Proverbs 1 глава

Proverbs
New American Standard Bible → Новой Женевской Библии

New American Standard Bible

The Usefulness of Proverbs

1 The proverbs of Solomon the son of David, king of Israel:
2 To know wisdom and instruction,
To discern the sayings of understanding,
3 To receive instruction in wise behavior,
Righteousness, justice and equity;
4 To give prudence to the naive,
To the youth knowledge and discretion,
5 A wise man will hear and increase in learning,
And a man of understanding will acquire wise counsel,
6 To understand a proverb and a figure,
The words of the wise and their riddles.
7 The fear of the LORD is the beginning of knowledge;
Fools despise wisdom and instruction.

The Enticement of Sinners

8 Hear, my son, your father’s instruction
And do not forsake your mother’s teaching;
9 Indeed, they are a graceful wreath to your head
And ornaments about your neck.
10 My son, if sinners entice you,
Do not consent.
11 If they say, “Come with us,
Let us lie in wait for blood,
Let us ambush the innocent without cause;
12 Let us swallow them alive like Sheol,
Even whole, as those who go down to the pit;
13 We will find all kinds of precious wealth,
We will fill our houses with spoil;
14 Throw in your lot with us,
We shall all have one purse,”
15 My son, do not walk in the way with them.
Keep your feet from their path,
16 For their feet run to evil
And they hasten to shed blood.
17 Indeed, it is useless to spread the baited net
In the sight of any bird;
18 But they lie in wait for their own blood;
They ambush their own lives.
19 So are the ways of everyone who gains by violence;
It takes away the life of its possessors.

Wisdom Warns

20 Wisdom shouts in the street,
She lifts her voice in the square;
21 At the head of the noisy streets she cries out;
At the entrance of the gates in the city she utters her sayings:
22 “How long, O naive ones, will you love being simple-minded?
And scoffers delight themselves in scoffing
And fools hate knowledge?
23 “Turn to my reproof,
Behold, I will pour out my spirit on you;
I will make my words known to you.
24 “Because I called and you refused,
I stretched out my hand and no one paid attention;
25 And you neglected all my counsel
And did not want my reproof;
26 I will also laugh at your calamity;
I will mock when your dread comes,
27 When your dread comes like a storm
And your calamity comes like a whirlwind,
When distress and anguish come upon you.
28 “Then they will call on me, but I will not answer;
They will seek me diligently but they will not find me,
29 Because they hated knowledge
And did not choose the fear of the LORD.
30 “They would not accept my counsel,
They spurned all my reproof.
31 “So they shall eat of the fruit of their own way
And be satiated with their own devices.
32 “For the waywardness of the naive will kill them,
And the complacency of fools will destroy them.
33 “But he who listens to me shall live securely
And will be at ease from the dread of evil.”

Новой Женевской Библии

1:1 Притчи. Соответствующее древнееврейское слово имеет несколько значений и обычно относится к пословице или афоризму. Словом «притчи», с которого начинается пролог, могут быть названы поучения и наставления, содержащиеся в данной книге.

Соломона. Судя по прологу (1:1−7), автором книги является Соломон, перед изречениями других мудрецов указано, кому они принадлежат — Агуру (30:1) или Лемуилу (31:1). О Соломоне, как об авторе множества притчей, говорится и в 3Цар 4:32 (см. Введение: Автор).

1:2−6 В данных стихах указана цель и назначение всей книги — дать познание мудрости путем научения и наставления.

1:2 мудрость. Евр: «хокма» — высшее, сущностное понимание жизни, всех вещей и явлений; умение сообразовывать свою жизнь с этим пониманием, для чего необходимо «наставление».

наставление. Учение. Способ овладения мудростью.

понять. Евр: «бина» — по значению гораздо шире русского слова «понимание» и включает в себя момент различения — напр., между добром и злом. Взаимосвязь понятий мудрость, наставление, понимание яснее всего, пожалуй, представлена у Павла (Евр 5:14): «твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла».

изречения разума. Иносказания; изречения со скрытым смыслом.

1:3 благоразумия, правосудия, суда и правоты. Эти слова употребляются и в религиозно-этическом, и в секулярном контекстах. Иногда библейская мудрость кажется сугубо житейской, но она всегда понимается в рамках порядка и законов, установленных Богом.

1:4 простым. Т.е. не искушенным в мудрости.

рассудительность. Проницательность. Умение рассуждать лежит в основе различения доброго и худого.

1:5 советы. Соответствующее древнееврейское слово встречается только в книге Притчей и в книге Иова. Вероятно, оно образовано от слова, которое переводится как «привязь», и его буквальное значение — «то, что ведет, направляет». Таким образом, «разумный найдет правильное направление».

1:6 притчу... загадки. У Аввакума (2:6) эти слова употребляются как синонимы, очевидно, в данном случае так же: общей для них характерной чертой является присутствие элемента загадочности, обращенного к интеллекту человека.

1:7 Начало мудрости. Слово «начало» можно понимать и как отправную точку, и как первоначальный принцип всякого знания.

страх Господень. Понятие «страха Господнего» — наиболее существенный элемент ветхозаветных представлений о том, как человек обретает знание и истину. Мысль, что только страх Господень может быть основой подлинного знания, выступает в книге Притчей как ее основополагающая идея. При этом имеется в виду не безотчетный ужас, а благоговейный трепет перед Богом, когда верующий с почтением внимает Его откровению. Господь (евр.: Яхве, Иегова) — имя Божие, с которым Он открылся Моисею (Исх 3:15) во исполнение завета, обещая ему избавить евреев от египетского ига. Когда обетованное избавление наступило, израильтяне познали страх Господень, ибо тогда им открылось величие Божие (Исх 14:31). Сознание того, что завет устанавливает неразрывную связь между Богом и народом израилевым, нашло позднее свое воплощение в возведении храма (3Цар 8:40, 43). Во Второзаконии страх Господень мыслится как исполненное благодарности соблюдение Израилем завета за данное по милости Божией избавление. Таким образом, храм Соломона оказывается тем звеном, которое в богословском смысле связывает мудрость и завет.

1:8−9 В древневосточной литературе мудрости наставление традиционно начинается с обращения, причем как от имени отца, так и от имени матери, поскольку семейный уклад предполагал равное участие родителей в воспитании ребенка.

1:8 наставление. См. ком. к 3:1.

1:9 венок... украшение для шеи. Данное сравнение представляет мудрость как украшение человеческой жизни.

1:10−19 Данные стихи представляют собой еще одну разновидность жанра наставлений. Возможно, она предназначалась для более формального, недомашнего обучения, и с ее помощью мудрецы наставляли своих учеников. Стихи 10:11 указывают на житейские ситуации, в которых необходимо проявлять мудрость.

1:12 в могилу. Евр: «шеол» — преисподняя. Образ могилы (преисподней) часто встречается в поэтических сравнениях Ветхого Завета. Могила изображается как место, где гроб становится человеку отцом, а червь — матерью (Иов 17:13−14), как врата преисподней (Ис 38:10), как край, откуда нет возврата (Иов 7:9), как страна молчания (Пс 93:17), как область тьмы (Пс 142:3) и забвения (Пс 87:11−13).

1:13 драгоценного имущества. Книга Притчей не порицает владения имуществом как таковым, но осуждает его приобретение порочным путем. При этом остается очевидным, что мудрость сама по себе является наилучшим достоянием (2:4; 3:13−16; Иов 28:12−19).

1:16 Данный стих, во многом сходный с Ис 59:7 и цитируемый апостолом Павлом (Рим 3:15), отсутствует в Септуагинте — греческом переводе ВЗ.

1:17−18 Эти стихи, напоминающие пословицу, служат подкреплением сказанного ранее.

1:19 кто алчет чужого добра. Идти таким путем безрассудно уже потому, что это противоречит справедливому миропорядку, подвластному не грешной человеческой природе, а всемогущему Богу.

1:20 Мудрость в данном стихе сравнивается с уличным проповедником (ср. Ис 55). Представленная в образе женщины мудрость призывает невежд покаяться в своем безрассудстве и искать мудрости, пока не поздно. Персонификация мудрости встречается также в ст. 3:14−18; 8:1−36; 9:1−12.

1:21 при входах в городские ворота. У городских ворот жители собирались для суда и совета (Втор 22:15; Втор 25:7; Руфь 4:1, 11; 2Цар 19:8), здесь же они могли услышать слова мудрейших.

1:22 невежды. Ср. ком. к ст. 4. Высказанная ранее мысль (ст. 18−19) получает свое дальнейшее развитие. Речь идет уже не только о приобретении больших знаний, но о сознательном выборе между мудростью и безрассудством, праведностью и порочностью. В книге Притчей эти качества постоянно противопоставляются и подчеркивается, что предпочтение одного из них равносильно выбору жизненного пути и ни один человек не может от этого уклониться (ср. Мф 7:24−27).

буйные. Очевидно, здесь подразумевается человек, поступающий вопреки тем правилам, которые установлены мудрыми людьми (9:7−8; 13:1; 14:6; 21:11).

глупцы. Отвергающие мудрость.

знание. См. ст. 7. В литературе мудрости слово «знание» часто является синонимом слова «мудрость».

1:23 дух мой. В книге Притчей мудрость предстает и как дар Божий, и как результат усилий самого человека. Подобным образом понимается страх Господень (ст. 7), который, по милосердию Божиему, дан людям для их спасения. Спасение же включает в себя обновление не только души, но и разума человека (Рим 12:1−2; 1Кор 1:18 — 2:26).

1:25 советы. Соответствующее древнееврейское слово переводится также как «указание». Премудрость предстает здесь полномочной владычицей, чьи советы и указания, так же как и повеления Божии, не подлежат обсуждению (2:6; 8:14).

1:28 я не услышу. Мудрость, как и благодать, следует с благодарностью принимать тогда, когда Бог предлагает, ибо то и другое — Его дар.

1:29 знание. Данное слово следует понимать как синоним понятия «мудрость».

страха Господня. См. ком. к ст. 7. Мудрость — даже если человек приобретает ее ценой собственных усилий — дарует Бог в Своем искупительном откровении.

1:30 не приняли совета моего. См. ст. 25. Смысл данных слов находится в тесной связи с понятием страха Господня, ибо человек, отвергнувший премудрость, лишен страха Господнего.

1:31 плодов. Имеются в виду последствия деяний.

1:32 упорство. Букв.: «уклончивость», «безразличие».

беспечность глупцов. Или, иными словами, равнодушное самодовольство ограниченных людей, не видящих нужды в том, чтобы научиться чему-нибудь.

1:33 Премудрость предстает в данном стихе хранительницей жизни.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.