1 The word of the LORD which came to Micah of Moresheth in the days of Jotham, Ahaz and Hezekiah, kings of Judah, which he saw concerning Samaria and Jerusalem.
Listen, O earth and all it contains,
And let the Lord GOD be a witness against you,
The Lord from His holy temple.
He will come down and tread on the high places of the earth.
And the valleys will be split,
Like wax before the fire,
Like water poured down a steep place.
And for the sins of the house of Israel.
What is the rebellion of Jacob?
Is it not Samaria?
What is the high place of Judah?
Is it not Jerusalem?
Planting places for a vineyard.
I will pour her stones down into the valley
And will lay bare her foundations.
All of her earnings will be burned with fire
And all of her images I will make desolate,
For she collected them from a harlot’s earnings,
And to the earnings of a harlot they will return.
I must go barefoot and naked;
I must make a lament like the jackals
And a mourning like the ostriches.
For it has come to Judah;
It has reached the gate of my people,
Even to Jerusalem.
Weep not at all.
At Beth-le-aphrah roll yourself in the dust.
The inhabitant of Zaanan does not escape.
The lamentation of Beth-ezel: “He will take from you its support.”
Becomes weak waiting for good,
Because a calamity has come down from the LORD
To the gate of Jerusalem.
O inhabitant of Lachish —
She was the beginning of sin
To the daughter of Zion —
Because in you were found
The rebellious acts of Israel.
On behalf of Moresheth-gath;
The houses of Achzib will become a deception
To the kings of Israel.
The one who takes possession,
O inhabitant of Mareshah.
The glory of Israel will enter Adullam.
Because of the children of your delight;
Extend your baldness like the eagle,
For they will go from you into exile.
1:1 Вступление. См. Введение: Автор; Время и обстоятельства написания.
Слово Господне. Михей возвещает о своем служении.
открыто. Слово Господне через сверхъестественное откровение сообщается внутреннему взору или слуху пророка.
1:2−7 В этой пророческой речи четыре части: возвещение о Божественном суде и символическое видение Бога, низвергающего Свое творение (ст. 3−4); обвинение против столиц израильских (ст. 5); Бог наказывает Самарию разрушением (ст. 6−7).
1:2 все народы... против вас. Бог осуждает Самарию, подобная участь ожидает всех предающихся идолопоклонству, виновных в лицемерии и набожном формализме.
1:3−5 В поступи ассирийского войска пророк слышит приближение Бога. Разрушение гор и долин символизирует всесокрушающий суд Божий над Самарией и Иерусалимом.
1:3 высоты. Языческие храмы и дворцы располагались на возвышенных местах.
1:4 от огня... льющиеся. Эти слова связывают символическое видение с историческим фактом разрушения Самарии (см. ком. к ст. 6−7).
1:5 Израилева. В данной книге Израиль означает «богоизбранный народ».
1:6 сделаю... низрину. Бог Сам исполнит Свой приговор.
1:7 любодейные дары. Языческие религии практиковали проституцию. Ценности, полученные в уплату за услуги проституток и использованные затем на изготовление идолов, будут захвачены ассирийцами.
1:8−16 Этот плач состоит из трех частей: вступления, в котором выражено намерение Михея оплакать поражение Иудеи (ст. 8−9); основной части, в которой пророк предсказывает падение и пленение Иудеи (ст. 10−15); и заключения, в котором Михей призывает дом Давидов исполнить траурный ритуал по поводу предстоящего пленения народа (ст. 16).
1:8 как ограбленный и обнаженный. Перед угрозой плена (Ис 20:2−4) пророк пребывает в состоянии полной безысходности.
1:9 до ворот. Сеннахирим дошел в буквальном смысле до ворот Иерусалима, но не взял город (см. ст. 12 и Введение: Время и обстоятельства написания).
1:10 Не объявляйте об этом в Гефе. Эта фраза из плача Михея о падении дома Давидова — та же, что и в плаче Давида о падении дома Саула в сходных обстоятельствах (2Цар 1:20).
покрой себя пеплом. Выразительная демонстрация печали по поводу унизительного поражения (Иер 6:26).
1:11 не убежит и живущая в Цаане. «Уходящий город» укроется за своими стенами вместо того, чтобы вступить в битву.
плач в селении Ецель... в нем. «Дом лишения» лишит своей защиты Иудею, потому что он захвачен завоевателем.
1:12 Марофы. «Горький город» — по иронии, ожидал от Иерусалима «сладостной» помощи.
13 быстрых. Еврейское выражение, дословно означающее «быстрых коней», имеет иронический оттенок: «Запрягайте в боевые колесницы скаковых лошадей».
начало греха. Лахис, одна из главных твердынь Израиля, источник секуляризма (5:10).
дщери Сионовой. Персонификация Иерусалима.
1:14 дары. Иначе: «приданое» (3Цар 9:16) — метафора, означающая ненавистную дань, которая будет уплачена Ассирии.
селения. Иначе: «поселения ремесленников» (см. 1Пар 4:21−23). Богатства царя перешли к его врагу в результате уплаты ему дани и потери захваченных им поселений ремесленников (ст. 14).
1:15 Одоллама. Как Давид в свое время был изгнанником и бежал в Одоллам, так и сейчас его преемники направляются туда же при аналогичных обстоятельствах (2Цар 22:1; 23:13). См. 1:10 и ком.