2 да карынтыян 10 глава

Другі ліст да карынтыян сьвятога Паўла апостала
Пераклад П. Татарыновіча → Новый Библейский Комментарий

Пераклад П. Татарыновіча

1 А і я сам, Павал, што асабіста між вамі пакорны, а завочна адносна вас сьмелы, малю вас ціхасьцю й ласкавасьцю Хрыстуса;
2 прашу вас, каб, як прыйду к вам, ня быў я змушаны ужываць тае станоўкае сьмеласьці, зь якою думаю выступіць проці тых, што ўяўляюць сабе, быццам мы паступаем водле цела;
3 хоць бо мы жывём у целе, то не ваюем водле цела;
4 зброя нашага змагання не ў целе, але ў магуцтве Бога, паконываючым цьвярдыні, парынаючым замыслы,
5 і ўсякае надыманне, што паўстае проці Божага пазнання, ды палонячым усякі розум пад Хрыстусаву паслухмянасьць,
6 і гатовым помсьціць кажную непаслухмянасьць, як толькі ваш послух дасканальным станецца.
7 Прыглядаецеся выгляду? Хто самапэўны, што ёсьць Хрыстусавы, хай па сабе мяркуе, што як ён Хрыстусаў, дык гэтак і мы.
8 Бо, якбы я і болей выстаўляўся з нашай уладай, якую Бог даў нам на будаванне вас, а не на псаванне, дык-бы не паддаўся застыджэнню;
9 каб не здалося, бач, што маніўся вас застрашваць лістамі;
10 кажуць бо: «Лісты яго то важныя й строгія, але выглядам прысутным ён недасілак і мова яго залюгодная».
11 Хто гэтак кажа, то хай ведае: якія мы ў словах лістоў завочна, гэткімі й на дзеле будзем, прысутнымі.
12 Бо мы ня сьмеем сябе супастаўляць, ні раўняць з тымі, што самавыстаўляюцца: яны мераюць сябе самымі саобю ды раўняюць сябе з сабою бязглуздна.
13 А мы не бяз меры хваліцца будзем, але ў меру, ад Бога нам вызначанаю, такую меру, каб дасьцігнуць і да вас.
14 Мы не напружаем сябе, як недасьцігшыя да вас, бо-ж дасьціглі аж да вас з Эванэліяй Хрыстуса.
15 Не хвалімся надмерна такжа і працамі іншых, але спадзяёмся, што з узростам вашай веры узьвялічацімемся й мы між вамі водле нормы нашай,
16 так, каб і далей у краёх за вамі навучаць Эванэлію, не хвалячыся дакананым ужо іншымі.
17 «Хто бо хваліцца, хай у Богуспадару хваліцца».
18 Ня той бо варты, хто сам сябе хваліць, але той, каго хваліць Бог.

Новый Библейский Комментарий

10:1 — 13:14 Павел реагирует на новую критическую ситуацию

В данном разделе тон послания меняется. Эти главы отличаются от гл. 1−9. В предыдущих главах преобладало чувство облегчения и радость, доверие к Богу и коринфянам, несмотря на тот факт, что Павел ощущал потребность объяснить, почему он изменил маршрут своего путешествия, и подчеркнуть бескорыстный характер своего служения. Для этих последних глав характерен иронический тон, вызванный необходимостью самозащиты, они содержат упреки, направленные коринфянам, и опровержение критики оппонентов, проникших в церковь (см.: Введение, где обсуждается вопрос о личности оппонентов Павла). После применения дисциплинарных мер по отношению к оппоненту Павла и его восстановления в церкви, по-видимому, возникла такая ситуация, когда лжеапостолы стали непосредственно влиять на общину и настраивать против него членов церкви. Павел, считая, что его авторитет подвергается сомнению, равно как и его апостольство, был вынужден, вопреки сложившемуся было у него благоприятному мнению о положении в Коринфе, предпринять энергичную атаку на своих оппонентов. Ситуация, с которой на этот раз столкнулся Павел в своих взаимоотношениях с коринфянами, была наиболее острой из всех, которые имели место ранее, и это во многом определяет и тон, и содержание гл. 10−13, где Павел отвечает коринфянам.

10:1−6 Серьезная просьба

Ст. 1, 2 Павел начинает свой ответ с представления собственной персоны: Я... лично между вами скромен, а заочно против вас отважен. Здесь содержится намек на обвинение его противников после «скромного» ухода Павла в конце огорчившего его посещения Коринфа, с одной стороны, и его «жесткого» послания, написанного «отважно», когда он был вдали от них, — с другой. Он призывает коринфян действовать так, чтобы ему не пришлось прибегать к той твердой смелости против некоторых (оппонентов), когда он в третий раз посетит Коринф. Он отвергает обвинения оппонентов, утверждавших, что он поступает по плоти.

Ст. 3−6 Он отвечает своим противникам, используя арсенал «военных» метафор и утверждая, что хотя он и живет в мире (ходит во плоти), т. е. ведет нормальное человеческое существование со всеми его ограничениями, но не использует свойственное людям оружие (т. е. не пользуется обычными человеческими и сомнительными методами). Напротив, он говорит: Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь. Упоминая о «твердынях», он намекает на башни или крепостные валы, которые использовались в древности в качестве укреплений, но имеет в виду словесные аргументы, противостоящие «превозношениям» против познания Божия. Именно возвещение Евангелия (которое заключает в себе арсенал доводов, призванных смести ложные преграды, построенные против истины) помогает Павлу преодолеть сопротивление людей и «пленить» всякое помышление в послушание Христу. Здесь представлен образ твердыни и оборонительных сооружений, которые не являются недоступными. Цель Павла состоит не только в том, чтобы разрушить ложную аргументацию, но и направить мысли людей к Господу Христу. В итоге он говорит, что готов наказать каждое нарушение, непослушание Евангелию (со стороны своих оппонентов), когда послушание исполнится (т. е. когда коринфяне снова воспримут авторитет Павла и истину его Евангелия). Этот отрывок напоминает нам, что христианское служение предполагает борьбу умов. Ложные аргументы необходимо опровергнуть, чтобы открыть людям путь к истине Евангелия и найти жизнь во Христе.

10:7−11 Павел отвечает на критику

Ст. 7 Отвечая своим оппонентам, Павел утверждает, что он в не меньшей мере принадлежит Христу, чем те, кто претендуют на это (позднее он будет отрицать, что в целях аргументации идет здесь на компромисс, т. е. признает, что его оппоненты — истинные служители Христа; ср.: 11:13−15).

Ст. 8−11 Павел отвечает обвиняющим его в том, что он стал хвалиться [своей] властью, которую Господь дал, будто это хвастовство опровергает его собственные дела. Они говорят, что он устрашал людей своими строгими и сильными посланиями, которые писал вдали, на расстоянии, но в личном присутствии выглядел слабым, а его речи были невразумительными. Эти намеки направлены на его строго аргументированные послания, с одной стороны, и личную непрезентабельность во время визита в Коринфе, — с другой. Всем, выступающим с такой критикой, Павел говорит: Каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично. Это не только зашита, но и предостережение о том, что при следующем своем посещении он предпримет серьезные действия против злословящих его (ср.: 10:6; 13:1−4).

10:12−18 Хвала не без меры

Ст. 12−15а Павел с сарказмом описывает своих оппонентов, которые хвалятся, сравнивая себя с другими! Про себя же он говорит: мы не без меры хвалимся, но силой порученного ему Богом служения в качестве апостола для язычников и совершенной им в Коринфе работой.

Ст. 15б-18 Павел надеется на то, что с возрастанием веры коринфян (особенно теперь, когда кризис получил свое разрешение) его собственное служение обретет более широкие масштабы среди них, и это позволит ему распространить Благую весть за пределы Коринфа. Он надеется продолжить свое служение там, где Христа еще не знают (ср.: Рим 15:20), поскольку не хочет хвалиться готовым в чужом уделе. Павел завершает эту главу напоминанием о том, что не следует гордиться своими делами и хвалить себя. Все дела, в конце концов, должен восхвалять Господь (ср.: 1Кор 4:1−5). Он совершал свое служение, осознавая именно это, тогда как его оппоненты, вероятно, придерживались другой точки зрения. Для нас здесь тот же урок: не хвалиться своими делами во имя Христа.



2007–2024. Зроблена з любоўю для тых, што любяць і шукаюць Бога. Калі ў вас ёсць пытанні ці пажаданні, то пішыце нам: bible-man@mail.ru.