Притчи 16 глава

Книга Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 Человек лишь предполагает, что сказать, но только Господь вкладывает ему в уста нужные слова.
2 Человек считает праведными свои дела, но Господь судит искренность поступков.
3 Во всех делах твоих обращайся за помощью к Господу, и тогда тебя ждёт успех.
4 У Господа на всё есть планы, и поэтому Он уничтожит злобных.
5 Господу неугоден тот, кто ставит себя выше других. Он непременно накажет гордецов.
6 Истинная любовь и верность сделают тебя чистым от греха. Почитай Господа, и будешь ты вдали от зла.
7 Живущий праведно Господу угоден, и даже враги такого человека будут в мире с ним.
8 Лучше немного приобрести правдой, чем много, но обманом.
9 Человек строит планы, но лишь Господь ведёт по жизни человека.
10 Слово царя — закон, его решения справедливы.
11 Господь хочет, чтобы все весы были верны и все соглашения справедливы.
12 Цари ненавидят дела злых. Доброта придаёт его царству силу.
13 Цари всегда хотят слышать правду, им нравятся люди, которые не лгут.
14 Царь в гневе может убить, но мудрый человек постарается, чтобы царь был счастлив.
15 Если счастлив царь, то жизнь лучше для всех. Его расположение — приятный весенний дождь.
16 Мудрость стоит дороже золота, разум стоит дороже серебра.
17 Добрые люди стараются жить вдалеке от зла. Кто осторожен, тот защитит себя.
18 Гордому человеку грозит погибель, высокомерному грозит поражение.
19 Лучше быть смиренным и жить среди бедных, чем делить богатство с высокомерными.
20 Тот, кто слушает советы других, преуспеет, и тот, кто надеется на Господа, будет благословен.
21 Если мудр человек, другие это поймут, и тот, кто осторожно выбирает слова, может убедить любого.
22 Здравый смысл словно источник чистой воды, а глупые ничего не видят, кроме глупости своей.
23 Мудрый думает, прежде чем говорить, и сказанное им внимания достойно.
24 Добрые слова подобны мёду: приятны и целебны для человека.
25 Есть путь, который людям кажется правильным, но он ведёт к смерти.
26 Голод работающего заставляет его работать ради хлеба.
27 Ничтожный человек замышляет недоброе, его советы опасны, как бушующий огонь.
28 Склочник — всегда причина ссор, а сплетник разрушает дружбу.
29 Вспыльчивый причиняет беды друзьям и ведёт их по неверной дороге.
30 Подмигивая и ухмыляясь, злые задумывают обмануть и оскорбить друзей.
31 Седина — корона славы, она приходит от праведной жизни.
32 Лучше быть терпеливым, чем смелым воином, лучше владеть своим гневом, чем целым городом.
33 В поисках решения люди бросают жребий, но ответ лишь от Господа приходит.

Новой Женевской Библии

16:1 Долг человека — принимать решения и действовать не противоречат реальности Божиего суверенитета.

от Господа ответ языка. Человек способен взвешивать и принимать решения, но способность эта у него — от Бога.

16:3 Данное наставление подразумевает присутствие страха Господня.

Предай. В древнееврейском тексте — «верни», что является необычным словоупотреблением. Возможно, смысл данного стиха в том, что людям необходимо обдумывать свои планы, трезво соразмеряя их с первоосновами откровения Божиего.

16:4 бедствия. В древнееврейском тексте — «его ответа». Господь, Чьею волей поддерживается справедливый миропорядок, определяет всему надлежащее место.

16:5 См. 11:20, 21.

16:6 Милосердием и правдою. Эта фраза обобщает представления мудрого человека о Боге, которые воплощаются в страхе Господнем (3:3; 14:22; 20:28). Высказывание в целом звучит как упрек в формальной религиозности, лишенной истинной веры.

16:7 Господу угодны. На таких путях нет препятствий, чинимых враждой, — Господь устраняет их.

16:8 См. 15:16−17 и ком.

16:9 См. ст. 1 и 2 и ком.

16:10 слово вдохновенное. Давид говорил как посланник Божий (2Цар 14:17, 20), а Соломон просил у Бога разумного сердца (3Цар 3:9). Дар Божией мудрости не освобождает царя от ответственности находить мудрые решения и поступать по справедливости.

16:11 См. 11:1; 20:10, 23; Ам 8:5. Это утверждение представляет традицию в учении о Боге, как о Том, Кто устанавливает и поддерживает справедливый миропорядок. Предписания закона относительно неверных весов содержатся в Лев 19:35, 36; Втор 25:13−16.

16:12−13 Учение мудрости о царской власти не только отражает идеальный образ Соломона и его справедливого правления, но и изображает царскую власть как основу, на которой в то время должен был утверждаться справедливый порядок.

16:14 вестник смерти. Гнев и ярость удаляют человека от продлевающей жизнь мудрости и потому ведут к смерти (2:18 и ком.).

16:15 облако с поздним дождем. Данная метафора изображает царское благоволение как силу, под действием которой жизнь человеческая расцветает, подобно весенним побегам.

16:16 Тема превосходства мудрости над материальным благосостоянием весьма популярна в учительной литературе (3:13−15; 8:10−11, 19), однако отсюда не следует, что богатство является само по себе нежелательным (3:9−10; 3Цар 3:10−13; 3Цар 10:7−9), но приобретением его человек обязан мудрости.

16:18 См. 11:2 и ком. Надменные не внимают учению и, следовательно, гордость является пагубной глупостью.

16:19 См. 15:16 и ком.

16:21 сладкая речь. Иными словами, речь, делающая беседу приятной.

16:22 источник жизни. См. 10:11 и ком.

ученость глупых — глупость. Глупцы лишь напрасно теряют время, учась не тому, чему следует. Возможен также перевод: «...а глупость приносит наказание глупым» (NIV).

16:23 Сердце. См. ком. к 2:2. Слова мудрого человека исходят из глубин его сердца.

16:24 Приятная речь. См. ком. к ст. 21.

16:26 рот его. Угроза голода — лучшее средство от лени (2Фес 3:10−12).

16:31 Праведная жизнь — это жизнь, исполненная мудрости, которая приносит долголетие (3:2 и ком.), знание и опыт.

16:33 См. статью «Божественное провидение».

жребий. Т.е. урим и туммим (см. Исх 28:30; Чис 27:21; 1Цар 28:6), как, возможно, называли два небольших камня, украшавшие наперсник первосвященника, при помощи которых пытались узнать Божию волю.

все решение его — от Господа. Если жребий был брошен надлежащим образом, то считалось, что полученный ответ не был следствием случая, а исходил от Самого Бога.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.