3 Царств 11 глава

Третья книга Царств
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Царь Соломон любил многих чужеземных женщин, в том числе и дочь фараона, моавитянок, аммонитянок, идумеянок, сидонянок и хеттеянок.
2 Они были из тех народов, о которых Господь говорил израильтянам:
«Вы не должны вступать с ними в брак, чтобы они не заставили вас следовать своим богам».
Но Соломон любил этих женщин.
3 И было у него семьсот жён и триста наложниц. Жёны совратили его с пути истинного.
4 Когда Соломон постарел, его жёны склонили его следовать другим богам. И поэтому его сердце не было полностью предано Господу, Богу своему, как сердце Давида, его отца.
5 Он поклонялся Астарте, сидонской богине, и Милхому, ужасному аммонитскому богу.
6 Соломон совершил зло перед Господом. Он не до конца следовал Господу, как делал Давид, его отец.
7 На холме, на востоке от Иерусалима, Соломон построил место для поклонения Хамосу, мерзкому моавскому идолу, и Молоху, мерзкому аммонитскому богу.
8 Так он сделал для всех своих чужеземных жён, которые приносили благовонные курения и жертвы своим богам.
9 И рассердился Господь на Соломона за то, что он отвернулся от Господа, Бога Израиля, Который два раза являлся ему.
10 Господь запретил Соломону следовать другим богам, но Соломон не исполнил того, что приказал ему Господь.
11 И сказал Господь Соломону:
«За то, что ты ведёшь себя так, и за то, что ты не сохранил Моего соглашения и не подчинился приказаниям Моим, Я отторгну от тебя царство и отдам его одному из твоих слуг.
12 Но ради Давида, твоего отца, Я не сделаю это при твоей жизни. Я вырву его из рук твоего сына.
13 Я не отторгну у него всё царство. Одно колено Я отдам твоему сыну ради Моего слуги Давида и ради Иерусалима, избранного Мной».
14 Тогда Господь сделал так, что Гадад, идумеянин из семьи царя Едома, стал врагом Соломона.
15 Вот как это произошло. Раньше, когда Давид сражался с Едомом, военачальник Иоав пришёл в эту землю для того, чтобы похоронить там своих погибших воинов, и убил всех оставшихся в живых мужчин Едома.
16 Иоав и все израильтяне прожили там шесть месяцев, пока не истребили всех мужчин в Едоме.
17 Но Гадад был тогда ещё маленьким ребёнком. Он убежал в Египет с несколькими идумеянами, служившими его отцу.
18 Отправившись из Мадиама, они пришли в Фаран. Они взяли с собой людей из Фарана и пришли в Египет к фараону, египетскому царю, который дал Гададу дом, землю и обеспечил его едой.
19 Фараон был так доволен Гададом, что дал ему в жёны сестру своей жены, царицы Тахпенесы.
20 Сестра царицы Тахпенесы родила ему сына Генувата, которого Тахпенеса привела в царский дворец, и он жил в доме фараона и воспитывался с его детьми.
21 Находясь в Египте, Гадад услышал, что Давид и военачальник армии Иоав умерли. Тогда Гадад сказал фараону:
«Отпусти меня, и я смогу вернуться в мою страну».
22 Но фараон ответил:
«Я обеспечил тебя всем необходимым. Так почему же ты хочешь вернуться в свою страну?»
Гадад ответил:
«Пожалуйста, отпусти меня!»
23 Бог сделал ещё одного человека врагом Соломона. Это был Резон, сын Елиада, который убежал от своего господина Адраадазара, царя сувского.
24 После того как Давид разбил Адраадазара, Резон собрал вокруг себя людей и стал предводителем небольшой армии. Затем он отправился в Дамаск и стал там царём.
25 Резон был противником Израиля всё время, пока был жив Соломон. Резон и Гадад причинили много зла Израилю.
26 Иеровоам, один из слуг Соломона, ефремлянин из Цареды, сын Навата, восстал против царя. Его мать была вдова по имени Церуа.
27 Вот почему Иеровоам восстал против царя. Соломон строил Милло и исправлял повреждения в стене города Давида, своего отца.
28 Иеровоам был свободным человеком. Когда Соломон заметил, что этот молодой человек хорошо знает своё дело, он поставил его начальником над всеми работниками дома Иосифа.
29 Однажды Иеровоам вышел из Иерусалима и встретил на дороге пророка Ахия, силомлянина, на котором была новая одежда. Кроме них, на поле больше никого не было.
30 Ахия взял новую одежду, которая была на нём, и разорвал её на двенадцать частей.
31 Затем он сказал Иеровоаму:
«Возьми себе десять частей. Так говорит Господь, Бог Израиля: „Я вырву царство из рук Соломона и дам тебе десять колен.
32 Но одно колено останется за ним ради Моего слуги Давида и города Иерусалима, который Я избрал из всех колен Израиля.
33 Я сделаю это за то, что он перестал следовать за Мной и стал поклоняться Астарте, сидонской богине, и Хамосу, моавскому богу, и Милхому, аммонитскому богу. Он не пошёл Моими путями, он перестал соблюдать Мои уставы и заповеди. Он живёт не так, как жил Давид, его отец,
34 но Я не заберу всего царства из рук Соломона. Я позволю Соломону править до конца жизни его ради Давида, Моего слуги, которого Я избрал и который соблюдал Мои заповеди и уставы.
35 Однако Я заберу царство из рук сына Соломона и позволю тебе править десятью коленами.
36 Я отдам сыну Соломона одно колено, чтобы всегда у Моего слуги Давида была земля, чтобы править предо Мной в Иерусалиме, в городе, который Я избрал для Себя.
37 Я избираю тебя, и ты будешь править над всем, чего пожелает душа твоя. Ты будешь царём над Израилем.
38 И если ты будешь делать всё, что Я прикажу тебе, а также будешь жить праведно, соблюдать Мои уставы и заповеди, подобно Давиду, то Я буду с тобой. Я сделаю семью твою семьёй царей, как сделал это для Давида, и отдам тебе Израиль.
39 Я накажу потомков Давида за то, что сделал Соломон, но не навсегда”».
40 Соломон пытался убить Иеровоама, но Иеровоам бежал в Египет к Сусакиму, египетскому царю, и прожил там до смерти Соломона.
41 Прочие события царствования Соломона, всё, что он делал, и его мудрость описаны в книге «История Соломона».
42 Соломон царствовал в Иерусалиме над всем Израилем сорок лет.
43 Затем Соломон умер и был похоронен в городе Давида, своего отца, а после него воцарился его сын Ровоам.

Толкование Далласской семинарии

4. ОТСТУПНИЧЕСТВО СОЛОМОНА (ГЛ. 11)

Итак, впечатляющее и, казалось бы, отмеченное печатью могущества и силы, царствование Соломона таило в себе некую внутреннюю слабость, на которую до сих пор только намекалось, однако, в этой главе о ней говорится открыто.

а. Чужеземные жены Соломона (11:1−8)

3Цар 11:1−8. Не только излишнее количество коней запрещено было Богом иметь царю (Втор 17:16; толкование на 3Цар 10:26−29), но и брать себе множество жен было ему запрещено, «дабы не развратилось сердце его» (Втор 17:17). Но именно это и случилось с Соломоном. При дворе его возник огромный гарем: семьсот жен и триста наложниц жили в нем. Эти языческие жены царя вовлекли его в идолопоклонство, как и предупреждал Бог (Исх 23:31−33; 34:15−16; Втор 7:1−4). Соломон продолжал поклоняться Иегове, но и другим богам он стал… служить тоже.

Сердце его уже не было вполне предано Господу. Очевидно, он пришел к выводу, что раз он великий царь, то и жить должен, подобно другим великим царям этого мира, хотя такой образ жизни означал прямое неповиновение Божиему слову. Чем старше становился Соломон, тем все дальше «уходил» он от Бога (3Цар 11:33).

Астарта была богиней любви и плодородия, служение которой сопряжено было с глубоко безнравственными ритуалами и поклонением звездам. В Священном Писании она названа «мерзостью Сидонской» (4Цар 23:13). Милхому, или Молоху, приносились человеческие жертвы, и в первую очередь дети, что Моисеевым законом было строго запрещено (Лев 18:21; 20:1−5). С такой же жестокостью и безнравственностью связано было поклонение Хамосу. Гора пред Иерусалимом, на которой Соломон… построил языческие капища, по-видимому, была Масличной горой (сравните 4Цар 23:13).

б. Божий приговор Соломону (11:9−13)

3Цар 11:9−13. О причине осуждения Соломона свыше сказано вполне недвусмысленно: за то, что он уклонил сердце свое от Господа (стих 9; сравните стих 4), за то, что не сохранил завета… и уставов Божиих (стих 11). Все это, несмотря на дважды данные царю откровения и обещания, последовавшие от Господа (3:5; 9:2).

Раб, о котором говорится в стихе 11, это — Иеровоам; его руками и было впоследствии «отторгнуто» царство… от… сына Соломонова — Ровоама. Одно колено, или племя (стих 13), которое Бог оставил Ровоаму, было колено Иудино. В сущности, здесь подразумевались два колена — Иуды и Вениамина, но последнее было очень маленьким, и оба они составили то, что в истории известно как Южное царство, или Иудея. Колену Симеонову дана была территория на юге от Иудеи, но позднее, по крайней мере, часть этого колена ушла на север (толкование на Нав 19:1−9).

Бог говорит, что смягчил свой суд над Соломоном и не допустил разделения царства в его дни ради Давида. Давид тоже согрешал против Господа, но в сердце своем, тем не менее, оставался верным Ему. Потому и согрешения его в глазах Господних не были столь тяжелы, как отступничество Соломона. Ведь первой и главной заповедью, данной евреям, было любить Бога всем сердцем своим (Втор 6:5).

в. Внешние враги Соломона (11:14−25)

3Цар 11:14−22. Адер (или Гадад) Идумеянин был царевичем идумейским, в свое время бежавшим в Египет. Идумеи (едомляне), чья страна лежала юго-восточнее Израиля, были давними врагами его. Давид покорил Идумею (2Цар 8:13−14; здесь, в стихах 15−17, приводятся дополнительные в этой связи подробности). Итак, несколько идумейских сановников, избежавших тяжелой руки Иоава, бежали, взяв с собой маленького царевича Адера, в Египет.

Их путь лежал поначалу из Мадиама (царство, находившееся южнее Едома и восточнее современного Акабского залива) в Фаран (на территории Синайского полуострова, между Мидией и Египтом). Мы читаем, что фараон (возможно, тот, что был предшественником тестя Соломона) настолько сердечно отнесся к идумейскому царевичу, что когда тот вырос, дал ему в жену сестру своей жены.

Есть все основания предполагать, что давняя враждебность идумеев к израильтянам с новой силой воспылала в сердце царевича Адера, который мечтал отомстить им за массовое избиение своих соплеменников. Видимо, в Едом он возвратился вскоре после смерти Давида (в 971 г. до Р. Х.) и его военачальника Иоава. И с тех пор, вероятно, представлял известную военную угрозу для Соломона (стих 25).

3Цар 11:23−25. И… еще одного противника… воздвиг Бог против Соломона — некоего Разона из царства Сувского (табл. «Арамейские цари в 3 и 4 книгах Царств»), находившегося сразу на юг от Дамаска (2Цар 8:3−6). Он был мятежником, осевшим в Дамаске. Став предводителем шайки, он взял столицу Сирии под свой контроль. Все это было еще во дни царя Давида. А при Соломоне он стал царем Сирии (стих 25).

г. Противники Соломона внутри страны (11:26−40)

3Цар 11:26−28. Но наибольшую опасность для Соломона и его династии представлял собой Иеровоам… молодой и мужественный… человек из колена Ефремова, в будущем главного племени северного, Израильского, царства. Напомним, что и колено Ефремово и прочие израильские колена издавна недовольны были властью над собой царя из дома Иудина (2Цар 19:41−43).

Соломон, проводя реставрационные работы в Иерусалиме, обратил внимание на понравившегося ему делового юношу и поставил его смотрителем над оброчными из дома Иосифова. Хотя из 9:22 узнаем, что сынов Израилевых Соломон на тяжкие работы не ставил, исключения, по-видимому, имели место. Так, в этих стихах читаем о членах дома Иосифова, занятых, подобно язычникам (сравните 9:21), на строительных работах. Надсмотрщиком над соплеменниками, исполнявшими рабский труд, был поставлен Иеровоам. Обида и негодование на Соломона, которому вынуждены были подчиняться другие колена, включая Ефремово, зрели в Иеровоаме, который, в конце концов, поднял руку на царя (стих 26).

3Цар 11:29−33. Ахия, пророк (тоже ефремлянин; Силом, откуда он был родом, находился на территории Ефрема), которого, однако, прежде Иеровоам не знал и встретил случайно, выйдя из Иерусалима, наглядно продемонстрировал ему решение Божиего суда относительно еврейского царства, разодрав свою новую одежду на двенадцать частей и десять из них вручив Иеровоаму. На того это, должно быть, произвело сильное впечатление.

Одно колено, которое должно было остаться с Соломоном, было коленом Иудиным (толкование на стих 13), точнее, подразумевались колена Иудино и Вениаминово. Это соответствовало тому, что прежде было сказано Соломону Самим Богом (стихи 11−13). Не только царь, но и народ израильский оставил Иегову (толкование на стихи 5−7 — относительно Астарты… Хамоса… Милхома).

3Цар 11:34−39. Сыном Соломона, о котором говорится в стихах 35−36, был Ровоам; ему оставлялось одно колено (сравните стих 13, 32), дабы не угас светильник Давида… во все дни пред лицем Божиим. Подобно тому, как светильник постоянно освещает шатер или дом, предстояло Иуде быть постоянным свидетелем того, что выбор Божий, павший на Давида (из колена Иудина), остается неизменным (сравните 15:4; 2Цар 21:17; 4Цар 8:19). Богу угодно было сохранить потомство Давида ради обещанного народу Мессии.

Иеровоаму было сказано, что власть его будет простираться над всем, чего пожелает душа его, и что он будет царем Израиля (стих 37), однако, с условием, что он во всем будет послушен Богу, как был Ему послушен Давид. Но Иеровоам не соблюл поставленного ему условия, соответственно и обещанное ему Богом не осуществилось.

Примечательно, что, готовясь смирить род Давидов, Бог изрек через Ахию, что будет это не на все дни. Роду этому вновь предстояло воссиять в явлении в нем (и через него) Иисуса Христа. Пророчество Ахни исполнилось до конца.

3Цар 11:40. О причине, почему Соломон хотел… умертвить Иеровоама, не говорится. Возможно, тот попытался «взять дело в свои руки» и совершить дворцовый переворот. Так или иначе, ему пришлось бежать в Египет, к фараону Сусакиму (945−924 гг. до Р. Х.). Этот фараон был крайне враждебно настроен к Соломону и его династии. После смерти Соломона, в царствование сына его Ровоама, он пошел войной на Иудею (2Пар 12:2−4 захватил Иерусалим (3Цар 14:25−26).

д. Смерть Соломона (11:41−43)

3Цар 11:41−43. Ведомый Духом Святым, автор 3 и 4 книг Царств записал в них только то, что записал; он сообщает, однако, что прочие события царствования Соломона и все, что он делал… описаны в книге дел Соломоновых (которая не сохранилась). (толкование на 14:19.) Здесь первая такая (из нескольких последующих) ссылка на летописные источники (14:19, 29; сравните 2Пар 9:29; 12:15; 26:22; 32:32).

Соломон царствовал сорок лет (971−931 гг. до Р. Х.). По смерти он предан был почетному погребению в городе Давида (толкование на 3Цар 2:10).

Печальным был конец жизни Соломона. Щедро благословенный Богом, он позволил талантам своим и богатству, т. е. дарам, полученным от Бога, возобладать над сознанием своим и душою: он любил только их и только ими наслаждался. Беда, однако, была не в том, что Господь дал Соломону так много, а в том, что Соломон, хоть и получил свыше мудрость, чтобы успешно противостоять искушениям такого рода, совершил неверный выбор, обратив, как уже было сказано, все свои чувства на даяния, а не на Дающего.

Между тем, в глазах Божиих человек не достигает успеха автоматически — только по причине обладания мудростью; успех приходит к нему лишь в том случае, если данной ему мудростью он пользуется в повседневной жизни. Духовные победы в значительной степени зависят от умения делать выбор и не ошибаться в предпочтении одного другому.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.