1 Timotheus 5 глава

1 Timotheus
Luther Bibel 1984 → Толкование Далласской семинарии

Luther Bibel 1984

1 Einen Älteren fahre nicht an, sondern ermahne ihn wie einen Vater, die jüngeren Männer wie Brüder,
2 die älteren Frauen wie Mütter, die jüngeren wie Schwestern, mit allem Anstand.
3 Ehre die Witwen, die rechte Witwen sind.
4 Wenn aber eine Witwe Kinder oder Enkel hat, so sollen diese lernen, zuerst im eigenen Hause fromm zu leben und sich den Eltern dankbar zu erweisen; denn das ist wohlgefällig vor Gott.
5 Das ist aber eine rechte Witwe, die allein steht, die ihre Hoffnung auf Gott setzt und beharrlich fleht und betet Tag und Nacht.
6 Eine aber, die ausschweifend lebt, ist lebendig tot.
7 Dies gebiete, damit sie untadelig seien.
8 Wenn aber jemand die Seinen, besonders seine Hausgenossen, nicht versorgt, hat er den Glauben verleugnet und ist schlimmer als ein Heide.
9 Es soll keine Witwe auserwählt werden unter sechzig Jahren; sie soll eines einzigen Mannes Frau gewesen sein
10 und ein Zeugnis guter Werke haben: wenn sie Kinder aufgezogen hat, wenn sie gastfrei gewesen ist, wenn sie den Heiligen die Füße gewaschen hat, wenn sie den Bedrängten beigestanden hat, wenn sie allem guten Werk nachgekommen ist.
11 Jüngere Witwen aber weise ab; denn wenn sie ihrer Begierde nachgeben Christus zuwider, so wollen sie heiraten
12 und stehen dann unter dem Urteil, daß sie die erste Treue gebrochen haben.
13 Daneben sind sie faul und lernen, von Haus zu Haus zu laufen; und nicht nur faul sind sie, sondern auch geschwätzig und vorwitzig und reden, was nicht sein soll.
14 So will ich nun, daß die jüngeren Witwen heiraten, Kinder zur Welt bringen, den Haushalt führen, dem Widersacher keinen Anlaß geben zu lästern.
15 Denn schon haben sich einige abgewandt und folgen dem Satan.
16 Wenn aber einer gläubigen Frau Witwen anbefohlen sind, so versorge sie diese, die Gemeinde aber soll nicht beschwert werden, damit sie für die rechten Witwen sorgen kann.
17 Die Ältesten, die der Gemeinde gut vorstehen, die halte man zwiefacher Ehre wert, besonders, die sich mühen im Wort und in der Lehre.
18 Denn die Schrift sagt (5. Mose 25,4): «Du sollst dem Ochsen, der da drischt, nicht das Maul verbinden»; und: «Ein Arbeiter ist seines Lohnes wert».
19 Gegen einen Ältesten nimm keine Klage an ohne zwei oder drei Zeugen.
20 Die da sündigen, die weise zurecht vor allen, damit sich auch die andern fürchten.
21 Ich ermahne dich inständig vor Gott und Christus Jesus und den auserwählten Engeln, daß du dich daran hältst ohne Vorurteil und niemanden begünstigst.
22 Die Hände lege niemandem zu bald auf; habe nicht teil an fremden Sünden! Halte dich selber rein!
23 Trinke nicht mehr nur Wasser, sondern nimm ein wenig Wein dazu um des Magens willen, und weil du oft krank bist.
24 Bei einigen Menschen sind die Sünden offenbar und gehen ihnen zum Gericht voran; bei einigen aber werden sie hernach offenbar.
25 Desgleichen sind auch die guten Werke einiger Menschen zuvor offenbar, und wenn es anders ist, können sie doch nicht verborgen bleiben.

Толкование Далласской семинарии

V. Наставления относительно различных групп верующих в церкви (5:1 — 6:10)

А. О разных возрастных группах (5:1−2)

Апостол обращается к теме благотворного отношения руководителя церкви к различным группам верующих, которые составляют ее. Оно должно соответствовать его отношению к членам собственной семьи.

1Тим 5:1−2. Итак, к старцу Тимофей не должен обращаться с резким упреком, но в случае надобности уговаривать его мягко, как родного отца. К юношам следует подходить более решительно, но опять-таки, как к братьям своим. К пожилым женщинам пусть Тимофей относится со всем уважением, как отнесся бы к своей матери, Евнике. А с молодыми женщинами да обращается, как с родными сестрами, не допуская в отношении них никаких нечистых помыслов (сравните 4:12). Поступая так, молодой служитель Божий окажется неуязвимым для упреков.

Б. О вдовах (5:3−16)

Далее Павел наставляет Тимофея о том, какого подхода надо ему держаться в отношении вдов в Ефесской церкви. На протяжении всего Ветхого Завета вдовы, наряду с чужестранцами и сиротами, рассматриваются как объекты особого Божьего сострадания, В качестве таковых о них всегда принято было заботиться в Божием народе (Втор 10:18; Втор 14:29; Втор 24:17−21; Деян 6:1−7; Иак 1:27). В 6 главе книги Деяний Апостолов мы читаем об учреждении обязательной благотворительности по отношению к вдовам.

В те дни, когда Павел писал Тимофею, т. е. примерно 30 лет спустя, их, конечно, было немало среди христианок, в частности, в Ефесе, и это ложилось немалой ответственностью на церковную общину. В этих стихах Павел инструктирует Тимофея, как следует различать между вдовами: какие из них действительно нуждаются в помощи, а какие нет.

1Тим 5:3−4. Почитай здесь в значении «признавай». За истинных вдовиц признавай тех, которые в самом деле нуждаются в материальной поддержке. Павел не считал таковыми женщин, которые, хоть и потеряли мужей, но имели детей или внучат. Ибо на них, а не на церкви лежит обязанность помогать овдовевшей матери или бабушке и тем самым воздавать должное родителям (тут буквально «прародителям»; сравните 2Тим 1:3). Поступая так, они делают угодное Богу.

1Тим 5:5. Истинная вдовица — это одинокая женщина, которой негде больше искать помощи, как у Бога и Его народа. Потому она и не перестает молиться Богу день и ночь. Библия свидетельствует, что такие благочестивые женщины, которые после смерти своих мужей целиком посвящали себя Господу, всегда пользовались уважением (о вдове-пророчице Анне в Лк 2:37), и именно они заслуживали того, чтобы церковь оказывала им финансовую помощь.

1Тим 5:6. Не все, конечно, овдовевшие женщины жили благочестиво. Иные, пользуясь «вдовьей свободой», предавались чувственным удовольствиям. Таковые при жизни умирали духовно заживо умерла сравните Рим 8:6; Откр 3:1). Включать их в список христианских вдов, конечно, не следовало.

1Тим 5:7−8. В 4:11 Павел говорит Тимофею: «Проповедуй сие и учи» (парангелле таута) После дальнейших наставлений он повторяет: И сие внушай им …То есть все сказанное относительно вдов, чтобы те были беспорочны (не подавали повода к нареканию). Ведь если бы помощь стала получать вдова, ведущая недостойный образ жизни, в глазах «внешних» это легло бы пятном на всех вдов-христианок. Впрочем, им в стихе 7 может относиться и к членам семей овдовевших женщин. Если те не пекутся о них, то не могут называться верующими (сравните Тит 1:16). В сущности таковые — хуже неверного (неверующего), ведь и многие нехристиане сознают и исполняют свой семейный долг.

1Тим 5:9−10. Здесь конкретизируется, какие именно вдовицы достойны «почитания» (стих 3), т. е. оказания им церковью материальной поддержки. Они должны были удовлетворять трем условиям: 1) быть не менее 60-ти лет. Хотя в дни Павла этот возраст считался весьма преклонным, у апостола были основания не включать в «список» более молодых вдов (стихи 11−15).

На помощь могла претендовать вдова 2) бывшая женою одного мужа, т. е. отвечавшая тому же условию (и по той же причине; толкование на 3:2), что пресвитер (3:2; Тит 1:6) и диакон (1Тим 3:12); 3) известная по добрым делам (Павел приводит пять «дел» — примеров, характеризующих благочестивую женщину (сравните 1Тим 2:10). Это — дела, совершаемые в доме, в церкви, в обществе: воспитание детей, гостеприимство, смиренное служение (умывала ноги святым; сравните толкование на Ин 13:1−15), оказание помощи бедствующим (т. е. попавшим в беду) и усердие ко всякому доброму делу.

1Тим 5:11−12. Молодых же вдовиц в упомянутый «список» включать не следовало вот по каким соображениям. Получая деньги от церкви, они «впадают в роскошь» и помышляют уже не о Христе, а о новом замужестве. Фразу отвергли прежнюю веру следует понимать как «нарушили обет» (и, значит,) подлежат осуждению). Очевидно, для получения права на помощь вдова должна была дать обязательство целиком посвятить свою жизнь Христу и не помышлять о новом браке (сравните 1Кор 7:34−35). Вступая в брак, она, таким образом, нарушала обет, чем навлекала на себя осуждение (сравните Чис 30:2; Втор 23:21; Еккл 5:4−5).

1Тим 5:13−15. Затем: получая помощь от церкви, молодые вдовы предавались праздности и впадали в связанные с нею искушения, преодолеть которые было им нелегко. Вместо того чтобы ходить по домам для оказания помощи и совета, они в процессе таких «хождений» проявляли ненужное любопытство, распространяли сплетни (говорят, чего не должно). Отсюда требование Павла, чтобы молодые вдовы не брали на себя упомянутого обета, но вступали в брак, управляли домом и не подавала противнику никакого повода к злоречию.

Под «противником» могли пониматься враги церкви (1Кор 16:9), но, может быть, и сам сатана (5:15). Между тем и этим Павел, возможно, и не видел большой разницы (4:1). Важность Павлова требования подтверждалась тем фактом, что оно, в сущности, запоздало, так как в Ефесской общине уже имелись печальные случаи: некоторые уже совратились вслед сатаны. Апостол, несомненно, имел в виду конкретные факты.

1Тим 5:16. Павел хотел подчеркнуть, что сказанное им в стихе 8 подразумевает как материально обеспеченных мужчин, так и материально обеспеченных женщин (Если какой верный или верная имеет вдов. И именно на них ложится ответственность за оказание помощи их овдовевшим родственницам. Христианская община не должна быть ими обременяема, дабы могла довольствовать истинных вдовиц.

В. О пресвитерах (5:17−25)

1Тим 5:17. Начальствующие пресвитеры, т. е. буквально «старшие», занимающие официальный пост в церкви (сравните 3:1−7; Тит 1:5−9; Деян 20:17−38). Пресвитеры руководят делами общины, им помогают диаконы. За их работу пресвитерам положено вознаграждение, но Павел говорит о сугубом (буквально — «двойном») вознаграждении тех, кто «начальствует» достойно. В особенности это относилось к тем, кто трудились, проповедуя и уча (трудится в слове и учении). Ибо хотя проповедью и учением руководство церковью далеко не исчерпывалось, они, несомненно, являлись центром христианского служения.

1Тим 5:18. В поддержку своей точки зрения — что пресвитеров следовало вознаграждать за их труд, а некоторых вознаграждать вдвойне, Павел ссылается на два места из Писаний. 1) Не заграждай рта у вола молотящего (Втор 25:4; сравните также 1Кор 9:9); 2) под заявлением — Трудящийся достоин награды своей, вероятно, подразумевались Лев 19:13 и Втор 24:15, или, может быть, слова Самого Господа Иисуса (Мф 10:10; Лк 10:7). Хотя за собой Павел сохранял право не принимать поддержки от христианских общин (1Кор 9:15−23; 1Фес 2:9), он держался твердого мнения, которое неоднократно выражал, что община не имела права не предлагать «трудящемуся» такой поддержки (сравните Гал 6:6; 1Кор 9:14).

1Тим 5:19−20. Павел не преуменьшал силу противников христианского служения. Выше он уже говорил, как важно не подавать повода для наветов на общину (3:7), и снова скажет об этом (6:1). А здесь он касается необходимости различать между обоснованным обвинением и клеветой. Он держится в этом отношении освященного временем подхода, нашедшего отражение как в Ветхом Завете (Втор 19:15), так и в Новом (Мф 18:16; Ин 8:17; 2Кор 13:1). Согласно ему обвинение не должно быть принимаемо не иначе как при наличии двух или трех свидетелей.

Если бы обвинение подтвердилось, Тимофею следовало бы обличить согрешившего пред всеми, т. е. перед лицом всей общины. С тем, чтобы остальные члены ее возымели страх. Страх перед наказанием Божиим, осуществляемым в подобных случаях через общину, — полезная с христианской точки зрения вещь, особенно если обличение направлено на занимающих руководящее в ней положение. В современных общинах, к сожалению, не прибегают к подобным акциям, «щадя» как виновного, так и самих себя.

1Тим 5:21. О том, почему Павел так настоятельно подчеркивал это требование, остается только гадать. Может быть, ему стало известно, что Тимофей порой уклонялся от разбора неприятных конфликтных ситуаций, или что в одних случаях он занимал твердую позицию, а в других — нет? По той или иной причине апостол со всею серьезностью заклинал молодого служителя Божия, чтобы неуклонно следовал его указаниям на этот счет (заклинаю… сохранить сие без предубеждения), не делая ни для кого исключений (ничего не делая по пристрастию). Чтобы усилить звучание своего требования, Павел «призывает в свидетели» Бога и Господа Иисуса Христа (сравните 2Тим 4:1) и избранных Ангелов, которые всегда сопутствуют праведному суду (сравните Мф 25:31; Мк 8:38; Лк 9:26; Откр 14:10).

1Тим 5:22. Один из способов избежать конфликтных ситуаций, связанных с принятием мер против пресвитера церкви, состоит в том, чтобы тщательно обдумать его назначение (Рук ни на кого не возлагай поспешно). Вторая часть этой фразы могла быть простым советом Тимофею относительно его поведения в целом (сравните 1Тим 4:16; Деян 20:28).

Но судя по контексту, она скорее развивает начатое предостережение. Ведь епископ, повинный в непродуманном назначении пресвитера, разделяет с ним ответственность за негативные последствия этого для церкви. Так или иначе, Тимофею следовало хранить себя чистым от греха, своего или чужого. Ибо повинный в нем не может бороться с грехом в жизни других.

1Тим 5:23. Этот стих может рассматриваться или как не связанный с контекстом личный совет Тимофею, или как логическое продолжение призыва к «чистоте» в 22 стих Может быть, Тимофей склонен был к аскетизму и не мыслил «чистоты» без полного воздержания (сравните 4:3−5), но это оборачивалось для него желудочными недомоганиями и «частыми недугами» — возможно, из-за плохого качества питьевой воды в Ефесе. В свете этого Павел мог сознательно «смягчить» свой призыв к «чистоте», поощрив Тимофея к тому, чтобы употреблял немного вина — чисто в медицинских целях. Нет основания видеть в этом наставлении причину для обсуждения «темы» вина как регулярно употребляемого напитка.

1Тим 5:24−25. Смысл этих стихов, поначалу неясный, открывается при более внимательном рассмотрении. Стих 23 как бы взят в скобки. И в стихе 24 развивается мысль, высказанная в стихе 22. Грехи некоторых явны и не могут не вызывать осуждения, как явны и добрые дела других. Но есть немало людей, чьи грехи или, напротив, добрые дела открываются впоследствии, т. е. с течением времени. Рассуждая о «скрытости» и «явности» в этом контексте, апостол, видимо, хотел подчеркнуть, сколь трудно определить достойность кандидатов в пресвитеры.

Поверхностное суждение о человеке и поспешное рукоположение его чревато риском назначения непригодного кандидата (тогда как действительно достойный этого поста окажется в стороне, потому что его добрые качества и дела — «неявны»). Но вовсе скрыться они не могут. И со временем станут явными в глазах проницательного наблюдателя, каким должен быть епископ. Вот почему не следует торопиться с рукоположением пресвитеров.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.