных.

Пользуясь этим принципом, приходишь к выводу, что за вторым пришествием Христа последует Его тысячелетнее царствование на земле, которое, в свою очередь, будет предшествовать сотворению нового неба и новой земли — места вечного обитания святых. Нам не известны ее географические координаты, и известно, что моря на новой земле не будет, однако, и этого достаточно, чтобы предположить несходство ее с нынешней землей. Между прочим, в связи с Тысячелетним царством о море упоминается неоднократно (Пс 71:8; Ис 11:9, 11; Иез 47:8−20; Иез 48:28; Зах 9:10; Зах 14:8). Итак, не следует отождествлять друг с другом Тысячелетнее царство и новые землю и небо.

2. ОПИСАНИЕ НОВОГО ИЕРУСАЛИМА (21:2−8)

Откр 21:2. Внимание Иоанна было затем привлечено к некоему замечательному явлению; он пишет: И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. Новый Иерусалим назван «святым городом» — в противоположность земному Иерусалиму (который духовно был приравнен Содому; Откр 11:8).

Ранее, в 3:12, Иисус Христос говорит о Небесном Иерусалиме как о «граде Бога Моего, новом Иерусалиме, нисходящем с неба от Бога Моего». Тот факт, что новый Иерусалим сойдет на землю с неба, и что о сотворении его ничего не говорится, порождает вопрос о существовании его в период Тысячелетнего царства (дальнейший разбор этого вопроса в толковании на Откр 21:9).

Многие богословы считают, что слова Христа, записанные в Ин 14:2 «Я иду приготовить место для вас» — относятся к небесному Иерусалиму. Высказывается предположение, что существование его в период Тысячелетнего царства может быть где-то в небесах — как места обитания воскресших и взятых с земли святых, в чьи задачи будут входить постоянные контакты с землей, поскольку им предстоит стать соучастниками в управлении ею. Дуайт Пентекост ссылается в этой связи на мнение ряда богословов, предполагающих, что новый Иерусалим явится своего рода городом-спутником земли в Тысячелетнее царство Христа. Во всяком случае, на землю он в то время не опустится, ибо на ней будет оставаться прежний Иерусалим и восстановленный на его территории земной храм (Иез 40−48).

По прошествии тысячи лет новый Иерусалим, вероятно, будет удален от земли, обреченной на уничтожение, а затем, по сотворении новой земли, опустится на нее. Хотя большинство комментаторов Библии отвергают эту гипотезу, и она действительно может рассматриваться лишь как чистейшее предположение, именно с ее помощью может быть решена проблема общения между воскресшими и взятыми с земли святыми, с одной стороны, и теми, кто будут жить в обычных своих телах в земном Тысячелетнем царстве. «Рассуждая по-человечески», ни с какой другой позиции решить этот вопрос не представляется возможным.

В 21 главе новый Иерусалим описывается таким, каким он будет в вечности; о нем сказано, что он — «как невеста, украшенная для мужа своего». На том основании, что в Писании как о «невесте» говорится о Церкви (2Кор 11:2), некоторые богословы пытались отождествлять жителей нового Иерусалима со святыми «века Церкви», исключая из этого контингента святых других времен. Однако «брачная аллегория» довольно типична для Священного Писания и употребляется для выражения не только взаимоотношений Христа с Церковью, но и Иеговы с Израилем.

Несмотря на сравнение города с красиво одетой невестой, речь тут идет именно о городе, а не о какой-то личности или о группе личностей.

Откр 21:3−4. Вслед за этим первым откровением о Новом Иерусалиме Иоанн опять слышит громкий голос с неба. 20 раз упоминается о «громком голосе» в Откровении (начиная с 5:2) и в последний раз — здесь. Последнее небесное откровение звучало так: Се скиния Бога с человеками (по другим переводам — «и вот, совместное обитание Бога с человеками»), и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. В вечности святые будут наслаждаться особой близостью с Богом, которая невозможна в мире греха и смерти. При новом порядке вещей горе и болезни перестанут быть уделом людей: И отрет Бог всякую слезу с очей их, — пишет Иоанн, — и смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло.

Некоторые задаются вопросом, а не существуют ли «плач и болезни» в какой-то форме и на небе; может быть, навечно они исчезнут лишь с установлением нового порядка вещей во вселенной? Правильнее, думается, понимать эти стихи в том смысле, что небесному Иерусалиму не свойственно ничего из того, что присуще земле.

Откр 21:5−6. Исполненный драматизма поворот к новой системе всего сущего выражен в словах: Се, творю все новое. Слова эти, которые истинны и верны, Иоанн получает распоряжение записать.

Совершающий это радикальное и благое изменение во вселенной — Христос, Который говорит о Себе: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец (сравните 1:8; 22:13). Жаждущему дам даром от источника воды живой — обещает Он. Очевидно, что не физическая жажда подразумевается тут, но жажда духовных благословений.

Откр 21:7−8. Побеждающий наследует все, продолжает Христос, — и буду ему Богом, и он будет Мне сыном. Тут подчеркивается особая близость взаимоотношений, которые будут связывать в вечности святых и Бога.

Но пораженные грехами безбожного мира не попадут в новый Иерусалим; они будут брошены в озеро, «горящее огнем и серою». Это смерть вторая, — подчеркивает Христос.

В стихе 8 перечисляются конкретные злые деяния грешников, но следует уяснить себе, что не спасение по добрым делам утверждается здесь; дела скорее выступают тут как показатель «спасенности» или «неспасенности». Очевидно, на небо попадут многие, кто до своего обращения были повинны и в грехах, перечисленных тут, но — в какой-то момент уверовали во Христа как в своего Спасителя, и это решило их судьбу.

3. НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ — НЕВЕСТА (21:9−11)

Откр 21:9−11. И пришел ко мне один из семи Ангелов, — читаем свидетельство Иоанна, — у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, а покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознес меня в духе на великую и высокую гору и показал мне великий город, святой Иерусалим, который нисходил с неба от Бога.

У комментаторов возникает вопрос, не начинается, ли со стихом 9 некое новое откровение, касающееся небесного Иерусалима? Некоторые склонны видеть в этих стихах повторение, описывающее новый Иерусалим, как бы «зависший» над землей в период Тысячелетнего царства Христа. Более предпочтительной кажется иная точка зрения: здесь продолжается описание нового Иерусалима, каким он будет в вечности. Конечно, и в том и в другом случаях это, по-видимому, будет тот же самый город, но ряд моментов говорит в пользу того, что тут он скорее представлен был апостолу в вечном своем состоянии.

Судя по английскому переводу, не «светило его», а сам город уподобляет Иоанн гигантскому драгоценнейшему камню, который он называет ясписом кристалловидным. Так выражает апостол общее свое впечатление о невероятной красоте города, пытаясь представить увиденное в образах, доступных пониманию его читателей. Очевидно, однако, что содержание этого откровения далеко выходит за пределы всякого человеческого опыта.

Камень «яспис» известен в наше время как непрозрачный полудрагоценный камень (4:3) нескольких расцветок. Представляется, что Иоанн обратился к этому сравнению, подразумевая не конкретные «достоинства» яшмы или «ясписа», а общую красоту этого камня. Если бы апостол жил в наше время, он, возможно, сравнил бы небесный город с прекрасным бриллиантом, но в первом веке обработанных алмазов в качестве драгоценностей еще не знали.

Как и в прежних сопоставлениях нового Иерусалима с «невестой», здесь опять-таки имеется в виду город, а не лицо и не группа людей. Это следует из дальнейших стихов.

4. НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ — ЭТО ГОРОД (21:12−27)

Откр 21:12−13. Апостол Иоанн увидел огромный город, расположенный «по квадрату» (стих 16) и окруженный большой и высокой стеной. Двенадцать ворот города несли на себе имена двенадцати колен сынов Израилевых. Все в этом городе «подчинялось» числу 12:12 ворот и 12 Ангелов на них (стих 12); 12 колен Израилевых (стих 12); 12 оснований стены (стих 14); 12 апостолов (стих 14); 12 жемчужин (стих 21); дерево жизни, плодоносящее 12 раз в году (22:2); стена толщиной 144 «локтя» (около 65 метров), т. е. 12x12 (21:17). Равные друг другу широта, высота и длина стен составляли 12 000 стадий (более 2 220 км) — стих 16. Каждая из стен — северная, южная, восточная и западная — имели по трое ворот (всего 12), которые охранялись упомянутыми 12 Ангелами (стих 12).

Все это, конечно, отличается от «обстановки» земного Иерусалима, каким он будет в Тысячелетнее царство Христа. Но если имена на воротах небесного Иерусалима все-таки будут соответствовать таковым на воротах «тысячелетнего города», как даны они в книге пророка Иезекииля (48:31−34), то на северной стороне, с востока на запад, будут ворота Левия, Иуды и Рувима.

На западной стороне, с севера на юг, — ворота Неффалима, Асира и Гада. На южной стороне, с запада на восток, — Симеона, Иссахара и Завулона. И на восточной стороне, с севера на юг, — ворота Иосифа, Вениамина и Дана. Отметим, что это, в отличие от указанного в Откр 7:5−8, где Дан опущен, а Иосиф и Манассия — «включены» (у Иезекииля упомянут Дан, а Манассия опущен).

Откр 21:14−16. Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов. Поскольку апостолы — это часть тела Христова, Церкви Его, имена их написаны на «основаниях» вечного города. Таким образом, и Церковь и Израиль будут в этом городе «представлены»; первая — именами 12 апостолов на 12 основаниях его, а последний — именами 12 колен Израилевых на 12 воротах города. Этим как бы подчеркивается различие между Израилем и Церковью, которое сохранится и в вечности.

Ангел, говоривший с Иоанном, измерил город золотой тростью (мерилом) длиною, как полагают, около 3-х метров. Город, как мы знаем, имел в длину и в ширину по 12 тысяч стадий или более 2-х тысяч км. Поразительно, что и высота его была такой же!

Одни комментаторы полагают, что город, увиденный апостолом, имел форму куба, другие — что форму пирамиды. Последних больше.

Откр 21:17−18. Громадный этот город был окружен стеной, толщина которой составляла 144 локтя или около 65 метров. Апостол уточняет, что Ангел, хоть и производил замеры золотой тростью неземного происхождения, переводил их на язык человеческих мер.

Иоанн говорит, что стена была построена из ясписа, а сам город — из чистого золота, чистого, как стекло. Тут он, очевидно, прибегает к «языку внешнего впечатления», ибо и «яспис» и «золото», о которых он упоминает, едва ли соответствовали таковым в том виде, в каком они известны нам.

Откр 21:19−21. Основание стены (с написанными на них именами 12 апостолов) были украшены 12 видами разноцветных драгоценных камней. Цвет ясписа не указан. Сапфир — голубого цвета; халкидон (или халцедон) — камень чаще голубого цвета с прожилками других цветов; смарагд (или изумруд) имеет ярко-зеленую окраску; сардоникс — красного и белого цветов; сардолик — обычно глубокого красного цвета, хотя порой бывает янтарной или «медовой» окраски.

Хризолиф (хризолит) имеет окраску золотистую; в наши дни чаще встречается бледно-зеленый хризолит. Вирилл (берил) — цвета морской волны. Топаз — прозрачного желто-зеленого цвета. Хрисопрас — тоже зеленого. Гиацинт — фиолетовый. Аметист — пурпурового цвета. Все вместе эти камни образовывали изумительную многоцветную гамму.

Каждые из ворот как бы были сделаны из одной огромной жемчужины, а улица города была чистое золото, как прозрачное стекло (сравните 21:18).

Красота небесного Иерусалима может, конечно, иметь символическое значение, но ключа к разгадке этой символики нам не дано. Поскольку есть все основания полагать, что в городе этом будут жить святые, лучше всего понимать это место Писания буквально, т. е. рассматривать Иерусалим, явленный Иоанну, как будущее место вечного обитания святых и ангелов.

Откр 21:22−27. Храма же я не видел в нем, — возвещает Иоанн, — ибо Господь Бог Вседержитель и Агнец (Сын Божий) образуют храм его. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, — продолжает апостол, — ибо слава Божия осветила его, а светильник его — Агнец.

Из слов Иоанна в стихе 24 и 26 о том, что в увиденном им городе будут обитать народы, т. е. «язычники», и это, как мы знаем, наряду с Израилем и Церковью, следует, что небесный Иерусалим будет «местом жительства» святых всех времен, ангелов и Самого Бога. При описании этого неземного города в послании к евреям (12:22−24) все они и перечисляются; под «духами праведников, достигших совершенства», там подразумеваются все святые вообще.

Иоанну стало известно, что ворота города не будут запираться днем, и что по причине постоянного сияния в нем Божией славы ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов, — сообщает он. — И ничему нечистому, лживому и мерзкому не будет туда доступа (сравните 21:8; 22:15), а только тем, которые написаны у Агнца в книге жизни.

Интересно отметить, что из шести упоминаний о «книге жизни» в Откровении только здесь о ней говорится как о «книге Агнца» (сравните 3:5; 13:8; 17:8; 20:12, 15).

Хотя описание Иоанном небесного города и не дает ответа на все возникающие в связи с этим вопросы относительно вечности, открытое этому «любимому ученику Господа» свидетельствует: тех, кто доверятся живому Богу, ожидает прекрасное и светлое будущее.



2007–2024. Зроблена з любоўю для тых, што любяць і шукаюць Бога. Калі ў вас ёсць пытанні ці пажаданні, то пішыце нам: bible-man@mail.ru.