Библия » Сравнение переводов

Притчи 1 глава

Притчи Соломона

Библейской Лиги ERV

1 Эти притчи – мудрое поучение Соломона, сына Давида, царя Израиля.
2 Притчи написаны для того, чтобы люди обрели мудрость, научились принимать наставления и понимать мудрые изречения.
3 Они написаны для того, чтобы люди учились благоразумию, добру, справедливости и честности,
4 чтобы даже глупец научился принимать мудрые решения, а юноша, полагаясь на обретённое знание, смог применить его в различных жизненных ситуациях.
5 Даже мудрые люди должны внимательно следовать этим наставлениям, потому что они узнают ещё больше и станут ещё мудрее, и тогда смогут справиться с любыми сложностями.
6 Тогда люди поймут смысл мудрых историй и притч и научатся понимать загадки мудрецов.
7 Человек должен прежде всего научиться почитать Господа и повиноваться Ему, и только после этого к нему придёт истинное знание. Но глупцы отрицают мудрость и не желают принимать поучение.
8 Сын мой, ты подчиняться должен поучениям своего отца и следовать наставлениям матери.
9 Слова отца и матери будут тебе короной, украшающей голову, а их поучения – золотым медальоном для шеи твоей.
10 Сын мой, люди, склонные к греху, будут тебя искушать, но ты не должен следовать за ними.
11 Эти грешники могут позвать:
«Пойдём с нами, мы спрячемся и будем ждать удобного для убийства момента.
12 Мы нападём на невинного и обречём его на смерть; сокрушив, отправим в могилу.
13 Мы похитим все драгоценности его и заполним наши дома этим добром.
14 Так что пойдём с нами, и мы разделим с тобой добычу!»
15 Сын мой, не следуй за людьми, склонными к греху, не иди по их стопам.
16 Эти недобрые люди всегда готовы совершить злодеяние, они всегда спешат пролить кровь.
17 Если ты расставляешь силки для ловли птиц у них на глазах, то ничего не поймаешь.
18 Однако злые попадают в свои же ловушки: они стремятся причинить вред другим, но на самом деле лишь себе вредят.
19 Такова судьба всякого, кто жаждет завладеть чужим добром. Алчных людей погубит всё то, что они отобрали у других.
20 Послушай! Мудрость пытается учить людей, она взывает к ним на базарах и улицах.
21 Она обращается к ним на людных перекрёстках; вблизи городских ворот она, стараясь привлечь внимание людей, говорит:
22 «Как долго вы, глупцы, будете творить неразумное и смеяться надо мной; как долго будете презирать знание?
23 Вам необходимо было слушать мои советы и поучения, я поделилась бы с вами всем, что мне известно, я передала бы вам все мои знания.
24 Но вы отказались слушать меня, когда я старалась помочь, я протянула вам руку, но вы отказались от помощи.
25 Вы отвернулись от меня и моих советов, вы отказались принять мои слова.
26 Поэтому я буду смеяться над вашими бедами, буду наслаждаться, видя ваши несчастья.
27 Великие беды придут к вам подобно грозе, заботы согнут вас как сокрушительный ветер, печаль великим бременем ляжет на вас.
28 Когда глупцы будут меня о помощи молить, я им не помогу, они будут меня искать, но не найдут.
29 Я им не помогу, потому что они никогда не желали моего знания, а также отказались чтить и бояться Господа.
30 Глупые отказались от моих советов и не хотели следовать учениям моим.
31 Они лишь следовали своим собственным желаниям, и тем самым навлекли на себя заслуженную погибель.
32 Глупцы умирают, отказываясь следовать мудрости, они с радостью продолжают свой неразумный путь, и это несёт им уничтожение.
33 Однако будет безопасно жить человек, слушающий меня, он будет жить спокойно, не боясь зла».

Новой Женевской Библии

1:1 Притчи. Соответствующее древнееврейское слово имеет несколько значений и обычно относится к пословице или афоризму. Словом "притчи", с которого начинается пролог, могут быть названы поучения и наставления, содержащиеся в данной книге.

Соломона. Судя по прологу (1,1-7), автором книги является Соломон, перед изречениями других мудрецов указано, кому они принадлежат – Агуру (30,1) или Лемуилу (31,1). О Соломоне, как об авторе множества притчей, говорится и в 3 Цар. 4,32 (см. Введение: Автор).

1:2-6 В данных стихах указана цель и назначение всей книги – дать познание мудрости путем научения и наставления.

1:2 мудрость. Евр.: "хокма" – высшее, сущностное понимание жизни, всех вещей и явлений; умение сообразовывать свою жизнь с этим пониманием, для чего необходимо "наставление".

наставление. Учение. Способ овладения мудростью.

понять. Евр.: "бина" – по значению гораздо шире русского слова "понимание" и включает в себя момент различения – напр., между добром и злом. Взаимосвязь понятий мудрость, наставление, понимание яснее всего, пожалуй, представлена у Павла (Евр. 5,14): "твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла".

изречения разума. Иносказания; изречения со скрытым смыслом.

1:3 благоразумия, правосудия, суда и правоты. Эти слова употребляются и в религиозно-этическом, и в секулярном контекстах. Иногда библейская мудрость кажется сугубо житейской, но она всегда понимается в рамках порядка и законов, установленных Богом.

1:4 простым. Т.е. не искушенным в мудрости.

рассудительность. Проницательность. Умение рассуждать лежит в основе различения доброго и худого.

1:5 советы. Соответствующее древнееврейское слово встречается только в книге Притчей и в книге Иова. Вероятно, оно образовано от слова, которое переводится как "привязь", и его буквальное значение – "то, что ведет, направляет". Таким образом, "разумный найдет правильное направление".

1:6 притчу... загадки. У Аввакума (2,6) эти слова употребляются как синонимы, очевидно, в данном случае так же: общей для них характерной чертой является присутствие элемента загадочности, обращенного к интеллекту человека.

1:7 Начало мудрости. Слово "начало" можно понимать и как отправную точку, и как первоначальный принцип всякого знания.

страх Господень. Понятие "страха Господнего" – наиболее существенный элемент ветхозаветных представлений о том, как человек обретает знание и истину. Мысль, что только страх Господень может быть основой подлинного знания, выступает в книге Притчей как ее основополагающая идея. При этом имеется в виду не безотчетный ужас, а благоговейный трепет перед Богом, когда верующий с почтением внимает Его откровению. Господь (евр.: Яхве, Иегова) – имя Божие, с которым Он открылся Моисею (Исх. 3,15) во исполнение завета, обещая ему избавить евреев от египетского ига. Когда обетованное избавление наступило, израильтяне познали страх Господень, ибо тогда им открылось величие Божие (Исх. 14,31). Сознание того, что завет устанавливает неразрывную связь между Богом и народом израилевым, нашло позднее свое воплощение в возведении храма (3 Цар. 8,40.43). Во Второзаконии страх Господень мыслится как исполненное благодарности соблюдение Израилем завета за данное по милости Божией избавление. Таким образом, храм Соломона оказывается тем звеном, которое в богословском смысле связывает мудрость и завет.

1:8-9 В древневосточной литературе мудрости наставление традиционно начинается с обращения, причем как от имени отца, так и от имени матери, поскольку семейный уклад предполагал равное участие родителей в воспитании ребенка.

1:8 наставление. См. ком. к 3,1.

1:9 венок... украшение для шеи. Данное сравнение представляет мудрость как украшение человеческой жизни.

1:10-19 Данные стихи представляют собой еще одну разновидность жанра наставлений. Возможно, она предназначалась для более формального, недомашнего обучения, и с ее помощью мудрецы наставляли своих учеников. Стихи 10,11 указывают на житейские ситуации, в которых необходимо проявлять мудрость.

1:12 в могилу. Евр.: "шеол" – преисподняя. Образ могилы (преисподней) часто встречается в поэтических сравнениях Ветхого Завета. Могила изображается как место, где гроб становится человеку отцом, а червь – матерью (Иов 17,13.14), как врата преисподней (Ис. 38,10), как край, откуда нет возврата (Иов 7,9), как страна молчания (Пс. 93,17), как область тьмы (Пс. 142,3) и забвения (Пс. 87,11-13).

1:13 драгоценного имущества. Книга Притчей не порицает владения имуществом как таковым, но осуждает его приобретение порочным путем. При этом остается очевидным, что мудрость сама по себе является наилучшим достоянием (2,4; 3,13-16; Иов 28,12-19).

1:16 Данный стих, во многом сходный с Ис. 59,7 и цитируемый апостолом Павлом (Рим. 3,15), отсутствует в Септуагинте – греческом переводе ВЗ.

1:17-18 Эти стихи, напоминающие пословицу, служат подкреплением сказанного ранее.

1:19 кто алчет чужого добра. Идти таким путем безрассудно уже потому, что это противоречит справедливому миропорядку, подвластному не грешной человеческой природе, а всемогущему Богу.

1:20 Мудрость в данном стихе сравнивается с уличным проповедником (ср. Ис. 55). Представленная в образе женщины мудрость призывает невежд покаяться в своем безрассудстве и искать мудрости, пока не поздно. Персонификация мудрости встречается также в ст. 3,14-18; 8,1-36; 9,1-12.

1:21 при входах в городские ворота. У городских ворот жители собирались для суда и совета (Втор. 22,15; 25,7; Руфь 4,1.11; 2 Цар. 19,8), здесь же они могли услышать слова мудрейших.

1:22 невежды. Ср. ком. к ст. 4. Высказанная ранее мысль (ст. 18,19) получает свое дальнейшее развитие. Речь идет уже не только о приобретении больших знаний, но о сознательном выборе между мудростью и безрассудством, праведностью и порочностью. В книге Притчей эти качества постоянно противопоставляются и подчеркивается, что предпочтение одного из них равносильно выбору жизненного пути и ни один человек не может от этого уклониться (ср. Мф. 7,24-27).

буйные. Очевидно, здесь подразумевается человек, поступающий вопреки тем правилам, которые установлены мудрыми людьми (9,7.8; 13,1; 14,6; 21,11).

глупцы. Отвергающие мудрость.

знание. См. ст. 7. В литературе мудрости слово "знание" часто является синонимом слова "мудрость".

1:23 дух мой. В книге Притчей мудрость предстает и как дар Божий, и как результат усилий самого человека. Подобным образом понимается страх Господень (ст. 7), который, по милосердию Божиему, дан людям для их спасения. Спасение же включает в себя обновление не только души, но и разума человека (Рим. 12,1.2; 1 Кор. 1,18-2,26).

1:25 советы. Соответствующее древнееврейское слово переводится также как "указание". Премудрость предстает здесь полномочной владычицей, чьи советы и указания, так же как и повеления Божий, не подлежат обсуждению (2,6; 8,14).

1:28 я не услышу. Мудрость, как и благодать, следует с благодарностью принимать тогда, когда Бог предлагает, ибо то и другое – Его дар.

1:29 знание. Данное слово следует понимать как синоним понятия "мудрость".

страха Господня. См. ком. к ст. 7. Мудрость – даже если человек приобретает ее ценой собственных усилий – дарует Бог в Своем искупительном откровении.

1:30 не приняли совета моего. См. ст. 25. Смысл данных слов находится в тесной связи с понятием страха Господня, ибо человек, отвергнувший премудрость, лишен страха Господнего.

1:31 плодов. Имеются в виду последствия деяний.

1:32 упорство. Букв.: "уклончивость", "безразличие".

беспечность глупцов. Или, иными словами, равнодушное самодовольство ограниченных людей, не видящих нужды в том, чтобы научиться чему-нибудь.

1:33 Премудрость предстает в данном стихе хранительницей жизни.



2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.
Рекомендуем хостинг, которым пользуемся сами – Beget. Стабильный. Недорогой.