Иисус Навин 12 глава

Книга Иисуса Навина
Библейской Лиги ERV → Толковая Библия Лопухина

Библейской Лиги ERV

1 Народ Израиля овладел землёй к востоку от реки Иордан. Израильтяне захватили землю от потока Арнон до горы Ермон и всю землю с восточной стороны Иорданской долины. Вот цари, которых поразили израильтяне, чтобы захватить эту землю.
2 Они разгромили аморрейского царя Сигона, жившего в Есевоне, который правил страной от Ароера, у берегов потока Арнон, до реки Иавок. Его земля начиналась от середины этого потока. Это была граница израильтян с аммонитянами. Сигон правил половиной земли Галаада.
3 Он также правил восточной стороной Иорданской долины, от Галилейского озера до Мёртвого моря (Солёного моря). Он также правил землёй от Беф-Иешимофа к югу до горы Фасга.
4 Они также разбили Ога, васанского царя. Он был последним из рефаимов и правил землёй Аштарофа и Едрея.
5 Ог владел горою Ермон, Салхой и всем Васаном. Его земля кончалась там, где жили народы Гессур и Маах. Ог также правил половиной земли Галаада. Эта земля заканчивалась у земли Сигона, царя есевонского.
6 Моисей, слуга Господний, и народ Израиля победили всех этих царей. Моисей отдал ту землю коленам Рувима Гада и половине колена Манассии. Моисей дал им в наследие эту землю.
7 Израильтяне также разбили царей на земле, которая находилась к западу от реки Иордан. Сюда их привёл Иисус, он дал им эту землю и разделил её между двенадцатью коленами. Бог обещал дать им эту землю. Она находилась между Ваал-Гадом в Ливанской долине и горой Халак около Сеира.
8 Сюда же включалась горная страна, западные подножия, Иорданская долина, восточные горы, пустыня и Негев. На этой земле жили хеттеи, аморреи, хананеи, ферезеи, евеи и иевусеи. Вот цари, которых покорил народ Израиля:
9 царь Иерихона, царь Гая около Вефиля,
10 царь Иерусалима, царь Хеврона,
11 царь Иармуфа, царь Лахиса,
12 царь Еглона, царь Газера,
13 царь Девира, царь Гадера,
14 царь Хормы, царь Арада,
15 царь Ливны, царь Одоллама,
16 царь Македа, царь Вефиля,
17 царь Таппуаха, царь Хефера,
18 царь Афека, царь Сарона,
19 царь Мадона, царь Асора,
20 царь Шимрон-Мерона, царь Ахсафа,
21 царь Фаанаха, царь Мегиддона,
22 царь Кедеса, царь Иокнеама у Кармела,
23 царь Дора у Нафаф-Дора, царь Гоима в Галгале
24 и царь Фирцы. Общее число побеждённых царей составляло 31.

Толковая Библия Лопухина

Перечисление ханаанских царей, побежденных при Моисее и Иисусе Навине.

Нав 12:1. Вот цари той земли, которых поразили сыны Израилевы и которых землю взяли в наследие по ту сторону Иордана к востоку солнца, от потока Арнона до горы Ермона, и всю равнину к востоку:

Владения восточно-иорданских царей, завоеванные израильтянами, простирались от потока Арнона, служившего южной границей Аморрейского царства (Чис 21:13) до горы Ермона, которая составляет южный выступ Антиливана и носила еще у израильтян название «Сион» (Втор 4:48). Под всей равниной к востоку разумеется равнина по восточной стороне Иордана, называемая в настоящее время Ель-Гор.

Нав 12:2. Сигон, царь Аморрейский, живший в Есевоне, владевший от Ароера, что при береге потока Арнона, и от средины потока, половиною Галаада, до потока Иавока, предела Аммонитян,

Нав 12:2 Об Есевоне (по-еврейски Хешбон) см. к Чис 21:25. Город «Ароер», принадлежавший потом Рувимову колену (Нав 13:9:16), находился на северной стороне потока Арнона, где сохранились от него развалины, носящие название Apaар.

«И от средины потока». Последнему из этих слов в еврейском тексте соответствует ганнахал, что значит не только «поток», но и «долина» или так называемая у жителей Палестины «вади», служащая руслом потока в дождливое время года и затем высыхающая; такое значение дано этому слову и в греко-славянском переводе: κατὰ μέρος τῆς φάραγγος — «от страны дебри». В этой средине долины, как видно из Нав 13:9:16, Втор 2:36 (где употреблено то же выражение с дополнением к нему еврейского «гаир», переданного у LXX-ти словом ἡ πόλις — град), находился город, носивший название «Ар-Моав» (Чис 21:15−28), служивший вместе с Арофом обозначением южной границы царства Сигона.

О потоке Иавоке см. Чис 21:24. О Хиннерофском море см. Нав 11:2.

Нав 12:3. и равниною до самого моря Хиннерефского к востоку и до моря равнины, моря Соленого, к востоку по дороге к Беф-Иешимофу, а к югу местами, лежащими при подошве Фасги;

Город «Беф-Иешимоф» расположен был на восточной стороне северной оконечности «моря равнины», т. е. Мертвого; по Евсевию, Βηθασυμουθ, как он назван здесь, находился от Иерихона на расстоянии 10 римских миль (около 14 верст); место его указывается в развалинах Сувеме. К югу от него возвышается гора «Фасги».

Нав 12:4. сопредельный ему Ог, царь Васанский, последний из Рефаимов, живший в Астарофе и в Едреи,

Об Астарофе см. к Быт 14:5, где он назван «Астероф-Карнаим». «Едрея», по Евсевию (Αδραα), находился в 6 римских милях от Астарофа; место его указывается на юго-восток от Астерофа в нынешнем Дераат со значительными развалинами.

Нав 12:5. владевший горою Ермоном и Салхою и всем Васаном, до предела Гессурского и Маахского, и половиною Галаада, до предела Сигона, царя Есевонского.

«Салха», в греческих списках Σεκχαι, Σελχα. Селха, в настоящее время Селхад, в 4−5 часах пути на восток от Босры в Хауране. «Васанам» называлась северная часть восточно-иорданской страны или Галаада, простиравшаяся с юга на север от потока Иавока (Втор 3:15) до Ермона, именно «до предела Гессурского и Маахского», под которыми разумеются местности на восточной и западной сторонах Ермона (Raumer. Palastina), а от востока на запад от Салхи (Втор 3:10) до Хиннерофского моря (Нав 13:27), т. е. Геннисаретского озера.

Нав 12:7. И вот цари [Аморрейской] земли, которых поразил Иисус и сыны Израилевы по эту сторону Иордана к западу, от Ваал-Гада на долине Ливанской до Халака, горы, простирающейся к Сеиру, которую отдал Иисус коленам Израилевым в наследие, по разделению их,

Нав 12:8. на горе, на низменных местах, на равнине, на местах, лежащих при горах, и в пустыне и на юге, Хеттеев, Аморреев, Хананеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев:

См. Нав 11:17:9.1, 10.40.

Нав 12:9. один царь Иерихона, один царь Гая, что близ Вефиля,

Нав 12:10. один царь Иерусалима, один царь Хеврона,

Нав 12:11. один царь Иармуфа, один царь Лахиса,

Нав 12:12. один царь Еглона, один царь Газера,

Нав 6:1:7.1, 10.1.

Нав 12:13. один царь Давира, один царь Гадера,

Нав 12:14. один царь Хормы, один царь Арада,

Нав 12:14 О поражении названных здесь трех царей — «Гадера», «Хормы» и «Арада» библейским писателем прежде не было сказано, ср. замечание к Нав 11:21−23 относительно неполноты повествования о завоеваниях Иисуса Навина. Место «Гадера» с достоверностью неопределенно. «Хорма» (в греческих списках Ἐρμαθ, Ἐρμα), носивший у хананеев название «Цефат» (Суд 1:17), находился в уделе Иудина колена (Нав 15:30), но затем принадлежал Симеонову (Нав 19:4). По исследованиям (особенно Пальмера), он находился на месте обширных развалин Себаита в южной части Палестины, на западной стороне гор Азазимэ, верстах в 30 к северу от Кадес-Варни (Нав 10:41).

Об Араде — Толковая Библия, т. I, 244−245.

Нав 12:15. один царь Ливны, один царь Одоллама,

О г. Ливне — Нав 10:29.

Нав 12:15 «Одоллам», по Нав 15:35, находился в уделе Иудина колена, именно в равнине (Нав 15:33), следовательно, на запад от гор этого колена, где находились «Лахис» (Нав 15:39) и «Макед» (Нав 15:41). В первой (1Цар 22:1) и второй (2Цар 23:13) книгах Царств сообщена та особенность города или местности, носившей то же название, что здесь находилась Одолламская пещера, в которой скрывался Давид после своего бегства от гефского царя и во время преследования со стороны Саула. Таким библейским указаниям соответствует деревня Дейр Дуббан, в 2 часах пути от Елевферополиса (Нав 10:29), около которой в известковых горах находится весьма много пещер, которые могли послужить убежищем для Давида, когда он удалился из Гефа, находившегося невдалеке от этой местности (Нав 11:22). Это представление о месте Одоллама, названного в данном месте, подвергается, однако, сомнению со стороны некоторых ввиду того, что в указанном месте 2-й кн. Царств Одолламская пещера представляется находящейся недалеко от Вифлеема. В двух часах пути от последнего в деревне и долине Харейтун находится действительно целый ряд пещер, соединенных между собою переходами. На месте этих Харейтунских пещер и указывается некоторыми Одоллам, названный в кн. Иисуса Навина. В отечественной литературе представление об Одолламской пещере, как находившейся около Вифлеема, принято проф. А. А. Олесницким. Преобладающим, однако, представлением исследователей библейской географии Палестины остается то, что г. Одоллам, согласно с Нав 15:35, находился и равнине (Шефела), на западной стороне Иудиных гор.

Нав 12:16. один царь Македа, один царь Вефиля,

О Македе и Вефиле см. Нав 8:17:10.10.

Нав 12:17. один царь Таппуаха, один царь Хефера.

О победе над царями названных здесь городов не сказано в Нав 10 и Нав 11 и места городов с точностью не определены О «Таппуах» (в греческих списках Ταφουγ, Απφου) известно только из Нав 15:34−35, что он находился в равнине, к западу от гор Иудина колена, в местности, где находились Иармуф (Нав 10:5). «Хефер» (в греческих списках (Οφερ) встречается еще только в 3Цар 4:10, где названа «земля Хефер» рядом с «Coxo», находившимся в Иудином колене (Нав 15:35).

Нав 12:18. Один царь Афека, один царь Шарона,

Города с названием «Афек», значащим «крепость», упоминаются неоднократно в других местах кн. Иисуса Навина и прочих ветхозаветных книг (Нав 13:4:15.53, 19.30, Суд 1:31, 1Цар 4:1:29.1); но какой из этих одноименных городов разумеется в данном месте кн. Иисуса Навина и где он находился, остается неясным. «Шарон» (по-еврейски Лашшарон в некоторых из позднейших греческих списков Λεσαρον) не упоминается более в священных книгах и место его неизвестно.

Нав 12:19. один царь Мадона, один царь Асора,

Нав 12:20. один царь Шимрон-Мерона, один царь Ахсафа,

См. Нав 11:1.

Нав 12:21. один царь Фаанаха, один царь Мегиддона,

Нав 12:21 «Фаанах» находился в уделе Иссахарова колена, но принадлежал Манассиину (Нав 17:11); он расположен был на месте нынешней деревни Таанук в Изреельской равнине. «Мегиддон» по еврейскому тексту Мегиддо, (в греческих списках Μεγιδδων) находился также в уделе Иссахарова колена, но принадлежал Манассиину (Нав 17:11). Он расположен был близ Таанаха, как на это указывает неоднократное упоминание о нем рядом с последним (Суд 5:19, 3Цар 4:12 и др.). Место его указывается к северу от Таанаха в месте развалин, расположенных на двух холмах, носящих название Ледшун. Некоторые (Conder), впрочем, место Мегиддо указывают на Медшедд около Беф-сана, значительно на восток от Изреельской равнины, что признается менее вероятным.

Нав 12:22. один царь Кедеса, один царь Иокнеама при Кармиле,

Нав 12:22 «Кедес», впоследствии принадлежавший Неффалимову колену (Нав 19:37), в отличие от других городов, носивших то же название, назывался «Кедесом в Галилее». Он находился к западу от оз. Мером. Существующая на его месте небольшая деревня с остатками древности, между которыми указывается гробница Варака (Суд 4:6), доселе сохранила древнее название. «Иокнеам при Кармиле» (по греческим спискам Ἰεκοναμ τοῦ Χερμελ, в славянской Библии «Иекона́м Херме́ла») находился в уделе Завулонова колена (Нав 21:34) и расположен был при потоке (Нав 19:11). Его местом признается Телль-эль-Кэмун, как называется высокий, покрытый развалинами холм на юго-восточной стороне Кормила, вблизи потока Киссона.

Нав 12:23. один царь Дора при Нафаф-Доре, один царь Гоима в Галгале,

О «Доре при Нафаф-Доре» см. толкование к Нав 11:2. Место названного здесь «Галгала», как читается это название в еврейском тексте, указывается в нынешней деревне Галгулис, которая, по Евсевию, находилась в 6 римских милях на север от Антипатриды в Саронской равнине. То обстоятельство, что в древнем Ватиканском списке это название «Галгал» передано словом Γαλιλαίας — «Галилеи», не колеблет правильности сообщаемого здесь еврейским текстом названия ввиду того, что последнее находится в большинстве греческих списков, равно как и в переводе блаженного Иеронима (rех gentrum Galgal — «царь народов Галгал»). Свидетельство греческих списков важно здесь в том, однако, отношении, что им подтверждается понимание еврейского слова «гоим» (значащего, как нарицательное слово, «народы»), как имени собственного, которое носил этот царь.

Нав 12:24. один царь Фирцы. Всех царей тридцать один.

Где находилась «Фирца» (в греческих списках Θαρσα), бывшая столица Иеровоама, название которой значит «красота», неизвестно с несомненностью; большей частью местом ее признается нынешняя деревня Таллуза, в 2 часах пути на северо-восток от Наблуса, отличающаяся красивым местоположением. По Ватиканскому и Александрийскому спискам число всех сраженных царей вместо 31, как в еврейском тексте, читается 29, что произошло оттого, что в этих списках опущены: царь Македа (Нав 12:16) и царь Шарона (Нав 12:18); число 29 (цсл. кѳ) находилось в древнем славянском переводе. В позднейших греческих списках и основанных на них изданиях (Комплютенском и Альдинском), с которыми согласуется нынешний славянский перевод, число 29 изменено на 31 согласно с еврейским текстом.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.