3 Царств 11 глава

Третья книга Царств
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок,
2 из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: «не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам»; к ним прилепился Соломон любовью.
3 И было у него семьсот жён и триста наложниц; и развратили жёны его сердце его.
4 Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу, Богу своему, как сердце Давида, отца его.
5 И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской.
6 И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его.
7 Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской.
8 Так сделал он для всех своих чужестранных жён, которые кадили и приносили жертвы своим богам.
9 И разгневался Господь на Соломона за то, что он уклонил сердце своё от Господа, Бога Израилева, Который два раза являлся ему
10 и заповедал ему, чтобы он не следовал иным богам; но он не исполнил того, что заповедал ему Господь.
11 И сказал Господь Соломону: за то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему;
12 но во дни твои Я не сделаю сего ради Давида, отца твоего; из руки сына твоего исторгну его;
13 и не всё царство исторгну; одно колено дам сыну твоему ради Давида, раба Моего, и ради Иерусалима, который Я избрал.
14 И воздвиг Господь противника на Соломона, Адера Идумеянина, из царского Идумейского рода.
15 Когда Давид был в Идумее, и военачальник Иоав пришёл для погребения убитых и избил весь мужеский пол в Идумее, —
16 ибо шесть месяцев прожил там Иоав и все Израильтяне, доколе не истребили всего мужеского пола в Идумее, —
17 тогда сей Адер убежал в Египет, и с ним несколько Идумеян, служивших при отце его; Адер был тогда малым ребёнком.
18 Отправившись из Мадиама, они пришли в Фаран и взяли с собою людей из Фарана и пришли в Египет к фараону, царю Египетскому. Он дал ему дом, и назначил ему содержание, и дал ему землю.
19 Адер снискал у фараона большую милость, так что он дал ему в жену сестру своей жены, сестру царицы Тахпенесы.
20 И родила ему сестра Тахпенесы сына Генувата. Тахпенеса воспитывала его в доме фараоновом; и жил Генуват в доме фараоновом вместе с сыновьями фараоновыми.
21 Когда Адер услышал, что Давид почил с отцами своими и что военачальник Иоав умер, то сказал фараону: отпусти меня, я пойду в свою землю.
22 И сказал ему фараон: разве ты нуждаешься в чём у меня, что хочешь идти в свою землю? Он отвечал: нет, но отпусти меня.
23 И воздвиг Бог против Соломона ещё противника, Разона, сына Елиады, который убежал от государя своего Адраазара, царя Сувского,
24 и, собрав около себя людей, сделался начальником шайки, после того, как Давид разбил Адраазара; и пошли они в Дамаск, и водворились там, и владычествовали в Дамаске.
25 И был он противником Израиля во все дни Соломона. Кроме зла, причинённого Адером, он всегда вредил Израилю и сделался царём Сирии.
26 И Иеровоам, сын Наватов, Ефремлянин из Цареды, — имя матери его вдовы: Церуа, — раб Соломонов, поднял руку на царя.
27 И вот обстоятельство, по которому он поднял руку на царя: Соломон строил Милло, починивал повреждения в городе Давида, отца своего.
28 Иеровоам был человек мужественный. Соломон, заметив, что этот молодой человек умеет делать дело, поставил его смотрителем над оброчными из дома Иосифова.
29 В то время случилось Иеровоаму выйти из Иерусалима; и встретил его на дороге пророк Ахия Силомлянин, и на нём была новая одежда. На поле их было только двое.
30 И взял Ахия новую одежду, которая была на нём, и разодрал её на двенадцать частей,
31 и сказал Иеровоаму: возьми себе десять частей, ибо так говорит Господь, Бог Израилев: вот, Я исторгаю царство из руки Соломоновой и даю тебе десять колен,
32 а одно колено останется за ним ради раба Моего Давида и ради города Иерусалима, который Я избрал из всех колен Израилевых.
33 Это за то, что они оставили Меня и стали поклоняться Астарте, божеству Сидонскому, и Хамосу, богу Моавитскому, и Милхому, богу Аммонитскому, и не пошли путями Моими, чтобы делать угодное пред очами Моими и соблюдать уставы Мои и заповеди Мои, подобно Давиду, отцу его.
34 Я не беру всего царства из руки его, но Я оставляю его владыкою на все дни жизни его ради Давида, раба Моего, которого Я избрал, который соблюдал заповеди Мои и уставы Мои;
35 но возьму царство из руки сына его и дам тебе из него десять колен;
36 а сыну его дам одно колено, дабы оставался светильник Давида, раба Моего, во все дни пред лицом Моим, в городе Иерусалиме, который Я избрал Себе для пребывания там имени Моего.
37 Тебя Я избираю, и ты будешь владычествовать над всем, чего пожелает душа твоя, и будешь царём над Израилем;
38 и если будешь соблюдать всё, что Я заповедую тебе, и будешь ходить путями Моими и делать угодное пред очами Моими, соблюдая уставы Мои и заповеди Мои, как делал раб Мой Давид, то Я буду с тобою и устрою тебе дом твёрдый, как Я устроил Давиду, и отдам тебе Израиля;
39 и смирю Я род Давидов за сие, но не на все дни.
40 Соломон же хотел умертвить Иеровоама; но Иеровоам встал и убежал в Египет к Сусакиму, царю Египетскому, и жил в Египте до смерти Соломоновой.
41 Прочие события Соломоновы и всё, что он делал, и мудрость его описаны в книге дел Соломоновых.
42 Времени царствования Соломонова в Иерусалиме над всем Израилем было сорок лет.
43 И почил Соломон с отцами своими и погребён был в городе Давида, отца своего, и воцарился вместо него сын его Ровоам.

Толкование Далласской семинарии

4. ОТСТУПНИЧЕСТВО СОЛОМОНА (ГЛ. 11)

Итак, впечатляющее и, казалось бы, отмеченное печатью могущества и силы, царствование Соломона таило в себе некую внутреннюю слабость, на которую до сих пор только намекалось, однако, в этой главе о ней говорится открыто.

а. Чужеземные жены Соломона (11:1−8)

3Цар 11:1−8. Не только излишнее количество коней запрещено было Богом иметь царю (Втор 17:16; толкование на 3Цар 10:26−29), но и брать себе множество жен было ему запрещено, «дабы не развратилось сердце его» (Втор 17:17). Но именно это и случилось с Соломоном. При дворе его возник огромный гарем: семьсот жен и триста наложниц жили в нем. Эти языческие жены царя вовлекли его в идолопоклонство, как и предупреждал Бог (Исх 23:31−33; 34:15−16; Втор 7:1−4). Соломон продолжал поклоняться Иегове, но и другим богам он стал… служить тоже.

Сердце его уже не было вполне предано Господу. Очевидно, он пришел к выводу, что раз он великий царь, то и жить должен, подобно другим великим царям этого мира, хотя такой образ жизни означал прямое неповиновение Божиему слову. Чем старше становился Соломон, тем все дальше «уходил» он от Бога (3Цар 11:33).

Астарта была богиней любви и плодородия, служение которой сопряжено было с глубоко безнравственными ритуалами и поклонением звездам. В Священном Писании она названа «мерзостью Сидонской» (4Цар 23:13). Милхому, или Молоху, приносились человеческие жертвы, и в первую очередь дети, что Моисеевым законом было строго запрещено (Лев 18:21; 20:1−5). С такой же жестокостью и безнравственностью связано было поклонение Хамосу. Гора пред Иерусалимом, на которой Соломон… построил языческие капища, по-видимому, была Масличной горой (сравните 4Цар 23:13).

б. Божий приговор Соломону (11:9−13)

3Цар 11:9−13. О причине осуждения Соломона свыше сказано вполне недвусмысленно: за то, что он уклонил сердце свое от Господа (стих 9; сравните стих 4), за то, что не сохранил завета… и уставов Божиих (стих 11). Все это, несмотря на дважды данные царю откровения и обещания, последовавшие от Господа (3:5; 9:2).

Раб, о котором говорится в стихе 11, это — Иеровоам; его руками и было впоследствии «отторгнуто» царство… от… сына Соломонова — Ровоама. Одно колено, или племя (стих 13), которое Бог оставил Ровоаму, было колено Иудино. В сущности, здесь подразумевались два колена — Иуды и Вениамина, но последнее было очень маленьким, и оба они составили то, что в истории известно как Южное царство, или Иудея. Колену Симеонову дана была территория на юге от Иудеи, но позднее, по крайней мере, часть этого колена ушла на север (толкование на Нав 19:1−9).

Бог говорит, что смягчил свой суд над Соломоном и не допустил разделения царства в его дни ради Давида. Давид тоже согрешал против Господа, но в сердце своем, тем не менее, оставался верным Ему. Потому и согрешения его в глазах Господних не были столь тяжелы, как отступничество Соломона. Ведь первой и главной заповедью, данной евреям, было любить Бога всем сердцем своим (Втор 6:5).

в. Внешние враги Соломона (11:14−25)

3Цар 11:14−22. Адер (или Гадад) Идумеянин был царевичем идумейским, в свое время бежавшим в Египет. Идумеи (едомляне), чья страна лежала юго-восточнее Израиля, были давними врагами его. Давид покорил Идумею (2Цар 8:13−14; здесь, в стихах 15−17, приводятся дополнительные в этой связи подробности). Итак, несколько идумейских сановников, избежавших тяжелой руки Иоава, бежали, взяв с собой маленького царевича Адера, в Египет.

Их путь лежал поначалу из Мадиама (царство, находившееся южнее Едома и восточнее современного Акабского залива) в Фаран (на территории Синайского полуострова, между Мидией и Египтом). Мы читаем, что фараон (возможно, тот, что был предшественником тестя Соломона) настолько сердечно отнесся к идумейскому царевичу, что когда тот вырос, дал ему в жену сестру своей жены.

Есть все основания предполагать, что давняя враждебность идумеев к израильтянам с новой силой воспылала в сердце царевича Адера, который мечтал отомстить им за массовое избиение своих соплеменников. Видимо, в Едом он возвратился вскоре после смерти Давида (в 971 г. до Р. Х.) и его военачальника Иоава. И с тех пор, вероятно, представлял известную военную угрозу для Соломона (стих 25).

3Цар 11:23−25. И… еще одного противника… воздвиг Бог против Соломона — некоего Разона из царства Сувского (табл. «Арамейские цари в 3 и 4 книгах Царств»), находившегося сразу на юг от Дамаска (2Цар 8:3−6). Он был мятежником, осевшим в Дамаске. Став предводителем шайки, он взял столицу Сирии под свой контроль. Все это было еще во дни царя Давида. А при Соломоне он стал царем Сирии (стих 25).

г. Противники Соломона внутри страны (11:26−40)

3Цар 11:26−28. Но наибольшую опасность для Соломона и его династии представлял собой Иеровоам… молодой и мужественный… человек из колена Ефремова, в будущем главного племени северного, Израильского, царства. Напомним, что и колено Ефремово и прочие израильские колена издавна недовольны были властью над собой царя из дома Иудина (2Цар 19:41−43).

Соломон, проводя реставрационные работы в Иерусалиме, обратил внимание на понравившегося ему делового юношу и поставил его смотрителем над оброчными из дома Иосифова. Хотя из 9:22 узнаем, что сынов Израилевых Соломон на тяжкие работы не ставил, исключения, по-видимому, имели место. Так, в этих стихах читаем о членах дома Иосифова, занятых, подобно язычникам (сравните 9:21), на строительных работах. Надсмотрщиком над соплеменниками, исполнявшими рабский труд, был поставлен Иеровоам. Обида и негодование на Соломона, которому вынуждены были подчиняться другие колена, включая Ефремово, зрели в Иеровоаме, который, в конце концов, поднял руку на царя (стих 26).

3Цар 11:29−33. Ахия, пророк (тоже ефремлянин; Силом, откуда он был родом, находился на территории Ефрема), которого, однако, прежде Иеровоам не знал и встретил случайно, выйдя из Иерусалима, наглядно продемонстрировал ему решение Божиего суда относительно еврейского царства, разодрав свою новую одежду на двенадцать частей и десять из них вручив Иеровоаму. На того это, должно быть, произвело сильное впечатление.

Одно колено, которое должно было остаться с Соломоном, было коленом Иудиным (толкование на стих 13), точнее, подразумевались колена Иудино и Вениаминово. Это соответствовало тому, что прежде было сказано Соломону Самим Богом (стихи 11−13). Не только царь, но и народ израильский оставил Иегову (толкование на стихи 5−7 — относительно Астарты… Хамоса… Милхома).

3Цар 11:34−39. Сыном Соломона, о котором говорится в стихах 35−36, был Ровоам; ему оставлялось одно колено (сравните стих 13, 32), дабы не угас светильник Давида… во все дни пред лицем Божиим. Подобно тому, как светильник постоянно освещает шатер или дом, предстояло Иуде быть постоянным свидетелем того, что выбор Божий, павший на Давида (из колена Иудина), остается неизменным (сравните 15:4; 2Цар 21:17; 4Цар 8:19). Богу угодно было сохранить потомство Давида ради обещанного народу Мессии.

Иеровоаму было сказано, что власть его будет простираться над всем, чего пожелает душа его, и что он будет царем Израиля (стих 37), однако, с условием, что он во всем будет послушен Богу, как был Ему послушен Давид. Но Иеровоам не соблюл поставленного ему условия, соответственно и обещанное ему Богом не осуществилось.

Примечательно, что, готовясь смирить род Давидов, Бог изрек через Ахию, что будет это не на все дни. Роду этому вновь предстояло воссиять в явлении в нем (и через него) Иисуса Христа. Пророчество Ахни исполнилось до конца.

3Цар 11:40. О причине, почему Соломон хотел… умертвить Иеровоама, не говорится. Возможно, тот попытался «взять дело в свои руки» и совершить дворцовый переворот. Так или иначе, ему пришлось бежать в Египет, к фараону Сусакиму (945−924 гг. до Р. Х.). Этот фараон был крайне враждебно настроен к Соломону и его династии. После смерти Соломона, в царствование сына его Ровоама, он пошел войной на Иудею (2Пар 12:2−4 захватил Иерусалим (3Цар 14:25−26).

д. Смерть Соломона (11:41−43)

3Цар 11:41−43. Ведомый Духом Святым, автор 3 и 4 книг Царств записал в них только то, что записал; он сообщает, однако, что прочие события царствования Соломона и все, что он делал… описаны в книге дел Соломоновых (которая не сохранилась). (толкование на 14:19.) Здесь первая такая (из нескольких последующих) ссылка на летописные источники (14:19, 29; сравните 2Пар 9:29; 12:15; 26:22; 32:32).

Соломон царствовал сорок лет (971−931 гг. до Р. Х.). По смерти он предан был почетному погребению в городе Давида (толкование на 3Цар 2:10).

Печальным был конец жизни Соломона. Щедро благословенный Богом, он позволил талантам своим и богатству, т. е. дарам, полученным от Бога, возобладать над сознанием своим и душою: он любил только их и только ими наслаждался. Беда, однако, была не в том, что Господь дал Соломону так много, а в том, что Соломон, хоть и получил свыше мудрость, чтобы успешно противостоять искушениям такого рода, совершил неверный выбор, обратив, как уже было сказано, все свои чувства на даяния, а не на Дающего.

Между тем, в глазах Божиих человек не достигает успеха автоматически — только по причине обладания мудростью; успех приходит к нему лишь в том случае, если данной ему мудростью он пользуется в повседневной жизни. Духовные победы в значительной степени зависят от умения делать выбор и не ошибаться в предпочтении одного другому.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.