To the choirmaster: according to The Dove on Far-off Terebinths. A Miktama of David, when the Philistines seized him in Gath.
1 Be gracious to me, O God, for man tramples on me;
all day long an attacker oppresses me;
for many attack me proudly.
I put my trust in you.
in God I trust; I shall not be afraid.
What can flesh do to me?
all their thoughts are against me for evil.
they watch my steps,
as they have waited for my life.
In wrath cast down the peoples, O God!
put my tears in your bottle.
Are they not in your book?
in the day when I call.
This I know, thatd God is for me.
in the Lord, whose word I praise,
What can man do to me?
I will render thank offerings to you.
yes, my feet from falling,
that I may walk before God
in the light of life.
Псалом написан Давидом во время пребывания в пещере. Вероятно, здесь разумеется Одолламская пещера, где спасался Давид по возвращении от филистимлян на родную землю от продолжавшихся преследований со стороны Саула (1Цар 22:1). «Не погуби», отвечая просительному содержанию псалма, в то же время указывает на мотив песни, по образцу которой должен быть исполняем псалом.
Я взываю к Тебе, Господи, о помощи, находясь среди врагов, дышащих против меня злобой; я верую, что Ты спасешь меня, за что будь превознесен над всею землею! (2−6) Враги расставили мне сети, но я, уверенный в Твоей защите, приготовился встретить эти нападения (7−8). Восстань, Господи! я буду воспевать среди народов все необъятное величие Твоих благодеяний (9−12).
Пс 56:2. Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды.
«В тени крыл Твоих я укроюсь». Изображение попечительной заботы Господа о своем праведнике; как под крыльями наседки птенец всегда найдет верную защиту, так и Господь печется и сохраняет преданных Ему.
Пс 56:4. Он пошлет с небес и спасет меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлет Бог милость Свою и истину Свою.
Господь пошлет «милость Свою и истину Свою» — два свойства, часто указываемые вместе для определения отношений Бога к человеку. «Милость» — Его снисхождение, «истина» — верность своим обетованиям относительно судьбы праведников, почему Он защищает и покровительствует последним, а таким и был Давид, незаслуженно гонимый от Саула.
Пс 56:5. Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч.
Характеристика врагов Давида: они дышали пламенем (разумеется злоба), похожи на львов, у которых вместо зубов — копья и стрелы, а язык — меч. Черты, указывающие на силу и степень жестокости преследований.
Пс 56:6. Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
Спасение Давида при таких тяжелых обстоятельствах не может быть достигнуто обыкновенными человеческими усилиями, а потому избавление от них является делом самого Господа, за которое Он должен быть превознесен не только по всей земле, среди людей, но и «выше небес» — выше видимого звездного мира, там, где постоянное присутствие Бога и Его ангелов.
Пс 56:8. Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и славить.
Вера Давида в помощь и защиту Господа изменила его тревожное и понурое настроение духа на твердую уверенность в своем спасении — «сердце его готово» без колебаний и страха встретить все опасности и преследования от врагов.
Пс 56:10. Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен,
Прославление Давидом Господа среди народов исполнено настоящим составлением псалмов, которые, как и во время Давида, так и после него, вошли в богослужебное и частное употребление, и там, где поется или читается Псалтирь, там воспевается Господь. Псалтирь же нашла распространение среди всех народов.
Пс 56:11. ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.
«Милость... до небес» и «истина до облаков» — образы, указывающие на великую степень любви Бога к человеку и на крепость посылаемой Им защиты.