Исаия 8 глава » Исаия 8:19 — толкование отцов церкви.

Толкование на Исаия 8:19

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на Исаия 8:19 / Ис 8:19

Исаия 8 стих 19 — синодальный текст:
И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, — тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых?

Василий Великий (329/30−379)

И аще рекут к вам: изыщите чревоволшебников и от земли возглашающих, тщесловующих, иже от чрева глашают, не язык ли к Богу своему взыщет? что испытуют мертвыя о живых

Не приемлющие слова евангельского, уничижающие проповедь, как буйство, и соблазняемые крестом, когда советуем им прийти в познание, сами предлагают нам советы собственного своего заблуждения, говоря: «изыщите» не Господа, но «чревоволшебников и от земли возглашающих, тщесловующих». И этому свидетель опыт. Ибо прилепившиеся к идолам, внимающие сновидениям и волхвованиям демонов и сами ни во что вменяют истину, и нам советуют искать подобного, потому что влияние заблуждения на падение искушаемых ими производится демонами, которые ныне в сновидениях окружают человека какими-то мечтаниями или заключающими в себе совет, как избавиться от телесной немощи, или предвещающими будущее. А демоны могут проразумевать подобные вещи: касательно телесных немощей — потому, что лучше нас проникают в вещественные свойства и знают качества трав и пригодность их в болезнях; касательно же будущего нередко предсказывают, что уже совершилось; но поскольку сие нам еще неизвестно, то возвещают о том, как о будущем. Например, и у нас иной, услышав о чьем-нибудь прибытии, возвещает о нем ожидающему, как о будущем, таким обманом уловляя себе ту славу, что почтут его пророком. Так и демоны нередко людям, легко впадающим в обман, возвещали, что уже осуществилось и объявлено в Божием определении. Так чревовещательница чрез демонов возвестила Саулу будущее поражение. Ибо демоны были принявшие на себя лице Самуила; они, услышав об осуждении Саула, передали приговор, произнесенный Богом, как свой собственный. Итак, язычники нередко стараются вовлечь нас в обманы демонские, говоря: «изыщите чревоволшебников и от земли возглашающих», ибо не смеют сказать, что слова их с неба, как и упоминаемая в книгах Царств волшебница, беседовавшая с Саулом, говорила: «вижу боги восходящия от земли» (1Цар 28:7−13). Подобны сему вымыслы чревовещателей; они обещают вызвать души умерших для открытия желаемого.

Потом Пророк произносит свое мнение, какое имеет о подобных вымыслах, и чревовещателей признает говорящими пустое, сказав: «тщесловующих, иже от чрева глашают», то есть говорят по собственному произволу. Ибо чревовещатель не заимствованное от кого-либо другого произносит, но, в сердце своем сложив ложь и угадывая желание зрителей, говорит, что способствует ко введению в обман неразумных. Или, может быть, «от чрева глашают» те, «имже бог чрево» (Флп 3:19), которые все делают для наслаждения пищей и питием. А посему не погрешит иной, назвав «чревоволшебниками и от чрева глашающими» тех, которые, для наполнения чрева, принимают на себя вид учителей и облекаются в образ благочестия, но поскольку произносят слова не от душевного расположения, то называются «тщесловующими». И справедливо; ибо кто учит, но не творит, тот не подает о себе вероятия, чтобы учил с пользой.

А слова «не язык ли к Богу своему взыщет?» имеют подобный сему смысл. Каждый народ предлагает своему богу вопрос о том, что желает знать. И для ясности изречения надобно читаемое представить в виде вопроса: «не взыщет ли язык к Богу своему?» Посему чуждые нашего богослужения, сообразно с богами, которых они признают за богов, должны предлагать им и вопросы; но признающие богов мертвых вопрошают их о живых. Мертвыми же Пророк или называет бездушных идолов, камни, дерева, медь и золото, или именует тех, которые своим отступничеством утратили истинную жизнь, или, может быть, все искусство так называемых чревовещателей обращается около гробниц и оттуда заимствует силу чародейства.

Потом пророческое слово, негодуя на безумие идолопоклонников, говорит: «что испытуют мертвыя о живых?» Для чего ты, одушевленная тварь, поклоняешься камню? Для чего ты, существо разумное, вопрошаешь мертвого? За живого сына умоляешь не имеющего или лишенного жизни, бездыханного? Идешь ли ты к прорицалищу или придумываешь для себя очищения, прибегаешь к мертвым, которые сами утратили жизнь и тебе причинят смерть за преслушание.

Источник: Толкование на пророка Исаию.

Иоанн Златоуст (~347−407)

И аще рекут к вам: изыщите чревоволшебников и от земли возглашающих, тщесловующих, иже от чрева глашают, не язык ли к Богу своему взыщет? что испытуют мертвыя о живых

Добровольно не решайтесь прибегать к гадателям, но если бы вас привлекали к тому другие, и тогда не соглашайтесь. Когда возникала война или постигало какое-либо бедствие, был обычай спрашивать у гадателей о будущем. Человеческая природа всегда желает, ищет и употребляет тщательные усилия знать невидимое, особенно желает наперед знать о своих несчастьях, чтобы вследствие неожиданности не впасть в замешательство. Итак, выслушай, что он говорит: Я, говорит, наперед предсказал вам имеющие быть знамения и чудеса, чтобы вы не нуждались в других предсказаниях, хотя бы вас привлекали и обманывали. Поэтому, если вы будете внимать совету других, то вы будете недостойны расположения и милости Божьей, вы, приготовляющие для самих себя бедствия.

Какое утешение получишь ты, о, человек, от заклинателей, когда постигнут бедствия? Если ради потерянного богатства ты тратишь еще другие деньги, вопрошая прорицателей, то что пользы тебе, если найдешь блага? Вместе с богатством ты будешь отведен в рабство, погубишь и душу свою, и никто не поможет тебе. Но должно сказать, что такое гадатель: это — злой демон, который говорит из чрева женщин, и этим странным действием старается ложное сделать достоверным; говорит же он не естественным образом, а из живота, и этим людей невежественных повергает в изумление, показывая, что он говорит истину, и что искусство «от земли возглашающих и от чрева тщесловующих» достоверно. Акила называет их авгурами и издающими голос; Симмах — предсказателями, которые шепчут и шипят; Феодотион — писклявыми вещунами, т.е. подобными цыплятам А мне кажется, что здесь означается также некромантия, и что этим странным голосом дьявол повергает людей в изумление, как объясняли и другие переводчики. Демоны обыкновенно щебечут и издают голос птиц, — что LXX толковников назвали «тщесловием» (κ ενολογία), — чтобы отовсюду необычными кликами утверждать ложь. Хотя демон владеет искусством убеждать (людей), что он может вызывать души умерших, но мы утверждаем, что душа, по выходе из тела, вступает в некоторое жилище и пребывает там, — выйти оттуда она не может. Демон старается показать, что она не только обитает в костях (умерших людей), но ходит туда и сюда, блуждая понапрасну, что она не подчинена какой-либо власти, ни даже Божественному промышлению, и не будет подвержена какому-либо наказанию за содеянные преступления. Таким образом он делает то, что многие верят, будто после смерти души постоянно блуждают. Но это — басни детей и старух, и остерегайтесь верить им, когда вас привлекают такими вымыслами. Волшебница (аэндорская) некогда, по Божьему дозволению, показала Саулу Самуила для того, чтобы изобразить ему воскресение, хотя это не было воскресением, и чтобы на основании этого он веровал, что Бог есть Владыка живых и мертвых. Хотя виденный им не был Самуилом, однако он не осмелился отвратить его от Бога.

«Но якоже языцы, иже к Богу своему взыщут». Те, которые так говорят или делают, далеки от Бога, подобно тому, как и Саул, который был наказан. Отступив от Бога, он вопрошал прорицательницу, и это ему не принесло никакой пользы, но он был подвержен тягчайшему наказанию: раньше (назначенного) времени пришла его злая кончина. Смотри, как он осмеивает их: «спрашивают ли, — говорит, — мертвых о живых?» Мертвыми он называет или демонов, или самих умерших. И этого более, чем достаточно, для открытия лжи. Если и живые ничего не знают, то тем больше следует это сказать об умерших и погребенных в земле, которые не знают даже того, что знаем мы.

Источник: Толкование на пророка Исаию.

Кирилл Александрийский (376−444)

Ст. 19−20 И аще рекут к вам: изыщите чревоволшебников и от земли возглашающих, тщесловующих, иже от чрева глашают: не язык ли к Богу своему взыщет; что испытуют мертвыя о живых? Закон бо в помощь даде, да рекут не якоже слово сие, заньже не лет дары даяти

Слово наставления оканчивает сам Еммануил к возложившим надежду на Него, которые сопричислены к чадам, даны же Ему от Бога и Отца, как Спасителю и Искупителю и животворящему и имеющему силу просвещать и избавлять от всякого зла. Он всячески отдаляет их от древних нравов и первоначального умоповреждения. Ибо идолопоклонники обыкновенно любили демонские прорицания и с благоговением внимали каким либо тщесловящим гадателям по трупам мертвецов, не говорящим ничего истинного, и отрыгающим то, что просто приходит на ум. Но вы, говорит, если бы и пришел кто либо, говорящий: изыщите от земли возглашающих, то есть, делающих вид, что вызывают мертвых и как бы из ада дают прорицания, или же чревоволшебников, которые делают вид, что имеют в своем чреве каких-то богов и таким образом приходящим к ним говорят как бы от лица оных: не принимайте их совета. Ибо они глашают от одного чрева своего, и не суть народ разумный, чтобы и взыскать Бога и чему либо от Него научиться. Но скажите советующим оное: что испытуют мертвые о живых? Видишь ли, как соделывает их благоразумнейшими? Ибо не только заповедует удаляться от невежества и умоповреждения оных: но и повелевает быть добрыми советниками для заблуждших, так как сказано: говорите: что испытуют мертвыя о живых? Самое обыкновенное и человеческое суждение. В самом деле, какое может иметь основание обыкновение о живущих еще вопрошать у лежащих в земле или у находящихся, быть может, во аде душ? И с другой стороны совершенно нелепо внимать гаданиям по трупам мертвецов и лжесловесиям чародеев, имеющих мертвый ум и как бы иссохшее сердце. Ибо они не ведают Зиждителя всяческих и не имеют в себе животворящего слова Божия; и кроме того они — ревнители мертвых дел. Итак, каким же образом живущие, то есть, имеющие в себе оживотворение свыше и обогатившиеся живым словом Божиим, спрашивали бы о себе мертвых? Посему говорите это, сказано, прибавляя, что закон в помощь даде, то есть, евангельский, дабы внимающие ему говорили: не якоже слово сие, заньже не лет дары даяти, ибо ложь продают говорящие от одного лишь своего сердца; спасительный же и истинный закон Божий, то есть, откровение евангельское, которое дано на помощь живущим на земле, не есть якоже слово сие, то есть, слово лжепророков. Да и притом за него не нужно дары давать, тогда как, как я сказал недавно, некоторые за деньги покупают лжесловесия чародеев, между тем как желающим (туне) предлагается небесное откровение, чрез которое мы руководствуемся ко всему доброму, а также можем узнать имеющее совершиться в будущем. Ибо кому не ясно, что нам, делающим благое и питающим истинную любовь ко Христу, все будет за сие по молитве? Ибо Он явит нас блаженными и в сем мире и в веке будущем. Итак, для желающих познать данный от Христа на помощь закон, это познание предлагается без денег и без всякого дара. И это подлинно то, о чем премудро сказано устами Исаии: жаждущии, идите на воду, и елицы не имате сребра, шедше купите без сребра и цены (Ис 55:1).

Источник: Толкование на пророка Исаию.

Ефрем Сирин (~306−373)

И аще рекут к вам: изыщите чревоволшебников и от земли возглашающих, тщесловующих, иже от чрева глашают; не Господни суть людие, иже испытуют мертвыя о живых. Израильтяне уподобились народам, которые о живых братиях вопрошают кости мертвых, поэтому пусть знают, что они не народ уже Божий.

Источник: Толкование на книгу пророка Исаии.

Иероним Стридонский (~347−419/20)

Ст. 19−22 И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, — тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых? Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света. И будут они бродить по земле, жестоко угнетенные и голодные; и во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего. И взглянут вверх, и посмотрят на землю; и вот — горе и мрак, густая тьма, и будут повержены во тьму. Но не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел

Если, как думают Иудеи, слова: вот я и дети мои, которых дал мне Господь в знамение и чудо в Израиле, суть слова пророка Исаии, то должно думать что и дальнейшия слова говорит он же ученикам своим. Когда, говорит, языки и народы, о которых выше читалось: собирайтесь народы, но вы побеждены, скажут вам: зачем вы хотите слушать пророков, зачем прельщаетесь словами Исаии и думаете что он знает будущее? спросите лучше у вызывателей умерших и у предвещавшей шепчущих при волшебствах своих, вместо чего LXX перевели: от земли говорящих, от чрева возглашающих, ибо кто от земли, тот и говорит от земли (Ин 3:31) и тот, у кого бог чрево и слава в стыде его (Флп 3:16) должен считаться провозглашающим от чрева, — тогда вы говорите им в ответ: неужели не у Бога своего вопрошает народ, а о живых вопрошает у мертвых? Если вы, говорит, по разнообразию идолов ваших (ибо вы имеете не одного, а многих богов) обращаетесь к тем коих считаете богами, и спрашиваете о живых у мертвых или у изображений умерших людей: то не тем ли более мы должны слушать Бога нашего, говорящаго чрез пророков?

Таким образом он наставляет учеников и прибавляет: к закону более и к свидетельству. Если в чем нибудь, говорит, сомневаетесь, то знайте написанное: языцы сии, их же ты наследиши, сии чарований и волхвований послушают: тебе же не тако даде Господь Бог твой. Пророка от братии твоея, якоже мене, возставит тебе Господь Бог твой, того послушайте (Втор 18:14−15). Поэтому, если хотите знать сомнительное, то преимущественно обращайтесь к закону и свидетельствам Писаний. Если же собрание ваше не захочет обращаться к Слову Божию, то оно не будет иметь света истины, а будет вращаться в заблуждении и тьме. Свет пройдет мимо вашего собрания или земли, и вы падете и взалчете, и когда взалчете, то будете злиться, по оному написанному: аще не насытятся, поропщут (Пс 58:16); и будете хулить Бога — царя вашего. И во время бедствий будете смотреть вверх на небо, и вниз на землю: и вот бедствие и тьма, расслабление в коленах, стеснение в уме и мрак в глазах, и вы не будете в состоянии вырваться из этого бедствия. Это применительно к еврейскому.

Но, как мы выше сказали, если от лица Христа говорится: вот Я и дети Мой, которых дал Мне Бог, то и это говорит Он же апостолам и верующим из язычников, принявшим Его Евангелие Если скажут, говорит, отцы ваши, которых вы оставили: спросите чревовещателей (их мы разумеем под прорицателями, и такою чревовещательницею была и служанка, о которой читаем в Деяниях Апостольских (Деян 16:16) и которая была источником дохода для господ своих, — чревовещателей, которые говорят от земли, так как при вызывании душ обещают делать из себя волхвов, и спросите волшебников других родов: то знайте, что каждый народ обращается к своим богам и о благосостоянии живых вопрошает мертвых, а вам Бог дал в помощь закон, так что вы можете сказать; у язычников прорицание, часто обманывающее своих почитателей, не таково как наше, которое без всякой платы предлагается от закона. Поэтому LXX перевели: не якоже слово сие, зане же не леть дары даяти. Ибо туне, говорит, прияте, туне дадите (Мф 10:8).

Придет же на неверующих самый жестокий голод, не голод хлеба и не жажда воды, а голод слышания слова Божия. И когда вы взалчете, то будете злиться и будете хулить князя вашего и отеческие предания, т. е. диавола и древние заблуждения. Говорит же это тем, кои будут терпеть голод истины; они будут смотреть на небо вверх, и на землю вниз, и будут в стеснении, во тьме и скорби, так что не будут видеть до той поры, пока сами не обратятся ко Господу. Места эти требуют пространного толкования, но мы стесняемся писать большие книги, чтобы не утомить читателей. Мы только отчасти коснулись этих мест по переводу LXX, который значительно отличается от еврейского.

Назареи же место это объясняют так: когда скажут вам книжники и фарисеи, чтобы вы слушали их, делающих все ради чревоугодия и подобно волшебникам шепчущих наговоры свои: то вы должны отвечать им так: неудивительно если вы следуете своим преданиям, когда каждый народ обращается к своим идолам; потому и мы не должны у вас мертвых вопрошать о живых: Бог дал нам закон и свидетельства Писаний, которым если вы не захотите следовать, то не будете иметь света, но постоянно будет угнетать вас мрак, который пройдет по земле вашей и учению, так что, когда обольщенные вами увидят что они находятся в заблуждении и терпят голод истины, то будут досадовать или злиться и проклянут вас, которых считали как бы богами и царями своими, и напрасно будут смотреть они на небо и землю, когда они постоянно находятся во тьме и не могут освободиться от козней ваших.

Источник: Толкование на книгу пророка Исайи. Книга третья.

Ориген (~185−~254)

«И если скажут вам: поищите чревовещателей и из земли прорицающих, пустословящих, которые говорят от [своего] чрева, — то не должен ли народ искать своего Бога? О чем спрашивают мертвых о живых?» Вдумайтесь, ибо сказанное неясно, и смысл [изречения], если [его] Сам Бог дарует и откроет, должен соответствовать предыдущему. Итак, он учит нас, чтобы мы не становились учениками чуждых речей, но только небесных и благих. Ведь среди проповедников, обещающих истинное учение, есть и те, кто говорит не небесное, а земное. «Сущий от земли говорит от земли; Приходящий с небес есть выше всех; и что Он увидел и услышал, о том и свидетельствует» (Ср.: Ин 3:31−32). Если кто, говорит Он, скажет детям, верующим в Меня: «Поищите чревовещателей и из земли прорицающих, пустословящих, которые говорят от [своего] чрева» (другими словами, «вопросите демонов»: ведь через один вид демона чревовещания Он образно поименовал всех бесов); если скажут вам: «Поищите чревовещателей», то есть: вопросите демонов или о предведении, или об истине, или о священном созерцании, — отвечайте им то, что Я говорю. Кто же этому учит? Далее пророк отвечает [на этот вопрос]. Есть какие-то люди, которые посылают к чревовещателям вас и особенно оглашенных, насколько их среди вас можно найти. Те же, кто хочет, чтобы вы шли к идолам, о которых написано: «Все боги народов — демоны» (Пс 95:5), — хотят, чтобы вы шли не к одним только чревовещателям, но вообще ко всякому виду демонов. Однако Бог наш, Который на небе и на земле творит все, что хочет (Ср.: Пс 113: 11), да исторгнет нас от бесов и соделает Себе друзьями (familiares) через Спасителя нашего Иисуса Христа. Итак, смотрите, чтобы среди вас не обманулась однажды чья-нибудь душа, не дошла до такого сомнения и смятения, когда услышит от того или иного человека: «Демон, [находящийся] в том идоле, исцелил ту болезнь, он и прорицает [за мертвецов] и то и иное». Все эти идолы принадлежат демонам и людям, не познающим истину. Взойдите духом к Богу, Который есть Творец всего, и сравните это благочестие с любым, которое только провозглашает себя таковым, но не является благочестием, и посмотрите, насколько вы блаженны. Ибо «кто подобен тебе, народ, спасенный Господом?» (Ср.: Втор 33:29) И «блажен народ, у которого Господь — Бог его, люди, которых Он избрал в наследие Себе» (Пс 32:12). Когда-то этим блаженным народом был [народ] иудейский, но он потерял блаженство и был изгнан из своей земли, ибо Того, Кто был послан и имел свидетельство Отца — не только через Закон и Пророков, но и в знамениях и чудесах, — он подстерег и убил. Блаженство же перешло к нам, ученикам Иисуса Христа, и мы веруем в Него непоколебимо и твердо, живя так, как научены.

«И если скажут вам: “Поищите чревовещателей и из земли прорицающих, пустословящих, которые говорят от своего чрева”». [Пророк] назвал их пустословами. Всякое сказанное слово либо пусто, либо исполнено истины. Пусто всякое ложное слово. Исполнено же истины [слово], обладающее познанием Бога всяческих и учащее веровать Богу, обетовавшему небесные царства святым Своим. Итак, смотри, что говорят не бывшие злоречивыми и никогда не оказывавшиеся пустыми в очах Божиих: «Мы все от полноты Его приняли» (Ср.: Ин 1:16). Все пустословы ничего не имеют от полноты, но пусты от истины, пусты от добродетели, пусты от Христа. «Если скажут вам: “Поищите из земли прорицающих, пустословящих, которые говорят от своего чрева”». Я хочу назвать и причину, почему слово сослалось именно на демонов-чревовещателей, так что оно говорит: «Если скажут вам: “Поищите чревовещателей”». Ты обнаружишь, что все обещающие истину, но не имеющие ее, служат своему чреву и в известной мере делают все ради собственного удовольствия и достатка. Не только среди язычников, но и среди тех, кто обещает веру во Христе, будучи еретиками, и не только среди этих последних, но и у нас, церковных людей, ты найдешь совершающих все ради наполнения чрева, ради чести и ради даров, приносимых в Церковь. Таковой проповедует из чрева, и источник его речей находится во чреве. Ведь источник его речей проистекает не из сердца, не из благих помыслов, не от Святого Духа. Если кто-то когда-нибудь пообещает научить [вас], будьте внимательны, из чрева ли начинаются его речи или нет. Но я сам приведу возражение, которое может быть высказано мне, чтобы кто-нибудь из вас, когда услышит его от кого-то, не посчитал бы Писание противоречащим самому себе или что мы не обратили внимания на то, чтобы как следует подкрепить речь, обличающую чревовещателей. Итак, что это за возражение? Сказано: если кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки, источник воды, текущей в жизнь вечную (Ин 7:38 + Ин 4:14). Кто-нибудь из возражающих, пожалуй, скажет: если Спаситель обещал из чрева источник воды, текущей в жизнь вечную, выходящий из праведника, то праведник — чревовещатель (de ventre clamat), поскольку источник воды, который обещает Спаситель, — во чреве его. Но дóлжно сказать [на это], не может ли быть у нас два чрева: одно — телесное и иное духовное, — равно как и прочие части, которые по видимости именуются применительно к телу, например глаза, но на самом деле одни [очи] — телесные, а другие — духовные. И если о глазах говорится: «Заповедь Господня светла, просвещает очи» (Пс 18:9), — то я не отношу это к телесным очам И если говорится: «Кто имеет уши слышать, да слышит» (Мф 11:15; 13:9 и т.д.), — то не стоит думать, что это сказано о телесных ушах: [речь идет] об ушах души, которые есть у чистых в душевном слухе. И если говорится в обетование: «Нога твоя не преткнется» (Притч 3:23), — то не следует полагать, что это сказано о телесной ноге. Ибо есть нога сердца, ступающая к Сказавшему: «Я есмь путь» (Ин 14:6). Так вот, подобно телесному чреву существует чрево и у души, о котором праведник говорит: «Страхом Твоим, Господи, мы прияли во чреве, и испытали муки [рождения], и родили дух спасения Твоего, который Ты сотворил на земле» (Ср.: Ис 26:17−18 LXX). Кто бы ни наполнял чрево пустыми словами, сущими от земли, имеет чрево, состоящее из земли, о котором написано: «Бог уничтожит и то, и другое» (1Кор 6:13). Праведники же имеют чрево, в котором прияли страхом Господним (Ср.: Ис 26:17 LXX), и их чрево полно источниками воды, текущей в жизнь вечную (Ср.: Ин 4: 14). Об этом чреве говорит оный [Елиуй]: «И чрево мое как запечатанный мех, полный молодого вина» (Иов 32:19 LXX). Он сказал это не о телесном чреве, и не телесное его чрево было преисполнено вином божественных и им подобных вещей, запечатанным в меху. Это — в разъяснение возражения.

Давайте сейчас вернемся к тому, с чего начали. Итак, «если скажут вам: “Поищите чревовещателей и из земли прорицающих, пустословящих, которые говорят от своего чрева”, — отвечайте им так: [разве] народ — не к Богу своему»? Впрочем, эта фраза неполная. «Отвечайте им так: “Не должен ли народ искать своего Бога?”» Всякий народ, когда вопрошает, предается своему Богу, Которого вопрошает. Так им отвечайте. Вы же — израильтяне, имеющие истинного Бога, Который над всеми (Ср.: Рим 9:5). Когда ищете, не ищите чревовещателей, ни из земли прорицающих, ни пустословящих, но [ищите только] своего Бога. «О чем спрашивают мертвых о живых?» Мертвы демоны, лишенные истинной Жизни, Которая говорит: «Я есмь Жизнь» (Ср.: Ин 11:25; 14:6). Итак, не смейте тревожить мертвых относительно дел живых [людей], ведь вы получили Закон. О вы, которых не смог убедить [пророк], так что вопрошаете об этом у чревовещателей и пустословящих от земли, внемлите закону и слову истины, принимая его в помощь закону вашему! В законе вашем написано (Ср.: Ин 8:17): не ходите вслед кумиров (Ср.: Исх 20:4); поступая по закону, не обращайтесь к чревовещателям и из земли прорицающим.

Источник: Гомилии на книгу пророка Исаии.

Лопухин А.П. (1852−1904)

И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, — тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых?

Этих знамений довольно для верующего. Ни к чему посему обращаться к разного рода гадателям за справками о будущем!

Вызыватели умерших — по евр haovot, т. е. люди, которые заявляют, что они медиумы, через которых можно получить ответ от кого-либо из умерших. Такова была, напр., волшебница из Аэндора (1Цар 28:7).

Чародеи — по евр hajidenim (от глаг. jada — знать), по нашему знахари или волхвы (ср. Лев 20:27; Втор 18:11). Как определения к обоим этим терминам, прибавлены слова: издающие писк и бормочущие. Первое слово указывает на писк мышонка в тишине или на чириканье птички и обозначает едва слышный, тонкий, как у птицы, голос говорящего, от лица умершего, медиума. Второе — на глухоту голоса, какую старались придать своей речи те же вызыватели умерших.

Отвечайте — этого слова нет в евр тексте.

Источник: Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис 8:16

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.