2 Тимофею 1 глава

Второе послание апостола Павла Тимофею
Под редакцией Кулаковых → Новый Библейский Комментарий

Под редакцией Кулаковых

1 Павел, волею Божией апостол Иисуса Христа, призванный по данному Богом обещанию жизни во Христе Иисусе, —
2 возлюбленному сыну моему Тимофею:
благодать, милость и мир тебе от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего.
3 Вспоминая тебя постоянно в молитвах моих, — днем ли, ночью ли, — я всякий раз благодарю за тебя Бога, Которому, как и предки мои, служу с чистой совестью.
4 Я вспоминаю о слезах твоих и горю желанием видеть тебя, чтобы преисполниться мне радости.
5 Часто я думаю1 об искренней вере твоей, вере, что прежде жила в сердце твоей бабки Лоиды и матушки твоей Евники; уверен, что она живет и в твоем сердце.2
6 Потому и говорю тебе не в первый раз: не дай угаснуть пламени того дара Божия, особого дара служения, которым владеешь ты с тех пор, как я рукоположил тебя.
7 Бог дал нам не духа боязни, но духа силы, любви и самообладания.3
8 Потому не стыдись свидетельствовать о Господе4 нашем и меня, который ради Него ныне в узах, не стыдись, а, как и я, полагаясь на Бога, участвуй со мной в страданиях за благовестие.5
9 Он спас нас от погибели и призвал к святой жизни,6 не за дела наши призвал, но по замыслу Своему и Своей благодати, дарованной нам во Христе Иисусе еще до начала времен7
10 и ныне открывшейся в пришествии Спасителя нашего Христа Иисуса. Власть смерти Он разрушил и через свет Благой Вести соделал ведомыми жизнь и бессмертие,
11 глашатаем и апостолом которой поставлен я, чтобы учить всему этому людей. 8
12 За то и оказался я в нынешнем моем положении.9 Но не стыжусь этого, ибо знаю, в Кого уверовал, и нет у меня сомнений в том, что дело, вверенное мне, надежно будет сохранено Им до великого Дня того.10
13 С верой и любовью во Христе Иисусе держись того, что слышал от меня, как образца здравого учения.
14 То драгоценное, что доверено тебе, оберегай пребывающим в нас Духом Святым.
15 Ты знаешь, что покинули меня все асийские,11 и среди них — Фигел и Ермоген.
16 А я прошу Господа оказать милость дому Онисифора, который часто ободрял меня и не стыдился меня, узника, посещать,
17 но, напротив, придя в Рим, усердно разыскивал меня, пока наконец не нашел.
18 Да поможет ему Господь обрести милость Свою в День тот! Ты очень хорошо знаешь, как помогал он мне в Эфесе.

Новый Библейский Комментарий

1:1−18 Призыв к укреплению веры

1:1−2 Приветствие

Начало этого послания немного отличается от вступления в 1 Послании к Тимофею. Здесь Павел обосновывает свое апостольство волею Божиею — факт, о котором он никогда не устает говорить. Когда он добавляет по обетованию жизни, эти слова приобретают двойной смысл, указывая не только на будущее, но и на настоящее. Обращение к Тимофею как к возлюбленному сыну привносит оттенок задушевности.

1:3−5 Благодарение

Несмотря на обыкновение включать в послания выражение благодарности, из всех пастырских посланий благодарение содержится только в 2 Тим. Упоминание прародителей свидетельствует о большом значении для Павла еврейской традиции, из которой выросла христианская вера. Его заверения о непрестанных молитвах за своих читателей характерны для апостола. Он говорит, что молится днем и ночью, и это может показаться преувеличением. Однако см. Деян 20:31, где звучит аналогичное утверждение. Его благодарение включает воспоминание о слезах и нелицемерной вере Тимофея. Слезы Тимофея говорят о его большой привязанности к апостолу, на которую Павел, несомненно, отвечал взаимностью. Когда чувства сильны, слезы и радость легко уживаются вместе.

Очевидно, Павел был знаком с матерью и бабкой Тимофея, поскольку знал об их вере (5). Хотя не исключено, что речь идет о еврейской вере, данный отрывок приобретает более глубокий смысл, если Павел имеет в виду христианскую веру. Во всяком случае, из 3:14 можно заключить, что семья Тимофея отличалась не только благочестием, но и хорошим знанием Писаний. Тем не менее Павел убежден, что Тимофею следует полагаться не на родительскую веру, а приобретать свою собственную.

1:6−10 О совершенствовании дара

Несмотря на то, что, призывая Тимофея «возгреватьдар Божий», Павел использует метафору, связанную с раздуванием тлеющего костра, мы не должны делать вывод, что вера Тимофея угасала. Вероятно, Павел считал, что для наиболее полного использования дара, полученного при избрании Тимофея на служение, тот нуждается в поощрении. Как показывает ст. 14, этот дар был связан со Святым Духом и, следовательно, представлял собой нечто большее, чем врожденную способность. Следует отметить, что даже при наличии дара Духа от человека требуется определенное участие, чтобы раздуть пламя. О том, что у Тимофея был нерешительный характер, свидетельствует ст. 7, тогда как Дух приносит силу, любовь и целомудрие. Дух не превращает робкого человека в сильную личность, но дает силы, необходимые в любой ситуации.

В следующем разделе (8−10) показано, как применять эти силы. Робость потворствует излишней стыдливости, и Павел предостерегает против этого. Призыв не стыдиться узника и страдать с благовестием — горькое напоминание о том, что Павел писал это послание, будучи в заключении. Упоминание благовестия побуждает апостола к раздумьям о силе Бога и о спасении. Он объединяет здесь несколько тем — могущество Бога, спасение, святость, Божье изволение и благодать. Характерное для Павла выражение не по делам нашим отражает его уверенность в том, что спасение зависит только от благодати. Страдание во имя такой истины неизбежно, но оно будет преодолено не собственными силами, а силою Бога.

Далее Павел развивает идею благодати (9−10). Средоточием благодати является Христос Иисус; она дана прежде вековых времен; она открылась в воплотившемся Христе, который разрушил смерть. Павел не оставляет сомнений, что все это произошло не благодаря человеческим усилиям, а по милостивому изволению Бога. Его понимание благовестия исходит из дарования Богом жизни и нетления. Эти удивительные Божьи дары открылись через благовестие и осветились его светом.

1:11−12 Личное свидетельство Павла

Зачем понадобилось напоминать Тимофею о том, что назначение Павла — проповедовать Евангелие? Он уже затрагивал эту тему в 1Тим 2:7. Возможно, это напоминание имело целью придать Тимофею мужества. Если сам апостол, отчетливо понимавший свою миссию, был призван страдать, то Тимофей не должен удивляться, если то же самое произойдет с ним. В ст. 12 содержится важное заявление, вдохновляющее многих христиан. Убедив Тимофея не стыдиться (8), Павел заявляет, что сам он не стыдится своих страданий. Его поддерживает уверенность, что Бог силен сохранить его залог. Уверенность Павла зиждется на его личном знании Бога. Павел не оставляет места сомнениям. Его уверенность равносильна достоверному знанию.

Но что Павел подразумевает под залогом? Некоторые считают, что это понятие относится к тому, что Бог доверил Павлу, то есть учение и апостольскую миссию, и это согласуется с использованием данного понятия в ст. 14. Однако в свете предыдущего отрывка правильнее рассматривать «залог» как то, что Павел доверил Богу, то есть самого себя, свое преуспеяние и возможность исполнить свою миссию — фактически все то, что ему дорого. Выражение на оный день, вероятно, относится к тому времени, когда Павел должен будет дать отчет о своем служении. Он жил и работал, ни на минуту не забывая о дне расплаты, но был уверен, что на Бога можно положиться. Павел надеялся, что это вдохновит Тимофея.

1:13−14 Наказ Тимофею

Продолжая думать об опасности, исходящей от лжеучителей, Павел озабочен тем, чтобы помочь Тимофею в борьбе с этой опасностью. Главное, что должен делать Тимофей, — это держаться образца здравого учения, которое он слышал от Павла. Апостол не видит необходимости объяснять, что это не относится к распространению его учения. Задачей Тимофея было хранение залога. Павел твердо убежден, что эту задачу можно решить только с помощью Духа, Который является верным хранителем истины.

1:15−18 Павел и его сотрудники

Уверенность в Тимофее напоминает апостолу о его отношениях с другими сотрудниками, оказавшимися не столь надежными. Он полагает, что Тимофею известно, что все Лсийские оставили его. Вероятно, Павел болезненно переживал эту измену. Упоминание Фигелла и Ермогена (15) позволяет предположить, что они были зачинщиками.

Пример Онисифора оказался более обнадеживающим. Павел говорит о нем в прошедшем времени и призывает милость дому Онисифора, поэтому неясно, был ли этот человек еще жив. Но отделять Онисифора от его дома вовсе не обязательно. Павел отмечает, что Онисифор многократно помогал ему, а главное, не стыдился его уз и усердно разыскивал его в Риме. Павел дважды молится о милости к Онисифору (16, 18), связывая ее во второй раз с оным днем, то есть, очевидно, с судным днем Христа. Учитывая, что Онисифор служил Павлу в Эфесе, он мог быть постоянным помощником апостола.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
5  [1] — Букв.: получив напоминание.
5  [2] — Или: ты унаследовал ее; букв.: она и в тебе.
7  [3] — Или: рассудительности.
8  [4] — Букв.: свидетельства Господа.
8  [5] — Букв.: но со (мной) страдай за Евангелие по силе (или: силой) Божьей.
9  [6] — Букв.: призвал призывом/призванием святым; это может пониматься двояко: призыв верующих ко спасению (ср. Рим 1:6,7; 8:28) или как указание на состояние, к которому верующие призваны.
9  [7] — Букв.: до времен вечных.
11  [8] — Некот. рукописи добавляют: язычников.
12  [9] — Букв.: по этой причине я и переношу это страдание.
12  [10] — Друг. возм. пер.: что Он в силе сохранить вверенное мною (или: вклад мой) Ему на тот День.
15  [11] — См. в Словаре Асия.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.