2 да Цімоха 1 глава

Другі ліст сьвятога Паўлы апостала да Цімоха
Пераклад Яна Станкевіча → Новый Библейский Комментарий

Пераклад Яна Станкевіча

1 Паўла, з волі Божае апостал Ісуса Хрыста, подле абятніцы жыцця ў Хрысту Ісусу,
2 Цімоху, любоваму дзяцяці: ласка, міласэрдзе, супакой ад Бога Айца а Хрыста Ісуса, Спадара нашага.
3 Дзякую Богу, Катораму служу ад прабацькоў з чыстым сумленьням, як штачасна ўспамінаю цябе ў маленьнях сваіх ноч і дзень,
4 Жадаю бачыць цябе, успамінаючы сьлёзы твае, каб імне напоўніцца радасьцяй,
5 Успамінаючы шчырую веру тваю, што была ўперад у бабулі тваёй Лоідзе і ў матцы тваёй Еўніццы, і я пераканаўшыся, што і ў табе.
6 З гэтае прычыны дамяняю табе разьдзьмухаваць поламя дару Божага, каторы ў табе пераз узлажэньне рук маіх;
7 Бо даў нам Бог духа ня боязьні, але магутнасьці а міласьці а самавалоданьня.
8 Дык не саромся сьветчаньня Спадара нашага ані мяне, вязьня Ягонага; але цярпі з Дабравесьцяй подле магутнасьці Божае,
9 Каторы спас нас і пагукаў нас сьвятым пагуканьням ня подле ўчынкаў нашых, але подле собскага замеру Свайго і ласкі, данае нам у Хрысту Ісусу перад вечнымі часамі,
10 А выяўленае цяпер зьяўленьням Спаса нашага Ісуса Хрыста, Каторы памярцьвіў сьмерць і вынес на сьвятліню жыцьцё і нераскладальнасьць пераз Евангелю,
11 Да каторае я прызначаны за агалашэньніка а апостала а вучыцеля народаў.
12 Згэтае прычыны я й цярплю гэта; але не саромлюся. Бо я ведаю, у каго я ўверыў, і я пераканаўшыся, што Ён дуж захаваць задатак мой аж да тога дня.
13 Моцна дзяржыся зразы здаровых слоў, што ты чуў ад мяне ў веры а міласьці, каторыя ў Хрысту Ісусу.
14 Сьцеражы добры задатак, давераны Духам Сьвятым, Каторы жыхара ў нас.
15 Ты ведаеш, што адвярнуліся ад мяне ўсі аскія, з каторых Фіґель а Гэрмаґен.
16 Няхай Спадар зьмілуецца над домам Анісіфаровым, бо ён часта чырсьцьвіў мяне і не сароміўся зялезаў маіх,
17 Але, прыбыўшы да Рыму, рупна шукаў мяне і знайшоў.
18 Хай дасьць яму Спадар знайсьці міласэрдзе ў Спадара таго дня; а колькі ён служыў у Ефесе, ты вельма добра ведаеш.

Новый Библейский Комментарий

1:1−18 Призыв к укреплению веры

1:1−2 Приветствие

Начало этого послания немного отличается от вступления в 1 Послании к Тимофею. Здесь Павел обосновывает свое апостольство волею Божиею — факт, о котором он никогда не устает говорить. Когда он добавляет по обетованию жизни, эти слова приобретают двойной смысл, указывая не только на будущее, но и на настоящее. Обращение к Тимофею как к возлюбленному сыну привносит оттенок задушевности.

1:3−5 Благодарение

Несмотря на обыкновение включать в послания выражение благодарности, из всех пастырских посланий благодарение содержится только в 2 Тим. Упоминание прародителей свидетельствует о большом значении для Павла еврейской традиции, из которой выросла христианская вера. Его заверения о непрестанных молитвах за своих читателей характерны для апостола. Он говорит, что молится днем и ночью, и это может показаться преувеличением. Однако см. Деян 20:31, где звучит аналогичное утверждение. Его благодарение включает воспоминание о слезах и нелицемерной вере Тимофея. Слезы Тимофея говорят о его большой привязанности к апостолу, на которую Павел, несомненно, отвечал взаимностью. Когда чувства сильны, слезы и радость легко уживаются вместе.

Очевидно, Павел был знаком с матерью и бабкой Тимофея, поскольку знал об их вере (5). Хотя не исключено, что речь идет о еврейской вере, данный отрывок приобретает более глубокий смысл, если Павел имеет в виду христианскую веру. Во всяком случае, из 3:14 можно заключить, что семья Тимофея отличалась не только благочестием, но и хорошим знанием Писаний. Тем не менее Павел убежден, что Тимофею следует полагаться не на родительскую веру, а приобретать свою собственную.

1:6−10 О совершенствовании дара

Несмотря на то, что, призывая Тимофея «возгреватьдар Божий», Павел использует метафору, связанную с раздуванием тлеющего костра, мы не должны делать вывод, что вера Тимофея угасала. Вероятно, Павел считал, что для наиболее полного использования дара, полученного при избрании Тимофея на служение, тот нуждается в поощрении. Как показывает ст. 14, этот дар был связан со Святым Духом и, следовательно, представлял собой нечто большее, чем врожденную способность. Следует отметить, что даже при наличии дара Духа от человека требуется определенное участие, чтобы раздуть пламя. О том, что у Тимофея был нерешительный характер, свидетельствует ст. 7, тогда как Дух приносит силу, любовь и целомудрие. Дух не превращает робкого человека в сильную личность, но дает силы, необходимые в любой ситуации.

В следующем разделе (8−10) показано, как применять эти силы. Робость потворствует излишней стыдливости, и Павел предостерегает против этого. Призыв не стыдиться узника и страдать с благовестием — горькое напоминание о том, что Павел писал это послание, будучи в заключении. Упоминание благовестия побуждает апостола к раздумьям о силе Бога и о спасении. Он объединяет здесь несколько тем — могущество Бога, спасение, святость, Божье изволение и благодать. Характерное для Павла выражение не по делам нашим отражает его уверенность в том, что спасение зависит только от благодати. Страдание во имя такой истины неизбежно, но оно будет преодолено не собственными силами, а силою Бога.

Далее Павел развивает идею благодати (9−10). Средоточием благодати является Христос Иисус; она дана прежде вековых времен; она открылась в воплотившемся Христе, который разрушил смерть. Павел не оставляет сомнений, что все это произошло не благодаря человеческим усилиям, а по милостивому изволению Бога. Его понимание благовестия исходит из дарования Богом жизни и нетления. Эти удивительные Божьи дары открылись через благовестие и осветились его светом.

1:11−12 Личное свидетельство Павла

Зачем понадобилось напоминать Тимофею о том, что назначение Павла — проповедовать Евангелие? Он уже затрагивал эту тему в 1Тим 2:7. Возможно, это напоминание имело целью придать Тимофею мужества. Если сам апостол, отчетливо понимавший свою миссию, был призван страдать, то Тимофей не должен удивляться, если то же самое произойдет с ним. В ст. 12 содержится важное заявление, вдохновляющее многих христиан. Убедив Тимофея не стыдиться (8), Павел заявляет, что сам он не стыдится своих страданий. Его поддерживает уверенность, что Бог силен сохранить его залог. Уверенность Павла зиждется на его личном знании Бога. Павел не оставляет места сомнениям. Его уверенность равносильна достоверному знанию.

Но что Павел подразумевает под залогом? Некоторые считают, что это понятие относится к тому, что Бог доверил Павлу, то есть учение и апостольскую миссию, и это согласуется с использованием данного понятия в ст. 14. Однако в свете предыдущего отрывка правильнее рассматривать «залог» как то, что Павел доверил Богу, то есть самого себя, свое преуспеяние и возможность исполнить свою миссию — фактически все то, что ему дорого. Выражение на оный день, вероятно, относится к тому времени, когда Павел должен будет дать отчет о своем служении. Он жил и работал, ни на минуту не забывая о дне расплаты, но был уверен, что на Бога можно положиться. Павел надеялся, что это вдохновит Тимофея.

1:13−14 Наказ Тимофею

Продолжая думать об опасности, исходящей от лжеучителей, Павел озабочен тем, чтобы помочь Тимофею в борьбе с этой опасностью. Главное, что должен делать Тимофей, — это держаться образца здравого учения, которое он слышал от Павла. Апостол не видит необходимости объяснять, что это не относится к распространению его учения. Задачей Тимофея было хранение залога. Павел твердо убежден, что эту задачу можно решить только с помощью Духа, Который является верным хранителем истины.

1:15−18 Павел и его сотрудники

Уверенность в Тимофее напоминает апостолу о его отношениях с другими сотрудниками, оказавшимися не столь надежными. Он полагает, что Тимофею известно, что все Лсийские оставили его. Вероятно, Павел болезненно переживал эту измену. Упоминание Фигелла и Ермогена (15) позволяет предположить, что они были зачинщиками.

Пример Онисифора оказался более обнадеживающим. Павел говорит о нем в прошедшем времени и призывает милость дому Онисифора, поэтому неясно, был ли этот человек еще жив. Но отделять Онисифора от его дома вовсе не обязательно. Павел отмечает, что Онисифор многократно помогал ему, а главное, не стыдился его уз и усердно разыскивал его в Риме. Павел дважды молится о милости к Онисифору (16, 18), связывая ее во второй раз с оным днем, то есть, очевидно, с судным днем Христа. Учитывая, что Онисифор служил Павлу в Эфесе, он мог быть постоянным помощником апостола.



2007–2024. Зроблена з любоўю для тых, што любяць і шукаюць Бога. Калі ў вас ёсць пытанні ці пажаданні, то пішыце нам: bible-man@mail.ru.