2 Летопись 9 глава

Вторая книга Летопись
Cовременный перевод WBTC → Толкование Мэтью Генри

Cовременный перевод WBTC

1 Царица Савская, услышав о славе Соломона, приехала в Иерусалим, чтобы испытать Соломона трудными вопросами. С царицей Савской пришла большая свита. У неё были верблюды, которые везли благовония, много золота и драгоценных камней. Она пришла к Соломону и, беседуя с ним, задавала ему множество вопросов.
2 Соломон ответил на все её вопросы. Для него не было ничего слишком сложного, чего бы он не смог объяснить ей.
3 И увидела царица Савская мудрость Соломона и дом, который он построил.
4 Она увидела пищу на столе Соломона и множество его важных приближённых, увидела, как работают его слуги и какую одежду они носят. Она увидела виночерпиев Соломона и одежду, которую они носят, увидела жертвы всесожжения, которые Соломон приносил в храме Господа. Когда царица Савская увидела всё это, она была поражена.
5 Тогда она сказала царю Соломону: "То, что я слышала в моей стране о твоих делах и о твоей мудрости, правда.
6 Я не верила этим рассказам, пока сама не пришла сюда и не увидела всё своими собственными глазами. О, мне не рассказали даже и половины о твоей великой мудрости! Ты ещё более велик, чем я слышала!
7 Твоим жёнам и приближённым очень повезло! Они могут слышать твою мудрость, прислуживая тебе!
8 Благословен Господь, Бог твой! Он доволен тобой и посадил тебя на Свой престол быть царём у Господа, Бога твоего. Твой Бог любит Израиль и навеки поддерживает его. Вот почему Господь сделал тебя царём Израиля: чтобы ты делал то, что справедливо и правильно".
9 Затем царица Савская подарила Соломону сто двадцать талантов золота и великое множество благовоний и драгоценных камней. Никто не дарил царю Соломону таких благовоний, какие дала ему царица Савская.
10 Слуги Хирама и слуги Соломона привозили золото из Офира. Они также привозили красное дерево и драгоценные камни.
11 Царь Соломон сделал из этого дерева лестницы к храму Господа и к царскому дворцу. Соломон также сделал из красного дерева лиры и арфы для певцов. Никто никогда прежде не видел в стране Иудейской таких красивых изделий из красного дерева.
12 Царь же Соломон дал царице Савской всё, что она пожелала и что попросила. Он дал ей больше, чем она привезла ему, и царица Савская со своими слугами отправились обратно в свою страну.
13 Золото, которое получал Соломон за один год, весило шестьсот шестьдесят шесть талантов.
14 Кроме того, купцы и торговцы привозили Соломону золото. Все цари Аравийские и правители земные тоже приносили Соломону золото и серебро.
15 Царь Соломон сделал двести больших щитов из кованого золота. По шестьсот сиклей кованого золота пошло на каждый щит.
16 Соломон также сделал триста маленьких щитов из кованого золота. На каждый щит ушло по триста сиклей кованого золота. Царь Соломон поставил золотые щиты в доме из Ливанского дерева.
17 Царь Соломон сделал трон из слоновой кости и выложил его чистым золотом.
18 У трона было шесть ступеней и скамеечка для ног, сделанная из золота. Ступени и скамеечка для ног были приделаны к трону. С двух сторон сиденья трона были подлокотники. Возле каждого подлокотника стояла статуя льва.
19 Львов, которые стояли на шести ступенях, было двенадцать, по одному льву с каждой стороны ступени. Ни в одном царстве не было трона, подобного этому.
20 Все сосуды для питья у царя Соломона были сделаны из золота. Все домашние предметы в доме из Ливанского дерева были сделаны из чистого золота. Во времена Соломона серебро не считалось ценным.
21 У царя Соломона были корабли, которые ходили в Фарсис. Кораблями Соломона управляли люди Хирама. Каждые три года корабли возвращались из Фарсиса и привозили Соломону золото, серебро, слоновую кость, обезьян и павлинов.
22 Царь Соломон стал богаче и мудрее всех других царей земли.
23 Все цари земли приезжали навестить Соломона, чтобы услышать его мудрые решения. Бог дал такую мудрость Соломону.
24 Каждый год эти цари подносили Соломону подарки. Они приносили серебряные и золотые сосуды, одежды, оружие, благовония, приводили лошадей и мулов.
25 У Соломона было четыре тысячи стойл для лошадей и колесниц. У него было двенадцать тысяч колесничих. Соломон держал их в специальных городах для колесниц и у себя в Иерусалиме.
26 Соломон был царём над всеми царями от реки Евфрат до страны Филистимской и до границы Египта.
27 У Соломона в Иерусалиме было столько серебра, что оно было равноценно простым камням, и столько кедрового дерева, что оно было равноценно сикоморовым деревьям с предгорий,
28 а лошадей Соломону приводили из Египта и из других стран.
29 Остальные дела Соломона, от начала до конца, описаны в писаниях пророка Нафана, в пророчестве Ахии Силомлянина и в видениях провидца Иоиля. Иоиль был провидцем, который писал о Иеровоаме, сыне Навата.
30 Соломон царствовал в Иерусалиме над Израилем сорок лет.
31 Соломон почил со своими предками, и похоронили его в городе Давида, отца его. Вместо Соломона царём стал его сын Ровоам.

Толкование Мэтью Генри

Данная глава представляет Соломона великой личностью в своей стране и за ее границами. Ранее мы уже рассматривали описание его величия (ЗЦар 10 гл.). Здесь не добавлено ничего нового, а его отступничество в последние дни жизни, изложенное в 3 Книге Царств, гл. 11, не упоминается. Поэтому заключительная часть данной главы представляет его в конце жизни с незапятнанной репутацией. Похоже, ни одна из глав книг Паралипоменон не совпадает в такой степени с Книгой Царств, как данная глава с главой 10 из 3 Книги Царств, где стих соответствует стиху за исключением двух первых стихов в Книге Царств, которые в данной книге объединены в один; стиха 25, который взят из 3Цар 4:26 и последних трех стихов, которые взяты из 3Цар 11:41−43. В данной главе:

(I) Царица Савская оказала честь Соломону и нанесла ему визит, чтобы послушать его мудрости (ст. 1−12).

(II) Приводится много примеров, свидетельствующих о богатстве и великолепии царского двора Соломона (ст. 13−18).

(III) Описывается конец его царствования (ст. 29−31).

Стихи 1−12. Этот отрывок из истории подробно рассматривался в Книге Царств; но так как наш Спаситель сослался на него, когда Ему задавали вопросы (Мф 12:42), то мы не должны оставить его без внимания и кратко отметить, что (1) Бог прославит прославляющих Его (1Цар 2:30). Соломон в высшей степени почтил Бога, построив, украсив и посвятив Ему храм. Вся его мудрость и богатство были задействованы для создания этого совершенного места, и теперь Бог сделал так, чтобы его мудрость и богатство в значительной степени возвысили его репутацию. Надежный способ иметь доброе имя и утешение от наших талантов и наслаждений посвятить их Богу и использовать для Него.

(2) Кто знает цену истинной мудрости, тот не будет жалеть усилий и средств, чтобы обрести ее. Царица Савская подвергла себя значительным неудобствам и затратам ради того, чтобы услышать мудрости Соломона; тем не менее, научившись у него служить Богу и узнав свой долг, она сочла себя в достаточной степени вознагражденной за свои усилия. Небесная мудрость это драгоценная жемчужина, и мы заключаем хорошую сделку, если ради ее приобретения расстаемся со всем, что имеем.

(3) Как всякий человек, принявший дар, он должен был служить им для назидания других при любой возможности. Соломон с радостью делился своей мудростью и учил других тому, что знал сам. Наученный Богом, он, принявший даром, даром отдавал. Так пусть же люди мудрые и богатые научатся благодетельствовать и быть щедрыми. Всякому, просящему у тебя, давай.

(4) Хороший порядок в семье, в большой семье, особенно в деле Божьем, и регулярное исполнение обрядов религиозного поклонения весьма похвальны и заслуживают восхищения. Царицу Савскую в высшей степени поразило, когда она увидела, как разумно слуги Соломона прислуживали ему и с каким благоговением они посещали дом Божий. Давид также свидетельствовал, что радовался и любил посещать дом Господень (Пс 41:5).

(5) Блаженны те, кто имеет возможность постоянно общаться с мудрыми, образованными и благочестивыми людьми. Царица Савская считала, что слуги Соломона счастливы, ибо имеют возможность постоянно слушать мудрость его; похоже, он общался даже с ними. Следует обратить внимание на тот факт, что потомки служивших при дворе хотели, чтобы имена их предков были забыты, и считали себя в высшей степени удостоенными чести, когда их называли сыновьями рабов Соломоновых (Езд 2:55; Неем 7:57). Они были такими знаменитыми, что для их потомков была большая честь называться их именами.

(6) Мы должны радоваться и благодарить Бога за дары, благодати и возможность помочь другим. Царица Савская благословила Бога за честь, оказанную Соломону, за милость, которую Он оказал Израилю, возведя его на престол (ст. 8). Воздавая Богу славу за процветание других, мы также получаем от этого утешение; а если мы завидуем процветанию других, то теряем утешение даже от собственного процветания. Она обратила внимание на процветание царя и Царства и обнаружила, что источник этого благословения божественная милость: «Бог по любви к Израилю благоволил посадить тебя на престол». Те милости вдвойне приятны, в которых мы можем вкусить благость и доброжелательность Господа как нашего Бога.

(7) Мудрым и благочестивым людям приличествует быть щедрыми, соответственно занимаемому положению и власти. Такой была царица Савская по отношению к Соломону, таким был с ней и Соломон (ст. 9, 12). Они оба умели ценить мудрость и не были жадными к деньгам и поэтому решили развивать знакомство и укрепить дружеские отношения, вручив друг другу щедрые подарки. Наш Господь Иисус пообещал дать нам все, что мы хотим: «Просите, и дано будет вам». Давайте узнавать, что мы можем сделать для Него, а не думать, что мы слишком много делаем, или страдать, расставаясь с чем-то ради Него.

Стихи 13−31. Данные стихи посвящены Соломону на престоле и Соломону в могиле, ибо престол не защищает от могилы. Mors sceptra ligonibus aequat — Смерть вырывает из руки как лопату, так и скипетр.

I. Данные стихи описывают царствование Соломона. Он был богат и обладал властью, наслаждался покоем и изобилием; и, насколько мне известно, не было равного ему царя. Не следует делать вид, что мы требовательны, сравнивая величие Соломона с величием некоторых великих правителей земли. Но я хочу обратить внимание, что самые известные из них прославились войнами, в то время как Соломон царствовал сорок лет, наслаждаясь основательным миром. Некоторые из правителей, которые могли бы соперничать с Соломоном, предпочитали уединение и поддерживали в подчиненных благоговение, держа их на расстоянии; никто не должен был видеть или приближаться к ним под страхом смерти, а Соломон много путешествовал за пределами страны и открыто занимался государственными делами. Поэтому, поразмыслив обо всем, можно сделать вывод, что Бог исполнил Свое обещание: дал ему такие богатства, имение и славу, подобных которым не бывало у царей прежде и не будет после (2Пар 1:12).

1. Никто из правителей не являлся народу в таком великолепии, как Соломон, а это весьма похвально характеризовало его в глазах тех, кто судит по внешнему виду, как большинство людей. У него было двести больших щитов и триста щитов меньших; все они были сделаны из кованого золота, и их несли перед ним (ст. 15−16). Он восседал на самом величественном престоле (ст. 17−19). Не было такого престола ни в одном царстве. Великолепие, с которым он являлся, было прообразом духовной славы царства Мессии и слабым отражением Его престола, который выше любого другого престола. Помпезность Соломона была искусственной, поэтому наш Спаситель предпочел естественную красоту полевых лилий (Мф 6:29): «Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них».

2. Никогда ни один правитель не имел такого количества золота и серебра, хотя в его стране не было золотых или серебряных шахт. Возможно, Соломон стал хозяином шахт в других странах и, имея в своем распоряжении густонаселенную страну, послал туда людей выкопать эти драгоценные металлы; или, имея плодородную землю, он экспортировал продукты, производимые ею, и за их счет привозил домой золото, о котором здесь говорится (ст. 13, 14−21).

3. Ни один из правителей не получал таких подарков, какими одарили Соломона его соседи: «Все цари Аравийские и начальники областные приносили золото и серебро Соломону» (ст. 14), но не в качестве дани, которую он требовал с них, а как добровольные приношения, чтобы заслужить его благоволение; или же их привозили, чтобы обменять на продукцию земледелия, хлеб или скот. Все цари земли приносили ему подарки, то есть со всех частей земли (ст. 24, 28), потому что хотели познакомиться и подружиться с ним. В этом Соломон был прообразом Христа, Которому, как только Он родился, мудрецы с востока принесли дары: золото, ладан и смирну (Мф 2:11), ибо все окружающие должны были принести Ему дары (Пс 75:12; Рим 12:1). Не было царя, который в такой же степени прославился своей мудростью, перед которым так же заискивали, так же советовались и восхищались (ст. 23): «Все цари земли (ибо для обычных людей это было бы слишком большой милостью) искали, чтобы послушать мудрости его его философские размышления, или ознакомиться с его познаниями в науках и государственной политике, с его правилами благоразумного поведения в человеческом обществе или, возможно, с принципами его религии и ее основами». Обращение к Соломону царей, желавших послушать его мудрости, усугубит, постыдит и осудит тех людей, которые презирают Христа и Его Евангелие. Хотя в них сокрыты все богатства премудрости и познания, но никто из властей века сего не желал познать их, ибо они для них безумие (1Кор 2:8, 14).

II. Данные стихи рассказывают о смерти Соломона. Он лишился великолепия, оставил все свое богатство и власть не тому, о котором не знал: мудрый ли будет он, или глупый (Еккл 2:19), а тому, кого заведомо знал как глупца. Это была не только суета, но и вызывало томление духа (ст. 29−31). Следует обратить внимание, что в данной главе ничего не говорится об отступничестве Соломона от Бога в последние дни; в ней нет ни малейшего намека на это, (1) ибо Святой Дух учит нас не радоваться повторению ошибок и безрассудств у других. Если люди, славившиеся мудростью, ведут себя недостойно, то хотя, возможно, и полезно обратить на это внимание для предостережения себя и других, но не следует стремиться говорить об этом; одного упоминания достаточно; зачем опять трогать эту расстроенную струну? Почему бы нам не поступить так, как в данной ситуации поступил священный историк: он рассказал подробно о заслуживающих похвалы делах других людей, не упомянув ничего об их ошибках, хотя они были чудовищными и очевидными? Тогда мы поступим так, как хотим, чтобы поступили с нами.

(2) Ибо хотя он упал, но не был окончательно отвергнут. О его грехе повторно не говорится, так как он в нем покаялся; грех был прощен, поэтому к нему следует относиться, словно его не было. Иногда умалчивание Писания тоже что-то говорит. Хотелось бы верить, что умалчивание греха Соломона намекает на то, что ни один из совершенных им грехов не вспомнился против него (Иез 33:16). Когда Бог прощает грех, то бросает его за хребет Свой и не вспоминает более.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.