2 Timotheus 1 глава

2 Timotheus
Elberfelder Bibel 2006 → Новый Библейский Комментарий

Elberfelder Bibel 2006

1 Paulus, Apostel[1] Christi Jesu durch Gottes Willen nach ‹der› Verheißung des Lebens in Christus Jesus,
2 Timotheus, ‹meinem› geliebten Kind: Gnade, Barmherzigkeit, Friede von Gott, dem Vater, und von Christus Jesus, unserem Herrn!
3 Ich danke Gott, dem ich von ‹meinen› Voreltern her mit reinem Gewissen diene, wie ich unablässig deiner gedenke in meinen Gebeten[2] Nacht und Tag,
4 voller Verlangen, dich zu sehen — eingedenk deiner Tränen —, um mit Freude erfüllt zu werden.
5 ‹Denn› ich erinnere mich des ungeheuchelten Glaubens in dir, der zuerst in deiner Großmutter Lois und deiner Mutter Eunike wohnte, ich bin aber überzeugt, auch in dir.
6 Um dieser Ursache willen erinnere ich dich, die Gnadengabe[3] Gottes anzufachen, die in dir durch das Auflegen meiner Hände ist.
7 Denn Gott hat uns nicht einen Geist der Furchtsamkeit[4] gegeben, sondern der Kraft und der Liebe und der Zucht.
8 So schäme dich nun nicht des Zeugnisses unseres Herrn noch meiner, seines Gefangenen, sondern leide mit für das Evangelium nach der Kraft Gottes!
9 Der hat uns gerettet und berufen mit heiligem Ruf, nicht nach unseren Werken, sondern nach ‹seinem› eigenen Vorsatz und der Gnade, die uns in Christus Jesus vor ewigen Zeiten gegeben,
10 jetzt aber offenbart worden ist durch die Erscheinung unseres Retters Christus Jesus, der den Tod zunichte gemacht, aber Leben und Unvergänglichkeit ans Licht gebracht hat durch das Evangelium,
11 für das ich eingesetzt worden bin als Herold[5] und Apostel und Lehrer.
12 Um dieser Ursache willen leide ich dies auch; aber ich schäme mich nicht, denn ich weiß, wem ich geglaubt habe, und bin überzeugt, dass er mächtig ist, mein anvertrautes Gut bis auf jenen Tag zu bewahren.
13 Halte fest das[6] Vorbild[7] der gesunden Worte, die du von mir gehört hast, in Glauben und Liebe, die in Christus Jesus ‹sind›!
14 Bewahre das schöne anvertraute Gut durch den Heiligen Geist, der in uns wohnt!
15 Du weißt dies, dass alle, die in Asien[8] sind, sich von mir abgewandt haben; unter ihnen sind Phygelus und Hermogenes.
16 Der Herr gebe dem Hause des Onesiphorus Barmherzigkeit, denn er hat mich oft erquickt und sich meiner Ketten nicht geschämt;
17 sondern als er in Rom war, suchte er mich eifrig und fand ‹mich›.
18 Der Herr gebe ihm, dass er vonseiten des Herrn Barmherzigkeit finde an jenem Tag! Und wie viel er in Ephesus diente, weißt du ‹noch› besser.

Новый Библейский Комментарий

1:1−18 Призыв к укреплению веры

1:1−2 Приветствие

Начало этого послания немного отличается от вступления в 1 Послании к Тимофею. Здесь Павел обосновывает свое апостольство волею Божиею — факт, о котором он никогда не устает говорить. Когда он добавляет по обетованию жизни, эти слова приобретают двойной смысл, указывая не только на будущее, но и на настоящее. Обращение к Тимофею как к возлюбленному сыну привносит оттенок задушевности.

1:3−5 Благодарение

Несмотря на обыкновение включать в послания выражение благодарности, из всех пастырских посланий благодарение содержится только в 2 Тим. Упоминание прародителей свидетельствует о большом значении для Павла еврейской традиции, из которой выросла христианская вера. Его заверения о непрестанных молитвах за своих читателей характерны для апостола. Он говорит, что молится днем и ночью, и это может показаться преувеличением. Однако см. Деян 20:31, где звучит аналогичное утверждение. Его благодарение включает воспоминание о слезах и нелицемерной вере Тимофея. Слезы Тимофея говорят о его большой привязанности к апостолу, на которую Павел, несомненно, отвечал взаимностью. Когда чувства сильны, слезы и радость легко уживаются вместе.

Очевидно, Павел был знаком с матерью и бабкой Тимофея, поскольку знал об их вере (5). Хотя не исключено, что речь идет о еврейской вере, данный отрывок приобретает более глубокий смысл, если Павел имеет в виду христианскую веру. Во всяком случае, из 3:14 можно заключить, что семья Тимофея отличалась не только благочестием, но и хорошим знанием Писаний. Тем не менее Павел убежден, что Тимофею следует полагаться не на родительскую веру, а приобретать свою собственную.

1:6−10 О совершенствовании дара

Несмотря на то, что, призывая Тимофея «возгреватьдар Божий», Павел использует метафору, связанную с раздуванием тлеющего костра, мы не должны делать вывод, что вера Тимофея угасала. Вероятно, Павел считал, что для наиболее полного использования дара, полученного при избрании Тимофея на служение, тот нуждается в поощрении. Как показывает ст. 14, этот дар был связан со Святым Духом и, следовательно, представлял собой нечто большее, чем врожденную способность. Следует отметить, что даже при наличии дара Духа от человека требуется определенное участие, чтобы раздуть пламя. О том, что у Тимофея был нерешительный характер, свидетельствует ст. 7, тогда как Дух приносит силу, любовь и целомудрие. Дух не превращает робкого человека в сильную личность, но дает силы, необходимые в любой ситуации.

В следующем разделе (8−10) показано, как применять эти силы. Робость потворствует излишней стыдливости, и Павел предостерегает против этого. Призыв не стыдиться узника и страдать с благовестием — горькое напоминание о том, что Павел писал это послание, будучи в заключении. Упоминание благовестия побуждает апостола к раздумьям о силе Бога и о спасении. Он объединяет здесь несколько тем — могущество Бога, спасение, святость, Божье изволение и благодать. Характерное для Павла выражение не по делам нашим отражает его уверенность в том, что спасение зависит только от благодати. Страдание во имя такой истины неизбежно, но оно будет преодолено не собственными силами, а силою Бога.

Далее Павел развивает идею благодати (9−10). Средоточием благодати является Христос Иисус; она дана прежде вековых времен; она открылась в воплотившемся Христе, который разрушил смерть. Павел не оставляет сомнений, что все это произошло не благодаря человеческим усилиям, а по милостивому изволению Бога. Его понимание благовестия исходит из дарования Богом жизни и нетления. Эти удивительные Божьи дары открылись через благовестие и осветились его светом.

1:11−12 Личное свидетельство Павла

Зачем понадобилось напоминать Тимофею о том, что назначение Павла — проповедовать Евангелие? Он уже затрагивал эту тему в 1Тим 2:7. Возможно, это напоминание имело целью придать Тимофею мужества. Если сам апостол, отчетливо понимавший свою миссию, был призван страдать, то Тимофей не должен удивляться, если то же самое произойдет с ним. В ст. 12 содержится важное заявление, вдохновляющее многих христиан. Убедив Тимофея не стыдиться (8), Павел заявляет, что сам он не стыдится своих страданий. Его поддерживает уверенность, что Бог силен сохранить его залог. Уверенность Павла зиждется на его личном знании Бога. Павел не оставляет места сомнениям. Его уверенность равносильна достоверному знанию.

Но что Павел подразумевает под залогом? Некоторые считают, что это понятие относится к тому, что Бог доверил Павлу, то есть учение и апостольскую миссию, и это согласуется с использованием данного понятия в ст. 14. Однако в свете предыдущего отрывка правильнее рассматривать «залог» как то, что Павел доверил Богу, то есть самого себя, свое преуспеяние и возможность исполнить свою миссию — фактически все то, что ему дорого. Выражение на оный день, вероятно, относится к тому времени, когда Павел должен будет дать отчет о своем служении. Он жил и работал, ни на минуту не забывая о дне расплаты, но был уверен, что на Бога можно положиться. Павел надеялся, что это вдохновит Тимофея.

1:13−14 Наказ Тимофею

Продолжая думать об опасности, исходящей от лжеучителей, Павел озабочен тем, чтобы помочь Тимофею в борьбе с этой опасностью. Главное, что должен делать Тимофей, — это держаться образца здравого учения, которое он слышал от Павла. Апостол не видит необходимости объяснять, что это не относится к распространению его учения. Задачей Тимофея было хранение залога. Павел твердо убежден, что эту задачу можно решить только с помощью Духа, Который является верным хранителем истины.

1:15−18 Павел и его сотрудники

Уверенность в Тимофее напоминает апостолу о его отношениях с другими сотрудниками, оказавшимися не столь надежными. Он полагает, что Тимофею известно, что все Лсийские оставили его. Вероятно, Павел болезненно переживал эту измену. Упоминание Фигелла и Ермогена (15) позволяет предположить, что они были зачинщиками.

Пример Онисифора оказался более обнадеживающим. Павел говорит о нем в прошедшем времени и призывает милость дому Онисифора, поэтому неясно, был ли этот человек еще жив. Но отделять Онисифора от его дома вовсе не обязательно. Павел отмечает, что Онисифор многократно помогал ему, а главное, не стыдился его уз и усердно разыскивал его в Риме. Павел дважды молится о милости к Онисифору (16, 18), связывая ее во второй раз с оным днем, то есть, очевидно, с судным днем Христа. Учитывая, что Онисифор служил Павлу в Эфесе, он мог быть постоянным помощником апостола.

Примечания:

 
Elberfelder Bibel 2006
1 [1] – d. h. Gesandter, o. Bote
1 ⓐ – 2Kor 1,1
1 ⓑ – Tit 1,2
2 ⓒ – Apg 16,1
2 ⓓ – 1Tim 1,2
3 ⓔ – Apg 23,1
3 [2] – o. Bitten
3 ⓕ – Röm 1,8-10
3 ⓖ – 1Thes 3,10
4 ⓗ – 1Thes 2,17
5 ⓘ – 1Tim 1,5
5 ⓙ – Apg 16,1
6 [3] – griech. charisma; d. h. einfach »Gabe« oder »Geschenk«; im NT ist meist eine Gabe Gottes bzw. des Geistes gemeint
6 ⓚ – 1Tim 4,14
7 [4] – o. der Mutlosigkeit; o. der Feigheit
7 ⓛ – Röm 8,15
7 ⓜ – Mi 3,8
7 ⓝ – Hi 32,8
8 ⓞ – Röm 1,16
8 ⓟ – Eph 3,1
8 ⓠ – Kap. 2,3; 4,5
8 ⓡ – Kol 1,11
9 ⓢ – Röm 1,6; Hebr 3,1; Jud 1
9 ⓣ – Eph 2,9
9 ⓤ – Röm 8,28
9 ⓥ – Eph 1,4
10 ⓦ – Röm 16,26
10 ⓧ – Jes 25,8; Hebr 2,14
10 ⓨ – 1Jo 1,2
10 ⓩ – 1Kor 15,53
11 [5] – o. Prediger; o. Verkünder
11 ⓐ – 1Tim 2,7
12 ⓑ – Apg 9,16
12 ⓒ – Röm 1,16; 1Petr 4,16
13 [6] – o. Habe ein
13 [7] – o. Muster
13 ⓓ – 1Tim 1,10
13 ⓔ – Kap. 3,14; 1Jo 2,24
13 ⓕ – 1Tim 1,14
14 ⓖ – 1Tim 6,20
14 ⓗ – Röm 8,9
15 [8] – d. i. die röm. Provinz Asien; vgl. Anm. zu Apg 16,6
15 ⓘ – Kap. 4,10.16
16 ⓙ – Kap. 4,19
16 ⓚ – Phim 7
16 ⓛ – Hebr 10,34
17 ⓜ – Mt 25,36
18 ⓝ – Mt 5,7
18 ⓞ – Hebr 6,10
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.