1 Царств 1 глава

Первая книга Царств
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Жил один человек по имени Елкана, из города Рама, в горной земле Ефрема. Елкана был родом из семьи Цуфа. Елкана был сыном Иерохама, а Иерохам был сыном Елиуя. Елиуй был сыном Тоху, а Тоху был сыном Цуфа ефрафянина.
2 У Елканы было две жены: одну звали Анна, а другую — Феннана. У Феннаны были дети, а у Анны детей не было.
3 Каждый год Елкана уходил из своего города в Силом поклоняться и приносить жертвы Господу Всемогущему. В Силоме священниками Господа служили Офни и Финеес, которые были сыновьями Илия.
4 Каждый раз, когда Елкана приносил жертву, он давал часть еды своей жене Феннане и её детям.
5 Анне же Елкана всегда давал вдвое больше, так как любил Анну, несмотря на то что Господь не дал ей детей.
6 Феннана всегда глубоко огорчала Анну из-за того, что та не могла иметь детей.
7 Так случалось каждый год, когда их семья отправлялась в дом Господний в Силом. Феннана так сильно огорчала Анну, что Анна начинала плакать и не могла есть. Однажды, когда в очередной раз так произошло,
8 её муж, Елкана, спросил её:
«Анна, почему ты плачешь и почему не ешь? О чём скорбишь ты? У тебя есть муж, разве я не лучше для тебя десяти сыновей?»
9 После того как они поели и попили, Анна тихо встала и вышла помолиться Господу. Илий же, священник, сидел у входа в дом Господа.
10 Анна была очень опечалена и горько плакала, молясь Господу.
11 И дала она обет Богу:
«Господи Всемогущий, посмотри на мою скорбь. Вспомни обо мне! Не забудь меня! Если Ты дашь мне сына, я отдам его Тебе. Он будет назореем и не станет пить ни вино, ни крепкие напитки, и никто не острижёт его волосы».
12 Анна долго молилась Господу, а Илий всё это время следил за её губами.
13 Анна молилась в сердце своём, поэтому её губы шевелились, а голоса слышно не было, и Илий подумал, что Анна пьяна.
14 Он сказал ей:
«Ты слишком много выпила! Пора оставить вино».
15 Тогда Анна ответила:
«Нет, господин мой, я не пила ни вина, ни пива. Я глубоко скорблю и изливаю душу свою перед Господом.
16 Не считай меня плохой женщиной. Я молилась так долго от великой печали и скорби моей».
17 Илий ответил:
«Иди с миром. Пусть Бог Израиля даст тебе то, о чём ты просила Его».
18 Анна сказала:
«Пусть я найду милость в глазах твоих!» Затем она ушла, немного поела и не была уже такой печальной как прежде.
19 На следующее утро семья Елканы встала рано. Они поклонились Господу и вернулись домой в Раму. Елкана спал со своей женой Анной, и Господь вспомнил о ней.
20 Через год Анна забеременела и, когда пришло время, родила сына, и назвала его Самуилом. Она сказала:
«Я назвала его так потому, что просила его у Господа».
21 В тот год Елкана пошёл в Силом принести жертву и сдержать обеты, данные Богу. Он взял с собой всю свою семью.
22 Но Анна не пошла. Она сказала Елкане:
«Когда мальчик подрастёт и станет есть твёрдую пищу, я отведу его в Силом и отдам его Господу. Он станет назореем и останется там навсегда».
23 Елкана, её муж, сказал:
«Делай как хочешь. Оставайся дома до тех пор, пока мальчик не подрастёт и не станет есть твёрдую пищу. И пусть всё произойдёт так, как ты сказала».
Анна осталась дома и нянчила своего сына, пока не вскормила его.
24 Когда мальчик подрос и стал есть твёрдую пищу, Анна повела его в Силом, в дом Господа. Она взяла с собой трёхлетнего бычка, одну ефу муки и мехи с вином.
25 Они предстали перед Господом. Елкана заколол бычка и принёс жертву Господу, как обычно делал. Затем Анна отдала мальчика Илию.
26 Она сказала:
«Прости меня, господин мой. Я — та самая женщина, которая здесь при тебе стояла и молилась Господу. Поверь мне,
27 я молилась об этом ребёнке, и Господь исполнил мою просьбу. Он дал мне это дитя.
28 И теперь я отдаю его Господу, и он будет служить Ему всю свою жизнь».
Анна оставила там мальчика, а затем поклонилась Господу.

Толкование Далласской семинарии

I. На подступах к монархии (главы 1−9)

А. Рождение и детство Самуила (глава 1)

1. СЕМЬЯ САМУИЛА (1:1−3)

1Цар 1:1−3. Самуил был сыном Елканы… Ефрафянина, который родом был из Рамафаим-Цофима (ефрафянин Елкана не был жителем Вифлеема, находившегося совсем в другом месте; он жил на горе Ефремовой). Рамафаим, или просто Рама, находился в гористой местности, в двадцати с лишним километрах на север от Иерусалима. Согласно Евсевию, Рама может быть отождествлена с Аримафеей, откуда происходил Иосиф Аримафейский, ученик Христа. (В Раме Самуил родился — стихи 19−20; жил — 7:17; и был погребен — 25:1.)

Смущает принадлежность Елканы к колену Ефремову, поскольку его сын — Самуил — нес впоследствии священническое служение (исключительная прерогатива левитов). Однако из 1Пар 6:33−38 мы узнаем, что происходил Елкана от Левия и с ефремлянами связан был лишь местом жительства.

Многоженство, которое не могло быть угодно Богу, тем не менее, и среди евреев имело достаточное распространение; две жены было и у отца Самуила. Возможно, другую жену Елкана взял потому, что от Анны не имел детей.

2. БЕСПЛОДИЕ АННЫ (1:4−8)

1Цар 1:4−8. Согласно Втор 7:13−14 чадородие рассматривалось в древнем Израиле как знак Божиего благоволения. «Заключение чрева», напротив, приравнивалось проклятию. Однако Анну, несмотря на ее бесплодие, муж любил более другой жены, Феннаны. Это выражалось и в том, что когда Елкана приносил жертву… Господу (для чего ходил в Силом, расположенный более чем в 20 км. от Рамы, ибо там поставил скинию собрания Иисус Навин; Нав 18:1), то лучшую часть этой мирной жертвы, значительная доля которой возвращалась к жертвователю, отдавал не Феннане и ее детям, а Анне. И все-таки соперница… сильно огорчала Анну, плакавшую и роптавшую на то, что Господь заключил чрево ее (стихи 6−7). Это, конечно, напоминает о переживаниях Рахили, жены Иакова (Быт 30:1). Анна, как и Рахиль, не могла утешиться тем предпочтением, которое оказывал ей муж (1:8), и все, что ей оставалось, это отдаться на милость Божию.

3. МОЛИТВА АННЫ (1:9−18)

1Цар 1:9−18. По закону Моисееву все взрослые мужчины должны были являться в скинию (или в храм Господень) в дни трех основных религиозных праздников евреев (Пасхи, Пятидесятницы и Кушей; Исх 23:14−17). Вот и Елкана посещал эти праздники вместе со своими женами. В одно из таких посещений горько плачущая Анна излила перед Богом душу, умоляя послать ей сына. Она дала Господу обет посвятить его Ему — на все дни жизни его.

Это был так называемый обет назорейства, описанный в Чис 6:1−8. (Обет назорейства был дан и родителями Самсона, долго не имевшими детей; Суд 13:2−5.) Молчаливая, хоть и от глубины души, молитва Анны, лишь шевелившей губами, навела священника Илия, наблюдавшего за нею, на мысль, что женщина эта пьяна. Но когда он узнал об истинной причине ее переживаний, то заверил ее, что Бог… исполнит прошение ее.

4. РОЖДЕНИЕ САМУИЛА (1:19−23)

1Цар 1:19−20. Вскоре после возвращения семьи в Раму… Анна забеременела и в положенное время родила сына, которого назвала Самуилом. Слово это означает нечто вроде «Имя его Бог», но Анна, вероятно, уловила в нем иные ассоциации. Так, «Самуил» созвучно шамуа эль — «услышал Бог».

1Цар 1:21−23. В следующий: по времени ежегодный праздник Елкана отправился, как всегда, в Силом, чтобы принести жертву Господу (сравните стих 3). (Возможно, упомянутые здесь обеты Елканы должны были подтвердить обет Анны в отношении Самуила.) Но Анна осталась на этот раз дома, со своим младенцем. Она считала, что прежде чем отдать ребенка в храм, должна вскормить его и отвести туда окрепшим. Елкана не перечил ей, лишь, вознес молитву о том, чтобы Господь дал остаться твердым тому слову (обету), что вышло из уст Анны.

5. АННА ОТДАЕТ САМУИЛА БОГУ (1:24−28)

1Цар 1:24−28. После того, как Анна вскормила сына, она исполнила данный ею обет; привела ребенка в Силом, чтобы отдать его на служение Господу — как пожизненного назорея. Самуилу было, очевидно, лет около трех, т. к. именно до такого возраста принято было на Востоке (и не только на Востоке) кормить детей грудью (2-ую книгу Маккавеев, апокрифическую, 7:27). Так что, находясь при скинии, Самуил не мог быть в чрезмерную тягость для Илия и его помощников. С другой стороны, он уже в состоянии был понимать происходящее и с младенчества привыкал ко всему, что так или иначе было связано со священническим служением.



2007–2022, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.