Притчи 4 глава

Книга Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 Сыновья, слушайтесь наставлений отцов и внимайте, чтобы понять.
2 Потому что учение моё важное и доброе, никогда не забывайте моих наставлений.
3 Когда-то я был ребёнком, молодым сыном моего отца и любимым сыном у матери моей,
4 тогда отец учил меня:
«Помни все слова мои, слушайся всех моих повелений и тогда проживёшь хорошую жизнь.
5 Прими мудрость и понимание, не забывай моих слов и всегда следуй наставлениям моим.
6 Не отворачивайся от мудрости, и тогда она будет тебя хранить. Люби мудрость, и она будет оберегать тебя».
7 Мудрость начинается с твоего решения познать её, поэтому используй всё, что имеешь, чтобы мудрость обрести.
8 Люби мудрость, и она прославит тебя; не оставляй её, и она принесёт тебе честь.
9 Мудрость увенчает тебя короной чести и славы.
10 Сын мой, слушай меня и делай всё, что я говорю, и ты проживёшь долгую жизнь.
11 Я учу тебя мудрости и веду тебя прямым путём.
12 Иди этой дорогой, и ты не попадёшь в ловушку, ты сможешь бежать и не спотыкаться.
13 Помни всегда эти уроки, не забывай их — они твоя жизнь.
14 Не следуй путём зло творящих, не живи так, как они, и не уподобляйся им.
15 Будь вдалеке от зла, не приближайся к нему и проходи мимо него.
16 Дурные люди не заснут, пока не сделают зла, пока не принесут вреда другому.
17 Зло и насилие — их еда и питьё.
18 Добрые люди подобны утреннему свету солнца, которое, восходя, светит всё ярче и ярче.
19 Дурные же люди как тёмная ночь; они живут во тьме и спотыкаются о то, что им не видно.
20 Сын мой, внимательно слушай мои слова.
21 Не позволяй моим словам тебя покинуть и помни всё, что я тебе говорю.
22 Мои наставления дадут жизнь тем, кто их слушает, мои слова — это здоровье для тела.
23 Самое важное для тебя — быть осторожным в мыслях твоих, от них зависит твоя жизнь.
24 Не искажай правды и не лги.
25 Не позволяй себе уклоняться от добрых и мудрых целей, стоящих перед тобой.
26 Будь осторожен в делах своих, живи честно.
27 Иди прямым путём, праведным и добрым, но всегда уклоняйся от зла.

Новой Женевской Библии

4:1−27 Глава состоит из трех самостоятельных наставлений, каждому из которых предпослано обращение (ст. 1:10:20). Во всех наставлениях говорится о мудрости как о высшем достоянии человека (ст. 1−9), и пути к праведной жизни (ст. 10−19) и, наконец, как основе справедливого миропорядка (ст. 20−27). В этих наставлениях нет ссылок на религиозные предписания: мудрость Божия открыта для всех народов (см. ком. к 22:17 — 24:22) — Соломон обсуждал это с представителями иных племен и наций (3Цар 4:29−34; 3Цар 10:1−7). Однако в Израиле житейская мудрость подвергалась переосмыслению и связывалась с таким понятием, как страх Господень (см. 1:7).

4:2 учение. В древнееврейском языке данное слово имеет дополнительное значение — «вовлеченность», «участие», что подчеркивает активную позицию ученика.

4:3−4 В данном стихе подчеркивается преемственный характер мудрости. Знания, которые юноша получает от своих родителей, впоследствии передаются следующему поколению. Возраст и опыт наставников не являются определяющим фактором, но имеют весьма важное значение.

4:4 живи. См. ком. к 2:18 и 3:2.

4:6 Мудрость рассматривается здесь как нечто большее, чем совокупность знаний, и требует одновременно любви и верности.

4:7 Главное. Смысл древнееврейского текста в данном случае неясен. Буквальный перевод этого места может выглядеть двояко: «мудрость на первом месте», и, следовательно, к ней необходимо стремиться; или же: «первое качество мудрости» состоит в том, что ее приобретают. Согласно второй версии перевода, мудрость изначально предназначена для человека, и от него требуется лишь желание овладеть ею.

всем имением твоим. Иисус говорил то же о драгоценной жемчужине, с которой Он сравнивал Царствие Небесное (Мф 13:45−46).

4:9 См. ком. к 1:9.

4:10 См. ком. к 3:2.

4:11 Метафора пути как жизни человеческой — одна из наиболее распространенных в литературе мудрости.

4:13 оно — жизнь твоя. Жизнь невозможна без мудрости. Новый Завет называет Христа «премудростью от Бога» (1Кор 1:30) и нашей жизнью (Кол 3:4).

4:14 стезю нечестивых. Сопоставление противоположных явлений и понятий (особенно в кратких поучениях в гл. 10−22) — типичный прием для учительной литературы мудрости. Путь мудрости в разных вариантах противопоставляется путям злых и нечестивых (здесь ст. 11−13 противопоставлены ст. 14−17, а ст. 18 — ст. 19).

4:16 пропадает сон. Зло опьяняет, и человек, однажды испытавший опьянение злом, уже не в силах обходиться без этого.

4:17 едят... пьют. Смысл этой метафоры в том, что зло и беззаконие «питают» нечестивых. См. ком. к ст. 16.

4:18−19 В этих стихах противопоставляются образы восходящего светила праведности и непроглядной тьмы, в которой блуждают беззаконные. Необходимо отметить, что под праведностью здесь понимается нечто большее, нежели простое соблюдение нравственных норм и исполнение обрядов, предписываемых законом (ср. Ин 8:12; Еф 5:8−13).

4:20−27 Наставления в этом фрагменте также основаны на противопоставлении мудрости безрассудству, хотя это противопоставление прямо не выражено.

4:21 сердца. Т.е. разума (см. ком. к 2:2).

4:22 здравие. Имеется в виду не только физическое, но и душевное здоровье (3:8).

4:23 источники жизни. Наши мысли влияют на наши поступки и, в конечном итоге, направляют нашу жизнь (см. Мф 12:35; Мк 7:21; Иак 3:13−18; Рим 2:29).

4:25−27 Мудрость позволяет человеку следовать по жизни, не попадая в трясину зла.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.