3 Царств 10 глава

Третья книга Царств
Новый русский перевод → Толковая Библия Лопухина

Новый русский перевод

1 Когда царица Шевы услышала о славе Соломона во имя Господа, она пришла, чтобы испытать его трудными вопросами.
2 Прибыв в Иерусалим с очень большой свитой, с верблюдами, везущими пряности и великое множество золота и драгоценных камней, она пришла к Соломону и говорила с ним обо всем, что было у неё на сердце.
3 Соломон ответил на все её вопросы: для царя не было ничего слишком трудного, чего он не смог бы ей объяснить.
4 Когда царица Шевы увидела всю мудрость Соломона и дворец, который он построил,
5 еду у него на столе, жилища его приближенных, как прислуживают его слуги, как они одеты, каковы его виночерпии и какие всесожжения он совершает в доме Господа[58], у неё захватило дух.
6 Она сказала царю:
— Молва, которую я слышала в своей стране о твоих делах и мудрости, правдива,
7 но я не верила слухам, пока не пришла и не увидела это своими глазами. И что же, мне не рассказали и половины: твои мудрость и богатство далеко превзошли ту молву, что я слышала.
8 Блаженны твои люди! Блаженны твои приближенные, которые всегда стоят перед тобой и внимают твоей мудрости!
9 Да будет благословен Господь, твой Бог, Который благоволит к тебе и посадил тебя на престоле Израиля! Ради вечной любви Господа к Израилю Он сделал тебя царем, чтобы ты поступал справедливо и праведно.
10 Она подарила царю 120 талантов[59] золота, великое множество пряностей и драгоценных камней. Никогда больше пряностей не привозили в таком изобилии, как тогда, когда царица Шевы подарила их Соломону.
11 Хирамовы корабли, что привозили золото из Офира, привезли оттуда большое количество красного дерева и драгоценных камней.
12 Царь сделал из красного дерева опоры для дома Господа и царского дворца, а также арфы и лиры для музыкантов. Такого количества красного дерева никогда не привозилось ни до, ни после этого дня.
13 Царь Соломон подарил царице Шевы всё, что она пожелала и о чем просила, не считая того, что он подарил ей по своей царской щедрости. После этого она ушла и вернулась со свитой в свою страну.
14 Золота, которое Соломон получал ежегодно, было по весу 666 талантов[60],
15 не считая того дохода, что поступал от купцов и торговцев, от всех царей Аравии и наместников страны.
16 Царь Соломон сделал двести больших щитов из кованого золота, на каждый из которых пошло по 600 шекелей[61] золота.
17 Ещё он сделал триста маленьких щитов из кованого золота, на каждый щит по 3 мины[62]. Царь поместил их во дворце Ливанского леса.
18 Ещё царь сделал огромный трон, выложенный слоновой костью и покрытый чистым золотом.
19 У трона было шесть ступенек, а спинка его закруглялась кверху. По обеим сторонам сиденья были подлокотники, и у каждого из них стояло по льву.
20 На шести ступеньках стояло двенадцать львов — по одному с каждой стороны каждой ступеньки. Никогда ничего подобного не делалось ни в каком другом царстве.
21 Все чаши царя Соломона были золотыми, и все домашние предметы во дворце Ливанского леса была из чистого золота. Серебряного ничего не было, потому что серебро в дни Соломона не ценилось.
22 На море у царя был флот из таршишских кораблей, наравне с кораблями Хирама. Раз в три года корабли возвращались, привозя золото, серебро, слоновую кость, обезьян и павлинов.
23 Царь Соломон превосходил богатством и мудростью всех царей земли.
24 Все на земле искали встречи с Соломоном, чтобы послушать мудрости, которую вложил в его сердце Бог.
25 Всякий приходящий приносил дары — изделия из серебра и золота, одежды, оружие и пряности, лошадей и мулов, и так — из года в год.
26 Соломон преумножал количество своих колесниц и коней. У него было тысяча четыреста колесниц и двенадцать тысяч коней[63], которые он держал в колесничных городах и у себя в Иерусалиме.
27 В его правление серебро в Иерусалиме ценилось не выше простых камней, а кедра было так же много, как сикоморов в предгорьях Иудеи.
28 Кони Соломона поставлялись из Египта[64] и из Кувы[65] — царские купцы покупали их в Куве.
29 Колесницу привозили из Египта за 600 шекелей[66] серебра, а коня — за 150 шекелей. Так же, через царских купцов, их доставляли всем царям хеттов и арамеев.

Толковая Библия Лопухина

1−13. Посещение царицы Савской. 14−25. Богатство Соломона, роскошь и великолепие его двора и слава у царей земли. 26−29. Конница Соломонова.

3Цар 10:1. Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками.

Местом жительства и царствования царицы Савской (евр. Шеба ) обыкновенно считается Счастливая Аравия (Быт 10:7; 1Пар 1:9). По И. Флавию (Иудейские Древн. VIII, 6, 5), напротив, она жила и царствовала в Эфиопии; мнение И. Флав. повторяют Евсевий — Иероним (Onomast 807) и блаженный Феодорит (вопр. 33). Но мнение И. Флавия основано на смешении племени Шеба (арабского) с племенем Себа — кушитским (Ис 43:3; Пс 71:10). В преданиях мусульман сохранилось имя царицы Савской — Билькис (ср. Коран, сура 27, 29, рус. перев. проф. Г. Саблукова, Казань, 1877, с. 322). Цель посещения царицы Савской определяется так: «пришла испытать его (Соломона) загадками»; состязания в остроумии доселе обычны у арабов, у которых мудрецы одного племени ищут случая к состязанию с мудрецами другого дружественного племени (ср. Суд 14:12−19). Подобное состязание в решении загадок, по И. Флавию (Иудейские Древн. VIII, 5, 3), имело место и в сношениях Соломона с Хирамом Тирским. В Евангелии, в словах Господа (Мф 12:42; Лк 11:31) целью прихода царицы Савской указывается желание послушать мудрости Соломоновой, как слабого предизображения Божественной мудрости учения Господа, и в этом отношении она является типом всех язычников, помимо закона тяготевших к Христу и впоследствии самым делом обратившихся к Нему (блаженный Феодорит, вопр. 33).

3Цар 10:2. И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону и беседовала с ним обо всем, что было у нее на сердце.

В числе подарков, которыми, по обычаям Востока, царица Савская свидетельствовала Соломону свое уважение (ср. Пс 71:10), упомянуты «благовония» (евр. бесамим ), вероятно, бальзамовое растение: по И. Флавию, от царицы Савской ведет начало растущее в Палестине, близ Иерихона, и дающее корень опобальзама (Иудейские Древн. VIII, 6, 6); растение это, несомненно, происходит из Аравии (проф. Гуляев, с. 232).

«Пришла к Соломону» — повторенное выражение (ср. ст. 1), по раввинам, означает будто бы брачный союз Соломона с царицей Савской.

3Цар 10:3. И объяснил ей Соломон все слова ее, и не было ничего незнакомого царю, чего бы он не изъяснил ей.

«Не было ничего незнакомого» — (с евр. сокровенного, неелам ), слав.: «не бе слово презрено» — буквальный перевод неточного греч. выражения: οὐκ ἤν λόγος παρεωραμένος.

3Цар 10:4. И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и дом, который он построил,

3Цар 10:5. и пищу за столом его, и жилище рабов его, и стройность слуг его, и одежду их, и виночерпиев его, и всесожжения его, которые он приносил в храме Господнем. И не могла она более удержаться

Мудрость Соломона обнаружилась пред царицей Савской не в словах только Соломона, но и во всех учреждениях, порядках и устройстве его двора. «И не могла она больше удержаться», слав.: «вне себе бысть», у LXX-ти: ἐαυτῆς ἐγένετο, с евр.: не стало в ней духа (Vulg.: non habebat ultra spiritum).

3Цар 10:6. и сказала царю: верно то, что я слышала в земле своей о делах твоих и о мудрости твоей;

3Цар 10:7. но я не верила словам, доколе не пришла, и не увидели глаза мои: и вот, мне и в половину не сказано; мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала.

3Цар 10:8. Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою!

3Цар 10:9. Да будет благословен Господь Бог твой, Который благоволил посадить тебя на престол Израилев! Господь, по вечной любви Своей к Израилю, поставил тебя царем, творить суд и правду.

3Цар 10:10. И подарила она царю сто двадцать талантов золота и великое множество благовоний и драгоценные камни; никогда еще не приходило такого множества благовоний, какое подарила царица Савская царю Соломону.

Признавая, что слава и мудрость Соломона превзошли молву о нем, царица считает блаженными окружающих Соломона (ст. 6−8). Вместо «блаженны люди твои» (с евр.), слав. т. имеет (с греч. ) «блаженны жены (αἱ γυναῖκές) твоя»: LXX читали в евр. т. не anaschim, мужи, как в теперешнем масор. т., a naschim, жены; и такое чтение (в связи с последующим «блаженны сии слуги твои») заслуживает предпочтения пред евр. — русск. Ст. 9. Из того, что царица благословляет Иегову, не следует еще, что она сделалась прозелиткой, как и подобные слова Хирама (3Цар 5:7), вопреки мнению раввинов, считавших их обоих прозелитами иудейства. Ст. 10 ср. 13. Подарки царицы и Соломона друг другу — обычное на Востоке выражение уважения и почтения (ср. Пс 71:10; Мф 2:11).

3Цар 10:11. И корабль Хирамов, который привозил золото из Офира, привез из Офира великое множество красного дерева и драгоценных камней.

3Цар 10:12. И сделал царь из сего красного дерева перила для храма Господня и для дома царского, и гусли и псалтири для певцов; никогда не приходило столько красного дерева и не видано было до сего дня.

По ассоциации с рассказом о богатых подарках царицы Савской (ст. 10) говорится снова (ср. 3Цар 9:28) о сокровищах, привозимых флотом, плававшем в Офир (ср. ниже ст. 22). Здесь названо с драгоценными камнями еще дерево алмуггим — по обычному пониманию, красное сандальное или черное эбеневое, растущее в Индии и Персии (Гезениус, Thesaurus linguae hebr., p. 23; по И. Флав., Иудейские Древн. VIII, 7, 1 — сосна или пихта). Из этого дорогого дерева Соломоном были сделаны «перила» или «помост» (евр. мисад ), ср. (2Пар 9:11) для храма и дворца (по некоторым — диваны по стенам), а также музыкальные инструменты: гусли (евр. киннорот ) и псалтири невалим ), по LXX: νάβλας καὶ κινύρα, Vulg.: citharas lyrasque, слав.: «сопели и гусли». Оба инструмента струнные (Пс 70:22; 107:3; 150:3): различие же между ними заключалось частично в неодинаковом устройстве резонансирующего ящика, частью в способе игры (ср. блаженный Феодорит, вопр. 34).

3Цар 10:14. В золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых,

3Цар 10:15. сверх того, что получаемо было от разносчиков товара и от торговли купцов, и от всех царей Аравийских и от областных начальников.

Доходы Соломона: 666 талантов золота, по мнению Кейля, равнялись 17 миллионам талеров, на наши деньги — ок. 20 млн. рублей. Талант — 3000 сиклей или 50 мин (Исх 38:25). Специальный, конечно, ежегодный доход Соломона составляли пошлины от торговцев и купцов, а также подати с покоренных царей «Аравийских» (евр. ereb, у LXX: τοῦ πέραν, слав.: «странных»).

3Цар 10:16. И сделал царь Соломон двести больших щитов из кованого золота, по шестисот сиклей пошло на каждый щит;

3Цар 10:17. и триста меньших щитов из кованого золота, по три мины золота пошло на каждый щит; и поставил их царь в доме из Ливанского дерева.

3Цар 10:18. И сделал царь большой престол из слоновой кости и обложил его чистым золотом;

3Цар 10:19. к престолу было шесть ступеней; верх сзади у престола был круглый, и были с обеих сторон у места сиденья локотники, и два льва стояли у локотников;

3Цар 10:20. и еще двенадцать львов стояли там на шести ступенях по обе стороны. Подобного сему не бывало ни в одном царстве.

3Цар 10:21. И все сосуды для питья у царя Соломона были золотые, и все сосуды в доме из Ливанского дерева были из чистого золота; из серебра ничего не было, потому что серебро во дни Соломоновы считалось ни за что;

Из предметов роскоши во дворце Соломона свящ. писатель называет: а) двоякого рода золотые щиты: больших размеров щиты, евр. цинна, по 600 сиклей каждый щит, покрывал все тело, и меньший — евр. маген, по 3 мины (180 сиклей) или по 300 сиклей (2Пар 9:16), щиты положены были в дом леса Ливанского; военного значения они, по-видимому, не имели, а употреблялись в парадных царских выходах (3Цар 14:28); б) трон из слоновой кости (ст. 18−20); об устройстве его по представлению иудейской традиции см. примечание к (3Цар 7:7).

3Цар 10:22. ибо у царя был на море Фарсисский корабль с кораблем Хирамовым; в три года раз приходил Фарсисский корабль, привозивший золото и серебро, и слоновую кость, и обезьян, и павлинов.

Фарсис (евр. Таршиш ), по общепринятому почти мнению, есть Финикийская колония в Испании (ср. Ис 23:10; Иер 10:9; Иез 38:13). Но выражение «корабль Фарсисский на море» не означает корабля или флота, ходившего в Фарсис (как ошибочно в (2Пар 9:21; 20:36−37). Vulg.: ibat in Tharsis): флот Соломона ходил в Офир (3Цар 9:28; 10:11), а не в Фарсис; выражение это имеет общий смысл: морской корабль, корабль дальнего плавания, как теперь есть эпитеты для пароходов «гренландский» или «ост-индский». И. Флавий, напротив, видел здесь название залива Средиземного моря при известном Киликийском городе Тарсе, родине Апостола Павла: «у Соломона, — говорит И. Флавий, — имелось множество кораблей в так называемом Тарсийском море» (Иудейские Древн.VIII, 7, 2). Но о последнем ничего не известно из библейского текста. В числе товаров, привозимых флотом, названы обезьяны (евр. кофим ) и павлины (евр. туккиим ). И. Флавий считал последнее слово названием невольников, эфиопов.

3Цар 10:23. Царь Соломон превосходил всех царей земли богатством и мудростью.

3Цар 10:24. И все [цари] на земле искали видеть Соломона, чтобы послушать мудрости его, которую вложил Бог в сердце его.

3Цар 10:25. И они подносили ему, каждый от себя, в дар: сосуды серебряные и сосуды золотые, и одежды, и оружие, и благовония, коней и мулов, каждый год.

3Цар 10:26. И набрал Соломон колесниц и всадников; у него было тысяча четыреста колесниц и двенадцать тысяч всадников; и разместил он их по колесничным городам и при царе в Иерусалиме.

Верх славы Соломона (ср. 2Пар 9:22−34). О колесницах и коннице ср. (3Цар 4:26; 9:19; 2Пар 1:14−16). Неоднократное повторение о них имеет в виду отметить новизну их для Израиля и, может быть, противоречие с законом о царе (Втор 17:16).

3Цар 10:27. И сделал царь серебро в Иерусалиме равноценным с простыми камнями, а кедры, по их множеству, сделал равноценными с сикоморами, растущими на низких местах.

Образное и гиперболическое выражение для обозначения роскоши придворной жизни Соломона. Сикомора, евр. шикма, греч.: σικόμορος συκαμινος, слав.: «черничие» — низший сорт смоковницы, дерево невысокого роста (Ис 9:10).

3Цар 10:28. Коней же царю Соломону приводили из Египта и из Кувы; царские купцы покупали их из Кувы за деньги.

3Цар 10:29. Колесница из Египта получаема и доставляема была за шестьсот сиклей серебра, а конь за сто пятьдесят. Таким же образом они руками своими доставляли все это царям Хеттейским и царям Арамейским.

Покупка коней производилась на границе с Египтом. «Из Кувы», слав.: «от Фекуя», LXX: ἐχ Θεκουε, Vulg.: de Coa. Соответствующее еврейское слово микве понимается двояко: или как одно целое слово микве (множество, толпа) (ср. Быт 1:10; Исх 7:19; Лев 11:36), в данном случае: «караван (купцов)» или «табун (коней)»; или же, согласно с переводами LXX, Vulg. и др., означенное слово разлагается на два: мин-кве (Куе), причем последнее считается именем местности или провинции в Каликии или на границе Египта (Винклер, Бретц, Кейль). Последнее мнение заслуживает предпочтения.

Примечания:

 
Новый русский перевод
5 [58] — Или: и каково восхождение к дому Господа.
10 [59] — Около 4 т.
14 [60] — Около 23 т.
16 [61] — Около 6,9 кг, так же в ст. 29.
17 [62] — Около 1,7 кг.
26 [63] — Или: колесничих.
28 [64] — Или, возможно: из Муцура— области в Киликии; так же в ст. 29.
28 [65] — Возможно, Киликия.
29 [66] — Около 6,9 кг.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.