3 Царств 11 глава

Третья книга Царств
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 Царь Соломон любил многих чужеземных женщин, в том числе и дочь фараона, моавитянок, аммонитянок, идумеянок, сидонянок и хеттеянок.
2 Они были из тех народов, о которых Господь говорил израильтянам:
«Вы не должны вступать с ними в брак, чтобы они не заставили вас следовать своим богам».
Но Соломон любил этих женщин.
3 И было у него семьсот жён и триста наложниц. Жёны совратили его с пути истинного.
4 Когда Соломон постарел, его жёны склонили его следовать другим богам. И поэтому его сердце не было полностью предано Господу, Богу своему, как сердце Давида, его отца.
5 Он поклонялся Астарте, сидонской богине, и Милхому, ужасному аммонитскому богу.
6 Соломон совершил зло перед Господом. Он не до конца следовал Господу, как делал Давид, его отец.
7 На холме, на востоке от Иерусалима, Соломон построил место для поклонения Хамосу, мерзкому моавскому идолу, и Молоху, мерзкому аммонитскому богу.
8 Так он сделал для всех своих чужеземных жён, которые приносили благовонные курения и жертвы своим богам.
9 И рассердился Господь на Соломона за то, что он отвернулся от Господа, Бога Израиля, Который два раза являлся ему.
10 Господь запретил Соломону следовать другим богам, но Соломон не исполнил того, что приказал ему Господь.
11 И сказал Господь Соломону:
«За то, что ты ведёшь себя так, и за то, что ты не сохранил Моего соглашения и не подчинился приказаниям Моим, Я отторгну от тебя царство и отдам его одному из твоих слуг.
12 Но ради Давида, твоего отца, Я не сделаю это при твоей жизни. Я вырву его из рук твоего сына.
13 Я не отторгну у него всё царство. Одно колено Я отдам твоему сыну ради Моего слуги Давида и ради Иерусалима, избранного Мной».
14 Тогда Господь сделал так, что Гадад, идумеянин из семьи царя Едома, стал врагом Соломона.
15 Вот как это произошло. Раньше, когда Давид сражался с Едомом, военачальник Иоав пришёл в эту землю для того, чтобы похоронить там своих погибших воинов, и убил всех оставшихся в живых мужчин Едома.
16 Иоав и все израильтяне прожили там шесть месяцев, пока не истребили всех мужчин в Едоме.
17 Но Гадад был тогда ещё маленьким ребёнком. Он убежал в Египет с несколькими идумеянами, служившими его отцу.
18 Отправившись из Мадиама, они пришли в Фаран. Они взяли с собой людей из Фарана и пришли в Египет к фараону, египетскому царю, который дал Гададу дом, землю и обеспечил его едой.
19 Фараон был так доволен Гададом, что дал ему в жёны сестру своей жены, царицы Тахпенесы.
20 Сестра царицы Тахпенесы родила ему сына Генувата, которого Тахпенеса привела в царский дворец, и он жил в доме фараона и воспитывался с его детьми.
21 Находясь в Египте, Гадад услышал, что Давид и военачальник армии Иоав умерли. Тогда Гадад сказал фараону:
«Отпусти меня, и я смогу вернуться в мою страну».
22 Но фараон ответил:
«Я обеспечил тебя всем необходимым. Так почему же ты хочешь вернуться в свою страну?»
Гадад ответил:
«Пожалуйста, отпусти меня!»
23 Бог сделал ещё одного человека врагом Соломона. Это был Резон, сын Елиада, который убежал от своего господина Адраадазара, царя сувского.
24 После того как Давид разбил Адраадазара, Резон собрал вокруг себя людей и стал предводителем небольшой армии. Затем он отправился в Дамаск и стал там царём.
25 Резон был противником Израиля всё время, пока был жив Соломон. Резон и Гадад причинили много зла Израилю.
26 Иеровоам, один из слуг Соломона, ефремлянин из Цареды, сын Навата, восстал против царя. Его мать была вдова по имени Церуа.
27 Вот почему Иеровоам восстал против царя. Соломон строил Милло и исправлял повреждения в стене города Давида, своего отца.
28 Иеровоам был свободным человеком. Когда Соломон заметил, что этот молодой человек хорошо знает своё дело, он поставил его начальником над всеми работниками дома Иосифа.
29 Однажды Иеровоам вышел из Иерусалима и встретил на дороге пророка Ахия, силомлянина, на котором была новая одежда. Кроме них, на поле больше никого не было.
30 Ахия взял новую одежду, которая была на нём, и разорвал её на двенадцать частей.
31 Затем он сказал Иеровоаму:
«Возьми себе десять частей. Так говорит Господь, Бог Израиля: „Я вырву царство из рук Соломона и дам тебе десять колен.
32 Но одно колено останется за ним ради Моего слуги Давида и города Иерусалима, который Я избрал из всех колен Израиля.
33 Я сделаю это за то, что он перестал следовать за Мной и стал поклоняться Астарте, сидонской богине, и Хамосу, моавскому богу, и Милхому, аммонитскому богу. Он не пошёл Моими путями, он перестал соблюдать Мои уставы и заповеди. Он живёт не так, как жил Давид, его отец,
34 но Я не заберу всего царства из рук Соломона. Я позволю Соломону править до конца жизни его ради Давида, Моего слуги, которого Я избрал и который соблюдал Мои заповеди и уставы.
35 Однако Я заберу царство из рук сына Соломона и позволю тебе править десятью коленами.
36 Я отдам сыну Соломона одно колено, чтобы всегда у Моего слуги Давида была земля, чтобы править предо Мной в Иерусалиме, в городе, который Я избрал для Себя.
37 Я избираю тебя, и ты будешь править над всем, чего пожелает душа твоя. Ты будешь царём над Израилем.
38 И если ты будешь делать всё, что Я прикажу тебе, а также будешь жить праведно, соблюдать Мои уставы и заповеди, подобно Давиду, то Я буду с тобой. Я сделаю семью твою семьёй царей, как сделал это для Давида, и отдам тебе Израиль.
39 Я накажу потомков Давида за то, что сделал Соломон, но не навсегда”».
40 Соломон пытался убить Иеровоама, но Иеровоам бежал в Египет к Сусакиму, египетскому царю, и прожил там до смерти Соломона.
41 Прочие события царствования Соломона, всё, что он делал, и его мудрость описаны в книге «История Соломона».
42 Соломон царствовал в Иерусалиме над всем Израилем сорок лет.
43 Затем Соломон умер и был похоронен в городе Давида, своего отца, а после него воцарился его сын Ровоам.

Новой Женевской Библии

11:1 Моавитянок... Хеттеянок. В начале своего царствования «возлюбил Соломон Господа, ходя по уставу Давида, отца своего» (3:3), однако впоследствии он полюбил «многих чужестранных женщин». Хотя династические браки между царскими домами как средство заключения мирного договора были повсеместно приняты на Ближнем Востоке, «умножать жен» царям запрещал закон (Втор 17:17). Более того, существовал запрет на браки с представителями тех народов, земли которых завоевал Израиль (Исх 34:16; Втор 7:1−3; Нав 23:12−13).

11:2 чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам. См. Втор 7:4.

11:3 развратили жены его сердце его. Иноземные женщины огромного гарема Соломона отвратили его сердце от Бога и склонили к ложным богам (см. ст. 4 и ком. к 11:2).

11:4 как сердце Давида, отца его. В книгах Царств Давид предстает образцовым царем (3:14; 9:4; 14:8; 15:3; 4Цар 8:18−19; 4Цар 22:2). У него были прегрешения (15:5; 2Цар 11:12; 2Цар 24:1−15), но покаяние его было чистосердечным (2Цар 12:16−17; 2Цар 24:9−17). Никто не мог сравнится с ним в преданности Богу.

11:5 служить Астарте. Греческий вариант имени финикийской богини любви и плодородия Ашторет (Суд 2:13; 4Цар 23:13).

Милхому. Милхом (или Молох) — верховное божество аммонитян.

11:6 И делал Соломон неугодное. В своих многочисленных грехах Соломон нарушал основополагающие принципы религии Израиля: преумножал жен (см. ком. к ст. 2 и 3), преклонялся пред чужими богами и строил им святилища (ст. 7 и 8).

11:7 Хамосу. Божество из пантеона моавитян, в жертвы которому приносились люди (4Цар 3:26−27). См. статью «Синкретизм и идолопоклонство».

11:10 заповедал ему, чтобы он не следовал иным богам. См. 3:14; 9:6−9.

11:11 Я отторгну от тебя царство. См. ст. 29−39.

11:12 но во дни твои Я не сделаю сего. Во имя любви к Давиду Бог дважды смягчает наказание Соломону: откладывает исполнение его до окончания царствования Соломона; не лишает престола потомков Давида (ст. 13).

11:13 одно колено дам сыну твоему. Речь, по-видимому, идет о колене Иудином (12:20; 4Цар 17:18), но если это так, то под другим, оставшимся коленом, по вычетании десяти отторгаемых (ст. 29−39), следует понимать колено Вениаминово либо Симеоново (12:21).

ради Иерусалима, который Я избрал. Иерусалим — богоизбранный город, местонахождение воздвигнутой Соломоном главной святыни Израиля. Через все Писание проходит мысль о том, что Иерусалим является символом любви и неразрывной связи Бога со Своим народом (Пс 67:30; Пс 121:2−6; Пс 134:21; Пс 136:5−7; Ис 62:1; Дан 9:25; Откр 3:12; Откр 21:2, 10).

11:15 Когда Давид был в Идумее. См. 2Цар 8:13−14. Плоды победы над Идумеей, которую в прежние времена одержал военачальник Давида Иоав, были утрачены, когда из Египта возвратился Адер и поднял успешное восстание против Соломона (ст. 25).

11:18 Отправившись из Мадиама. Мадиам — область к востоку от Моава и Едома.

Фаран. Местность на Синайском полуострове к юго-востоку от Кадеса.

дал ему дом ... дал ему землю. Видя укрепление власти Давида над Израилем, фараон давал приют противникам Давида в надежде, что рано или поздно они сумеют подорвать мощь Израиля (ст. 21).

11:22 отпусти меня. После смерти Давида Адер, несмотря на возражения фараона, пожелал вернуться в свою страну, мечтая, по-видимому, освободить ее от израильского господства (ст. 25).

11:23 И воздвиг Бог против Соломона еще противника. Ранее Соломон мог с полным на то основанием утверждать, что в его царствование «нет противника и нет более препон» (5:4), теперь же обстоятельства изменились.

Адраазара, царя Сувского. О победе Давида над Адраазаром см. 2Цар 8:3−6; 10:15−19.

11:24 и пошли они в Дамаск, и водворились там. Обосновавшись в Дамаске, Разон совершал постоянные набеги на владения Соломона.

11:26 И Иеровоам, сын Наватов... поднял руку на царя. Если Адер и Разон были врагами внешними, то Иеровоам ефремлянин был врагом внутренним, также посланным Соломону в наказание за грехи.

из Цареды. Поселение в тридцати трех километрах к востоку от Иоппии, в землях колена Ефремова.

11:27 Милло. См. ком. к 9:15.

11:28 поставил его смотрителем над оброчными из дома Иосифова. Иеровоам начальствовал над работниками, взятыми Соломоном из колен Ефрема и Манассии (5:13−16), и хорошо знал об обидах, которые те таили на Соломона (12:4).

11:29 пророк Ахия Силомлянин. Силом — город в землях колена Ефремова, приблизительно в девятнадцати километрах к востоку от Цареды.

11:30 разодрал ее на двенадцать частей. Ахия совершил символическое действо, являющееся, по сути, своего рода инсценированной притчей. Подобные действия усиливали впечатление от речей пророков, в которых звучали Божии слова о судьбах Израиля (22:11; Ис 20; Иер 13:11). В данном случае разодранная одежда Ахии символизировала надвигающееся раздробление царства.

11:31 возьми себе десять частей. От имени Бога Ахия призывает Иеровоама взять десять из двенадцати частей, символизирующих десять северных колен, над которыми Иеровоаму вскоре предстояло воцариться. Как и восстания, поднятые Адером и Разоном, мятеж Иеровоама — это суд Господень над Соломоном.

11:32 одно колено. См. ком. к ст. 13.

11:34 Я оставляю его владыкою на все дни жизни его. См. ком. к ст. 12 и 13.

11:35 из рук сына его. Т.е. из рук наследника Соломона Ровоама (12:1−24).

11:36 дабы оставался светильник Давида... во все дни. Образ светильника метафорически передает идею «неугасимости» царствования рода Давидова в Иерусалиме (15:4; 2Цар 21:17; 4Цар 8:19; 2Пар 21:7; Пс 131:17).

11:37 будешь царем над Израилем. Т.е. над десятью северными коленами. Когда речь идет о периоде разделенного царства, под словом Израиль часто подразумеваются десять колен, образовавших северное царство, а Иуда, соответственно, означает ту часть страны, которой по-прежнему правили потомки Давида.

11:38 если будешь соблюдать все, что Я заповедую тебе. Требования завета, которым должны были подчиняться Саул, Давид и Соломон (см. 2:2−4 и ком.), теперь предъявляются и Иеровоаму.

Я буду с тобою. Эти слова служат заверением в том, что Божия помощь будет сопутствовать Иеровоаму (Втор 31:8, 23; Суд 2:18; Суд 6:12, 16; 1Цар 3:19; 2Цар 5:10; 2Цар 7:9).

11:39 смирю Я род Давидов за сие. Разделение царства послужит потомкам Давида наказанием, которое заставит их извлечь для себя урок из ошибок предков. но не на все дни. Эти слова предполагают восстановление в будущем власти дома Давидова. Попытка возвращения себе власти над всем Израилем была предпринята уже Иосией, царем иудейским (4Цар, гл. 22−23), но она окончилась неудачей (4Цар 23:29−30). Пророки уповали на возрождение царства Давидова (Иер 30:9; Иез 34:23; Иез 37:15−28; Ос 3:5; Ам 9:11−12). Их чаяния исполнились в Иисусе Христе (Мф 1:1; Мк 1:1).

11:40 убежал в Египет к Сусакиму. Сусаким — преемник того фараона, с которым Соломон в свое время заключил союз, взяв в жены его дочь (см. ком. к 3:1). Сусаким был основателем XXII династии и правил с 945 по 924 г. до Р.Х. (14:25−26).

11:41 описаны в книге дел Соломоновых. Эта книга — один из не дошедших до наших дней источников, использованных автором Третьей и Четвертой книг Царств (см. Введение: Время и обстоятельства написания).

11:42 Времени царствования Соломонова ... было сорок лет. Приблизительно 970−930 гг. до Р.Х.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.