Притчи 16 глава

Притчи Соломона
Синодальный перевод → Новой Женевской Библии

Синодальный перевод

1 Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка.
2 Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души.
3 Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся.
4 Всё сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдёт на день бедствия.
5 Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным.
6 Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла.
7 Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним.
8 Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою.
9 Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его.
10 В устах царя — слово вдохновенное; уста его не должны погрешать на суде.
11 Верные весы и весовые чаши — от Господа; от Него же все гири в суме.
12 Мерзость для царей — дело беззаконное, потому что правдою утверждается престол.
13 Приятны царю уста правдивые, и говорящего истину он любит.
14 Царский гнев — вестник смерти; но мудрый человек умилостивит его.
15 В светлом взоре царя — жизнь, и благоволение его — как облако с поздним дождём.
16 Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее отборного серебра.
17 Путь праведных — уклонение от зла: тот бережёт душу свою, кто хранит путь свой.
18 Погибели предшествует гордость, и падению — надменность.
19 Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми.
20 Кто ведёт дело разумно, тот найдёт благо, и кто надеется на Господа, тот блажен.
21 Мудрый сердцем прозовётся благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению.
22 Разум для имеющих его — источник жизни, а учёность глупых — глупость.
23 Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его.
24 Приятная речь — сотовый мёд, сладка для души и целебна для костей.
25 Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их — путь к смерти.
26 Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его.
27 Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий.
28 Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей.
29 Человек неблагонамеренный развращает ближнего своего и ведёт его на путь недобрый;
30 прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство; закусывая себе губы, совершает злодейство.
31 Венец славы — седина, которая находится на пути правды.
32 Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.
33 В полу бросается жребий, но всё решение его — от Господа.

Новой Женевской Библии

16:1 Долг человека — принимать решения и действовать не противоречат реальности Божиего суверенитета.

от Господа ответ языка. Человек способен взвешивать и принимать решения, но способность эта у него — от Бога.

16:3 Данное наставление подразумевает присутствие страха Господня.

Предай. В древнееврейском тексте — «верни», что является необычным словоупотреблением. Возможно, смысл данного стиха в том, что людям необходимо обдумывать свои планы, трезво соразмеряя их с первоосновами откровения Божиего.

16:4 бедствия. В древнееврейском тексте — «его ответа». Господь, Чьею волей поддерживается справедливый миропорядок, определяет всему надлежащее место.

16:5 См. 11:20, 21.

16:6 Милосердием и правдою. Эта фраза обобщает представления мудрого человека о Боге, которые воплощаются в страхе Господнем (3:3; 14:22; 20:28). Высказывание в целом звучит как упрек в формальной религиозности, лишенной истинной веры.

16:7 Господу угодны. На таких путях нет препятствий, чинимых враждой, — Господь устраняет их.

16:8 См. 15:16−17 и ком.

16:9 См. ст. 1 и 2 и ком.

16:10 слово вдохновенное. Давид говорил как посланник Божий (2Цар 14:17, 20), а Соломон просил у Бога разумного сердца (3Цар 3:9). Дар Божией мудрости не освобождает царя от ответственности находить мудрые решения и поступать по справедливости.

16:11 См. 11:1; 20:10, 23; Ам 8:5. Это утверждение представляет традицию в учении о Боге, как о Том, Кто устанавливает и поддерживает справедливый миропорядок. Предписания закона относительно неверных весов содержатся в Лев 19:35, 36; Втор 25:13−16.

16:12−13 Учение мудрости о царской власти не только отражает идеальный образ Соломона и его справедливого правления, но и изображает царскую власть как основу, на которой в то время должен был утверждаться справедливый порядок.

16:14 вестник смерти. Гнев и ярость удаляют человека от продлевающей жизнь мудрости и потому ведут к смерти (2:18 и ком.).

16:15 облако с поздним дождем. Данная метафора изображает царское благоволение как силу, под действием которой жизнь человеческая расцветает, подобно весенним побегам.

16:16 Тема превосходства мудрости над материальным благосостоянием весьма популярна в учительной литературе (3:13−15; 8:10−11, 19), однако отсюда не следует, что богатство является само по себе нежелательным (3:9−10; 3Цар 3:10−13; 3Цар 10:7−9), но приобретением его человек обязан мудрости.

16:18 См. 11:2 и ком. Надменные не внимают учению и, следовательно, гордость является пагубной глупостью.

16:19 См. 15:16 и ком.

16:21 сладкая речь. Иными словами, речь, делающая беседу приятной.

16:22 источник жизни. См. 10:11 и ком.

ученость глупых — глупость. Глупцы лишь напрасно теряют время, учась не тому, чему следует. Возможен также перевод: «...а глупость приносит наказание глупым» (NIV).

16:23 Сердце. См. ком. к 2:2. Слова мудрого человека исходят из глубин его сердца.

16:24 Приятная речь. См. ком. к ст. 21.

16:26 рот его. Угроза голода — лучшее средство от лени (2Фес 3:10−12).

16:31 Праведная жизнь — это жизнь, исполненная мудрости, которая приносит долголетие (3:2 и ком.), знание и опыт.

16:33 См. статью «Божественное провидение».

жребий. Т.е. урим и туммим (см. Исх 28:30; Чис 27:21; 1Цар 28:6), как, возможно, называли два небольших камня, украшавшие наперсник первосвященника, при помощи которых пытались узнать Божию волю.

все решение его — от Господа. Если жребий был брошен надлежащим образом, то считалось, что полученный ответ не был следствием случая, а исходил от Самого Бога.

Примечания:

 
Синодальный перевод
28 наушник — сплетник, клеветник, доносчик, шепчущий на ухо.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.