3 Царств 2 глава

Третья книга Царств
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Когда приблизилось время Давиду умереть, он сказал своему сыну Соломону:
2 «Я скоро умру, как умирают все люди на земле. Ты же расти, набирайся силы и становись мужчиной.
3 Храни заветы Господа, Бога твоего. Соблюдай Его уставы и заповеди, Его постановления и решения, как написано в Законе Моисея. Тогда ты будешь удачлив во всём, что бы ты ни делал, и везде, куда бы ты ни пошёл.
4 И тогда Господь исполнит обещание, которое Он дал мне. Господь сказал: „Если твои сыновья от всего своего сердца и от всей души своей будут жить согласно Моему наставлению, тогда царём Израиля всегда будет мужчина из твоей семьи”».
5 Затем Давид добавил:
«Ты помнишь, что сделал мне Иоав, сын Саруи? Он убил двух командиров израильского войска: Авенира, сына Нира, и Амессая, сына Иефера. Он убил их и пролил их кровь в мирное время, запятнав кровью ремень на своей талии и обувь на своих ногах.
6 Но теперь ты царь! Ты должен наказать его, поступив с ним мудро, но не дай ему умереть мирно от старости!
7 Окажи милость сыновьям Верзеллия галаадитянина. Позволь им быть твоими друзьями и есть за твоим столом. Они были со мной, когда я бежал от твоего брата Авессалома.
8 И помни, Шимей, сын Геры, вениамитянина из Бахурима, всё ещё живёт. Он выкрикивал мне страшные проклятия в тот день, когда я бежал в Маханаим. Когда он вышел мне навстречу у Иордана, я поклялся Господом, что не убью его.
9 Но сейчас не оставь его безнаказанным. Ты человек мудрый и знаешь, что тебе с ним сделать, не дай и ему умереть мирно от старости».
10 Затем Давид умер и был погребён в городе Давида.
11 Давид царствовал в Израиле сорок лет: семь лет в Хевроне и тридцать три года в Иерусалиме.
12 Соломон занял престол своего отца Давида, и никто не сомневался, что он царь.
13 К Вирсавии, матери Соломона, пришёл Адония, сын Аггифы. Вирсавия спросила его:
«С миром ли пришёл ты?»
Тогда он ответил:
«С миром.
14 Я бы хотел попросить тебя об одном одолжении».
Она повелела:
«Говори».
15 И он сказал:
«Ты знаешь, что одно время царство принадлежало мне и весь Израиль считал меня своим царём, но всё изменилось. Сейчас мой брат — царь. Господь выбрал его царём.
16 И теперь у меня есть одна просьба, не откажи мне».
Вирсавия спросила:
«Чего ты хочешь?»
17 Он ответил:
«Я знаю, что царь Соломон сделает всё, что ты попросишь его. Прошу тебя, скажи ему, чтобы он позволил мне жениться на Ависаге сонамитянке».
18 Вирсавия ответила:
«Хорошо, я поговорю с царём о тебе».
19 Она пошла к царю Соломону сказать ему об Адонии. Царь встал перед ней, поклонился ей, сел на трон и велел, чтобы принесли другой трон и для его матери, и она села по правую руку от него.
20 Вирсавия сказала ему:
«У меня есть к тебе небольшая просьба. Не откажи мне».
Царь ответил:
«Ты можешь просить, о чём хочешь, мать моя. Я не откажу тебе».
21 Тогда Вирсавия сказала:
«Позволь твоему брату Адонии жениться на Ависаге сонамитянке».
22 Царь Соломон ответил матери:
«Почему ты просишь меня отдать Ависагу сонамитянку Адонии? Почему ты также не просишь меня позволить ему быть царём? Ведь он мой старший брат, а священник Авиафар и Иоав, сын Саруи, поддерживают его!»
23 Царь Соломон поклялся Господом, сказав:
«Пусть Бог накажет меня, если я не заставлю Адонию заплатить за это. Это будет стоить ему жизни!
24 Господь сделал меня царём над Израилем. Он дал мне трон моего отца Давида. Он сдержал Своё слово и дал царство мне и моей семье. Так же верно, как то, что Господь жив, я клянусь, что Адония умрёт сегодня!»
25 И царь Соломон дал приказание Ванее, сыну Иодая. Ванея пошёл и убил Адонию.
26 Затем царь Соломон сказал священнику Авиафару:
«Я должен тебя убить, но я позволю тебе вернуться в Анафоф на твои поля. Я не убью тебя сейчас, так как ты помогал нести святой ковчег Господний, когда шёл с моим отцом Давидом, и терпел всё, что терпел мой отец».
27 Соломон сказал Авиафару, что он не может больше быть священником Господа. Так исполнилось слово Господа, которое Он сказал о священнике Илии и его семье в Силоме. (Авиафар был из семьи Илии).
28 Иоав услышал об этом и очень испугался. Он поддерживал Адонию, а не Соломона. Иоав убежал в шатёр Господа и ухватился за рога алтаря.
29 Царю Соломону донесли, что Иоав убежал в шатёр Господа к алтарю. Тогда Соломон послал Ванею, сына Иодая, сказав ему:
«Пойди и убей его!»
30 Ванея пришёл в шатёр Господа и сказал Иоаву:
«Царь говорит: „Выходи!”» Но Иоав ответил:
«Нет, я умру здесь».
Ванея вернулся к царю и передал ему слова Иоава.
31 Тогда царь приказал Ванее:
«Сделай, как он сказал. Убей его там, а затем похорони. Тогда я и моя семья будем свободны от вины Иоава, который убил невинных людей.
32 Без ведома моего отца Давида он напал и убил двух человек, которые были намного лучше и честнее его. Это были Авенир, сын Нира, израильский военачальник, и Амессай, сын Иефера, иудейский военачальник. Господь накажет Иоава за этих людей, которых он убил.
33 Пусть вина за их смерть будет лежать на Иоаве и на его семье навеки. А Давиду, его потомству, его дому и его трону Бог принесёт навеки мир!»
34 Ванея, сын Иодая, пошёл и убил Иоава. Он был похоронен возле своего дома в пустыне.
35 Царь Соломон назначил Ванею, сына Иодая, начальником над войском вместо Иоава, а Садока царь поставил священником вместо Авиафара.
36 Затем царь позвал к себе Шимея и сказал ему:
«Построй себе дом в Иерусалиме, живи здесь и никуда не выходи из города.
37 Если ты уйдёшь из города и перейдёшь поток Кедрон, то будешь убит, и это будет твоя собственная вина».
38 Шимей ответил царю:
«Хорошо, господин мой царь, я подчинюсь тебе».
После этого Шимей жил в Иерусалиме долгое время.
39 Но через три года двое рабов Шимея убежали к Анхусу, сыну Маахи, царю гефскому. Когда Шимею доложили, что рабы его находятся в Гефе,
40 он оседлал своего осла и отправился в Геф к Анхусу искать своих рабов. Он нашёл рабов и привёл их назад домой.
41 Но Соломону донесли, что Шимей уходил из Иерусалима в Геф и возвратился.
42 Тогда царь позвал Шимея и сказал ему:
«Я клялся Господом, что ты умрёшь, если выйдешь из Иерусалима. Я предупреждал тебя, что, если ты уйдёшь куда-нибудь, ты сам будешь виноват в своей смерти. Тогда ты сказал мне: „Хорошо. Я подчинюсь”.
43 Почему же ты нарушил своё обещание и не подчинился моему приказанию?
44 Ты знаешь обо всём зле, которое ты причинил моему отцу Давиду, а теперь Господь накажет тебя за это.
45 Меня же Господь благословит и сделает царство Давида непоколебимым во веки».
46 Затем царь дал приказание Ванее, сыну Иодая, убить Шимея, и тот пошёл и убил его. Итак, Соломон полностью подчинил себе всё царство.

Толкование Далласской семинарии

3. ДАВИД ЗАВЕЩАЕТ ЦАРСТВО СОЛОМОНУ (2:1−9)

О промежутке времени, прошедшем между событиями, описанными в первой главе, и тем, о чем читаем здесь, не говорится. Но, судя по тому, что Давид был стар и слаб здоровьем (1:1−4, 15, 47), со словами завещания своего он обратился к Соломону вскоре после его помазания.

а. Храни завет Господа… (2:1−4)

3Цар 2:1−4. Вот, я отхожу в путь всей земли — метафорически выраженная мысль о смерти, которой не избегнет ничто живущее на земле. Сознавая, что вот-вот отправится в этот «путь», Давид обращается к сыну со словами, напоминающими завет Господа Иисусу Навину (сравните Втор 31:23).

Умирающий царь завещает Соломону твердо держаться слова Божиего и быть мужественным. Храни завет Господа… ходя путями Его, наставляет Соломона отец, т. е. повинуйся Иегове во всем. Соблюдай, согласно Моисееву закону, уставы Его и заповеди Его, и определения Его и постановления Его… Каждый из перечисленных здесь четырех «терминов» (евр. хуккот, мицвот, мишпатим и эдот) имеет специфическое смысловое значение, трудно поддающееся передаче на других языках; в целом же это — законы об отношении к Богу и к людям, и, в частности, законы, обоснованные исторически.

Если теократический (руководимый непосредственно Богом) царь хочет успешно править Божиим народом, ему необходимо исполнять все эти законы (то есть послушание Богу — путь к успеху). Необходимо это и для того, подчеркивает Давид, чтобы Господь исполнил слово Свое о неизменном пребывании на престоле Израилевом мужа из рода Давидова (2Цар 7:12−16).

б. Давид наставляет Соломона в отношении ряда лиц (2:5−9)

3Цар 2:5−6. Родственник Давида и военачальник его Иоав… умертвил в мирное время двух других военачальников — Авенира и Амессая; он поступил с ними, как с врагами в ходе битвы (пролил кровь бранную). Ты знаешь, что сделал мне Иоав, говорит Давид, возможно, в первую очередь, подразумевая убийство им Авессалома (но, пожалуй, здесь царь имеет в виду преступления, неоднократно совершавшиеся Иоавом, который навсегда запятнал себя кровью). Почему же Давид сам не воздал ему за пролитую кровь, но после себя поручает сделать это Соломону?

Не следует думать, будто из трусости. Не трусостью, как и не мстительным чувством в современном понимании его, определялось поведение Давида. Надо помнить, что в представлениях людей того времени мщение за кровь было не только чем-то естественным, но и нравственным, ибо диктовалось и регулировалось законом (Чис 35:19; Втор 19:12; Иис Н. 20:3, 5, 9).

3Цар 2:7. Воздать, напротив, добром за добро завещает Давид сынам Верзеллия Галаадитянина, который поставлял ему и его войску продовольствие, когда царь бежал от Авессалома. В отношении сыновей Верзеллия Давид исполняет то, что обещал в свое время их отцу (2Цар 19:31−39).

3Цар 2:8−9. По отношению к Семею… Вениамитянину Давидом соблюдается тот же принцип, что и по отношению к Иоаву. Некогда Семей злословил Давида, попавшего в бедственное положение, и угрожал ему (2Цар 16:11). Потом он перешел на сторону Давида, и царь поклялся не убивать его. И, действительно, сам он «не наложил на него руки».

Призывая же теперь сына воздать Семею за его зло, он, однако, как и в случае с Иоавом, просит Соломона «поступить по мудрости», т. е. найти благовидную причину для воздаяния человеку, в лояльности которого к себе, а в будущем — к сыну своему, очевидно, уверен не был. Из дальнейшего повествования мы узнаем, что до поры до времени Соломон был милостив к этому вениамитянину, но затем тот сам подал Соломону повод исполнить порученное ему отцом (3Цар 2:36−46).

4. СМЕРТЬ ДАВИДА (2:10−12)

3Цар 2:10. И почил Давид с отцами своими — в этой возвышенно звучащей фразе передана мысль о том, что смерть не оборвала жизни Давида навечно. Как и все, кто хранят верность Богу, он только почил — до дня, когда Бог воскресит его для вечного Ему служения.

Город Давидов (3:1; 8:1; 9:24; 15:8, 24; 22:50) — это Иерусалим, который был взят Давидом у иевусеев; Давид сделал его своей столицей. Но в его дни Иерусалим был совсем небольшим городом, занимавшим возвышенное место, окруженное с востока, юга и запада долинами. Позднее Соломон расширил пределы его к северу; при последующих царях Иерусалим продолжал расширять свою территорию.

3Цар 2:11−12. Давид царствовал над Израилем… сорок лет (1011−971 гг. до Р. Х.). На протяжении 7 лет его столицей был Хеврон, а затем 33 года он правил из Иерусалима. Умер он, будучи примерно 70 лет (2Цар 5:4).

Давид был личностью во многих отношениях замечательной: воин, поэт, музыкант, талантливый полководец и администратор; он был, и это главное, человеком, угодным Богу. Он знал головокружительный успех и мучительные падения. Давид расширил границы Израиля; влияние его на другие народы сильно возросло при Давиде. Царя этого безмерно любили одни, и безгранично ненавидели другие. Но сердце самого Давида было до конца отдано Богу. Сын его Соломон унаследовал трон его, и царствование его было многолетним и мирным.

Б. Ранние годы правления Соломона (2:13 — 4:34)

В мудрости Соломона, которой он прославился, можно убедиться уже в этом разделе Священного Писания. Умные и проницательные решения, которые он выносил с первых дней своего царствования, обусловили длительность (40 лет; 971−931 гг. до Р. Х.) его правления в мире и процветании.

1. СОЛОМОН ВОЗДАЕТ ЗА ЗЛО И ПРОЛИТИЕ КРОВИ (2:13−46)

а. Казнь Адонии (2:13−25)

3Цар 2:13−14. Адония не оставил надежды сделаться царем (сравните 1:5). Но для этого ему надо было низложить Соломона. Теперь, однако, он решил действовать умно и осторожно. И начал с того, что попытался добиться расположения Вирсавии, царицы-матери, надеясь через нее добиться благоприятного для себя решения от Соломона. Однако Вирсавия, помня о заговоре Адонии против ее сына, поначалу встретила его настороженно. С миром ли приход твой? — спрашивает она. Адония заверяет ее, что с миром, и так оно, в самом деле, выглядело на первый взгляд; однако не с миром явился к Вирсавии Адония.

3Цар 2:15−16. Адония, возможно, искренне полагал, что весь Израиль смотрел на него как на будущего царя. Но он принимал желаемое за действительное: трон никогда не предназначался ему. Говоря, что царство отошло от него по воле Господа, он, по-видимому, совершает тактический ход, облекая его в благочестивую форму, — с тем, чтобы убедить Вирсавию, что помазание Соломона он принимает как совершившееся по Божиему решению, и подчиняется ему. Вирсавия, однако, склонна поверить, что Адония более не злоумышляет в отношении ее сына, и готова выслушать его.

3Цар 2:17−18. Вероятно, просьбу Адонии о том, чтобы ему позволили жениться на Ависаге Сунамитянке… Вирсавия расценила как вполне невинную и естественную: красивый молодой человек ищет руки очаровательной молодой женщины, и она согласилась сообщить о его желании царю. Возможно, и роль свахи в этой ситуации привлекла ее.

3Цар 2:19−21. Соломон с почетом встречает свою мать, встав перед нею и поклонившись ей, и тем большую почесть оказывает Вирсавии, что в тронном зале усаживает ее по правую руку от себя. (Тут надо отметить, что в древнееврейском обществе царице-матери придавалось важное значение; ее называли гебира, т. е. владычица. Не случайны постоянные библейские ссылки на имя матери каждого из царей; к примеру, 3Цар 14:21; 15:2.) Итак, Вирсавия излагает сыну свою небольшую просьбу, явно не подозревая о политическом значении ее.

3Цар 2:22−25. Но, выслушав мать, Соломон тут же осознал, насколько далеко идущие последствия возымело бы осуществление ее просьбы. Потому и говорит он Вирсавии: Проси Адонии также и царства. Ведь Ависага входила в гарем царя Давида. И хотя престарелый царь так и не вступил с ней в интимную связь, самая принадлежность ее к гарему делала ее «частью» Давидова «наследия». Да и в глазах народа она была никем иным, как наложницей царя. В своем исследовании на книги Царств богослов С. Ф. Кейль пишет: «В глазах израильтян, как и в глазах древних персов (следует ссылка на греческого историка Геродота), овладение гаремом покойного царя равносильно было выражению притязания на его трон».

Возможно, Вирсавия, знавшая, что на деле Ависага не была наложницей Давида, не думала, что угроза трону может возникнуть в связи с ней, но мудрый Соломон осознал это. Он понимал, что народ видит в Ависаге одну из жен Давида, а потому женитьба на ней Адонии воспримет именно как его притязание на трон.

Тем более что Адония был старшим братом Соломона (стих 22; сравните 2Цар 3:4 с 2Цар 5:13−14). Людям свойственно не сознавать, что Бог, совершая выбор в тех или иных целях, вполне может отвергнуть принцип старшинства. (Из Библии известно, что Он нередко ставил младшего брата над старшим; так, к примеру, поступил Он в случаях Исаака, Иакова, Иосифа.)

Итак, распознав злой умысел Адонии, Соломон ответил матери с возмущением и отверг ее «небольшую просьбу». Он помиловал своего брата, попытавшегося захватить власть еще при жизни Давида (3Цар 1:52−53). Но Адония не смирился: он снова готовил заговор против Господа и Его помазанника. Так что, обрекая Адонию смерти, Соломон действовал не только оправданно в моральном смысле, но и как мудрый правитель царства, вверенного ему Богом (окончание стих 24). Посланный им Ванея, командовавший телохранителями царя, в тот же день поразил Адонию, и он умер.

б. Отстранение Авиафара от священства (2:26−27)

3Цар 2:26−27. По справедливости и священник Авиафар, принявший сторону Адонии, мог быть предан Соломоном смерти за участие в заговоре. Но царь помиловал его, потому что тот предстоял перед Иеговой во все дни жизни Давида (носил ковчег Владыки Господа пред Давидом означает, что Авиафар был первосвященником); а также потому, что он верно делил с Давидом все тягости на его жизненном пути. Соломон ограничился тем, что повелел Авиафару возвратиться в его дом в Анафофе (примерно в 5 км на северо-востоке от Иерусалима). (Столетия спустя в Анафофе предстояло родиться пророку Иеремии; Иер 1:1.)

Автор 3 и 4 книг Царств замечает, что, отстранив Авиафара от священства, Соломон исполнил возвещенное Богом о том, что первосвященство по линии Илия прервется (1Цар 2:30−35); Авиафар был членом дома Илия (таблицу «Предки Садока и Авиафара» — там, где толкование на 2Цар 8:15−18). Таким образом, автор подчеркивает, что Господь — неизменно верен Своему слову.

е. Казнь Иоава (2:28−35)

3Цар 2:28−30. Слух обо всех этих событиях, т. е. о смерти Адонии и отставке Авиафара, дошел до Иоава, соучастника их заговора. И, вот, Иоав, долгие годы бывший главнокомандующим у Давида, бежал в поисках спасения (как некогда Адония) в скинию Господню, и там ухватился за роги жертвенника (сравните 3Цар 1:50). Для тех, чьей жизни угрожала опасность, скиния была местом убежища, однако — согласно закону Моисея — не для убийц (Исх 21:13−14). Почему же Иоав, будучи убийцей, искал спасения в скинии?

Может быть, он думал, что Соломон исполнился гнева на него только за его участие в заговоре Адонии, а то, что некогда он, Иоав, убил Авенира и Авессая, царю либо не известно, либо не занимает его. Однако именно за все эти преступления твердо вознамерился Соломон покарать Иоава. Ибо кровь «двух мужей невинных и лучших» чем Иоав), как говорит Соломон (стих 32), оставалась неотмщенной и тяготела на доме Давида, пока Иоав был жив.

Видимо, не желая осквернять скинию пролитием человеческой крови, Ванея, посланный Соломоном умертвить Иоава, передал ему повеление царя выйти из скинии, но тот пожелал умереть там.

3Цар 2:31−33. И тогда Соломон приказал поразить его в скинии. Сними невинную кровь, пролитую Иоавом с меня и с дома отца моего, повелел он Ванее.

3Цар 2:34−35. Ванея пошел и выполнил приказ царя. Однако после позорной гибели своей Иоав удостоен был погребения в доме своем (т. е. в земле, принадлежавшей ему) в пустыне (возможно, имелась в виду пустынная часть Иудеи, простиравшаяся восточнее Вифлеема). Чести быть погребенным в своей земле Иоав удостоился за многолетнее пребывание на службе у Давида.

Вместо Иоава, Соломон сделал главнокомандующим войска своего Ванею; Садока священника поставил царь вместо Авиафара (стих 27).

г. Участь Семен (2:36−46)

3Цар 2:36−38. Очевидно, в глазах Давида и Соломона Семей был человеком ненадежным, опасным. Свою агрессивную неприязнь к Давиду он явил во время бегства царя от восставшего против него Авессалома. Спутники Давида предлагали ему тогда же покончить с Семеем, но Давид не захотел этого, возможно, не желая усугублять обстоятельств, грозивших ему из-за мятежа сына. (Семей принадлежал к клану царя Саула; 2Цар 16:5.)

И вот теперь Соломон призвал Семея и произнес свой суд над ним: Семей приговаривался к своего рода домашнему аресту; ему запрещено было покидать Иерусалим. Соломон подчеркнул, что в тот день, когда Семей перейдет поток Кедрон (протекавший восточнее Иерусалима), смерть настигнет его. Может быть, Соломон подозревал, что, перейдя Кедрон, Семей пойдет к своим соплеменникам-вениамитянам, чтобы поднять их против него.

Семей принял сказанное ему царем к сведению, и жил в Иерусалиме (не выходя за стены его) долгое время (три года; 2:39).

3Цар 2:39−40. Но через три года, в поисках убежавших от него двух рабов, которых видели в стране филистимлян, Семей отправился в Геф, продемонстрировав тем, что не слишком считался с авторитетом Соломона и его приказаниями.

3Цар 2:41−46. И донесли Соломону о нарушении Семеем поставленного ему условия. Призвав его к себе, царь напомнил ему о том, что он это условие принял и, поступив теперь вопреки ему, развязывает Соломону руки для воздаяния ему за злобу его. В случае с Семеем, как и в других случаях, когда Соломону приходилось решать судьбы своих политических противников, действительных или потенциальных, царь, в первую очередь, заботился о непоколебимости трона Давидова пред Господом. Все эти люди, так или иначе, противились воле Божией в дни царствования Давида, но в обращении с ними молодой царь Соломон являл как милость и справедливость, так и мудрость.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.