Михей 3 глава » Михей 3:9 — толкование отцов церкви.

Толкование на Михей 3:9

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на Михей 3:9 / Мих 3:9

Михей 3 стих 9 — синодальный текст:
Слушайте же это, главы дома Иаковлева и князья дома Израилева, гнушающиеся правосудием и искривляющие все прямое,

Кирилл Александрийский (376−444)

Слушайте же это, главы дома Иаковлева и князья дома Израилева, гнушающиеся правосудием и искривляющие все прямое

А что некоторые из тех, которые обыкновенно искривляют прямое, извращают слова мои, как им угодно, то пусть святость твоя не удивляется этому, зная, что последователи какой-нибудь ереси и в Священном Писании находят опору своим заблуждениям, извращая превратным пониманием то, что право сказано в нем Духом Святым, и таким образом собирая на главу свою уголь неугасимый. А так как известно нам, что некоторые издали православное послание славнейшего отца нашего Афанасия с изменениями и извращениями, от чего многие и пострадали, то, думая, что это будет полезно и необходимо для братии, послали мы твоей святости один из древнейших экземпляров этого творения, сохранившихся у нас в чистоте и неповрежденности.

Источник: Письма.

Ефрем Сирин (~306−373)

Ст. 9−10 Слышите сия старейшины и вожди Израилевы, гнушающиися судом правды и за дары правая развращающии, созидающии Сиона кровми, то есть проливая неповинную кровь; ибо расширяете домы свои на опустевших жилищах соседей ваших, вами умерщвленных.

Иероним Стридонский (~347−419/20)

Ст. 9−12 Слушайте это главы дома Иакова и судии дома Израиля, презирающие правосудие и извращающие все прямое, устрояющие Сион в крови и Иерусалим в беззаконии. Главы его судили за подарки, и священники его учили за плату, и пророки его предсказывали за деньги и успокаивались, надеясь на Господа, говоря: «Разве не Господь среди нас? Не придут на нас бедствия». Поэтому ради вас Сион будет распахан подобно полю, и Иерусалим будет как бы груда развалин, и гора храма [обратится] в гору, покрытую лесом

Никто не сомневается, что Иерусалим был подвергнут бедствиям за преступления, которые описываются в этом отрывке, потому что и выше уже была высказана угроза или против судей, или против лжепророков: «Слушайте главы дома Иакова и вожди дома Израиля;» а затем и после, спустя несколько стихов [говорится]: «Вот это говорит Господь на пророков, которые обольщают народ Мой» и проч. Теперь же [говорится] вообще и против судей, и против лжепророков, и против священников, и против тех, которые хвастаются [будто бы бывшим] к ним знамением от Господа. Речь пророка угрожает им и обличает их потому, что из-за преступлений их Сион должен быть распахан, как поле, Иерусалим разрушен [и обращен] в груду камней, а холм, на котором находится храм, обращен в лесистый холм. Что было сказано, то мы и видим вполне совершившимся; очи потверждают изречение уст; и [наше] наблюдение свидетельствует об исполнении пророчества. Это же самое свидетельство находится и в книге Иеремии (Иерем. XXVI, 18), где делается упоминание о Михее, и Иерусалим представляется опустошенным. Судьи и главы дома Иакова и дома Израиля, т. е. и двух, и десяти колен, не только не творили правосудия, но и презирали его, и извращали все прямое, чтобы как-нибудь не осталась в городе даже незначительная доля правосудия. Они созидали Сион на крови и Иерусалим на беззакониях, ограбляя бедных, погубляя невинных детей и умерщвляя святых. Если некоторые из судей как будто и судили справедливо, то это значит, что они продавали за деньги судебный приговор и судили за подарки. Даже священники учили народ не иначе, как за плату; и хотя святым говорится: Даром получили, даром и давайте (Мф X, 8), однако они, только получив деньги от приносящих, с жадностью сребролюбцев продавали слово Божие и благодать Господню. И после всех этих злодеяний они, не понимая греха своего, как будто преступлениями они приобрели милость Божию, тщеславно говорят, что они — судьи, священники и пророки; по своему нераскаянному сердцу они повторяют: Господь среди нас, и не прядут на нас бедствия. А так как они не сотворили покаяния, и весь народ пошел по следам пороков [своих] вождей, священников и пророков, то Сион будет вспахан, как поле, и Иерусалим будет обращен в груду камней, а храм, до того времени блиставший золотом и серебром, будет приведен в состояние полнейшего разрушения. Это [говорится] о народе иудейском, настоящее пленение которого и полнейший разгром его определены, как вследствие вышеуказанных его преступлений, так в особенности вследствие пролития крови Господа. По этой же причине и Сион был вспахан, как поле, и Иерусалим был обращен в холмы, покрытые лесом, и оный храм, некогда чтимый и славный, обращен был в прах.

Если же кто-нибудь слова, относящиеся к Иерусалиму и Сиону, отнесет к церкви [ведь она есть дом Иакова и дом Израиля согласно написанному в книге Исаии: Иаков отрок Мой, Я прииму его (Ис ХLI, 8) и следующим словам (апостола) к Тимофею: Чтобы ты знал, как должно тебе поступать в дому Божием, который есть церковь (1Тимоф. III, 15 ); тот явственно увидит, что главы дома Иакова и остатки из дома Израиля, или (как лучше написано в еврейском тексте) «судии дома Израиля» суть никто другой, как епископы, пресвитеры и диаконы, которые презирают справедливость и извращают все прямое, если только не сохраняют своего сердца со всякою тщательностию; в самом деле, разве не презирают они справедливости и не извращают все прямое, когда судят лицеприятно и [когда] при рассмотрении дела [у них] имеет значение не вина ответчиков, а их могущество. Но [это место] может быть понято и иначе, [именно]: что главы дома Иакова и судии дома Израиля презирают и ненавидят справедливость, отклоняя решение Судии Бога и извращая всякое правило [Св.] Писания превратными толкованиями; таким образом они созидают Сион на крови и Иерусалим на неправдах. Ибо когда Писание повелевает: Не вводи нечестивого под кровлю праведных (Притч XXIV, 15) и говорит: мужа кровей и льстивого будет гнушаться Господь (Псал. V, 7); то эти [правители церкви], когда посвящают в клирики кого придется из своей свиты, являются ответственными за неверие тех, которые подвергаются соблазнам, так как жизнь [посвященных] выставляется на соблазн народа (Мф XVIII, 6−9). Почему и говорится, что лучше было бы человеку, если бы на шею его был привязан мельничный жернов, приводимый в движение ослом, и человек тот брошен был в глубину моря, чем если соблазнится один из меньших [чад] церкви. И хотя пророк Малахия называет священников ангелами (Мал II, 7), хотя уста их [называются] изречением Господа, однако они не судят без подарков, говоря: Дары ослепляют глаза даже мудрых и как бы узда на устах предотвращают строгий приговор(Второз. XVI. 19); и хотя апостолам говорится: Не имейте золота и серебра, и меди в поясах своих (Мф X, 9), а из рук святого мужа отнимаются даже трудом приобретенные деньги, однако они торгуют словом Божиим и имеют прибыток от торговли голубями даже в храме.

Но и пророки Иерусалимские дают прорицания за деньги, не зная, что иное дело прорицание, а иное — пророчество; ведь прорицательство в Священном Писании никогда не понимается в хорошем смысле Не будет волшебства — говорит он, — во Иакове и прорицаний во Израиле (Числ. XXIII, 23) Правда, им казалось, что это есть пророчеcтво, но их пророчество обратилось в прорицание гадателей, потому что они получали деньги Апостол Петр говорит: Серебра и золота я не имею (Деян III, 6); конечно, он мог продать Симону волхву то, чего этот просил; по крайней мере он мог притвориться продающим (ибо Дух Святой не может быть ни продаваемым, ни покупаемым); однако он осудил принесенные деньги вместе с принесшим их (Деян VIII, 18−23). В настоящее время ты можешь видеть, что уста пророков Иерусалимских не имели пророчества, [хотя] они опирались как будто на Господа и говорили: Не придут на нас бедствия; и [вот] ради них место [особого] Провидения Божия возделывается неприятельским плугом, и место, некогда мирное, покрывается развалинами, а храм Господа обращается в терновый колючий лес и делается жилищем диких зверей. И никого не трогает то, что мы читаем в первой книге Царств, [именно]: что Саул, желая идти к Самуилу, сказал отроку своему, что он не имеет подарка, которым бы мог заплатить за предсказание; но отрок отвечал: «Вот в руке моей обрелась четвертая часть сикля денег и дам мужу Божию, и он возвестит нам путь наш» (1Цар IX, 7 и дал.); ведь там не написано, что Самуил принял [деньги], и даже, что они предложили [их] ему; наоборот: они сами получают угощение у пророка и приглашаются им на пир. Но допусти, что он принял [деньги], все-таки скорее их следует считать платою за гостеприимство, чем подарком за предсказание. В самом деле, сикль имеет двадцать оболов, а четвертая часть сикля — это только пять оболов. Таким образом, и наши священники, если хотят продавать пророчество и предлагать голубей с кафедр своих, [подобных тем], которые некогда низверг Господь бичом (Ин II, 15), то пусть получают пять оболов, а не плату, [равную стоимости] деревень.

Это же самое замечается и в третьей книге Царств, [именно]: что жена Иеровоама, кода заболел ее сын, направляется к Ахии, человеку Божию, неся ему хлебы, сушеный виноград и сосуд меда (3Цар XIV, 1−3). И в самом деле, [там] говорится, что она понесла с собою, во не пишется, что он принял: ибо он и укорял ее, и предсказал ей грядущее горе. Возможно, что те, которые имели обыкновение ходить к гадателям (потому что среди Израиля было много гадателей и прорицателей), по своему дурному обыкновению думали такое самое и о пророках, и хотели делать приношения святым мужам, как обыкновенно приносили гадателям; и потому Писание рассказало, что таковые хотели, но оно не прибавляет, что они осмеливались сделать приношения, или что пророки принимали их. Апостол Павел говорит: Служащие жертвеннику 6ерут часть от жертвенника и живут (1Кор IX, 13). О священнослужитель! тебе позволяется, чтобы ты жил от алтаря, но не роскошествовал. Волу молотящему уста не заграждаются (Там же ст. 9.) Мы знаем это, и однако этим позволением Апостол не злоупотребляет: имея средства к жизни и одежду, он доволен [ими]; день и ночь работает он руками своими, чтобы не быть кому-либо в тягость. И в посланиях он клятвенно уверяет, что он ходил во Евангелии Христовом свято и без скупости и не только о себе, но и об учениках своих утверждает тоже самое, — [именно]: что он никого не посылал для того, чтобы тот потребовал [или: мог], или хотел получить что-нибудь (1 Фессал. II, 5−11; 2 Фессал. III, 8−12). Если же в некоторых посланиях он благодарит [братий] и называет дары поcылающих благоволевием Божиим, то́ собирает их он не столько для себя, сколько для бедных святых, бывших во Иерусалиме. А святые, в бедности бывшие в Иерусалиме, это те, которые с самого начала уверовали во Христа из Иудеев и, будучи отвергнуты родителями и родственниками, и близкими своими, потеряли как владения свои, так и всю свою утварь вследствие разграбления со стороны священников храма и со стороны народа. Если [и теперь] есть такие бедные, то пусть [священники] принимают; но если под предлогом бедных обогащаются некоторые дома, и если мы вкушаем золото в стеклянных и глиняных сосудах, то или переменим и одежды соответственно скопленным сокровищам, или же бедное платье пусть не ищет богатства, как у сенаторов. Какая польза не иметь вокруг шеи платка для осушения пота! И что за удовольствие иметь только один хитон и предпочитать бедность в одежде, когда о кошельке нашем будет вздыхать вся толпа бедняков? По этой причине, ради себя самых — которые таковы, что устрояем Сион в крови и Иерусалим в неправдах, которые судим за подарки и даем ответы за плату, и даем прорицания за деньги и сверх этого, усвояя себе ложную святость, говорим: «Не придут на нас бедствия», — [ради себя] мы услышим грозный приговор Бога; он и следует далее: Сион и Иерусалим и холм храма — вместилище и место видения мира, — и Храм Христа будут в разрушении; а в конце [мира], когда любовь охладеет и вера сделается редкою, они будут распаханы, как поле, и обратятся в холмы и будут возвышенностями, покрытыми лесом в шалашом для хранения овощей, так что там, где были некогда обширные дома и бесчисленные груды плодов, будет едва заметная хижина, содержащая незначительное количество пищи, недостаточной, чтобы укрепить душу.

Источник: Книга толкований на пророка Михея.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 9−10 Слушайте же это, главы дома Иаковлева и князья дома Израилева, гнушающиеся правосудием и искривляющие все прямое, созидающие Сион кровью и Иерусалим — неправдою!

Возвещение разрушения Иерусалима за нечестие иудеев

С 9 ст. пророк возвращается к началу своей речи и снова обличает глав и князей дома Иакова (ср. ст. 1-й). — Созидающие Сион кровию и Иерусалим — неправдою: пророк обличает князей в том, что свои дома, составляющие украшение Сиона, они создали на средства, добытые путем притеснения и неправды; можно словам пророка придать и более общий смысл: князья совершают так много насилия и неправды, что из них как бы построен Сион и весь Иерусалим.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.