Proverbs 1 глава

Proverbs
New King James Version → Новой Женевской Библии

New King James Version

The Beginning of Knowledge

1 The proverbs of Solomon the son of David, king of Israel:
2 To know wisdom and instruction,
To [a]perceive the words of understanding,
3 To receive the instruction of wisdom,
Justice, judgment, and equity;
4 To give prudence to the simple,
To the young man knowledge and discretion —
5 A wise man will hear and increase learning,
And a man of understanding will [b]attain wise counsel,
6 To understand a proverb and an enigma,
The words of the wise and their riddles.
7 The fear of the Lord is the beginning of knowledge,
But fools despise wisdom and instruction.
Shun Evil Counsel

8 My son, hear the instruction of your father,
And do not forsake the law of your mother;
9 For they will be a graceful ornament on your head,
And chains about your neck.
10 My son, if sinners entice you,
Do not consent.
11 If they say, “Come with us,
Let us lie in wait to shed blood;
Let us lurk secretly for the innocent without cause;
12 Let us swallow them alive like [c]Sheol,
And whole, like those who go down to the Pit;
13 We shall find all kinds of precious [d]possessions,
We shall fill our houses with [e]spoil;
14 Cast in your lot among us,
Let us all have one purse” —
15 My son, do not walk in the way with them,
Keep your foot from their path;
16 For their feet run to evil,
And they make haste to shed blood.
17 Surely, in [f]vain the net is spread
In the sight of any [g]bird;
18 But they lie in wait for their own blood,
They lurk secretly for their own lives.
19 So are the ways of everyone who is greedy for gain;
It takes away the life of its owners.
The Call of Wisdom

20 Wisdom calls aloud [h]outside;
She raises her voice in the open squares.
21 She cries out in the [i]chief concourses,
At the openings of the gates in the city
She speaks her words:
22 “How long, you [j]simple ones, will you love [k]simplicity?
For scorners delight in their scorning,
And fools hate knowledge.
23 Turn at my rebuke;
Surely I will pour out my spirit on you;
I will make my words known to you.
24 Because I have called and you refused,
I have stretched out my hand and no one regarded,
25 Because you disdained all my counsel,
And would have none of my rebuke,
26 I also will laugh at your calamity;
I will mock when your terror comes,
27 When your terror comes like a storm,
And your destruction comes like a whirlwind,
When distress and anguish come upon you.
28 “Then they will call on me, but I will not answer;
They will seek me diligently, but they will not find me.
29 Because they hated knowledge
And did not choose the fear of the Lord,
30 They would have none of my counsel
And despised my every rebuke.
31 Therefore they shall eat the fruit of their own way,
And be filled to the full with their own fancies.
32 For the [l]turning away of the simple will slay them,
And the complacency of fools will destroy them;
33 But whoever listens to me will dwell safely,
And will be [m]secure, without fear of evil.”

Новой Женевской Библии

1:1 Притчи. Соответствующее древнееврейское слово имеет несколько значений и обычно относится к пословице или афоризму. Словом «притчи», с которого начинается пролог, могут быть названы поучения и наставления, содержащиеся в данной книге.

Соломона. Судя по прологу (1:1−7), автором книги является Соломон, перед изречениями других мудрецов указано, кому они принадлежат — Агуру (30:1) или Лемуилу (31:1). О Соломоне, как об авторе множества притчей, говорится и в 3Цар 4:32 (см. Введение: Автор).

1:2−6 В данных стихах указана цель и назначение всей книги — дать познание мудрости путем научения и наставления.

1:2 мудрость. Евр: «хокма» — высшее, сущностное понимание жизни, всех вещей и явлений; умение сообразовывать свою жизнь с этим пониманием, для чего необходимо «наставление».

наставление. Учение. Способ овладения мудростью.

понять. Евр: «бина» — по значению гораздо шире русского слова «понимание» и включает в себя момент различения — напр., между добром и злом. Взаимосвязь понятий мудрость, наставление, понимание яснее всего, пожалуй, представлена у Павла (Евр 5:14): «твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла».

изречения разума. Иносказания; изречения со скрытым смыслом.

1:3 благоразумия, правосудия, суда и правоты. Эти слова употребляются и в религиозно-этическом, и в секулярном контекстах. Иногда библейская мудрость кажется сугубо житейской, но она всегда понимается в рамках порядка и законов, установленных Богом.

1:4 простым. Т.е. не искушенным в мудрости.

рассудительность. Проницательность. Умение рассуждать лежит в основе различения доброго и худого.

1:5 советы. Соответствующее древнееврейское слово встречается только в книге Притчей и в книге Иова. Вероятно, оно образовано от слова, которое переводится как «привязь», и его буквальное значение — «то, что ведет, направляет». Таким образом, «разумный найдет правильное направление».

1:6 притчу... загадки. У Аввакума (2:6) эти слова употребляются как синонимы, очевидно, в данном случае так же: общей для них характерной чертой является присутствие элемента загадочности, обращенного к интеллекту человека.

1:7 Начало мудрости. Слово «начало» можно понимать и как отправную точку, и как первоначальный принцип всякого знания.

страх Господень. Понятие «страха Господнего» — наиболее существенный элемент ветхозаветных представлений о том, как человек обретает знание и истину. Мысль, что только страх Господень может быть основой подлинного знания, выступает в книге Притчей как ее основополагающая идея. При этом имеется в виду не безотчетный ужас, а благоговейный трепет перед Богом, когда верующий с почтением внимает Его откровению. Господь (евр.: Яхве, Иегова) — имя Божие, с которым Он открылся Моисею (Исх 3:15) во исполнение завета, обещая ему избавить евреев от египетского ига. Когда обетованное избавление наступило, израильтяне познали страх Господень, ибо тогда им открылось величие Божие (Исх 14:31). Сознание того, что завет устанавливает неразрывную связь между Богом и народом израилевым, нашло позднее свое воплощение в возведении храма (3Цар 8:40, 43). Во Второзаконии страх Господень мыслится как исполненное благодарности соблюдение Израилем завета за данное по милости Божией избавление. Таким образом, храм Соломона оказывается тем звеном, которое в богословском смысле связывает мудрость и завет.

1:8−9 В древневосточной литературе мудрости наставление традиционно начинается с обращения, причем как от имени отца, так и от имени матери, поскольку семейный уклад предполагал равное участие родителей в воспитании ребенка.

1:8 наставление. См. ком. к 3:1.

1:9 венок... украшение для шеи. Данное сравнение представляет мудрость как украшение человеческой жизни.

1:10−19 Данные стихи представляют собой еще одну разновидность жанра наставлений. Возможно, она предназначалась для более формального, недомашнего обучения, и с ее помощью мудрецы наставляли своих учеников. Стихи 10:11 указывают на житейские ситуации, в которых необходимо проявлять мудрость.

1:12 в могилу. Евр: «шеол» — преисподняя. Образ могилы (преисподней) часто встречается в поэтических сравнениях Ветхого Завета. Могила изображается как место, где гроб становится человеку отцом, а червь — матерью (Иов 17:13−14), как врата преисподней (Ис 38:10), как край, откуда нет возврата (Иов 7:9), как страна молчания (Пс 93:17), как область тьмы (Пс 142:3) и забвения (Пс 87:11−13).

1:13 драгоценного имущества. Книга Притчей не порицает владения имуществом как таковым, но осуждает его приобретение порочным путем. При этом остается очевидным, что мудрость сама по себе является наилучшим достоянием (2:4; 3:13−16; Иов 28:12−19).

1:16 Данный стих, во многом сходный с Ис 59:7 и цитируемый апостолом Павлом (Рим 3:15), отсутствует в Септуагинте — греческом переводе ВЗ.

1:17−18 Эти стихи, напоминающие пословицу, служат подкреплением сказанного ранее.

1:19 кто алчет чужого добра. Идти таким путем безрассудно уже потому, что это противоречит справедливому миропорядку, подвластному не грешной человеческой природе, а всемогущему Богу.

1:20 Мудрость в данном стихе сравнивается с уличным проповедником (ср. Ис 55). Представленная в образе женщины мудрость призывает невежд покаяться в своем безрассудстве и искать мудрости, пока не поздно. Персонификация мудрости встречается также в ст. 3:14−18; 8:1−36; 9:1−12.

1:21 при входах в городские ворота. У городских ворот жители собирались для суда и совета (Втор 22:15; Втор 25:7; Руфь 4:1, 11; 2Цар 19:8), здесь же они могли услышать слова мудрейших.

1:22 невежды. Ср. ком. к ст. 4. Высказанная ранее мысль (ст. 18−19) получает свое дальнейшее развитие. Речь идет уже не только о приобретении больших знаний, но о сознательном выборе между мудростью и безрассудством, праведностью и порочностью. В книге Притчей эти качества постоянно противопоставляются и подчеркивается, что предпочтение одного из них равносильно выбору жизненного пути и ни один человек не может от этого уклониться (ср. Мф 7:24−27).

буйные. Очевидно, здесь подразумевается человек, поступающий вопреки тем правилам, которые установлены мудрыми людьми (9:7−8; 13:1; 14:6; 21:11).

глупцы. Отвергающие мудрость.

знание. См. ст. 7. В литературе мудрости слово «знание» часто является синонимом слова «мудрость».

1:23 дух мой. В книге Притчей мудрость предстает и как дар Божий, и как результат усилий самого человека. Подобным образом понимается страх Господень (ст. 7), который, по милосердию Божиему, дан людям для их спасения. Спасение же включает в себя обновление не только души, но и разума человека (Рим 12:1−2; 1Кор 1:18 — 2:26).

1:25 советы. Соответствующее древнееврейское слово переводится также как «указание». Премудрость предстает здесь полномочной владычицей, чьи советы и указания, так же как и повеления Божии, не подлежат обсуждению (2:6; 8:14).

1:28 я не услышу. Мудрость, как и благодать, следует с благодарностью принимать тогда, когда Бог предлагает, ибо то и другое — Его дар.

1:29 знание. Данное слово следует понимать как синоним понятия «мудрость».

страха Господня. См. ком. к ст. 7. Мудрость — даже если человек приобретает ее ценой собственных усилий — дарует Бог в Своем искупительном откровении.

1:30 не приняли совета моего. См. ст. 25. Смысл данных слов находится в тесной связи с понятием страха Господня, ибо человек, отвергнувший премудрость, лишен страха Господнего.

1:31 плодов. Имеются в виду последствия деяний.

1:32 упорство. Букв.: «уклончивость», «безразличие».

беспечность глупцов. Или, иными словами, равнодушное самодовольство ограниченных людей, не видящих нужды в том, чтобы научиться чему-нибудь.

1:33 Премудрость предстает в данном стихе хранительницей жизни.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.