Библия » Сравнение переводов

2 Паралипоменон 33 глава

Вторая книга Паралипоменон

Синодальный перевод

1 Двенадцати лет был Манассия, когда воцарился, и пятьдесят пять лет царствовал в Иерусалиме,
2 и делал он неугодное в очах Господних, подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых,
3 и снова построил высоты, которые разрушил Езекия, отец его, и поставил жертвенники Ваалам, и устроил дубравы, и поклонялся всему воинству небесному, и служил ему,
4 и соорудил жертвенники в доме Господнем, о котором сказал Господь: «в Иерусалиме будет имя Моё вечно»;
5 и соорудил жертвенники всему воинству небесному на обоих дворах дома Господня.
6 Он же проводил сыновей своих через огонь в долине сына Енномова, и гадал, и ворожил, и чародействовал, и учредил вызывателей мертвецов и волшебников; много делал он неугодного в очах Господа, к прогневлению Его.
7 И поставил резного идола, которого сделал, в доме Божием, о котором говорил Бог Давиду и Соломону, сыну его: «в доме сём и в Иерусалиме, который Я избрал из всех колен Израилевых, Я положу имя Моё навек;
8 и не дам впредь выступить ноге Израиля из земли сей, которую Я укрепил за отцами их, если только они будут стараться исполнять все, что Я заповедал им, по всему закону и уставам и повелениям, данным рукою Моисея».
9 Но Манассия довел Иудею и жителей Иерусалима до того, что они поступали хуже тех народов, которых истребил Господь от лица сынов Израилевых.
10 И говорил Господь к Манассии и к народу его, но они не слушали.
11 И привел Господь на них военачальников царя Ассирийского, и заковали они Манассию в кандалы и оковали его цепями, и отвели его в Вавилон.
12 И в тесноте своей он стал умолять лицо Господа, Бога своего, и глубоко смирился пред Богом отцов своих.
13 И помолился Ему, и Бог преклонился к нему и услышал моление его, и возвратил его в Иерусалим на царство его. И узнал Манассия, что Господь есть Бог.
14 И после того построил внешнюю стену города Давидова, на западной стороне Геона, по лощине и до входа в Рыбные ворота, и провел её вокруг Офела и высоко поднял её. И поставил военачальников по всем укрепленным городам в Иудее,
15 и низверг чужеземных богов и идола из дома Господня, и все капища, которые соорудил на горе дома Господня и в Иерусалиме, и выбросил их за город.
16 И восстановил жертвенник Господень и принёс на нём жертвы мирные и хвалебные, и сказал Иудеям, чтобы они служили Господу, Богу Израилеву.
17 Но народ ещё приносил жертвы на высотах, хотя и Господу, Богу своему.
18 Прочие дела Манассии, и молитва его к Богу своему, и слова прозорливцев, говоривших к нему именем Господа, Бога Израилева, находятся в записях царей Израилевых.
19 И молитва его, и то, что Бог преклонился к нему, и все грехи его и беззакония его, и места, на которых он построил высоты и поставил изображения Астарты и истуканов, прежде нежели смирился, описаны в записях Хозая.
20 И почил Манассия с отцами своими, и похоронили его в доме его. И воцарился Амон, сын его, вместо него.
21 Двадцати двух лет был Амон, когда воцарился, и два года царствовал в Иерусалиме.
22 И делал неугодное в очах Господних так, как делал Манассия, отец его; и всем истуканам, которых сделал Манассия, отец его, приносил Амон жертвы и служил им.
23 И не смирился пред лицом Господним, как смирился Манассия, отец его; напротив, Амон умножил свои грехи.
24 И составили против него заговор слуги его, и умертвили его в доме его.
25 Но народ земли перебил всех, бывших в заговоре против царя Амона, и воцарил народ земли Иосию, сына его, вместо него.

Толкование Мэтью Генри

В данной главе изложена история царствования:

(I) Манассии, который долго оставался на престоле.

1. Он оставил Бога, предался идолопоклонству и всякому нечестию (ст. 1-10).

2. Оказавшись в беде, он вернулся к Богу, покаялся (ст. 11-13), изменил свои пути (ст. 15-17) и начал процветать (ст. 14). На этом его царствование завершилось (ст. 18-20). (II) Амона, который оказался очень нечестивым царем (ст. 2123); его дни скоро подошли к концу (ст. 24,25).

Стихи 1-10. В данных стихах описываются великие злодеяния Манассии. Они почти слово в слово совпадают с тем, что мы с грустью читали в 4 Книге Царств 21:1-9. Это не настолько приятная тема, чтобы еще раз рассматривать ее. Глупый молодой правитель Манассия, вопреки доброму примеру отца и хорошему воспитанию, предался всякой нечистоте, подражал мерзостям язычников (ст. 2), уничтожил утвержденную религию вместе со славной реформацией, проведенной его отцом (ст. 3). Он осквернил дом Божий идолопоклонством (ст. 4.5), посвящал своих детей Молоху и сделал своими учителями и советниками лживых пророков дьявола (ст. 6). Невзирая на тот факт, что Бог избрал Сион Своим покоем вовеки, а Израиль Своим народом, с которым Он заключил завет, невзирая на честные условия завета с Богом, он принял других богов, осквернил храм Божий и развратил Его избранный народ. Он довел Иудею до того, что они поступали хуже язычников (ст. 9), ибо если нечистый дух возвращается, то берет с собою семь других духов, злейших себя. Грех Манассии усугублялся тем, что говорил Господь к нему и народу его через пророков, но они не слушали (ст. 10). Мы можем восхититься Божьей благодатью, раз Бог обратился к ним, и изумиться их упрямству, раз они повернулись к Нему глухим ухом: изумиться тому, что их испорченность не отвратила Божью милость и Он ожидал возможности быть милостивым к ним, равно как и тому, что Его благость не отвратила их от порочности и они отказывались изменяться. Давайте на этом примере познаем, (1) что, к сожалению, довольно часто дети благочестивых родителей оставляют благочестивый путь Божий, которому были научены. Родители могут передать своим детям много хорошего, но не могут передать им благодать.

(2) Изменения в поклонении это болезнь Церкви, которая склонна к рецидивам, когда кажется, что от нее исцелились.

(3) Бог этого мира непонятным образом ослепил разум людей и завладел теми, кого увел в плен; в противном случае он не смог бы увести их от Бога их наилучшего друга, чтобы они уповали на своего заклятого врага.

Стихи 11-20. Мы увидели, что Манассия нечестивыми делами разрушил все хорошее, что сделал его отец, а в данных стихах своим покаянием он уничтожает совершенное им зло. Странно, что об этом мало говорится в Книге Царств, а подчеркивается лишь то, что он упорствовал в своих нечестивых делах и научил этому своего сына, что привело того к гибели. Возможно, причина в том, что цель Книги Царств показать, что нечестивые дела народа навлекли на него гибель, а так как данное покаяние Манассии было личным, а не государственным и не имело значительных последствий, то на этот факт не обращается особое внимание. Тем не менее данная книга о нем подробно рассказывает, приводя запоминающийся пример богатств прощающей милости Бога и силы Его обновляющей благодати. Здесь описывается:

I. Что привело Манассию к покаянию его страдания. Попав в беду, он не поступил как Ахаз, который продолжал беззаконно поступать пред Господом, а смирился и обратился к Богу. Освященные страдания часто оказываются удачным средством для обращения. Стих 11 говорит, что это за беда. Бог привел на него чужеземную армию; царь Вавилона, который заискивал перед его отцом, искренно служившим Богу, напал на него теперь, когда он вероломно отступил от Господа. В данных стихах он назван царем Ассирийским, ибо стал хозяином Ассирии, что было легко сделать благодаря поражению армии Сеннахирима возле Иерусалима. Царь ассирийский хотел завладеть богатствами и драгоценностями, которые видели его посланники, но Бог послал его наказать греховный народ и покорить заблудшего правителя. Военачальники схватили Манассию, когда он сидел в колючках (в англ.пер.) в каком-то кусте, возможно, в своем саду, где прятался. Или это фигуральное выражение: он запутался в своих планах и пришел в замешательство, не зная, что делать. Он оказался в затруднительном положении и не знал, как выйти из него, и поэтому стал легкой добычей для ассирийских военачальников, которые ограбили его дом и взяли все, что им понравилось, как и предсказывал Исайя (4Цар 20:17,18). То, что было предметом гордости Езекии, стало их добычей. Они связали Манассию, который еще раньше был связан узами своего беззакония, и увели в плен в Вавилон. Нам не говорится, в каком году его царствования это произошло, но евреи утверждают, что это случилось, когда ему было двадцать два года.

II. Его покаяние (ст. 12,13): «В тесноте своей у него появилось время, чтобы поразмыслить о себе, ибо для этого представился достаточно серьезный повод». Он увидел, к чему привел его грех, и убедился, что боги, которым он служил, не могут ему помочь. Он понял, что покаяние единственный способ восстановить свои дела, и обратился к Богу, от Которого отступил.

1. Манассия убедился, что Иегова является единственным живым и истинным Богом: тогда узнал Манассия (т.е. поразмыслил и уверовал), что Господь есть Бог. Он мог бы узнать это, не заплатив такой дорогой цены, если бы уделил больше внимания и поверил написанному и проповеданному слову; но лучше заплатить так дорого за познание Бога, чем погибнуть в неведении и неверии. Если бы он был правителем во дворце Вавилона, то, возможно, утвердился бы в своем идолопоклонстве, но, став пленником в темнице Вавилона, он осознал свою ошибку и исправил ее.

2. Манассия воззвал к своему Богу, отвергнув всех остальных, и принял твердое решение прилепиться к Нему одному Богу своих отцов, с Которым он состоял в завете.

3. Он смирился перед Господом, искренне сожалел о своих грехах, стыдился их и боялся гнева Божьего. Грешники должны смиряться перед лицом Бога, Которого они оскорбили. Страждущие должны смиряться под рукой Бога, наказывающего их, и принимать наказание за свои беззакония. Смиряющие провидения должны смирять наши сердца, тогда мы приноравливаемся к ним и соответствуем цели, ради которой Бог послал их.

4. Манассия помолился Богу, чтобы Тот простил его грех и вернул Свое благоволение. Молитва это облегчение для раскаявшихся грешников и для страждущих. Это хорошая молитва и весьма уместная в данной ситуации; ее можно найти в апокрифических книгах, где она озаглавлена: «Молитва Манассии, царя Иудейского, когда он был уведен пленником в Вавилон». Неясно: это его молитва или нет; если да, то в ней он воздал славу Богу как Богу своих отцов и их праведного семени, как Творцу мира, как Богу, Чей гнев невыносим, но Чье милостивое обетование неизмеримо. Он ссылается, на то что Бог пообещал покаяние и прощение согрешившим и велел каяться грешникам, чтобы они спаслись не только праведники, как Авраам, Исаак и Иаков, но и я (говорит он), грешник; «ибо грехов моих больше, чем песка в море». Так подробно Манассия исповедовал свой грех и усугублял его. Он молился: «.Прости меня, Господи! Прости и не истребляй меня\» Он ссылается: «Ты Бог покаявшихся...» и подводит итог: «Поэтому я буду славить Тебя вечно».

III. Бог милостиво принял его покаяние: Бог преклонился к нему и услышал моление его. Хотя страдания влекут нас к Богу, но из-за них Он не отвергнет нас, если мы искренно будем искать Его, ибо эти страдания посланы для того, чтобы вернуть нас к Нему. В знак того, что Бог благоволит к нему, он был освобожден. Страдания продолжаются до тех пор, пока не совершат определенную работу. Когда Манассия вернулся к своему Богу и своему долгу, то вскоре возвратился в Иерусалим на царство. Посмотрите: Бог готов принять и с радостью приветствует вернувшихся грешников, Он скор на милость. И пусть великие грешники не отчаиваются, раз даже Манассия после покаяния обрел милость у Бога; в нем Бог показал Свое долготерпение (1Тим 1:16; Не 1:18).

IV. Плоды, достойные покаяния, которые он принес после возвращения на родину (ст. 15,16).

1. Он оставил свои грехи, низверг чужеземных богов, их истуканов и идола, которого торжественно поставил в доме Господнем, словно тот был хозяином в нем. Он разрушил все жертвенники идолопоклонников, которые соорудил на горе дома Господня и в Иерусалиме, как мерзкие и отвратительные вещи. Мы надеемся, что после происшедшего он возненавидел их так же, как раньше любил, и сказал: «Прочь отсюда (Ис 30:22). Что мне еще за дело до идолов? Я сыт ими по горло».

2. Он вернулся к своему долгу, ибо восстановил жертвенник Господень, который, возможно, был осквернен и разрушен священниками идолопоклонников или, по крайне мере, заброшен и нуждался в ремонте. На нем он принес мирные жертвы, чтобы обрести благоволение Бога, и благодарственные жертвы, чтобы прославить Его за свое спасение. Более того, теперь он использовал свою власть для реформации народа, хотя раньше злоупотреблял ею для его развращения: «Он сказал Иудеям, чтобы они служили Господу, Богу Израилеву». Отметьте: кто искренне покаялся в своих грехах, тот не только сам вернется к Богу, но и сделает все возможное для исправления тех, кого своим примером совратил и увел от Бога; в противном случае такой человек недостаточно усердно исправляет свои ошибки и не покрывает рану пластырем таким же широким, как она сама. Мы читаем, что ему удалось отвратить их от ложных богов, но они продолжали приносить жертвы на высотах (ст. 17), хотя и Господу, Богу своему. В реформации Манассия не был таким же успешным, как в развращенности народа. Легко развратить нравы людей, но сложно реформировать их в прежнее состояние. V. Его незначительное процветание после покаяния. Он смог четко увидеть, что грех был причиной его гибели, ибо, когда он вернулся к Богу и начал исполнять долг, Бог повернулся к нему с милостью. Тогда он построил внешнюю стену города Давидова (ст. 14), ибо своим грехом разрушил его ограду и сделал незащищенным для врага. Он также поставил военачальников по всем укрепленным городам для безопасности своей страны. Иосиф Флавий говорит, что он настолько изменился, что на протяжении оставшейся жизни выглядел весьма счастливым и успешным человеком. На этом заканчивается его история. Для более полного исследования его жизни, основные моменты которой описаны в ст.18,19, нас отсылают к другим книгам, сохранившимся до наших дней, где они изложены более подробно и о Манассии рассказывается больше, чем о любом другом царе. Особо детально описаны (1) все грехи его и беззакония его и места, на которых он построил высоты и истуканов, прежде нежели смирился. Возможно, эта информация взята из его исповедания о своих грехах, когда Бог даровал ему покаяние, которое он записал в книгу, озаглавленную «Слова прозорливцев»; и прозорливцам, говорившим к нему (ст. 18) для обличения его во грехе, он отправил его, когда покаялся, чтобы оно запомнилось им как знак его благодарности за их милость, когда они обличали его. Раскаявшимся грешникам приличествует подобным образом стыдить себя, благодарить своих обличителей и предостерегать других.

(2) Слова прозорливцев, говоривших к нему именем Господа (ст. 10,18), их обличения и увещевания к покаянию. Отметьте: грешникам следует задуматься о том, что как бы презрительно они ни относились к словам прозорливцев, говорящих им от Бога, дабы обличить их во грехе, предостеречь от опасности и призвать к своему долгу, но эти слова записываются и будут предъявлены им в великий день.

(3) Молитва его (об этом упоминается дважды, как о поразительном факте) и то, что Бог преклонился к нему. Это написано для рода последующего, дабы поколение грядущее восхвалило Господа за Его готовность принять вернувшихся блудных сыновей. Обращается внимание на место его погребения. Манассия не был похоронен в гробницах отцов, а в доме его. Его похоронили неофициально и после смерти не воздавали таких же почестей, как его отцу. Раскаявшиеся грешники могут восстановить свое утешение быстрее, чем доброе имя.

Стихи 21-25. В данной книге мало написано об Амоне, но достаточно для такого нехорошего человека.

I. Он был большим нечестивцем и делал так, как делал Манассия во дни своего отступничества (ст. 22). Кто думает, что этот факт свидетельствует о неискренности покаяния Манассии, тот забыл, как много благочестивых царей имели нечестивых сыновей. Единственное, чего не сделал Манассия когда он низверг истуканов, то не полностью уничтожил их, как требовал того закон в Израиле, и не сжег их огнем (Втор 7:2). И данный пример показывает, что это необходимо было сделать, ибо Амон, зная, где найти истуканов, которых его отец лишь выбросил за город, но не сжег, скоро поставил их и начал приносить им жертвы. Чтобы представить его поступок чудовищно греховным и оправдать Бога, Который вскоре истребил его, добавлено, (1) что в грехе Амон превзошел своего отца. Он умножал свои грехи (ст. 23). Его отец поступал плохо, а он еще хуже. Кто прилепился к идолам, тот все больше и больше увлекается ими.

(2) Что он не покаялся в своем грехе, как его отец: он не смирился пред лицем Господним, как смирился Манассия, отец его. Он пал, как его отец, но не поднялся, подобно ему. Не столько сам грех, сколько нежелание раскаяться во грехе губит людей не столько нанесенное оскорбление, сколько отказ смириться; не столько болезнь, сколько пренебрежение средством.

II. Вскоре он был уничтожен. Амон царствовал лишь два года, а затем слуги его составили против него заговор и умертвили его (ст. 24). Возможно, согрешая, как грешил его отец в начале своих дней, Амон собирался потом покаяться, как сделал его отец в конце своей жизни. Но данный случай показывает, что глупо надеяться на это. Если он собирался покаяться, когда состарится, то ему пришлось сильно разочароваться, ибо его убили молодым. Он восстал против Бога, и его слуги восстали против него. В данном случае Бог был праведен, а они поступили нечестиво, и поэтому вполне справедливо народ земли предал их смерти как предателей. Жизнь царей особым образом находится под защитой Провидения, законов Бога и человека.



2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.