3 Царств 2 глава

Третья книга Царств
Перевод Десницкого → Толкование Далласской семинарии

Перевод Десницкого

1 Подошло время Давиду умереть, и вот что завещал он сыны своему Соломону:
2 «Я отправляюсь в путь всей земли — ты же крепись и будь мужчиной.
3 Храни служение Господу, Богу твоему: ступай по Его путям, храни, что Он установил и заповедал, что судил и о чем поведал, как написано в книге Закона Моисеева, чтобы преуспеть тебе во всем, что станешь делать, к чему бы ты ни устремился!
4 Тогда исполнит ГОСПОДЬ слово Свое, которое прорек Он мне: “Если будут потомки твои хранить предо Мной пути свои, поступая предо мной по истине от всего сердца и от всей души, то неизменно будет один из них восседать на престоле Израилевом”.

5 И еще: ты знаешь, что сделал мне Йоав, сын Церуи, как поступил он с двумя военачальниками израильскими: с Авнером, сыном Нера, и Амасой, сыном Етера*. Он убил их, пролив кровь, как на войне, во время мира — и кровь эта запятнала пояс на его бедрах и обувь на его ногах.
6 Поступи с ним по мудрости твоей и не дай его седине мирно сойти в Шеол*.
7 А сыновьям Барзиллая из Гилада окажи милость, и пусть они едят за твоим столом, ведь он пришел ко мне, когда я бежал от брата твоего Авшалома.
8 И еще есть подле тебя Шими, сын Геры, венимитянин из Бахурима. Он яростно проклинал меня в день, когда я отправился в Маханаим. Но он вышел мне навстречу к Иордану, когда я возращался, и я поклялся ему Господом, что не казню его мечом.
9 Но ты не оставь его без кары, ведь ты мудрый человек и знаешь, как свести его седину в Шеол в крови».
10 Давид приложился к праотцам и был погребен в городе Давидовом.
11 Дней царствования Давида над Израилем было сорок лет: семь лет царствовал он в Хевроне, и тридцать три года в Иерусалиме.
12 А Соломон воссел на престоле отца своего Давида, и царство его вполне упрочилось.

13 Адония, сын Хаггит, пришел к Бат-Шеве, матери Соломона. Она спросила: «С миром ли ты пришел?» И тот ответил: «С миром».
14 И добавил: «Дело есть у меня к тебе». Она отвечала: «Говори!»
15 Он сказал: «Ты знаешь, что царство было уже моим и что на меня взирал весь Израиль как на царя. Но царство от меня перешло к брату моему, и дано оно ему Господом.
16 А теперь одно только я попрошу у тебя, не откажи мне!» Она отвечала: «Говори!»
17 Он сказал: «Поговори с царем Соломоном, ведь не откажет он тебе. Пусть дадут мне в жены Авишагу из Шунема!»
18 Бат-Шева отвечала: «Хорошо, я переговорю о тебе с царем».

19 И Бат-Шева отправилась к царю Соломону, чтобы переговорить с ним об Адонии. Царь поднялся ей навстречу, поклонился и сел на свой престол — а матери царя поставили другой, чтобы она села по правую руку от него.
20 Она сказала: «Есть у меня к тебе маленькая просьба, не откажи мне!» Царь ответил ей: «Проси, мать моя, я не откажу тебе!»
21 Она попросила: «Пусть Авишагу из Шунема дадут в жены Адонии, твоему брату!»
22 Так отвечал царь Соломон своей матери: «Отчего это ты просишь для Адонии Авишагу из Шунема? Попроси уж тогда для него и царство, ведь он же брат мой, и старше меня — а с ним и для священника Эвьятара, и для Йоава, сына Церуи!»
23 И поклялся царь Соломон Господом: «Пусть так-то накажет меня Бог и так-то добавит, если не на погибель себе сказал это Адония!
24 А теперь — жив Господь, Который укрепил меня и посадил меня на престол отца моего Давида, и воздвиг для меня дом, как и обещал — Адония умрет».
25 Царь Соломон послал Бенаю, сына Ехояды, и тот сразил его насмерть.

26 А священнику Эвьятару царь велел: «Ступай в Анатот, на свой земельный участок, ибо ты достоин смерти! В сей же день я не умертвил тебя потому, что ты носил ковчег Владыки Господа перед отцом моим Давидом и что разделял ты с ним все горести».
27 И Соломон удалил Эвьятара от священнического служения Господу, по слову, которое изречено было в Шило о потомстве Эли.

28 Слух об этом дошел до Йоава, а Йоав принял сторону Адонии, хотя прежде не принял сторону Авшалома. Йоав бежал в Скинию Господню и схватился за рога жертвенника*.
29 Соломону возвестили, что Йоав бежал в Скинию Господню и что он подле жертвенника, и Соломон отправил Бенаю, сына Ехояды, сказав: «ступай, порази его».
30 Беная пришел в Скинию Господню и сказал Йоаву: «Царь велит тебе выйти!» Тот отвечал: «Нет, здесь я и умру!» Беная вернулся к царю и пересказал ему слова Йоава, что сказал он в ответ.
31 Царь сказал ему: «Поступи по его слову: порази его и похорони, и так сними вину за кровь, напрасно пролитую Йоавом, с меня и с дома отца моего.
32 И да будет пред Господом сам он виновен в собственной гибели — ведь он напал на двух мужей честнее и лучше него и убил их мечом, так, что мой отец Давид и не знал того — на Авнера, сына Нера, военачальника израильского, и Амасу, сына Етера, военачальника иудейского.
33 Да будет виновен в их гибели Йоав и потомство его вовеки, а Давиду и потомству его, и дому его, и престолу его да будет вовеки мир от Господа!»
34 Беная, сын Ехояды отправился и поразил его. Он был похоронен у себя дома в пустыне.
35 Вместо него над войском царь поставил Бенаю, сына Ехояды, а священника Цадока назначил вместо Эвьятара.

36 Царь призвал к себе Шими и сказал ему: «Построй себе дом в Иерусалиме и живи в нем, и никуда не уходи оттуда.
37 В тот самый день, когда ты выйдешь из города и перейдешь поток Кидрон, ты точно умрешь, и сам будешь виновен в своей гибели».
38 Шими отвечал: «Хорошо сказал господин мой царь! Так и поступит твой слуга». И Шими жил в Иерусалиме долгое время.
39 Но прошло три года, и двое рабов бежали от Шими к Ахишу, сыну Маахи, царю Гата. Шими сообщили о том, что видели его рабов в Гате.
40 Шими верхом на своем осле отправился в Гат к Ахишу на поиски своих рабов. Шими вернул из Гата своих рабов.
41 И сообщили Соломону, что Шими уходил из Иерусалима в Гат и вернулся.
42 Царь призвал к себе Шими и спросил: «Разве не клялся я тебе Господом, не предупреждал тебя: знай наверняка, что в день, когда ты отправишься отсюда куда-нибудь, ты точно умрешь? И ты ответил на мои слова: “Хорошо, слушаюсь”.
43 Что же ты не исполнил клятвы, данной пред Господом, и приказа, который я дал тебе?»
44 И еще сказал царь Шими: «Ты знаешь все зло, какое на сердце у тебя, и что сделал ты отцу моему Давиду. Да отплатит тебе Господь за все твое зло!
45 Царь Соломон же да будет благословен, и престол Давида да будет крепок пред Господом вовеки».
46 Царь велел Бенае, сыну Ехояды, тот пошел и поразил Шими насмерть.


И так царская власть Соломона стала надежной.

Толкование Далласской семинарии

3. ДАВИД ЗАВЕЩАЕТ ЦАРСТВО СОЛОМОНУ (2:1−9)

О промежутке времени, прошедшем между событиями, описанными в первой главе, и тем, о чем читаем здесь, не говорится. Но, судя по тому, что Давид был стар и слаб здоровьем (1:1−4, 15, 47), со словами завещания своего он обратился к Соломону вскоре после его помазания.

а. Храни завет Господа… (2:1−4)

3Цар 2:1−4. Вот, я отхожу в путь всей земли — метафорически выраженная мысль о смерти, которой не избегнет ничто живущее на земле. Сознавая, что вот-вот отправится в этот «путь», Давид обращается к сыну со словами, напоминающими завет Господа Иисусу Навину (сравните Втор 31:23).

Умирающий царь завещает Соломону твердо держаться слова Божиего и быть мужественным. Храни завет Господа… ходя путями Его, наставляет Соломона отец, т. е. повинуйся Иегове во всем. Соблюдай, согласно Моисееву закону, уставы Его и заповеди Его, и определения Его и постановления Его… Каждый из перечисленных здесь четырех «терминов» (евр. хуккот, мицвот, мишпатим и эдот) имеет специфическое смысловое значение, трудно поддающееся передаче на других языках; в целом же это — законы об отношении к Богу и к людям, и, в частности, законы, обоснованные исторически.

Если теократический (руководимый непосредственно Богом) царь хочет успешно править Божиим народом, ему необходимо исполнять все эти законы (то есть послушание Богу — путь к успеху). Необходимо это и для того, подчеркивает Давид, чтобы Господь исполнил слово Свое о неизменном пребывании на престоле Израилевом мужа из рода Давидова (2Цар 7:12−16).

б. Давид наставляет Соломона в отношении ряда лиц (2:5−9)

3Цар 2:5−6. Родственник Давида и военачальник его Иоав… умертвил в мирное время двух других военачальников — Авенира и Амессая; он поступил с ними, как с врагами в ходе битвы (пролил кровь бранную). Ты знаешь, что сделал мне Иоав, говорит Давид, возможно, в первую очередь, подразумевая убийство им Авессалома (но, пожалуй, здесь царь имеет в виду преступления, неоднократно совершавшиеся Иоавом, который навсегда запятнал себя кровью). Почему же Давид сам не воздал ему за пролитую кровь, но после себя поручает сделать это Соломону?

Не следует думать, будто из трусости. Не трусостью, как и не мстительным чувством в современном понимании его, определялось поведение Давида. Надо помнить, что в представлениях людей того времени мщение за кровь было не только чем-то естественным, но и нравственным, ибо диктовалось и регулировалось законом (Чис 35:19; Втор 19:12; Иис Н. 20:3, 5, 9).

3Цар 2:7. Воздать, напротив, добром за добро завещает Давид сынам Верзеллия Галаадитянина, который поставлял ему и его войску продовольствие, когда царь бежал от Авессалома. В отношении сыновей Верзеллия Давид исполняет то, что обещал в свое время их отцу (2Цар 19:31−39).

3Цар 2:8−9. По отношению к Семею… Вениамитянину Давидом соблюдается тот же принцип, что и по отношению к Иоаву. Некогда Семей злословил Давида, попавшего в бедственное положение, и угрожал ему (2Цар 16:11). Потом он перешел на сторону Давида, и царь поклялся не убивать его. И, действительно, сам он «не наложил на него руки».

Призывая же теперь сына воздать Семею за его зло, он, однако, как и в случае с Иоавом, просит Соломона «поступить по мудрости», т. е. найти благовидную причину для воздаяния человеку, в лояльности которого к себе, а в будущем — к сыну своему, очевидно, уверен не был. Из дальнейшего повествования мы узнаем, что до поры до времени Соломон был милостив к этому вениамитянину, но затем тот сам подал Соломону повод исполнить порученное ему отцом (3Цар 2:36−46).

4. СМЕРТЬ ДАВИДА (2:10−12)

3Цар 2:10. И почил Давид с отцами своими — в этой возвышенно звучащей фразе передана мысль о том, что смерть не оборвала жизни Давида навечно. Как и все, кто хранят верность Богу, он только почил — до дня, когда Бог воскресит его для вечного Ему служения.

Город Давидов (3:1; 8:1; 9:24; 15:8, 24; 22:50) — это Иерусалим, который был взят Давидом у иевусеев; Давид сделал его своей столицей. Но в его дни Иерусалим был совсем небольшим городом, занимавшим возвышенное место, окруженное с востока, юга и запада долинами. Позднее Соломон расширил пределы его к северу; при последующих царях Иерусалим продолжал расширять свою территорию.

3Цар 2:11−12. Давид царствовал над Израилем… сорок лет (1011−971 гг. до Р. Х.). На протяжении 7 лет его столицей был Хеврон, а затем 33 года он правил из Иерусалима. Умер он, будучи примерно 70 лет (2Цар 5:4).

Давид был личностью во многих отношениях замечательной: воин, поэт, музыкант, талантливый полководец и администратор; он был, и это главное, человеком, угодным Богу. Он знал головокружительный успех и мучительные падения. Давид расширил границы Израиля; влияние его на другие народы сильно возросло при Давиде. Царя этого безмерно любили одни, и безгранично ненавидели другие. Но сердце самого Давида было до конца отдано Богу. Сын его Соломон унаследовал трон его, и царствование его было многолетним и мирным.

Б. Ранние годы правления Соломона (2:13 — 4:34)

В мудрости Соломона, которой он прославился, можно убедиться уже в этом разделе Священного Писания. Умные и проницательные решения, которые он выносил с первых дней своего царствования, обусловили длительность (40 лет; 971−931 гг. до Р. Х.) его правления в мире и процветании.

1. СОЛОМОН ВОЗДАЕТ ЗА ЗЛО И ПРОЛИТИЕ КРОВИ (2:13−46)

а. Казнь Адонии (2:13−25)

3Цар 2:13−14. Адония не оставил надежды сделаться царем (сравните 1:5). Но для этого ему надо было низложить Соломона. Теперь, однако, он решил действовать умно и осторожно. И начал с того, что попытался добиться расположения Вирсавии, царицы-матери, надеясь через нее добиться благоприятного для себя решения от Соломона. Однако Вирсавия, помня о заговоре Адонии против ее сына, поначалу встретила его настороженно. С миром ли приход твой? — спрашивает она. Адония заверяет ее, что с миром, и так оно, в самом деле, выглядело на первый взгляд; однако не с миром явился к Вирсавии Адония.

3Цар 2:15−16. Адония, возможно, искренне полагал, что весь Израиль смотрел на него как на будущего царя. Но он принимал желаемое за действительное: трон никогда не предназначался ему. Говоря, что царство отошло от него по воле Господа, он, по-видимому, совершает тактический ход, облекая его в благочестивую форму, — с тем, чтобы убедить Вирсавию, что помазание Соломона он принимает как совершившееся по Божиему решению, и подчиняется ему. Вирсавия, однако, склонна поверить, что Адония более не злоумышляет в отношении ее сына, и готова выслушать его.

3Цар 2:17−18. Вероятно, просьбу Адонии о том, чтобы ему позволили жениться на Ависаге Сунамитянке… Вирсавия расценила как вполне невинную и естественную: красивый молодой человек ищет руки очаровательной молодой женщины, и она согласилась сообщить о его желании царю. Возможно, и роль свахи в этой ситуации привлекла ее.

3Цар 2:19−21. Соломон с почетом встречает свою мать, встав перед нею и поклонившись ей, и тем большую почесть оказывает Вирсавии, что в тронном зале усаживает ее по правую руку от себя. (Тут надо отметить, что в древнееврейском обществе царице-матери придавалось важное значение; ее называли гебира, т. е. владычица. Не случайны постоянные библейские ссылки на имя матери каждого из царей; к примеру, 3Цар 14:21; 15:2.) Итак, Вирсавия излагает сыну свою небольшую просьбу, явно не подозревая о политическом значении ее.

3Цар 2:22−25. Но, выслушав мать, Соломон тут же осознал, насколько далеко идущие последствия возымело бы осуществление ее просьбы. Потому и говорит он Вирсавии: Проси Адонии также и царства. Ведь Ависага входила в гарем царя Давида. И хотя престарелый царь так и не вступил с ней в интимную связь, самая принадлежность ее к гарему делала ее «частью» Давидова «наследия». Да и в глазах народа она была никем иным, как наложницей царя. В своем исследовании на книги Царств богослов С. Ф. Кейль пишет: «В глазах израильтян, как и в глазах древних персов (следует ссылка на греческого историка Геродота), овладение гаремом покойного царя равносильно было выражению притязания на его трон».

Возможно, Вирсавия, знавшая, что на деле Ависага не была наложницей Давида, не думала, что угроза трону может возникнуть в связи с ней, но мудрый Соломон осознал это. Он понимал, что народ видит в Ависаге одну из жен Давида, а потому женитьба на ней Адонии воспримет именно как его притязание на трон.

Тем более что Адония был старшим братом Соломона (стих 22; сравните 2Цар 3:4 с 2Цар 5:13−14). Людям свойственно не сознавать, что Бог, совершая выбор в тех или иных целях, вполне может отвергнуть принцип старшинства. (Из Библии известно, что Он нередко ставил младшего брата над старшим; так, к примеру, поступил Он в случаях Исаака, Иакова, Иосифа.)

Итак, распознав злой умысел Адонии, Соломон ответил матери с возмущением и отверг ее «небольшую просьбу». Он помиловал своего брата, попытавшегося захватить власть еще при жизни Давида (3Цар 1:52−53). Но Адония не смирился: он снова готовил заговор против Господа и Его помазанника. Так что, обрекая Адонию смерти, Соломон действовал не только оправданно в моральном смысле, но и как мудрый правитель царства, вверенного ему Богом (окончание стих 24). Посланный им Ванея, командовавший телохранителями царя, в тот же день поразил Адонию, и он умер.

б. Отстранение Авиафара от священства (2:26−27)

3Цар 2:26−27. По справедливости и священник Авиафар, принявший сторону Адонии, мог быть предан Соломоном смерти за участие в заговоре. Но царь помиловал его, потому что тот предстоял перед Иеговой во все дни жизни Давида (носил ковчег Владыки Господа пред Давидом означает, что Авиафар был первосвященником); а также потому, что он верно делил с Давидом все тягости на его жизненном пути. Соломон ограничился тем, что повелел Авиафару возвратиться в его дом в Анафофе (примерно в 5 км на северо-востоке от Иерусалима). (Столетия спустя в Анафофе предстояло родиться пророку Иеремии; Иер 1:1.)

Автор 3 и 4 книг Царств замечает, что, отстранив Авиафара от священства, Соломон исполнил возвещенное Богом о том, что первосвященство по линии Илия прервется (1Цар 2:30−35); Авиафар был членом дома Илия (таблицу «Предки Садока и Авиафара» — там, где толкование на 2Цар 8:15−18). Таким образом, автор подчеркивает, что Господь — неизменно верен Своему слову.

е. Казнь Иоава (2:28−35)

3Цар 2:28−30. Слух обо всех этих событиях, т. е. о смерти Адонии и отставке Авиафара, дошел до Иоава, соучастника их заговора. И, вот, Иоав, долгие годы бывший главнокомандующим у Давида, бежал в поисках спасения (как некогда Адония) в скинию Господню, и там ухватился за роги жертвенника (сравните 3Цар 1:50). Для тех, чьей жизни угрожала опасность, скиния была местом убежища, однако — согласно закону Моисея — не для убийц (Исх 21:13−14). Почему же Иоав, будучи убийцей, искал спасения в скинии?

Может быть, он думал, что Соломон исполнился гнева на него только за его участие в заговоре Адонии, а то, что некогда он, Иоав, убил Авенира и Авессая, царю либо не известно, либо не занимает его. Однако именно за все эти преступления твердо вознамерился Соломон покарать Иоава. Ибо кровь «двух мужей невинных и лучших» чем Иоав), как говорит Соломон (стих 32), оставалась неотмщенной и тяготела на доме Давида, пока Иоав был жив.

Видимо, не желая осквернять скинию пролитием человеческой крови, Ванея, посланный Соломоном умертвить Иоава, передал ему повеление царя выйти из скинии, но тот пожелал умереть там.

3Цар 2:31−33. И тогда Соломон приказал поразить его в скинии. Сними невинную кровь, пролитую Иоавом с меня и с дома отца моего, повелел он Ванее.

3Цар 2:34−35. Ванея пошел и выполнил приказ царя. Однако после позорной гибели своей Иоав удостоен был погребения в доме своем (т. е. в земле, принадлежавшей ему) в пустыне (возможно, имелась в виду пустынная часть Иудеи, простиравшаяся восточнее Вифлеема). Чести быть погребенным в своей земле Иоав удостоился за многолетнее пребывание на службе у Давида.

Вместо Иоава, Соломон сделал главнокомандующим войска своего Ванею; Садока священника поставил царь вместо Авиафара (стих 27).

г. Участь Семен (2:36−46)

3Цар 2:36−38. Очевидно, в глазах Давида и Соломона Семей был человеком ненадежным, опасным. Свою агрессивную неприязнь к Давиду он явил во время бегства царя от восставшего против него Авессалома. Спутники Давида предлагали ему тогда же покончить с Семеем, но Давид не захотел этого, возможно, не желая усугублять обстоятельств, грозивших ему из-за мятежа сына. (Семей принадлежал к клану царя Саула; 2Цар 16:5.)

И вот теперь Соломон призвал Семея и произнес свой суд над ним: Семей приговаривался к своего рода домашнему аресту; ему запрещено было покидать Иерусалим. Соломон подчеркнул, что в тот день, когда Семей перейдет поток Кедрон (протекавший восточнее Иерусалима), смерть настигнет его. Может быть, Соломон подозревал, что, перейдя Кедрон, Семей пойдет к своим соплеменникам-вениамитянам, чтобы поднять их против него.

Семей принял сказанное ему царем к сведению, и жил в Иерусалиме (не выходя за стены его) долгое время (три года; 2:39).

3Цар 2:39−40. Но через три года, в поисках убежавших от него двух рабов, которых видели в стране филистимлян, Семей отправился в Геф, продемонстрировав тем, что не слишком считался с авторитетом Соломона и его приказаниями.

3Цар 2:41−46. И донесли Соломону о нарушении Семеем поставленного ему условия. Призвав его к себе, царь напомнил ему о том, что он это условие принял и, поступив теперь вопреки ему, развязывает Соломону руки для воздаяния ему за злобу его. В случае с Семеем, как и в других случаях, когда Соломону приходилось решать судьбы своих политических противников, действительных или потенциальных, царь, в первую очередь, заботился о непоколебимости трона Давидова пред Господом. Все эти люди, так или иначе, противились воле Божией в дни царствования Давида, но в обращении с ними молодой царь Соломон являл как милость и справедливость, так и мудрость.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.