1 Царств 2 глава

Первая книга Царств
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Анна сказала:
«Возрадовалось сердце моё в Господе! Я силы полна в Боге моём! Я смеюсь над моими врагами. Я счастлива в своей победе!
2 Нет Бога столь святого, как Господь. Кроме Тебя, другого Бога нет! И нет твердыни, подобной Богу нашему.
3 Не продолжайте речей хвастливых! Не говорите дерзких слов, так как Господь Бог знает всё! Он ведёт и судит народы.
4 Луки могучих воинов ломаются! И слабые становятся сильными!
5 Кто раньше был сыт, работает, хлеб добывая. Кто раньше голодал, сейчас еды имеет вдоволь! Женщина, которая была бесплодна, сейчас имеет семеро детей! А многодетная изнемогает, потеряв своих детей.
6 Господь даёт людям смерть и дарует жизнь, низвергает в могилу и снова к жизни возводит.
7 Господь одних делает нищими, а другим приносит богатство; Он унижает и возвышает людей.
8 Господь из праха поднимает бедных. Он возвышает их до уровня вельможи усаживает их на места для гостей почётных. Господь сотворил весь мир, поэтому мир принадлежит Ему!
9 Господь покровительствует святым Своим и не даёт им оступиться. Беззаконные же будут уничтожены и исчезнут во тьме; их сила не поможет им.
10 Господь стирает с лица земли врагов Своих. Бог Всевышний с небес разразится громом против них. Господь будет судить во всех концах земли, даст могущество Своему царю и избранному Им царю даст силу».
11 Елкана с семьёй пошёл домой в Раму, а мальчик остался в Силоме служить Господу при священнике Илии.
12 Сыновья Илия были плохими людьми: они не любили Господа
13 и не заботились о долге священника перед народом. Вот что священники должны были делать: каждый раз, когда кто-либо приносил жертву, священник должен был положить мясо в котёл с кипящей водой. Затем помощник священника приносил специальную вилку с тремя зубцами
14 и этой вилкой доставал немного мяса из котла. Священник брал себе только то мясо, которое накололось на вилку. Так священники должны были поступать во время каждого жертвоприношения в Силоме.
15 Но сыновья Илия не делали этого. Даже прежде чем жир сжигался на алтаре, слуги священника говорили людям, приносившим жертву:
«Дай священнику мяса на жаркое. Священник не примет у тебя варёного мяса, а только сырое».
16 И если люди, приносившие жертву, говорили:
«Сожгите сначала жир, а потом можете брать себе всё, что хотите», то слуги священника отвечали:
«Нет, дай нам мяса сейчас, а если не дашь, то мы силой возьмём его у тебя!»
17 Таким образом Офни и Финеес показывали своё пренебрежение к жертвоприношениям Господу и тем самым совершали великий грех!
18 А Самуил служил Господу. Он был молодым помощником, который носил ефод.
19 Каждый год мать Самуила шила ему маленькую верхнюю одежду и приносила её, когда приходила с мужем в Силом для приношения ежегодной жертвы.
20 Илий благословил Елкану и его жену такими словами:
«Пусть Господь даст тебе ещё детей от Анны, и они займут место мальчика, о котором молилась Анна и которого ты отдал Господу».
Елкана и Анна вернулись домой.
21 Господь был добр к Анне, и она родила еще трёх сыновей и двух дочерей. А мальчик Самуил рос возле Господа.
22 Илий был очень стар. Он слышал о том, как поступают его сыновья со всеми израильтянами в Силоме. Он слышал и о том, что его сыновья спят с женщинами, которые служат у входа в шатёр собрания.
23 Илий сказал сыновьям:
«Я слышал от всего народа плохие речи о вас. Почему вы позволяете себе это?
24 Дети мои, не поступайте так! Плохая молва идёт о вас среди народа Господа.
25 Если человек согрешит против другого человека, Бог может помочь ему. Но, если человек согрешит против Господа, кто тогда сможет ему помочь?»
26 Мальчик Самуил продолжал расти и радовал Господа и людей.
27 Человек Божий пришёл к Илию и сказал ему:
«Так говорит Господь: „Я явился Твоим предкам, когда они были рабами в семье фараона.
28 Из всех израильских родов Я выбрал твой род. Я выбрал их Себе в священники, чтобы они приносили жертвы на Моём алтаре, сжигали благовонное курение и носили ефод. Я давал твоей семье мясо от всех жертв, которые народ Израиля приносил Мне.
29 Так почему же вы не чтите эти жертвы и приношения? Ты предпочитаешь Мне своих сыновей и жиреешь от лучших частей мяса, которое народ Израиля приносит Мне”».
30 Затем человек Божий сказал:
«Господь, Бог Израиля, обещал, что семья твоего отца будет вечно служить Ему. Но сейчас Господь говорит: „Этого никогда не будет! Я прославлю тех, кто прославляет Меня, но плохо будет тому, кто отказывается Меня почитать.
31 Наступит время, когда Я уничтожу всех твоих потомков, и никто в твоей семье не доживёт до старости.
32 Израиль будет процветать, но ты будешь видеть бедствия дома своего. Никто в твоей семье не доживёт до старости.
33 Лишь одного человека Я оставлю служить священником у Моего алтаря, и только он доживёт до глубокой старости. Он будет жить, пока его глаза не ослепнут и пока силы не оставят его. Все твои потомки умрут от меча.
34 Я дам тебе знамение, которое покажет, что всё это совершится. Оба твои сына, Офни и Финеес, умрут в один и тот же день.
35 Я выберу себе верного священника, который будет слушать Меня и поступать так, как Я захочу. Я сделаю его род сильным, и он вечно будет служить перед Моим помазанником.
36 Тогда каждый оставшийся из твоей семьи придёт к этому священнику и низко поклонится ему, и будет умолять его дать немного денег или кусок хлеба. Он скажет: „Позволь мне исполнять обязанности священника, чтобы только мне иметь пропитание”».

Толкование Далласской семинарии

Б. Песнь Анны (2:1−10)

Перед нами один из самых ранних и наиболее волнующих ветхозаветных гимнов. Мессианский характер этого гимна настолько очевиден, что Мария, мать Иисуса, «строит» на его основе собственную Песнь хвалы Господу (Лк 1:46−55).

I. РАДОСТЬ АННЫ В ГОСПОДЕ (2:1)

1Цар 2:1. Говоря о «врагах» своих, Анна, в первую очередь, имела, вероятно, в виду свою соперницу Феннану; теперь, когда Господь дал ей стать матерью, Анна в состоянии отразить ехидные замечания тех, кто укорял ее в бесплодии (широко разверзлись уста мои на врагов моих). Рог — символ силы (животные, как известно, пользуются рогами при нападении и защите); этот образ употреблен Анной в том смысле, что Господь восстановил ее женскую силу и достоинство.

2. ХВАЛА АННЫ ГОСПОДУ (2:2−8)

1Цар 2:2−8. Благодаря тем Своим атрибутам, которые перечисляет Анна, — святости, силе и твердости, всезнанию (стихи 2−3), Бог все и вся держит в Своих руках, и все человеческие дела у Него перед глазами. Пути и суды Его неисповедимы. Дерзкие, сильные, сытые впадают в ничтожество по воле Его, а немощные обретают силу. Бесплодная рождает (семь раз — символ полноты всякого явления), провозглашает Анна, а многочадная теряет силу (в этой фразе, возможно, продолжение «спора» Анны с ее соперницей Феннаной). Господь умерщвляет и оживляет… делает нищим и обогащает, унижает и возвышает (стихи 6−7).

3. УПОВАНИЕ АННЫ НА ГОСПОДА (2:9−10)

1Цар 2:9−10. Мысль о том, что незавидна участь тех, кто полагается на собственную силу, проходит через всю песнь Анны (стихи 3, 9). Она поет о том, что угодных Ему людей (святых Своих) Бог благословляет, а не соблюдающих закона и не имеющих веры Он обращает в ничто (стих 9). Никто на земле не избежит суда Его (стих 9). Словами воистину пророческими завершает Анна свою песнь: Господь… даст крепость царю Своему, и вознесет рог помазанника Своего.

Упоминание о «царе» в гимне «домонархической» поры заставило некоторых исследователей Библии думать, что в уста Анны он был вложен каким-то редактором книги в позднейшее время. Но это вовсе необязательно, тем более если верить в возможность пророческого предвиденья. Тем более что представление о грядущем царе из среды Израиля не было чуждо еврейскому сознанию — ведь впервые откровение на этот счет было возвещено еще в дни Авраама (Вступление). Словом «помазанник», сопутствующим слову «царь», переведено еврейское машиах («Мессия»).

Это первое в Ветхом Завете упоминание о некоем человеке-помазаннике. Хотя едва ли оправданно напрямую связывать пророчество Анны с Иисусом Мессией, вполне очевидно, что «совмещение» здесь этих двух понятий — «царь» я «помазанник» — указывает на то, что помазанник, которому Бог даст особую силу (вознесет рог его), будет облечен царским достоинством (Пс 88:20−24). Правомочно думать, что предсказание Анны, в первую очередь, относилось к царю Давиду.

В. Обстановка в Силоме (2:11−36)

1. ВОЗРАСТАНИЕ САМУИЛА (2:11, 26)

1Цар 2:11, 26. Итак, родители оставили маленького Самуила у Илия, а сами вернулись домой, в Раму. Очевидно, в последующие годы ребенок проходил под руководством священника особую подготовку — как физическую и нравственную, так и духовную — к предстоявшему ему служению. В стихе 26 читаем, что по мере того, как Самуил приходил в возраст он обретал все большее благоволение у Господа и у людей. В похожих словах евангелист Лука напишет впоследствии о возрастании Иисуса (Лк 2:52).

2. НЕДОСТОЙНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СЫНОВЕЙ ИЛИЯ (2:12−17, 22−25)

1Цар 2:12−17, 22−25. Самуил появился на свет по молитве своей благочестивой матери. Но важно уразуметь, что ответ на эту молитву был продиктован и некоей высшей причиной. Ибо слова из Суд 21:25 — «В те дни… каждый (в Израиле) делал то, что ему казалось справедливым» — относилось и к священникам. Сам Илий, судя по всему, безнравственным человеком не был, однако, он полностью утратил контроль над своими сыновьями, которым, между тем, предстояло наследовать его священнический сан; об этих молодых людях сказано, что они не знали Господа (в том смысле, что не признавали заповедей Его и повелений).

Так, при принесении израильтянами мирных жертв, они дерзко нарушали и последовательность и неукоснительные правила совершения ритуала (для чего посылали слугу из дома священника — отрока, и делали это «его руками»): вместо положенных священнической семье частей жертвы (Лев 7:28−34), сыновья Илия брали то, что им больше нравилось (стихи 12−17). Женщин, собиравшихся у входа в скинию, они — по примеру хананеев — превращали в своего рода «храмовых блудниц» (стихи 22−25).

3. БЛАГОСЛОВЕНИЕ ГОСПОДОМ РОДИТЕЛЕЙ САМУИЛА (2:18−21)

1Цар 2:18−21. В повествовании противопоставляются, словно бы иллюстрируя слова Анны из гимна о «святых» и «беззаконных», семья Самуила и семья Илия. Отдав сына Господу, Анна не переставала заботиться о нем (стих 19). О ней же самой не переставал печься Господь. Как это часто бывает с людьми, истинно верующими, Он дал ей много больше, чем она просила: трех сыновей, помимо Самуила, и двух дочерей.

4. ОТВЕРЖЕНИЕ ГОСПОДОМ ДОМА ИЛИЯ (2:27−36)

1Цар 2:27−36. Не удивительно, что Бог отверг священство Илия и его сыновей. Некто из провозвестников Божией воли (человек Божий) явился к Илию и напомнил ему об обстоятельствах избрания Левия (отца твоего) на первосвященическое служение (стихи 27−28), и он же объявил ему о том, что за нарушение условий священства оно от дома Илия отнимется (стихи 29−33). И в наказание дому этому впредь мужчины его не будут доживать до старости. Вместо потомков Илия, Господь, однако, поставит Себе священника верного (стих 35), потомки которого (дом) тоже будут верно служить Ему — в присутствии помазанника Божиего, т. е. царя.

В историческом плане это пророчество осуществилось, когда священство было отнято от Авиафара, потомка Ифамара, сына Ааронова, и передано Садоку, потомку Аарона по линии Елеазара (3Цар 2:27, 35). В полном же смысле оно исполнилось лишь в Иисусе Христе, в Чьем лице «объединились» верный Священник и Помазанник (Царь) — Пс 109; Евр 5:6; Откр 19:16.

Г. Призвание Самуила (глава 3)

Слово Господне было редко в те дни, видения были не часты (стих 1). Но вот Господь нашел в народе Своем того, кто пришелся Ему по душе, и к нему, юному Самуилу, Он обратился со словом.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.