Revelation 21 глава

Revelation
New American Standard Bible → Толкование Далласской семинарии

New American Standard Bible

The New Heaven and Earth

1 Then I saw a new heaven and a new earth; for the first heaven and the first earth passed away, and there is no longer any sea.
2 And I saw the holy city, new Jerusalem, coming down out of heaven from God, made ready as a bride adorned for her husband.
3 And I heard a loud voice from the throne, saying, “Behold, the tabernacle of God is among men, and He will dwell among them, and they shall be His people, and God Himself will be among them,
4 and He will wipe away every tear from their eyes; and there will no longer be any death; there will no longer be any mourning, or crying, or pain; the first things have passed away.”
5 And He who sits on the throne said, “Behold, I am making all things new.” And He said, “Write, for these words are faithful and true.”
6 Then He said to me, “It is done. I am the Alpha and the Omega, the beginning and the end. I will give to the one who thirsts from the spring of the water of life without cost.
7 “He who overcomes will inherit these things, and I will be his God and he will be My son.
8 “But for the cowardly and unbelieving and abominable and murderers and immoral persons and sorcerers and idolaters and all liars, their part will be in the lake that burns with fire and brimstone, which is the second death.”
9 Then one of the seven angels who had the seven bowls full of the seven last plagues came and spoke with me, saying, “Come here, I will show you the bride, the wife of the Lamb.”

The New Jerusalem

10 And he carried me away in the Spirit to a great and high mountain, and showed me the holy city, Jerusalem, coming down out of heaven from God,
11 having the glory of God. Her brilliance was like a very costly stone, as a stone of crystal-clear jasper.
12 It had a great and high wall, with twelve gates, and at the gates twelve angels; and names were written on them, which are the names of the twelve tribes of the sons of Israel.
13 There were three gates on the east and three gates on the north and three gates on the south and three gates on the west.
14 And the wall of the city had twelve foundation stones, and on them were the twelve names of the twelve apostles of the Lamb.
15 The one who spoke with me had a gold measuring rod to measure the city, and its gates and its wall.
16 The city is laid out as a square, and its length is as great as the width; and he measured the city with the rod, fifteen hundred miles; its length and width and height are equal.
17 And he measured its wall, seventy-two yards, according to human measurements, which are also angelic measurements.
18 The material of the wall was jasper; and the city was pure gold, like clear glass.
19 The foundation stones of the city wall were adorned with every kind of precious stone. The first foundation stone was jasper; the second, sapphire; the third, chalcedony; the fourth, emerald;
20 the fifth, sardonyx; the sixth, sardius; the seventh, chrysolite; the eighth, beryl; the ninth, topaz; the tenth, chrysoprase; the eleventh, jacinth; the twelfth, amethyst.
21 And the twelve gates were twelve pearls; each one of the gates was a single pearl. And the street of the city was pure gold, like transparent glass.
22 I saw no temple in it, for the Lord God the Almighty and the Lamb are its temple.
23 And the city has no need of the sun or of the moon to shine on it, for the glory of God has illumined it, and its lamp is the Lamb.
24 The nations will walk by its light, and the kings of the earth will bring their glory into it.
25 In the daytime (for there will be no night there) its gates will never be closed;
26 and they will bring the glory and the honor of the nations into it;
27 and nothing unclean, and no one who practices abomination and lying, shall ever come into it, but only those whose names are written in the Lamb’s book of life.

Толкование Далласской семинарии

Р. Новое небо и новая земля (21:1 — 22:6)

1. СОТВОРЕНИЕ НОВОГО НЕБА И НОВОЙ ЗЕМЛИ (21:1)

Откр 21:1. В первых стихах 21 главы описывается сотворение нового неба и новой земли; хронологически оно последует за Тысячелетним царством, о котором говорится в 20 главе. 21 глава начинается знакомыми словами: «И увидел я», которые повторяются во 2 стих (сравните с «я не видел» в стихе 22). Итак, увиденное Иоанном было новым небом и новой землей. Подтверждение тому, что они были совершенно новыми, а не обновленными, находим во 2-ой части стих 1: ибо прежнее небо и прежняя земля миновали (также толкование на 20:11).

На удивление мало, однако, сказано об этих вновь сотворенных небе и земле, но в связи с ними сообщено нечто важное: и моря уже нет. Следовательно, в отличие от нынешней земли, большая часть которой покрыта водою, на новой земле больших водоемов не будет. Библия не говорит ничего конкретного о новом небе.

Представляется, что под «новым небом» понимается здесь не место обитания Бога, а некий атмосферный слой, окружающий новую землю. Об особенностях новой земли тоже не сообщается никаких подробностей: ни о рельефе ее, ни о растительности. Думается, однако, что это место обитания спасенных тоже будет иметь форму шара. Кое-какие данные относительно новой земли можно почерпнуть в ряде других мест Священного Писания, например, в Ис 65:17; Ис 66:22; 2Пет 3:10−13.

Поскольку в некоторых из этих мест говорится также и о Тысячелетнем царстве, богословы нередко ошибочно отождествляют с ним вечность. Однако для Библии вообще характерен принцип «сближения» событий, отдаленных друг от друга во времени. Так, например, пророк Исаия (Ис 61:1−2; Лк 4:17−19) одновременно говорит и о первом и о втором пришествии Христа, а Даниил (Дан 12:2) «совмещает» воскресение праведных и неправедных, хотя из Откр 20:5 следует, что эти события будут разделены промежутком в тысячу лет.

Порой мы сталкиваемся в Священном Писании и с хронологическими «перестановками», к примеру, в книге Исаии (65:17−25), где сначала говорится о новом небе и новой земле (стихи 17−19), а затем явно — о Тысячелетнем царстве (стихи 20−25). «Сближаются» и события последнего времени; так, Петр (2Пет 3:10−13) в четырех стихах говорит «одновременно» о начале и о конце дня Господня. И хотя мнения исследователей расходятся по этому пункту, непреложен принцип объяснения «темных» мест с помощью мест очевидных.

Пользуясь этим принципом, приходишь к выводу, что за вторым пришествием Христа последует Его тысячелетнее царствование на земле, которое, в свою очередь, будет предшествовать сотворению нового неба и новой земли — места вечного обитания святых. Нам не известны ее географические координаты, и известно, что моря на новой земле не будет, однако, и этого достаточно, чтобы предположить несходство ее с нынешней землей. Между прочим, в связи с Тысячелетним царством о море упоминается неоднократно (Пс 71:8; Ис 11:9, 11; Иез 47:8−20; Иез 48:28; Зах 9:10; Зах 14:8). Итак, не следует отождествлять друг с другом Тысячелетнее царство и новые землю и небо.

2. ОПИСАНИЕ НОВОГО ИЕРУСАЛИМА (21:2−8)

Откр 21:2. Внимание Иоанна было затем привлечено к некоему замечательному явлению; он пишет: И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. Новый Иерусалим назван «святым городом» — в противоположность земному Иерусалиму (который духовно был приравнен Содому; Откр 11:8).

Ранее, в 3:12, Иисус Христос говорит о Небесном Иерусалиме как о «граде Бога Моего, новом Иерусалиме, нисходящем с неба от Бога Моего». Тот факт, что новый Иерусалим сойдет на землю с неба, и что о сотворении его ничего не говорится, порождает вопрос о существовании его в период Тысячелетнего царства (дальнейший разбор этого вопроса в толковании на Откр 21:9).

Многие богословы считают, что слова Христа, записанные в Ин 14:2 «Я иду приготовить место для вас» — относятся к небесному Иерусалиму. Высказывается предположение, что существование его в период Тысячелетнего царства может быть где-то в небесах — как места обитания воскресших и взятых с земли святых, в чьи задачи будут входить постоянные контакты с землей, поскольку им предстоит стать соучастниками в управлении ею. Дуайт Пентекост ссылается в этой связи на мнение ряда богословов, предполагающих, что новый Иерусалим явится своего рода городом-спутником земли в Тысячелетнее царство Христа. Во всяком случае, на землю он в то время не опустится, ибо на ней будет оставаться прежний Иерусалим и восстановленный на его территории земной храм (Иез 40−48).

По прошествии тысячи лет новый Иерусалим, вероятно, будет удален от земли, обреченной на уничтожение, а затем, по сотворении новой земли, опустится на нее. Хотя большинство комментаторов Библии отвергают эту гипотезу, и она действительно может рассматриваться лишь как чистейшее предположение, именно с ее помощью может быть решена проблема общения между воскресшими и взятыми с земли святыми, с одной стороны, и теми, кто будут жить в обычных своих телах в земном Тысячелетнем царстве. «Рассуждая по-человечески», ни с какой другой позиции решить этот вопрос не представляется возможным.

В 21 главе новый Иерусалим описывается таким, каким он будет в вечности; о нем сказано, что он — «как невеста, украшенная для мужа своего». На том основании, что в Писании как о «невесте» говорится о Церкви (2Кор 11:2), некоторые богословы пытались отождествлять жителей нового Иерусалима со святыми «века Церкви», исключая из этого контингента святых других времен. Однако «брачная аллегория» довольно типична для Священного Писания и употребляется для выражения не только взаимоотношений Христа с Церковью, но и Иеговы с Израилем.

Несмотря на сравнение города с красиво одетой невестой, речь тут идет именно о городе, а не о какой-то личности или о группе личностей.

Откр 21:3−4. Вслед за этим первым откровением о Новом Иерусалиме Иоанн опять слышит громкий голос с неба. 20 раз упоминается о «громком голосе» в Откровении (начиная с 5:2) и в последний раз — здесь. Последнее небесное откровение звучало так: Се скиния Бога с человеками (по другим переводам — «и вот, совместное обитание Бога с человеками»), и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. В вечности святые будут наслаждаться особой близостью с Богом, которая невозможна в мире греха и смерти. При новом порядке вещей горе и болезни перестанут быть уделом людей: И отрет Бог всякую слезу с очей их, — пишет Иоанн, — и смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло.

Некоторые задаются вопросом, а не существуют ли «плач и болезни» в какой-то форме и на небе; может быть, навечно они исчезнут лишь с установлением нового порядка вещей во вселенной? Правильнее, думается, понимать эти стихи в том смысле, что небесному Иерусалиму не свойственно ничего из того, что присуще земле.

Откр 21:5−6. Исполненный драматизма поворот к новой системе всего сущего выражен в словах: Се, творю все новое. Слова эти, которые истинны и верны, Иоанн получает распоряжение записать.

Совершающий это радикальное и благое изменение во вселенной — Христос, Который говорит о Себе: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец (сравните 1:8; 22:13). Жаждущему дам даром от источника воды живой — обещает Он. Очевидно, что не физическая жажда подразумевается тут, но жажда духовных благословений.

Откр 21:7−8. Побеждающий наследует все, продолжает Христос, — и буду ему Богом, и он будет Мне сыном. Тут подчеркивается особая близость взаимоотношений, которые будут связывать в вечности святых и Бога.

Но пораженные грехами безбожного мира не попадут в новый Иерусалим; они будут брошены в озеро, «горящее огнем и серою». Это смерть вторая, — подчеркивает Христос.

В стихе 8 перечисляются конкретные злые деяния грешников, но следует уяснить себе, что не спасение по добрым делам утверждается здесь; дела скорее выступают тут как показатель «спасенности» или «неспасенности». Очевидно, на небо попадут многие, кто до своего обращения были повинны и в грехах, перечисленных тут, но — в какой-то момент уверовали во Христа как в своего Спасителя, и это решило их судьбу.

3. НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ — НЕВЕСТА (21:9−11)

Откр 21:9−11. И пришел ко мне один из семи Ангелов, — читаем свидетельство Иоанна, — у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, а покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознес меня в духе на великую и высокую гору и показал мне великий город, святой Иерусалим, который нисходил с неба от Бога.

У комментаторов возникает вопрос, не начинается, ли со стихом 9 некое новое откровение, касающееся небесного Иерусалима? Некоторые склонны видеть в этих стихах повторение, описывающее новый Иерусалим, как бы «зависший» над землей в период Тысячелетнего царства Христа. Более предпочтительной кажется иная точка зрения: здесь продолжается описание нового Иерусалима, каким он будет в вечности. Конечно, и в том и в другом случаях это, по-видимому, будет тот же самый город, но ряд моментов говорит в пользу того, что тут он скорее представлен был апостолу в вечном своем состоянии.

Судя по английскому переводу, не «светило его», а сам город уподобляет Иоанн гигантскому драгоценнейшему камню, который он называет ясписом кристалловидным. Так выражает апостол общее свое впечатление о невероятной красоте города, пытаясь представить увиденное в образах, доступных пониманию его читателей. Очевидно, однако, что содержание этого откровения далеко выходит за пределы всякого человеческого опыта.

Камень «яспис» известен в наше время как непрозрачный полудрагоценный камень (4:3) нескольких расцветок. Представляется, что Иоанн обратился к этому сравнению, подразумевая не конкретные «достоинства» яшмы или «ясписа», а общую красоту этого камня. Если бы апостол жил в наше время, он, возможно, сравнил бы небесный город с прекрасным бриллиантом, но в первом веке обработанных алмазов в качестве драгоценностей еще не знали.

Как и в прежних сопоставлениях нового Иерусалима с «невестой», здесь опять-таки имеется в виду город, а не лицо и не группа людей. Это следует из дальнейших стихов.

4. НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ — ЭТО ГОРОД (21:12−27)

Откр 21:12−13. Апостол Иоанн увидел огромный город, расположенный «по квадрату» (стих 16) и окруженный большой и высокой стеной. Двенадцать ворот города несли на себе имена двенадцати колен сынов Израилевых. Все в этом городе «подчинялось» числу 12:12 ворот и 12 Ангелов на них (стих 12); 12 колен Израилевых (стих 12); 12 оснований стены (стих 14); 12 апостолов (стих 14); 12 жемчужин (стих 21); дерево жизни, плодоносящее 12 раз в году (22:2); стена толщиной 144 «локтя» (около 65 метров), т. е. 12x12 (21:17). Равные друг другу широта, высота и длина стен составляли 12 000 стадий (более 2 220 км) — стих 16. Каждая из стен — северная, южная, восточная и западная — имели по трое ворот (всего 12), которые охранялись упомянутыми 12 Ангелами (стих 12).

Все это, конечно, отличается от «обстановки» земного Иерусалима, каким он будет в Тысячелетнее царство Христа. Но если имена на воротах небесного Иерусалима все-таки будут соответствовать таковым на воротах «тысячелетнего города», как даны они в книге пророка Иезекииля (48:31−34), то на северной стороне, с востока на запад, будут ворота Левия, Иуды и Рувима.

На западной стороне, с севера на юг, — ворота Неффалима, Асира и Гада. На южной стороне, с запада на восток, — Симеона, Иссахара и Завулона. И на восточной стороне, с севера на юг, — ворота Иосифа, Вениамина и Дана. Отметим, что это, в отличие от указанного в Откр 7:5−8, где Дан опущен, а Иосиф и Манассия — «включены» (у Иезекииля упомянут Дан, а Манассия опущен).

Откр 21:14−16. Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов. Поскольку апостолы — это часть тела Христова, Церкви Его, имена их написаны на «основаниях» вечного города. Таким образом, и Церковь и Израиль будут в этом городе «представлены»; первая — именами 12 апостолов на 12 основаниях его, а последний — именами 12 колен Израилевых на 12 воротах города. Этим как бы подчеркивается различие между Израилем и Церковью, которое сохранится и в вечности.

Ангел, говоривший с Иоанном, измерил город золотой тростью (мерилом) длиною, как полагают, около 3-х метров. Город, как мы знаем, имел в длину и в ширину по 12 тысяч стадий или более 2-х тысяч км. Поразительно, что и высота его была такой же!

Одни комментаторы полагают, что город, увиденный апостолом, имел форму куба, другие — что форму пирамиды. Последних больше.

Откр 21:17−18. Громадный этот город был окружен стеной, толщина которой составляла 144 локтя или около 65 метров. Апостол уточняет, что Ангел, хоть и производил замеры золотой тростью неземного происхождения, переводил их на язык человеческих мер.

Иоанн говорит, что стена была построена из ясписа, а сам город — из чистого золота, чистого, как стекло. Тут он, очевидно, прибегает к «языку внешнего впечатления», ибо и «яспис» и «золото», о которых он упоминает, едва ли соответствовали таковым в том виде, в каком они известны нам.

Откр 21:19−21. Основание стены (с написанными на них именами 12 апостолов) были украшены 12 видами разноцветных драгоценных камней. Цвет ясписа не указан. Сапфир — голубого цвета; халкидон (или халцедон) — камень чаще голубого цвета с прожилками других цветов; смарагд (или изумруд) имеет ярко-зеленую окраску; сардоникс — красного и белого цветов; сардолик — обычно глубокого красного цвета, хотя порой бывает янтарной или «медовой» окраски.

Хризолиф (хризолит) имеет окраску золотистую; в наши дни чаще встречается бледно-зеленый хризолит. Вирилл (берил) — цвета морской волны. Топаз — прозрачного желто-зеленого цвета. Хрисопрас — тоже зеленого. Гиацинт — фиолетовый. Аметист — пурпурового цвета. Все вместе эти камни образовывали изумительную многоцветную гамму.

Каждые из ворот как бы были сделаны из одной огромной жемчужины, а улица города была чистое золото, как прозрачное стекло (сравните 21:18).

Красота небесного Иерусалима может, конечно, иметь символическое значение, но ключа к разгадке этой символики нам не дано. Поскольку есть все основания полагать, что в городе этом будут жить святые, лучше всего понимать это место Писания буквально, т. е. рассматривать Иерусалим, явленный Иоанну, как будущее место вечного обитания святых и ангелов.

Откр 21:22−27. Храма же я не видел в нем, — возвещает Иоанн, — ибо Господь Бог Вседержитель и Агнец (Сын Божий) образуют храм его. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, — продолжает апостол, — ибо слава Божия осветила его, а светильник его — Агнец.

Из слов Иоанна в стихе 24 и 26 о том, что в увиденном им городе будут обитать народы, т. е. «язычники», и это, как мы знаем, наряду с Израилем и Церковью, следует, что небесный Иерусалим будет «местом жительства» святых всех времен, ангелов и Самого Бога. При описании этого неземного города в послании к евреям (12:22−24) все они и перечисляются; под «духами праведников, достигших совершенства», там подразумеваются все святые вообще.

Иоанну стало известно, что ворота города не будут запираться днем, и что по причине постоянного сияния в нем Божией славы ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов, — сообщает он. — И ничему нечистому, лживому и мерзкому не будет туда доступа (сравните 21:8; 22:15), а только тем, которые написаны у Агнца в книге жизни.

Интересно отметить, что из шести упоминаний о «книге жизни» в Откровении только здесь о ней говорится как о «книге Агнца» (сравните 3:5; 13:8; 17:8; 20:12, 15).

Хотя описание Иоанном небесного города и не дает ответа на все возникающие в связи с этим вопросы относительно вечности, открытое этому «любимому ученику Господа» свидетельствует: тех, кто доверятся живому Богу, ожидает прекрасное и светлое будущее.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.