Притчи 29 глава

Притчи Соломона
Синодальный перевод → Новой Женевской Библии

Синодальный перевод

1 Человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится, и не будет ему исцеления.
2 Когда умножаются праведники, веселится народ, а когда господствует нечестивый, народ стенает.
3 Человек, любящий мудрость, радует отца своего; а кто знается с блудницами, тот расточает имение.
4 Царь правосудием утверждает землю, а любящий подарки разоряет её.
5 Человек, льстящий другу своему, расстилает сеть ногам его.
6 В грехе злого человека — сеть для него, а праведник веселится и радуется.
7 Праведник тщательно вникает в тяжбу бедных, а нечестивый не разбирает дела.
8 Люди развратные возмущают город, а мудрые утишают мятеж.
9 Умный человек, судясь с человеком глупым, сердится ли, смеётся ли, — не имеет покоя.
10 Кровожадные люди ненавидят непорочного, а праведные заботятся о его жизни.
11 Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его.
12 Если правитель слушает ложные речи, то и все служащие у него нечестивы.
13 Бедный и лихоимец встречаются друг с другом; но свет глазам того и другого даёт Господь.
14 Если царь судит бедных по правде, то престол его навсегда утвердится.
15 Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери.
16 При умножении нечестивых умножается беззаконие; но праведники увидят падение их.
17 Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей.
18 Без откровения свыше народ необуздан, а соблюдающий закон блажен.
19 Словами не научится раб, потому что, хотя он понимает их, но не слушается.
20 Видал ли ты человека опрометчивого в словах своих? на глупого больше надежды, нежели на него.
21 Если с детства воспитывать раба в неге, то впоследствии он захочет быть сыном.
22 Человек гневливый заводит ссору, и вспыльчивый много грешит.
23 Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь.
24 Кто делится с вором, тот ненавидит душу свою; слышит он проклятие, но не объявляет о том.
25 Боязнь пред людьми ставит сеть; а надеющийся на Господа будет безопасен.
26 Многие ищут благосклонного лица правителя, но судьба человека — от Господа.
27 Мерзость для праведников — человек неправедный, и мерзость для нечестивого — идущий прямым путём.

Новой Женевской Библии

29:1 будучи обличаем. См. 1:30; 5:12; 9:7−8; 10:17; 12:1 и ком.

ожесточает выю. Иначе говоря, выказывает своеволие (см. 28:14) и нежелание учиться.

29:2 См. 28:12, 28 и ком.

29:4 См. 8:15−16 и ком.; 20:8, 26.

29:5 См. 28:23.

29:6 сеть. См. 1:18.

29:8 Люди развратные. См. 1:22 и ком.

29:9 Данный стих учит избегать, покуда это возможно, суда с глупцом, который не в силах внять разумным доказательствам, а когда решение уже вынесено, не может примириться с противником.

29:11 Самообладание представляет собой существенный аспект мудрости.

29:12 Разложение общества начинается с верхов. Бесчестный правитель не только собирает вокруг себя бесчестных чиновников, но и подталкивает своих подданных ко злу.

29:13 свет глазам... дает. Т.е. дает жизнь (см. 22:2 и ком.).

29:14 См. ст. 4, а также 16:12−13 и ком.

29:15 См. 13:25; 22:15; 23:13−14 и ком.

29:16 Данная пословица имеет богословский смысл, выражая веру в установленный свыше справедливый миропорядок.

29:18 Без откровения. Отсутствие откровения свидетельствует либо о молчании Бога (1Цар 3:1), либо о неспособности услышать Его слово (Ам 8:11−12).

29:19 Данная пословица является в большей степени отражением реалий древнееврейского общества, чем непреложным принципом. Учительные свойства мудрости рассматриваются здесь с учетом того, что не всякое положение вещей можно изменить словами или разумными доводами.

29:20 См. 26:12.

29:21 в неге. Т.е. пренебрегая принуждением и наказанием (ст. 19).

29:23 См. 15:33; а также 16:18−19 и ком.

29:24 Этот стих обращает внимание на положение, в котором оказывается соучастник преступления. Если он отказывается от свидетельства, то становится виновным (Лев 5:1), а решившись свидетельствовать, изобличает самого себя.

29:25 См. 28:25 и ком.

29:26 Библейская литература мудрости признает особое предназначение правителя быть опорой Божиего миропорядка, являясь, таким образом, агентом Божественного управления (21:1 и ком.). Одновременно она отмечает несовершенство человеческого правления. Таким образом, самый надежный путь к справедливости — искать ее у Бога.

Примечания:

 
Синодальный перевод
1 выя — шея.
13 лихоимец — заимодавец, берущий проценты с отданного взаймы капитала; ищущий корыстную, чрезмерную прибыль при денежных расчетах.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.