Иисус Навин 18 глава

Книга Иисуса Навина
Библейской Лиги ERV → Толковая Библия Лопухина

Библейской Лиги ERV

1 Все израильтяне собрались в Силоме; поставили там шатёр собрания, потому что та земля была покорена израильтянами, так как они разгромили в ней всех своих врагов.
2 Но к тому времени семь колен Израиля ещё не получили землю, которую обещал им Бог.
3 Тогда Иисус сказал народу Израиля:
«Почему же вы так долго собираетесь взять свою землю? Господь, Бог отцов ваших, отдал эту землю вам.
4 Каждому колену необходимо выбрать по три человека, которых я пошлю размежевать землю. Составив детальное описание этой земли, они вернутся ко мне.
5 Они разделят землю на семь частей. Народ Иуды останется в своей земле на юге. Колено Иосифа пусть останется на своей земле на севере.
6 Вам необходимо составить описание этой земли, а затем разделить её на семь частей. Принесите мне эту карту! Давайте бросим жребий, и пусть Господь, Бог наш, решит, какая земля достанется каждому из колен.
7 Колено левитов не получит доли земли. Их доля — служить священниками Господу. Гад, Рувим и половина колена Манассии уже получили обещанную им землю. Она за Иорданом, на восточной стороне. Моисей, слуга Господа, уже дал им ту землю».
8 И люди, которые были избраны, пошли посмотреть на землю. Они намеревались составить описание той земли и принести его Иисусу, который сказал им перед уходом:
«Идите, изучите землю и составьте описание того, что вы видели, а затем возвращайтесь ко мне в Силом. Тогда я брошу жребий, и пусть Господь разделит эту землю для вас».
9 Они пошли по этой земле и, изучив её, составили для Иисуса детальное описание увиденного. Они описали каждый город и разделили землю на семь частей, а потом вернулись к Иисусу в Силом.
10 Иисус бросил в Силоме для них жребий перед Господом, разделил землю и дал каждому колену его часть земли.
11 Колено Вениамина получило землю, которая была расположена между землями Иуды и Иосифа. Каждый род из колена Вениамина получил свою землю. Вот земля, которую выбрали для колена Вениамина:
12 её северная граница начиналась у реки Иордан, шла вдоль северной стороны Иерихона, затем поворачивала на запад, поднималась в горную местность и доходила до восточной стороны Беф-Авена.
13 Граница шла на юг к Лузу (Вефилю), спускалась к горе Атароф-Адар, которая расположена на южной стороне Нижнего Беф-Орона.
14 С горы Беф-Орон граница поворачивала на юг и шла вдоль её западной стороны к Кириаф-Ваалу (называемому также Кириаф-Иарим), принадлежавшему колену Иуды. Это была западная граница.
15 Южная граница начиналась около Кириаф-Иарима и шла к реке Нефтоах.
16 Затем граница спускалась вниз, к подножью горы около долины Бен-Енном, к северу от долины Рефаимов, и нисходила по долине Еннома к южной стороне города Иевус, а потом шла к источнику Рогель.
17 Там граница поворачивала на север, шла к Ен-Шемешу, а оттуда — к Гелилофу, который расположен в горах, вблизи ущелья Адуммима. Граница спускалась к большому камню, который был назван камнем Богана, сына Рувима.
18 Граница шла к северной части Беф-Арава и спускалась в долину реки Иордан.
19 Затем она шла к северной части Беф-Хоглы и оканчивалась у северного берега Мёртвого моря, там, где в море впадает река Иордан. Это была южная граница.
20 Река Иордан служила восточной границей. Такова была земля, данная колену Вениамина, и таковы были её пределы со всех сторон.
21 Каждый род получил свою землю. Вот города, принадлежащие им: Иерихон, Беф-Хогла, Емек-Кециц,
22 Беф-Арава, Цемараим, Вефиль,
23 Аввим, Фара, Офра,
24 Кефар-Аммонай, Афни и Гева. Всего двенадцать городов и поля вокруг них.
25 Колено Вениамина получило также следующие города: Гаваон, Рама, Беероф,
26 Мицфа, Кефира, Моца,
27 Рекем, Ирфеил, Фарала,
28 Цела, Гаелеф, город Иевус (Иерусалим), Гива и Кириаф. Всего четырнадцать городов и поля вокруг них. Колено Вениамина получило все эти земли.

Толковая Библия Лопухина

1. Поставление священной Скинии в Силоме. 2−9. Увещание израильским коленам, не получившим удела, и новая мера к надлежащему разделению оставшейся земли. 10−20. Жребий Вениаминова колена и границы доставшегося ему удела. 21−28. Города в этом уделе.

Нав 18:1. Все общество сынов Израилевых собралось в Силом, и поставили там скинию собрания, ибо земля была покорена ими.

Когда земля была покорена и Ефремове колено заняло свой удел в срединной ее полосе, «Скиния собрания» (Исх 27:21 и др.) была перенесена из Галгала в Иорданской долине в Силом, город Ефремова колена. По Суд 21:19, он находился «на севере от Вефиля и на востоке от дороги, ведущей от Вефиля в Сихем». В настоящее время место его (найденное известным географом Палестины Робинсоном) носит название Сейлун. Холм, на котором он был расположен, окружен другими холмами и покрыт развалинами, носящими признаки древности. Силом находился в 8-и часах пути от Иерусалима в Сихем и в 4-х часах от последнего. Он избран местом для поставления Скинии, без сомнения, по божественному указанию, хотя библейский писатель не говорит об этом. Такое представление об избрании Силома внушается как постановлением Второзакония (Втор 12:11), по которому Господь избирает место для пребывания на нем Своего имени (это постановление имеет в виду писатель кн. Иисуса Навина в конечных словах Нав 9:27), так и словами пророка Иеремии (Иер 7:12): «пойдите... на место мое в Силом, где я... назначил пребывать имени Моему». Причина избрания этого места для общенародного святилища заключается, можно думать, в том, что последнее, находясь в середине Ханаанской земли, могло быть наиболее доступным для всего израильского народа.

Нав 18:3. И сказал Иисус сынам Израилевым: долго ли вы будете нерадеть о том, чтобы пойти и взять в наследие землю, которую дал вам Господь Бог отцов ваших?

«Нерадение», за которое укоряет Иисус Навин израильтян 7-и колен, не получивших еще удела, могло происходить и от привычки к кочевой жизни, среди которой родилось и выросло большинство народа, и от сознания больших трудностей, какие представляла для тогдашнего поколения израильтян оседлая жизнь в стране, в которой оставалось еще немало прежнего населения, борьба с которым требовала много мужества и напряжения сил. Такое поведение 7-ми колен не могло долго продолжаться, потому что завоеванная страна, оставаясь в течение долгого времени без оседлого населения, пришла бы в дикое состояние и остававшиеся по местам ханаанитяне усилились бы еще более. Для того, чтобы предотвратить на будущее время неудовольствия, подобные тому, какое выразили ефремляне и манасситяне, и достигнуть возможно более соразмерного с составом колен разделения земли, Иисус Навин принял особую меру, состоявшую в том, что посланы были по 3 от каждого из 7-и колен выборные, которые должны были собрать более точные и полные сведения о завоеванной стране, остававшейся еще неразделенною, причем выборные должны были иметь в виду то, «как надобно разделить им на уделы» (Нав 18:4), т. е. 7-и коленам, или на 7 участков.

Нав 18:9. Они пошли, прошли по земле, [осмотрели ее] и описали ее, по городам ее, на семь уделов, в книге, и пришли к Иисусу в стан, в Силом.

Из сказанного здесь об исполнении выборными возложенного на них поручения видно, что описание осмотренной ими ханаанской земли с находившимися в ней городами, они занесли «в книгу», указания которой должны были иметь решающее значение при возможных спорах между коленами относительно владения теми или другими местностями.

Нав 18:10. Иисус бросил им жребий в Силоме пред Господом, и разделил там Иисус землю сынам Израилевым по участкам их.

Нав 18:11. [Первый] жребий вышел колену сынов Вениаминовых, по племенам их. Предел их по жребию шел между сынами Иуды и между сынами Иосифа;

Нав 18:12. предел их на северной стороне начинается у Иордана, и проходит предел сей подле Иерихона с севера, и восходит на гору к западу, и оканчивается в пустыне Бефавен;

Нав 18:13. оттуда предел идет к Лузу, к южной стороне Луза, иначе Вефиля, и нисходит предел к Атароф-Адару, к горе, которая на южной стороне Беф-Орона нижнего;

Жребий брошен был Иисусом Навином в «Силоме пред Господом», т. е. пред Священной Скинией, как местом особенного божественного присутствия. Первый жребий вышел Вениаминову колену, которому указан был удел «между сынами Иуды и между сынами Иосифа», т. е. в средине между уделами Иудина колена и Ефремова. Вследствие этого северная граница Вениаминова колена совпала с южной границей Ефремова колена, от Иерихона до нижнего Вефорона, описанной в Нав 16:1−3.

Нав 18:14. потом предел поворачивает и склоняется к морской стороне на юг от горы, которая на юге пред Беф-Ороном, и оканчивается у Кириаф-Ваала, иначе Кириаф-Иарима, города сынов Иудиных. Это западная сторона.

От горы, которая возвышается пред Вефороном с южной стороны, граница поворачивала и шла «к морской стороне, — т. е. к западной, — на юг» и выходила к Кириаф-Ваалу, который носил еще название Кириаф-Иарима (Нав 9:17) и принадлежал Иудину колену.

Нав 18:15. Южною же стороною от Кириаф-Иарима идет предел к морю и доходит до источника вод Нефтоаха;

Южная граница Вениаминова колена совпадала с северной границей Иудина, описанной в Нав 15:5−9, с тем различием, что первая описана в направлении с запада на восток, а вторая — с востока на запад. Первая начиналась от «конца» (по еврейскому тексту «микцэ»), по греко-славянскому переводу ἀπὸ μέρους — «от части Кириаф-Иарима», т. е. от границы этого города, шла на запад «к морю... к источнику вод Нефтоаха» (Нав 15:9).

Нав 18:16. потом предел нисходит к концу горы, которая пред долиною сына Енномова, на долине Рефаимов, к северу, и нисходит долиною Еннома к южной стороне Иевуса, и идет к Ен-Рогелу;

Нав 18:17. потом поворачивает от севера и идет к Ен-Шемешу, и идет к Гелилофу, который против возвышенности Адуммима, и нисходит к камню Богана, сына Рувимова;

Нав 18:18. потом проходит близ равнины к северу и нисходит на равнину;

Нав 18:19. отсюда проходит предел подле Беф-Хоглы к северу, и оканчивается предел у северного залива моря Соленого, у южного конца Иордана. Вот предел южный. С восточной же стороны пределом служит Иордан.

Отсюда граница «нисходила к концу горы, которая пред долиною сына Енномова», на северном конце долины Рефаимов (Нав 15:8), далее спускалась в долину Еннома по южной стороне Иевуса, к источнику Ен-Рогел, и т. д. см. Нав 15:5−7.

Нав 18:21. Города колену сынов Вениаминовых, по племенам их, принадлежали сии: Иерихон, Беф-Хогла и Емек-Кециц,

Города, находившиеся в уделе Вениаминова колена, разделены на две группы по географическому положению их. Первую составляли 12 городов, находившихся в восточной половине удела, а именно: «Иерихон» (Нав 2:1), «Беф-Хогла» (Нав 15:6), «Емек-Кециц» (по греко-cлав. переводу: «Амеккаси́с»); имя этого, по-видимому, города носит в настоящее время долина между Иерусалимом и Иерихоном, к юго-востоку от источника апостолов (Нав 15:7).

Нав 18:22. Беф-Арава, Цемараим и Вефиль,

«Беф-Арава» (см. Нав 15:6:61); в последнем месте этот город причислен к Иудину колену. «Цемараим», по греко-славянскому переводу «Семри́м», одними указывается на месте развалин «Самра», на пути из Иерусалима в Иерихон, другими на горе Цемараимской, одной из гор Ефремовых (2Пар 13:4), Вефиль (Нав 7:2).

Нав 18:23. Аввим, Фара и Офра,

«Аввим» неизвестен по своему положению. «Фара» указывается на месте развалин, носящем то же название, в вади Фара, к юго-западу от Иерихона, в 3-х часах пути от него и стольких же от Иерусалима. «Офра» у Евсевия и Иеронима указана в 5-ти рим. милях на восток от Вефиля; местом этой Офры, отличной от Офры Гедеона в Манассиином колене (Суд 6:11), признается деревня Ет-Таийгебэ с развалинами древней крепости на вершине холма, к северо-востоку от Вефиля.

Нав 18:24. Кефар-Аммонай, Афни и Гева: двенадцать городов с их селами.

Из названных здесь трех городов известно положение последнего — «Гева» (в греко-славянском переводе «Гаваа́»), который находился на месте нынешней деревни Джебы, расположенной на высоком холме, покрытом развалинами, в 2 12 часах пути к северо-востоку от Иерусалима.

Нав 18:25. Гаваон, Рама и Бероф,

Вторую группу городов Вениаминова колена составляли 14, находившихся вообще в западной половине удела. Из них о Гаваоне см. Нав 9:3. «Рама» находилась, по Суд 19:11−14, на север от Иерусалима, по Евсевию, в 6-ти рим. милях от него; согласно с этим, местом его признается селение Ер-Рам, на высоком холме, с развалинами храма и башни, в 2-х часах пути на север от Иерусалима. Эта Рама была тождественна, по всей вероятности, с Рамафаим-Цофим или Рамой, местом рождения и жительства пророка Самуила (1Цар 1:1:19, 7.17 и д.). Относительно Бероф см. Нав 9:17.

Нав 18:26. Мицфе, Кефира и Моца,

Нав 18:27. Рекем, Ирфеил и Фарала,

Из названных здесь 6-и городов известны по своему географическому положению только первые два. «Мицфе» (в славянской Библии «Масфа́») находился на высокой горе, носящей название Неби Самвиль («пророк Самуил»), в 2-х часах пути к северо-западу от Иерусалима, в 12 часе на юг от Гаваона. О Кефире см. Нав 9:17.

Нав 18:28. Цела, Елеф и Иевус, иначе Иерусалим, Гивеаф и Кириаф: четырнадцать городов с их селами. Вот удел сынов Вениаминовых, по племенам их.

Нав 18:28 Местоположение «Целы», служившей местом погребения рода царя Саула (2Цар 21:14) и «Елефа», неизвестно. Цела и Елеф в Алекс. и некоторых других греческих списках образуют одно название Σηλαλεφ или Σελαελαφ, как и в славянской Библии. «Гивеаф», называемый в др. местах «Гивой» (Суд 19:12), «Гивой Вениаминовой» (1Цар 13:2) или «Гивой Сауловой» (1Цар 11:4), указывается обыкновенно на час пути к северу от Иерусалима, на высоком холме Тельель-Фуль, на вершине которого находятся развалины башни из древнего материала.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.