2 Тимофею 4 глава

Второе послание апостола Павла Тимофею
Под редакцией Кулаковых → Новый Библейский Комментарий

Под редакцией Кулаковых

1 Перед Богом и Христом Иисусом, Который будет судить живых и мертвых, во имя пришествия Его и царствования, заклинаю1 тебя:
2 никогда, ни при каких обстоятельствах не переставай2 проповедовать слово Божие, обличай согрешающих, предостерегай, терпеливо увещевай и учи неустанно.
3 Придет ведь скоро время, когда люди не захотят иметь дело со здравым учением;3 из прихоти окружат они себя толпой учителей, готовых ласкать их слух.
4 Они закроют уши свои для истины и предпочтут ей небылицы.
5 Но ты смотри на всё трезво и тяготы переноси терпеливо, усердствуй неутомимо в распространении Благой Вести и старайся как можно лучше делать всё, к чему обязывает тебя служение твое.4
6 Что до меня, жизнь моя, давно отданная Богу, теперь уже на алтаре5 и настал час ухода моего.
7 На добром поприще я подвизался, ныне бег жизни моей завершился.6 Я сохранил во всех испытаниях веру7 свою —
8 залог того, что ждет меня в будущем венец праведности. Сам Господь, Судья праведный, даст его мне в День Свой.8 И не мне одному, но и всем чающим явления Его.9
9 Постарайся поскорее прийти ко мне,
10 ведь Димас, прельстившись нынешним веком,10 оставил меня и отправился в Фессалонику. Крискент ушел в Галатию, Тит — в Далматию.
11 Со мной остался один Лука. Возьми с собой Марка, он может хорошо помочь мне в моем служении.
12 (Тихика я послал в Эфес.)
13 Когда пойдешь, захвати с собой теплый плащ мой, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно из пергамента.
14 Много зла сделал мне медник Александр. Господь воздаст ему11 по делам его.
15 Ты остерегайся его: он сильно противился всему, что мы говорили.
16 Когда пришлось мне в первый раз защищаться на суде, со мной не оказалось никого — все меня оставили. Да не вменится им!
17 Но был со мной Господь — Он укрепил меня, чтобы вполне совершилось мое провозвестие и все язычники вняли ему. Господь избавил меня тогда от пасти львиной,
18 не даст Он и ныне злу восторжествовать надо мной. Он сохранит меня для Царства Своего Небесного.12 Ему слава во веки веков! Аминь.
19 Привет от меня Приске и Акиле и дому Онисифора тоже.
20 Эраст задержался в Коринфе, заболевшего же Трофима пришлось оставить мне в Милете.
21 Постарайся прийти до зимы. Привет тебе от Эввула, Пуда, Лина и Клавдии и вообще от всех братьев.
22 Господь да пребудет с духом твоим. Благодать Его со всеми вами!

Новый Библейский Комментарий

4:1−22 Прощальное слово Павла к Тимофею

4:1−5 Последний наказ

Чувствуя приближение конца своей жизни, Павел хочет выразить себя со всей торжественностью. Его наказ подкрепляется истинностью Христова суда, несомненностью Его второго пришествия и установления царствия.

Содержание наказа изложено в ст. 2 и состоит из пяти заповедей, каждая из которых применима к проповедникам Евангелия в наши дни не меньше, чем к Тимофею. Павел начинает с проповедования, так как понимает, что это — основа (ср.: Рим 10:14). Быть готовым (рассуждения автора основаны на англ. переводе. В русской синодальной Библии — настой во время и не во время) означает, что Божий человек должен всегда быть на посту. Следующие три заповеди (обличай, запрещай и увещевай) дополняют друг друга, сочетая в себе строгость и мягкость. Эта работа требует большого терпения и внимания. Павел полагает, что Тимофей имеет ясное представление о требованиях к христианскому служению. Это представление дополняется в ст. 5, где дано еще четыре наставления. В любых ситуациях Тимофей должен сохранять самообладание и с готовностью переносить любые трудности. Христианское служение — это отнюдь не путь, усыпанный розами. Дело благовестника заключается в основном в проповедовании Евангелия, но последние слова призывают к преданности всем остальным аспектам служения.

В ст. 3 и 4 Павел немного отклоняется от темы и включает в свой наказ последнее предостережение, касающееся лжеучителей. Он уверен, что многие не примут здравого учения и будут слушать только то, что хотят услышать. И Павел снова упоминает басни, к которым обратятся эти люди.

4:6−8 Личное свидетельство

То, о чем собирается сказать Павел, должно послужить Тимофею уроком. Он обращается к той же метафоре жертвы, которую уже использовало днажды в Флп. 2:17. (В оригинале жертва возлияния — выразительный образ апостола, готового пролить свою кровь ради Христа.) Павел чувствует, что конец его близок. Метафора жертвы сменяется метафорой борьбы и течения (В оригинале — «беговая дорожка») (7). Он знает, что порученное ему дело почти завершено. Но в нем живет чувство уверенности, ему совершенно не стыдно за то, что он совершил. Слова веру сохранил согласуются с двумя другими утверждениями, из чего следует, что вера — это залог христианского учения, который Павелдоверил Тимофею. Возможно, он имеет в виду и преданность своим убеждениям.

Ст. 8 звучит торжествующе. Павел не сомневается, что получит венец. Вероятно, он думает о лавровом венке, которым награждали победителей спортивных состязаний. Но определение правды свидетельствует о духовной природе его будущей награды. Правда не достигается самим Павлом, а дается. Бог — праведный Судия, поэтому он не может дать что-то неправедное. Выражение день оный означает здесь день второго пришествия Христа, который в другом месте назван Павлом «судилищем Христовым». Павел рассматривает этот будущий день как близкий всем христианам, жаждущим наступления этого грандиозного события.

4:6−8 Личные замечания

В следующем фрагменте (9−13) Павел, несмотря на уверенность в близости своей кончины, допускает возможность встречи с Тимофеем. Он все еще надеется, что Тимофею удастся прийти к нему. Желание Павла встретиться с Тимофеем подогревается тем, что остальные его сотрудники находятся в разъездах. Самое грустное впечатление производит краткое замечание о том, что Димас оставил его. Этот человек был одним из ближайших сотрудников Павла в то время, когда он писал Кол 4:14. Надо полагать, что решение уйти далось ему нелегко, а притяжение мира было слишком велико. Лука, упомянутый среди прочих сотрудников, был для Павла единственной поддержкой. Лука и Марк, как и Димас, упоминаются в Послании к Колоссянам. В просьбе принести фелонь есть что-то трогательное. Вероятно, Павел страдал от холода в своем заточении. Особый интерес вызывают книги и кожаные книги. Трудно сказать, что они собой представляли. Это могли быть и ветхозаветные тексты, и личные бумаги Павла, или то и другое.

В ст. 14−15 звучит предостережение, относящееся к Александру меднику. Вероятно, это тот же человек, что и Александр, упомянутый в Деян 19:33−34 или в 1Тим 1:20. Павел говорит о сделанном им большом зле, охарактеризованном ниже как сопротивление словам Павла. Последняя строка ст. 14 перекликается с Пс 61:13.

Третий фрагмент (16−18) касается местонахождения Павла. Первый ответ — это, вероятно, предварительное следствие. Поскольку Павел не дает никакой дополнительной информации, более точная идентификация этого события невозможна. Оно имеет некоторое сходство с заключением Павла в Кесарии, но в Книге Деяний отсутствует упоминание о том, что все его оставили. Более вероятно, что речь идет о более раннем аресте Павла в Риме. Если это означает, что ему на помощь не пришли римские христиане, то причиной тому были либо их неосведомленность о местонахождении Павла, либо боязнь оказаться замешанными. Вероятно, у апостола было чувство, что его жестоко предали, раз он говорит, что все его оставили.

Несмотря на предательство окружающих, Павел воодушевлялся присутствием Господа. Это говорит о духовных ресурсах, на которые опирался Павел в трудную минуту, и они могут служить поддержкой всем рабам Божьим, страдающим ради Него. Павел утверждает, что получал силы для провозглашения благовестия даже во время заключения. Но его слова дабы... услышали все язычники вызывают затруднение. Понятно, что если он имеет в виду свое заключение, то все язычники не могли его слышать, если понимать эти слова буквально. Но, возможно, он выражается метафорически — в том смысле, что с утверждением благовестия в самом центре империи весь языческий мир оказался «в пределах слышимости». Вероятно, Павел считал, что его миссия проповедника исполнилась, когда он провозгласил благовестие в Риме.

Некоторые усматривают в ст. 17 намек на императора Нерона, но лев, от которого избавился Павел, — это общеизвестный символ опасности, не указывающий на конкретное лицо. В другом месте Нового Завета лев символизирует сатану (1Пет 5:8). Павел заканчивает на оптимистической ноте, и это невольно побуждает его к прославлению Бога. Принимая во внимание сказанное выше, избавление от всякого злого дела следует понимать не как надежду на освобождение из тюрьмы, а в религиозном смысле. Это согласуется с упоминанием Божьего Небесного Царства. Бросается в глаза резкий контраст между земным царством, в котором Павел терпит страдания, и нетленным небесным царством, победу которого он предвкушает.

4:19−22 Прощальные приветствия

Павел упоминает ряд своих близких друзей. Прискилла и Акила были особенно дороги ему, так как он жил в их доме в Эфесе (Деян 18). Об Онисифоре см. комментарий к 1:16. Ераст упоминается как сотрудник Тимофея в Деян 19:22. Трофим упоминается в Книге Деяний дважды — в 20:4 (в Милите) и в 21:29 (в Иерусалиме). Поскольку Трофим был жителем Эфеса, не исключено, что он собирался сопровождать Павла в последнем путешествии, но ему помешала болезнь. По-видимому, Тимофей об этом не знал, и его было необходимо уведомить.

В ст. 21 Павел снова настоятельно просит Тимофея поспешить к нему. Замечание о приближении зимы, возможно, объясняется тем, что в зимний период судоходство прекращалось. О людях, упомянутых в ст. 21, ничего неизвестно. В последнем благословении (22) первая часть адресована Тимофею, а благодать призывается на всех христиан.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: со всей настойчивостью свидетельствую; или: умоляю.
2  [2] — Букв.: приступай/стой рядом (или: настаивай) вовремя и не вовремя.
3  [3] — Или: для людей невыносимо будет слушать слова здравого учения.
5  [4] — Букв.: исполняй (доводя до конца) сл ужение твое.
6  [5] — Или: я уже на алтаре, как жертвенное возлияние.
7  [6] — Букв.: борьбою благородной боролся я, бег закончил.
7  [7] — Друг. возм. пер.: был во всем верен.
8  [8] — Букв.: тот.
8  [9] — Букв.: полюбившим явление Его.
10  [10] — Букв.: полюбив нынешний век/мир.
14  [11] — В некот. рукописях: пусть воздаст ему Господь.
18  [12] — Или: Он введет меня в Царство Свое Небесное.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.