Послание Иакова 2 глава » Иакова 2:18 — толкование отцов церкви.

Толкование на Иакова 2:18

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на Иакова 2:18 / Иак 2:18

Послание Иакова 2 стих 18 — синодальный текст:
Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.

Иоанн Златоуст (~347−407)

Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих

Если верует кто правильно в Отца, и Сына, и Святого Духа, но не ведет правильной жизни, то ему нет пользы от веры во спасение. Поэтому если сказано: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога (Ин 17:3), то мы не должны думать, что для спасения достаточно нам сказанного, а нужна чистота в личной и общественной жизни.

Источник: Фрагменты.

Симеон Новый Богослов (949−1022)

Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих

Посредством дел выказывается вера, как посредством зеркала лица подобие.

Источник: Катехизис

Никодим Святогорец (1749−1809)

Ст. 18−19 Но речет кто: ты веру имаши, аз же дела имам; покажи мне веру твою от дел твоих, и аз тебе покажу от дел моих веру мою. Ты веруеши, яко Бог един есть; добре твориши; и беси веруют, и трепещут

Не совсем ясно это изречение, недоумевает святой Митрофан и говорит, что соответствующе подобало бы сказать это брату Господню, как вопрос со стороны порицаемого, на то, что он не имеет дел, но только веру; сказано было бы это так: ты имеешь дела, а я имею веру, покажи мне плод дел твоих, а я тебе плод веры. Но, однако, раз так не сказано, то это слово, имеет иной смысл. Вот какой: тот, кто порицается как не имеющий дел удостоверяющих веру, т.е. что не хранит вместе с верой и заповедей, таковой может начать творить ложные и мечтательные чудеса, чтобы такими делами показать, истинность своей веры и что она благоугодна Богу. И не сам только делает их, но и от другого, имеющего соответствующие вере дела, просит сотворить подобные мечтательные чудотворения, чтобы ими он доказал истинность своей веры. Он говорит другому: покажи мне веру твою от дел твоих, т.е. от чудес твоих, и я тебе покажу от дел моих, т.е. от моих чудес, мою веру. Да не верует христианин такому псевдочудотворцу, не имеющему христианских дел и евангельской жизни, потому что, добрые дела и добродетельная жизнь, спасают человека, а не чудеса[32]. Как сказал Господь «мнози рекут Мне в он день: Господи, Господи, не в Твое ли имя пророчествовахом, и Твоим именем бесы изгонихом, и Твоим именем силы многи сотворихом? И тогда исповем им, яко николиже знах вас; отидите от Мене, делающии беззаконие» (Матф. 7:22−23); и в другом месте сам Господь характеризует таких овцеобразных волков такими словами: «Внемлите же от лживых пророк, иже приходят к вам во одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы; от плод их познаете их» (Матф. 7:15). И ещё: «Всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекают е и во огнь вметают. Темже убо от плод их познаете их» (Матф. 7:19−20), плодами же называет Господь не чудеса, но добрые или злые дела каждого человека.

То, что божественный Иаков имел в виду такой же смысл, как мы истолковали это изречение, показывают следующие слова, которыми брат Божий опровергает всякую велеречивость и суетность не творящего добродетельных дел, но лжечудодействующего. Ты, говорит, веруешь что Един есть Бог? Хорошо делаешь. Однако знай, что бесы подобно тебе веруют, что Един есть Истинный Бог, и трепещут Его. Исповедание твоей веры правое и настоящее, однако нет тебе в этом абсолютно никакой пользы, если ты через благие дела, не соединишься с Богом, т.е. если не будешь хранить заповедей Бога в которого веруешь, хоть и сотворишь тысячи мечтательных чудес[33]. Как и бесы не получают никакой пользы от знания, что есть Истинный Бог, и от того, что, разжигая фантазию, творят чудеса и знамения, но ещё большее примут осуждение в негасимом огне, потому что не творят воли Божией и не хранят Его заповедей.

Пусть услышат те христиане, которые, хотя верят в Бога, заповедей же Божиих не хранят, с кем они сравниваются, — с бесами которые исповедуют «что нама и Тебе, Иисусе Сыне Божий? Пришел еси семо прежде времене мучити нас?» (Матф. 8:29), и ещё: «вем Тя, кто еси, Святый Божий» (Марк. 1:24). Поскольку как они, так и бесы, вкупе, исповеданием слов именуют Бога, своими же лукавыми делами отрицаются владычества Божия, не имеют и признаков послушания и любви к Владыке и Богу. Поэтому и Павел сказал о них «Бога исповедуют ведети, а делы отмещутся Его» (Тит 1:16)[34]. Дело же, безусловно, есть достовернейшая вещь перед словом, чтобы представлять истину. И если кто-то не делает дела света, даже если скажет тысячи раз, что любит свет, таковой есть лжец, как и наоборот если кто делает их, хотя и не говорит, что любит свет, однако своими делами молча показывает, что любит[35].


[32] Мне кажется, что это изречение такой имеет смысл: если кто-то скажет что, ты, брат говоришь, что имеешь одну только веру, я же говорю обратное, что имею только дела, то сейчас, если ты имеешь веру, как говоришь, как же я узнаю об этом? Итак, покажи мне эту веру от дел твоих. Но ты не сможешь её показать, так как не имеешь дел, показывающих веру. Я же, поскольку говорю, что имею только одни дела, могу тебе показать, что имею и веру, потому что из дел моих, дам тебе понять, что имею веру, хотя и не говорю, что её имею. Этим брат Божий хочет показать, что более убедительны и удостоверительны дела, поскольку вера в находящееся в душе невидима, и не может быть проявлена в отношении других, без явных дел телесных, последующих и проявляющих веру. Дела же, могут удостоверить других, что их имеющий, во всяком случае, имеет и веру в своей душе. Потому что, если бы он её не имел, то и не творил бы сих благих, богоугодных и добродетельных дел, которых неверующий человек сотворить не может. Удостоверяет это мнение и божественный Григорий Синаит говоря: «Благодать — не вера только есть, но и действенная молитва. Ибо она в явности показывает истинную веру, имеющую живот Иисусов, производима будучи духом посредством любви. Потому вера мертва и безжизненна у того, кто не видит ее в себе действующей. Даже и верным да не именуется тот, кто верует только голым словом, а не имеет веры, действующей любовью или Духом. Таким образом надлежит показывать ее в явности посредством успехов в делании добрых дел, или иметь ее действующей в свете и сияющей в делах, как говорит божественный Апостол: покажи мне веру твою от дел твоих, и аз тебе покажу от дел моих веру мою, — показывая сим, что вера благодатная обнаруживается делами по заповедям, как и заповеди делом исполняются и светлы бывают верою, которая во благодати. Вера есть корень заповедей, или лучше источник, напояющий их к произращению. Она разделяется на двое, — на исповедание и благодать, пребывая однако же нераздельной естеством» (Весьма полезные главы, расположенные акростихами, 119).

[33] Отмечаем здесь, что соответствующую историю нам приводит святой Мелетий Исповедник в своей книге называемой «Рай»: что когда умер монах, имеющий нечистую жизнь, и состоявший тайно в блудной связи с одной монахиней, то от его могилы стали происходить чудеса. Всё это было мечтательно и по бесовскому содействию, поскольку никому неизвестен был его грех. Когда же монахиня исповедалась архиерею и сказала, что с ней растлевался тот псевдочудотворец, то чудеса прекратились и не могли больше совершаться». И ещё там же: «После смерти одной блудницы, от её могилы стали происходить знамения и чудеса. И это было по действию сатанинскому, чтобы прельстить и убедить простейших, что блуд ни сколько не вредит. Видишь как грешные люди творят чудеса? Добродетельных же дел не творят». Какой же вывод? Первое, что чудеса это ещё не есть показатель добрых дел, но или действие бесовское, или дело веры Христиан. И второе, что добрые дела и добродетельная жизнь, выше чудес, и их делать бес не может, будучи злодеем и изобретателем зла, не может быть добродетельным.

[34] Да услышат Христиане, что, говорит к ним божественный Кирилл Александрийский, приводя это изречение брата Господня, т.е. что одной только веры не достаточно чтобы им сделаться своими, и друзьями Божиими, потому что, если бы было так, то и бесы были бы своими, и друзьями Бога, так как и они веруют что един Бог, но этому невозможно быть, т.е. такой дружбе бесов с Богом; итак, одна только вера непотребна. Дословно же пишет: «Что одна и сама по себе вера, без сопутствия ей добрых дел, не будет в состоянии доставлять общение с Богом, на это указывает и Христов ученик в словах: «Ты веруешь, что один Бог; но и демоны веруют, и трепещут». Ведь в таком случае можно сказать уже тем, которые полагают, что для них достаточно будет одной только и пустой веры для приобретения вышнего общения: неужели и само скопище демонов возвысится до общения с Богом, как скоро оно признает и верует, что Он один есть? Но разве это может быть? Ведь бесполезно знать только, что Бог есть один Творец всего и Создатель. Но, полагаю, вере должно сопутствовать и украшение благоговением к Нему» (Толкование на Евангелие от Иоанна, кн. 10, гл. II ).

[35] Поэтому и сказал Богослов Григорий, в ямбических четверостишиях: «Безгласное дело лучше неисполнимого слова. Никто никогда не стал высоким без добрых дел, А многие прославились без красного слова. Благодать даётся не тому, кто говорит, но тому, кто хорошо живёт».

И ещё: «Меньше потребуется слов, если делаешь, что должно. Живописец больше учит своими картинами».

Источник: Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.

Беда Достопочтенный (672−735)

Ст. 18−19 Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут

Не думай, что делаешь нечто великое, веруя в то, что Бог един Так поступают и бесы, веруя не только в Бога Отца, но и в Сына. Потому Лука и говорит: выходили же и бесы из многих с криком и говорили: Ты — Сын Божий. И браня их, Он не позволял говорить это, потому что они знали, что Он — Христос (Лк 4:41). Они не только веруют, но и трепещут. Потому легион [бесов], которым был одержим человек, кричит Ему с мольбой: Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Заклинаю Тебя Богом, не мучь меня! (Мк 5:7). Значит, тех, кто не веруют в Бога, либо, веря, не боятся [Его], поистине нужно считать более закоснелыми и более дерзкими, чем бесы. Но признавать Бога и трепетать — не великое дело, если нет веры в Него, то есть, если в сердце нет любви к Нему. Ведь одно дело верить Ему, другое — признавать Его, а иное — веровать в Него. Верить Ему — значит считать истинным то, что Он говорит. Признавать Его — значит признавать, что Он — Бог. Веровать в Него — значит любить Его. Считать истинным то, что Он говорит, могут многие, в том числе и злые. Считая Его слова истинными, они не хотят их исполнять, потому что ленивы к труду. Признавать же, что Он — Бог, это могут и бесы. А вот веровать в Бога умеют лишь те, кто любят Бога, кто христиане не только по имени, но по делам и по жизни. Ведь без любви вера напрасна. Вера с любовью — христианская, вера без любви — бесовская. Значит, тот, кто не желает признавать Христа, всё ещё хуже бесов. Даже если он всё же признаёт Христа, но ненавидит Его, у него исповедание веры основано на страхе перед наказанием, а не на любви, заслуживающей награду. Ведь и бесы страшатся наказания. Наконец, когда блаженный Пётр, исповедуя Господа, говорит: Ты — Христос, Сын Бога Живого (Мф 16:16), то он, кажется, произносит почти те же слова, что и демоны, но поскольку их исповедание было произнесено с ненавистью, то оно и было справедливо осуждено Христом, а его исповедание произошло из глубокой любви, поэтому и было вознаграждено вечным блаженством.

Источник: Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 18−19 Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут

Высказанное (ст. 14−17) воззрение на органическое соотношение веры и соответствующих ей дел Апостол здесь закрепляет диалогическою формою речи: имея в виду дать доказательство своей мысли а contrario, он выводит (ст. 18 гл.) своего единомышленника и противника и, решительно поражая неправильные суждения последнего, тем более уясняет свое основное положение (ст. 14 и дал.). В принятом греческом тексте и славянском переводе ст. 18 есть неудобоприемлемое чтение: «ἐκ τῶν ἔργων σου (τὴν πίστιν σου), от дел твоих (веру твою), — неприемлемое потому, что защитник истины, которому Апостол предоставляет здесь речь, в обращении к предполагаемому противнику, отстаивавшему неправильную мысль о достаточности для спасения одной веры без дел, не мог сказать: «покажи ми веру от дел твоих», коль скоро этот оппонент почитал дела излишними при вере; но должен был сказать: «покажи ми веру без дел твоих». Действительно, лучшие греческие кодексы (Александрийский, Синайский, Ватиканский, Парижский и др.), равно как и переводы: сирский, коптский, Вульгата и наш русский синод., дают чтение: χωρὶς τῶν ἔργων, без дел. Смысл этих слов тот, что вера без дел есть нечто бессодержательное и пустое настолько, что самое существование ее может подлежать сомнению, тогда как из наличности добрых дел существование веры само собою доказывается. Но и допуская существование такой чисто рассудочной веры и даже признавая ее теоретическую правильность, все же нельзя, по Апостолу (ст. 19), признать такую веру спасительною. Такая рассудочная вера, например, вера в единство Божие, присуща и бесам, но их вера, не соединенная с любовью сердца и с послушанием воли, не приносит им успокоения и спасения, а лишь трепет (φρίσσουσι, трепещут) и отчаяние в ожидании суда Божия. Так, значит, и вера человека-христианина, лишенная плодов — добрых дел, не включает в себе надежды на спасение.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.