От Матфея 4 глава

Евангелие от Матфея
Аверинцев: отдельные книги → Комментарии Давида Стерна

Аверинцев: отдельные книги

1 Тогда Иисус был возведен Духом в пустыню, чтобы претерпеть искушение от диавола.
2 Проведя в посте сорок дней и сорок ночей, Он напоследок ощутил голод,
3 и приблизился к Нему искушающий, говоря Ему:
«Если Ты — Сын Божий, скажи, чтобы камни эти сделались хлебами!»
4 "Но Он сказал в ответ:
«Сказано в Писании:
"Не одним только хлебом будет жив человек, но каждым словом из уст Божьих"»."
5 Тогда переносит его диавол в Святой Город, и ставит Его на навершие Храма, и говорит Ему:
6 "«Если Ты Сын Божий, кинься вниз; ведь сказано в Писании:
"Ангелам Своим Он вверил Тебя",
и еще:
"На руках понесут Тебя,
чтобы не преткнулся Ты о камень ногой Твоей"»."
7 "Сказал ему Иисус: «И другое сказано:
"Не искушай Господа, Бога твоего"»."
8 Снова переносит Его диавол на гору весьма высокую, и показывает Ему все царства мира и славу их,
9 и говорит Ему:
«Все это я отдам Тебе, если Ты, повергшись ниц, поклонишься мне».
10 "Тогда говорит ему Иисус:
«Отойди, сатана! Ибо в Писании сказано:
"Господу, Богу твоему, поклоняйся,
и Ему одному служи"»."
11 И оставляет Его диавол; и вот, Ангелы приблизились и служили Ему.
12 Услышав же, что Иоанна предали, Он удалился в Галилею.
13 Оставив Назарет, Он пришел и поселился в Капернауме, что возле моря [Галилейского], в краях Завулона и Неффалима,
14 чтобы исполнилось сказанное через пророка Исаию, который говорит:
15 «Земля Завулона, земля Неффалима
на пути к морю, край за Иорданом,
Галилея язычников!
16 Народ, живущий во мраке,
увидел свет великий,
и тем, что живут под сенью смерти, —
рассвет воссиял им».
17 С этого времени начал Иисус возвещать и говорить: «Творите покаяние, ибо Царство Небесное близко!»
18 А проходя по берегу моря Галилейского, увидел Он двух братьев — Симона, по прозванию Петр, и его брата Андрея; они закидывали в море сеть, потому что были рыбаки.
19 И Он говорит им:
«Идите за Мною, и Я сделаю из вас ловцов людей».
20 И они, тотчас же оставив свои сети, пошли за Ним.
21 А Он, отойдя от места того, увидел двух других братьев — Иакова, сына Зеведея, и его брата Иоанна; они сидели в лодке с отцом своим Зеведеем и чинили сети. И призвал Он их;
22 и они, тотчас же оставив лодку и отца своего, пошли за Ним.
23 И ходил Он по всей Галилее, уча в местных синагогах, проповедуя Благовестие Царства и исцеляя в народе всякую болезнь и всякую немощь.
24 И распространился слух о Нем по всей Сирии, и доставляли к Нему всех, кто только ни страдал от всевозможных болезней и напастей, — и одержимых бесами, и лунатиков, и паралитиков; и Он исцелял их.
25 И шли за Ним многолюдные толпы из Галилеи, и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и края за Иорданом.

Комментарии Давида Стерна

1 Затем Дух повёл Йешуа в пустыню для искушения Противником.

Стих 1. Противник. Греческое слово диаболос (обычно переводится "диавол") — перевод еврейского слова сатан, означающего "враг, противник, бунтовщик". В Исайе 14:11−15, стихах, говорящих о царе Вавилонском, можно разглядеть рассказ о падении могущественного и прекрасного существа, которое однажды из гордости восстало против Бога и противопоставило себя Творцу; об этом же говорит Иезекииль 28:11−19. С другой стороны, Иов 1−2 показывает, что Сатан — враг и Бога, и человека.

В Бытии 3 в облике змея он искушает Адама и Еву, чтобы те ослушались Бога. О том, что змей и Противник — это одна личность, можно узнать из Отк. 12:9, где говорится о "древнем змее, известном также как Дьявол и Сатан [Противник], обманывающем всю вселенную". Сатан — творение, которое никак не может быть равным своему Творцу; и всё же он причина и источник любого греха, зла и противления Богу. Книга Иова учит, что причина, по которой всемогущий и добрый Бог позволяет подобное противостояние, остаётся тайной. Но эта книга учит также, что Бог всевластен и Его могущество неограниченно. Это хорошо видно в 40-й и 41-й главах книги Иов, где "Левиафан" и "Бегемот" — воплощения Противника, и когда Бог предлагает Иову сразиться с ними, тот "отрекается и раскаивается в прахе и пепле" (Иов 42:6). Танах и Новый Завет безоговорочно признают существование сверхъестественного мира — добрых, послушных ангелов, служащих Богу и злых, мятежных ангелов (демонов, бесов), служащих Противнику.

2 Пропостившись сорок дней и ночей, Йешуа был голоден. 3 Искуситель подошёл к нему и сказал: "Если ты Сын Божий, прикажи этим камням превратиться в хлебы".

Стих 3. Сын Божий. (См. 1:1 о "сын (чей-то)"). Этот важный богословский термин Нового Завета может означать:

1) благочестивого человека (без намёка на его божественность и сверхъестественность);

2) особенного человека, посланного Богом;

3) воплотившегося сына Божьего, как описано в главах 1−2 выше и в Лук. 1−2;

4) человека, появление которого на земле происходит путём особого акта сотворения, произведённого Богом, то есть, как Адама или Йешуа, который поэтому назван "вторым Адамом" (Лук. 3:8, Рим. 5:12−21, Коринфянам 15);

5) Йешуа, который мог, будучи на земле, обращаться к Богу как к своему отцу, называя Его 'Абба'; и

6) божественную и вечную личность или Слово, которое всегда было и будет находиться "внутри" Адоная, и в этом "соединении", которое есть один Бог, Сын, одновременно равен Отцу и находится в подчинении Ему (Йохн. 1:1−3, 14; 10:31; 14:9−10, 28; Фил. 2:5−11).

В данном случае, произнесённое Противником, это слово, вероятно, отражало все шесть значений. Танах редко говорит об этом прямо, но всё же достаточно ясно намекает, делает р'мазим (см. 2:15К) в Исайе 9:5−6(6−7), Михее 5:1(2), Псалме 2:7, Притчах 30:4 и в книге Даниила 7:13. В древней еврейской литературе книги Еноха 105:2 и 4 Ездры 7:28−29, 13:32−52, 14:9 говорят о Мессии как о Сыне Бога. Сравните 8:20К: "Сын Человеческий".

4 Но он ответил: "Танах говорит: "Не хлебом единым живёт человек, но всяким словом, исходящим от уст Адоная" (Дварим — Второзаконие 8:3)

Стих 4−10. Танах, Книги Ветхого Завета — в основном переводится как "Писание" или "написано". Еврейское слово "Танах" — это акроним, составленный из первых букв названий трёх частей еврейской Библии:

1) Тора ("учение") — 5 книг Моисея, или Пятикнижие (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие).

2) Н'ви'им ("Пророки") — исторические книги (Иисус Навин, Судьи, книги Царств), три Больших пророка (Исайя, Иеремия, Иезекииль) и 12 Малых пророков.

3) К'тувим ("Писания") — Псалмы, Притчи, Иов, "пять свитков" (Песня Песней, Руфь, Плач Иеремии, Екклесиаст, Эсфирь), Даниил, Ездра, Неемия и Паралипоминон.

5 3атем Противник взял его в Святой Город и поставил его на самой верхушке Храма. 6 "Если ты Сын Божий, — сказал он, — прыгни вниз! Ибо Танах говорит: "Он прикажет своим ангелам нести ответственность за тебя. Они поддержат тебя руками, и потому не ударишься и ногой своей о камни". (Тегилим — Псалмы 90:11−12)

Стих 6. Если ты сын Божий. Сатан преподносит Йешуа все три вида искушений, перечисленных Йохананом (1 Йохн. 2:15−17): "похоть старого естества" или "плоти" (Рим. 7:5): "Если ты Сын Божий, прикажи этим камням превратиться в хлебы"; "похоть очей": Противник. . . показал ему все царства мира в их славе, и сказал ему : "Всё это я отдам тебе, если поклонишься мне"; "и гордость житейская": Противник взял его в святой город, Иерусалим, и поставил его на самой верхушке Храма. "Если ты сын Божий, — сказал он,- прыгни вниз!"

Сатан пользовался теми же тремя видами искушений в Эдемском Саду: "Когда женщина увидела, что дерево хорошо для пищи" (желание плоти), "и что оно приятно для глаз" (желание глаз), "и желанно, потому что даёт знание" (житейские амбиции), "она взяла плодов его и ела" (Бытие 3:6). Различие в том, что если "первый человек" даже не пытался противостать Противнику (Яак. 4:7), то "последний человек" победил его (Рим. 5:12−21; Кор. 15:21−22, 45−49; Евр. 4:15). Йешуа, демонстрируя власть Слова Божьего над Противником (Яак. 4:7), приводит Тору в ответ на все три искушения — Второзаконие 8:3 в ст. 4, Второзаконие 6:16 в ст. 7 и Второзаконие 6:13 в ст. 10. Однако Сатан, "отец лжи" (Йохн. 8:4), также может использовать Писания для того, чтобы обманывать и обольщать: Псалом 91:11−12 в ст. 6.

7 Йешуа ответил ему: Но сказано также: Не подвергай испытаниям Адоная Бога твоего. (Дварим — Второзаконие 6:16) 8 Ещё раз Противник взял его на вершину очень высокой горы, показал ему все царства мира в их славе 9 и сказал ему: "Всё это я отдам тебе, если поклонишься мне". 10 Хватит, Сатан! — сказал ему Йешуа. — Ибо Танах говорит: "Поклоняйся Адонаю Богу твоему, и только ему служи". (Дварим — Второзаконие 6:13) 11 Тогда Противник оставил его, и пришли ангелы и стали заботиться о нём. 12 Когда Йешуа услышал, что Йоханан брошен в темницу, он вернулся в Галиль; 13 но, оставив Нацерет, он перешёл жить в К'фар-Нахум, город на берегу озера, неподалёку от границы между З'вулуном и Нафтали.

Стих 13. К'фар-Нахум (Капернаум; еврейское название означает "посёлок Наума") находился на северо-западном берегу озера Кинерет (Галилейское море; см. ст. 18). Согласно Новому Завету, в Капернауме Йешуа провёл много времени. В наши дни этот посёлок стал археологическим парком, который находится под покровительством Римской католической церкви и является обязательной остановкой христианских туристических маршрутов по Израилю. Говорят, что остатки восьмиугольной византийской церкви V века стоят на том месте, где находился дом Кифы (8:14); если это так, то части стен более раннего сооружения под церковью, возможно, являются остатками здания первой мессианской общины. В Капернауме до сих пор стоят стены синагоги, построенной в IV веке.

14 Это случилось ради исполнения сказанного пророком Йеша'ягу: 15 "3емля З'вулуна и земля Нафтали, в сторону озера, за Ярденом, Галил гоим — 16 народ, живущий во тьме увидел великий свет; над живущими в этом краю, в тени смерти, воссияло утро". (Йешайагу — Исайя 9:1−2) 17 С этого времени Йешуа начал проповедовать: "Обратитесь от своих грехов к Богу, потому что близко Царство Небес!" 18 Проходя по побережью озера Кинерет, Йешуа увидел двух братьев-рыбаков — Шим'она, известного как Кифа, и его брата Андрея, — забрасывавших сети в озеро.

Стих 18. Озеро Кинерет — название пресноводного водоёма в Израиле, образованного рекой Ярден (Иордан) в Галиле (Галилее). Озеро названо Кинерет, так как его береговая линия имеет вид арфы (кинор на древнееврейском языке). В синодальном переводе оно известно нам как Галилейское море; в Йохн. 6:1, 23 и 21:1 греческий текст называет его "море Тиберия" (Синод. "тивериадское море").

Стих 18. Кифа — имя, которое Йешуа дал Шим'ону Бар-Йоханану (Йохн. 1:42); оно означает "камень" на арамейском. Греческое слово "камень" — "петрос" обычно передаётся русским "Пётр". Иногда, вместо того, чтобы перевести "Кифа" словом "Петрос", греческий текст транслитерирует "Кифа" как "Кефас", и в таком виде это имя появляется в некоторых переводах.

19 Йешуа сказал им: "Идите за мной, и я сделаю вас ловцами людей!" 20 Они тотчас оставили свои сети и пошли с ним. 21 Идя оттуда далее, он увидел двух других братьев — Я'акова Бен-Завдая и Йоханана, его брата — в лодке с их отцом Завдаем, чинящих свои сети; и он позвал их.

Стих 21. Я'аков Бен-Завдай и Йоханан, обычно переводится как "Иаков сын Зеведея и Иоанн". Русско-говорящие люди не всегда знают, что имя "Яша, Яков" происходит от еврейского имени "Я'аков" ("Иаков"). Я'аков стало "Иакобу" в греческом; в латинском оно приобрело форму "Иакобус" и, позже, "Йакомус", от которого происходит англ. Джеймс. Таким образом, языческое, на первый взгляд, имя "Яков", имеет еврейские корни, и как мы видели выше, то же можно сказать и об имени "Иван" (3:1).

22 Тотчас они оставили лодку и своего отца и пошли с Йешуа. 23 Йешуа проходил повсюду в Галиле, уча в их синагогах, провозглашая Добрую Весть Царства, исцеляя людей от всякого рода болезней и недомоганий. 24 Молва о нём распространилась по всей Сирии, и люди приносили к нему всех больных, страдавших от различных заболеваний и недугов, бесноватых, и эпилептиков, и паралитиков; и он исцелял их.

Стих 24. Бесноватые. Греческое слово даймонизоменой иногда передаётся как "одержимые бесами (демонами)" или "бесноватые". Как уже отмечалось в 4:1 выше, Библия принимает существование духовного мира как нечто должное. В соответствии с Новым Заветом, бесы, называемые также нечистыми или злыми духами, духами лжи и ангелами дьявола, могут влиять на людей, вызывая физические болезни, умственные отклонения, душевные недомогания и нравственные искушения. Слово "бесноватые" означает, что на людей воздействуют демоны одним или более из этих способов. О фактическом же "владении" человеком или "обладании", когда человек становится собственностью беса, Библия не учит.

25 Огромные толпы из Галиля, области Десяти Городов, Йерушалаима, Й'гуды и Эвер-ГаЯрдена следовали за ним.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.