2 Korinther 5 глава

2 Korinther
Luther Bibel 1545 → Толкование Далласской семинарии

Luther Bibel 1545

1 Wir wissen aber, so unser irdisch Haus dieser Hütte zerbrochen wird, daß wir einen Bau haben, von GOtt erbauet, ein Haus, nicht mit Händen gemacht, das ewig ist, im Himmel.
2 Und über demselbigen sehnen wir uns auch nach unserer Behausung, die vom Himmel ist, und uns verlanget, daß wir damit überkleidet werden,
3 So doch, wo wir bekleidet und nicht bloß erfunden werden.
4 Denn dieweil wir in der Hütte sind, sehnen wir uns und sind beschweret, sintemal wir wollten lieber nicht entkleidet, sondern überkleidet werden, auf daß das Sterbliche würde verschlungen von dem Leben.
5 Der uns aber zu demselbigen bereitet, das ist GOtt, der uns das Pfand, den Geist gegeben hat.
6 Wir sind aber getrost allezeit und wissen, daß, dieweil wir im Leibe wohnen, so wallen wir dem HErrn.
7 Denn wir wandeln im Glauben und nicht im Schauen.
8 Wir sind aber getrost und haben vielmehr Lust, außer dem Leibe zu wallen und daheim zu sein bei dem HErrn.
9 Darum fleißigen wir uns auch, wir sind daheim oder wallen, daß wir ihm wohlgefallen.
10 Denn wir müssen alle offenbar werden vor dem Richterstuhl Christi, auf daß ein jeglicher empfange, nachdem er gehandelt hat bei Leibesleben, es sei gut oder böse.
11 Dieweil wir denn wissen, daß der HErr zu fürchten ist, fahren wir schön mit den Leuten; aber GOtt sind wir offenbar. Ich hoffe aber, daß wir auch in eurem Gewissen offenbar sind.
12 Daß wir uns nicht abermal loben, sondern euch eine Ursache geben, zu rühmen von uns, auf daß ihr habet zu rühmen wider die, so sich nach dem Ansehen rühmen und nicht nach dem Herzen.
13 Denn tun wir zu viel, so tun wir's GOtt; sind wir mäßig, so sind wir euch mäßig.
14 Denn die Liebe Christi dringet uns also, sintemal wir halten, daß, so einer für alle gestorben ist, so sind sie alle gestorben.
15 Und er ist darum für sie alle gestorben, auf daß die, so da leben, hinfort nicht ihnen selbst leben, sondern dem, der für sie gestorben und auferstanden ist.
16 Darum von nun an kennen wir niemand nach dem Fleisch; und ob wir auch Christum gekannt haben nach dem Fleisch, so kennen wir ihn doch jetzt nicht mehr.
17 Darum, ist jemand in Christo, so ist er eine neue Kreatur. Das Alte ist vergangen; siehe, es ist alles neu worden.
18 Aber das alles von GOtt, der uns mit ihm selber versöhnet hat durch JEsum Christum und das Amt gegeben, das die Versöhnung prediget.
19 Denn GOtt war in Christo und versöhnete die Welt mit ihm selber und rechnete ihnen ihre Sünden nicht zu und hat unter uns aufgerichtet das Wort von der Versöhnung.
20 So sind wir nun Botschafter an Christi Statt; denn GOtt vermahnet durch uns. So bitten wir nun an Christi Statt: Lasset euch versöhnen mit GOtt!
21 Denn er hat den, der von keiner Sünde wußte, für uns zur Sünde gemacht, auf daß wir würden in ihm die Gerechtigkeit, die vor GOtt gilt.

Толкование Далласской семинарии

2Кор 5:1. «Разрывы» между другими главами в этом послании создают больше трудностей, чем возникает тут, потому что сказанное в 5:1−10 уточняет и конкретизирует то, что выражено в 4:16−18. Непонимание этого факта еще более отягчает чтение этих и без того нелегких стихов.

Ранее Павел уже говорил о своем смертном «теле» (4:10−11), что оно изнашивается («тлеет»; 4:16). Теперь он сравнивает его с разрушающейся земной хижиной. Тело Иисуса Христа тоже было уподоблено жилищу, так как написано, что, воплотившись в него Он жил («обитал») среди людей (Ин 1:14). Вот почему так важно дорожить вечностью (2Кор 4:17): глава 5 начинается со слова «ибо» — в объяснение того, что было сказано перед этим. Всякое земное тело — временно, а всякое небесное вечно.

Сказанное тут о небесном теле как о жилище на небесах, которое мы имеем от Бога, как о доме «нерукотворенном», вечном, напоминает слова Иисуса Христа о Его собственном теле по воскресении, как о храме «нерукотворенном» (Мк 14:58). Итак, во 2Кор 5:1 подводится краткий итог тому, что Павел писал коринфянам прежде о природе тела, пережившего воскресение (1Кор 15:34−54). Уверенно звучащее: Ибо знаем… основано на тех аргументах, которые были приведены в 15 главе Первого Послания к Коринфянам.

2Кор 5:2−4. Итак, Павел увещевает верующих устремлять свой взор «не на видимое, но на невидимое» (4:18). В этих стихах, в сущности, выражается та же мысль. Земная жизнь апостола постепенно «истлевала» (4:16), он постоянно смотрел в лицо смерти (4:11−12). Прибегая к речевому приему метонимии — подмене некоего понятия другим, смежным, в данном случае — слова, выражающего причину («страдаем»), тем, которое выражает следствие («воздыхаем»), Павел дважды повторяет это последнее (5:2, 4; сравните Рим 8:22−23, где оно передано как «стенает», «стенаем»).

Но настанет такой момент, когда мы получим небесное наше жилище (2Кор 5:2, 4), и тогда на смену воздыхания и пребывания «под бременем» придут радость и ликование (Лк 6:21; 1Кор 15:51−55). Окончание 4 стиха: чтобы смертное поглощено было жизнью — надо понимать в смысле нашего облечения на небесах в нетленные и, значит, бессмертные, духовные тела (Флп 3:21).

Для Павла его земная жизнь, заканчивающаяся смертью, была подобна «наготе», подверженной унижению и лишениям. Заметим в связи с этим, что по-английски стих 3 читается несколько иначе, а именно: Потому, что будучи одеты («облечены»), мы не будем «обнажены». Кто же станет сосредоточивать свое внимание на нынешнем жалком состоянии «обнаженности» в преддверии вечной славы, ожидающей его? (2Кор 4:17−18).

Некоторые богословы и комментаторы полагают, что в этих стихах содержится намек на некое «промежуточное состояние» в период между смертью и воскресением. Подобная точка зрения выражается в двух формах: а) умершие, но пребывающие в сознании, верующие не имеют тел, ожидая получения нового тела в момент воскресения; б) умершие верующие, находясь в сознании, получают «промежуточные тела», которые как-то отличаются от тех, что они получат в момент воскресения. Упомянутые взгляды не кажутся обоснованными.

Судя по 4:16, Павел имел в виду только два состояния — временное и вечное. А потому искать какое-то третье не стоит. Из 5:4 ясно, что под пребыванием в этой хижине (сравните 2Пет 1:13) и нежеланием быть «нагими» (по-русски: «не хотим совлечься») подразумевается временная, земная жизнь, тогда как «облечься в небесное наше жилище» значит, стать бессмертными, минуя какие бы то ни было «промежуточные состояния».

Существует и другое понимание стихов 3−4, более созвучное русскому тексту Библии. Стих 3. Только бы нам и облеченным в бессмертные небесные тела не оказаться «нагими» в смысле «скудости» того духовного «плода», который мы принесли, живя в земном теле.

Стих 4. Вздыхая «под бременем» бренного тела, этого «тела смерти» (Рим 7:24), христиане хотели бы уже теперь получить новые тела («облечься»), и умирая при этом («не хотим совлечься» если бы это было возможно («чтобы смертное поглощено было жизнью»).

2Кор 5:5. Однако это нынешнее состояние постепенного умирания, сколь горестным оно бы ни было, имеет свою цели. Как писал апостол ранее, люди подобны глиняным сосудам, предназначенные Богом для того, чтобы по принципу контраста являть через них Свою все превосходящую силу (4:7).

Не менее утешительным является и осознание того факта, что в жизни каждого верующего Бог совершает процесс преобразования, который однажды завершится обретением им небесного тела и полного Христоподобия. Уверенность, что именно такой будет кульминация этого процесса, дается Святым Духом, чье присутствие в человеке и преобразующая деятельность (3:18) есть гарантия завершения спасения по благодати Божией (Рим 8:23; Еф 4:30). По поводу слов «залог Духа» толкование на 2Кор 1:22.

2Кор 5:6−8. При такой перспективе Павел мог испытывать чувство уверенности (по-русски — «благодушествовать»; 5:6, 8) и, не унывать (сравните 4:1, 16) даже и в смертной своей жизни.

В этих стихах (5:6−8) резюмируется тема, затронутая в 4:16−18. Выражение «водворяясь в теле» означает то же, что «находясь в этой (земной) хижине» (5:1); оно означает подлежать тлению (4:16), и, будучи смертным, быть «устраненным» от Господа (т. е. от непосредственного общения с Ним — сравните 1Кор 3:12).

В такой ситуации апостола поддерживало сознание временности ее и переходного характера (2Кор 4:18). Мыслями и сердцем он был сосредоточен не на нынешнем своем состоянии, а на будущем, не на видимом, а на невидимом. Жить так — и означает жить по вере, а не руководствуясь тем, что видишь, т. е. «ходить» верою, а не видением.

Это значит больше жить в свете конечной перспективы, а не непосредственной реальности (сравните Рим 8:24−25), и, следовательно, повиноваться Божиим повелениям, с какими бы тяготами ни было связано это повиновение (2Кор 11:23−29). Такой была жизнь Павла. Если бы выбор зависел от него, он предпочел бы поскорее окончить свое земное странствование и водвориться у Господа (Флп 1:21−23). Однако возложенные на него обязанности побуждали его продолжать активное земное существование (ср, Флп 1:24; Еф 3:1−13).

2Кор 5:9−10. Стимулом стойкости служила Павлу его цель угодить Господу (Гал 1:10; Кол 1:10), это его неугасимое желание на протяжении его земного странствования (будучи в теле, здесь — водворяясь ли), которое останется столь же ревностным и в небесах (выходя ли; сравните 2Кор 5:6).

Последовательному осуществлению этой цели апостолом способствовало знание, что наступит день, когда Господь оценит сделанное им. Он хотел угодить Господу, чтобы услышать от Него в тот день: Хорошо, добрый и верный раб (Лк 19:17). В предыдущем послании Павел упоминал об этом дне суда (1Кор 3:12−15), когда говорил о христианских учителях (1Кор 4:1−5). Теперь же он подчеркивает, что всем нам (верующим) должно явиться пред судилище Христово — сравните Рим 14:12 (что произойдет сразу после восхищения Церкви).

Верующие получат воздаяние соответственно тому, что они сделали в своей земной жизни (пока были в теле). За доброе (добрые дела) будет одно воздаяние (1Кор 4:5; Еф 6:8), а за худое (здесь буквально — задела, не имеющие цены, значения) — другое (1Кор 3:15; Кол 3:25). Однако здесь речь идет не о спасении или вечной погибели. На этом суде не будет решаться вопрос пребывания в вечности. Ибо спасение обретается верою (Еф 2:8−9), оценке же будут подлежать дела, которые из этой веры проистекали (1Фес 1:3).

Последующий день суда и перспектива вечности оказывали благотворное воздействие на Павла. Именно это давало ему стойкость в испытаниях (2Кор 4:7−12), побуждало его к верности в служении (5:11; сравните с 1Кор 4:2−4).

5. ПРОПОВЕДЬ ПРИМИРЕНИЯ (5:11 — 6:2)

Описание Павлом его христианского служения касалось и работы Христа (2:12 — 3:6), работы Святого Духа (3:7−18) и работы Отца (4:1−15). Павел, кроме того, представил это служение в свете вечности, столь необходимом для эффективного исполнения его (4:16 — 15:10). Теперь он переходит к вопросу о благовестии, т. е. о сердцевине всего христианского служения.

2Кор 5:11−12. Хотя Павел знал, что спасение и вечная жизнь даются по вере в Христа (Еф 2:8−9), мысль о том дне, когда он предстанет перед своим Спасителем (2Кор 5:10), вызывала у него благоговейный страх. Именно размышления об этом моменте, пробуждавшие в апостоле страх Господень, одновременно побуждали его к служению Ему (сравните Мф 10:28), целью которого было вразумлять людей, чтобы они примирились с Богом (2Кор 5:20).

Следующая далее защита Павлом себя (стихи 11−12) свидетельствует, что апостол, исполняя эту свою миссию, сталкивался с сопротивлением. Поскольку, очевидно, что проповедь об Иисусе Христе была неразрывно связана с жизнью и служением Павла (1Фес 1:5), так же, как эти последние были неотделимы друг от друга, апостол нуждался в оправдании и защите своего поведения с той целью, чтобы привлечь внимание слушателей к вести, которую он нес им. Здесь он держится той же тактики, которая прослеживается в его послании и ранее, а именно: говорит, привлекая в свидетели Бога, об искренности своих побуждений (сравните 2Кор 1:12, 23) и призывает коринфян подтвердить это, исходя из собственного опыта общения с ним (сравните 1:14; 4:2).

Апостол Павел, в отличие от своих оппонентов, не придавал значения каким бы то ни было видимым, т. е. внешнего порядка, свидетельствам в свою пользу (3:1−2; сравните 5:16а). Не внешним исполнением закона удостоверялось служение Павла, а внутренним свидетельством Святого Духа (3:3; сравните Рим 2:28−29). Не репутация его как таковая у коринфян беспокоила апостола (сравните 1Кор 3:21; Гал 1:10; 1Фес 2:6). Что действительно его волновало, так это то, как они относятся к его проповеди.

Он хотел, чтобы коринфяне воспринимали его как слугу Христа, а значит, и проповедь его — как весть от Бога (1Кор 4:1). Если бы они «хвалились» им, вестником (здесь буквально — «с торжеством и радостью внимали» ему), то имели бы что сказать его и своим собственным оппонентам, которые больше значения придавали внешним, — видимым, свидетельствам (они «хвалились лицем»), а не внутреннему состоянию человека (и не интересовались «сердцем» его); 1Цар 16:7.

2Кор 5:13. Прежде всего, необходимо отметить разночтение этого стиха в русской и английской Библиях. В английской читаем: «Если мы сходим с ума (выражение выйти из себя употреблено в том же значении и в Мк 3:21), то для Бога; если же мы в своем уме, то для вас». Павел готов был слыть безумным (11:16−17, 21) — только бы верили в его искренность. Кто, в самом деле, как не «вышедший из себя» (в значении «потерявший разум»; сравните 11:23; Мк 3:21) стал бы являть такое пренебрежение к самому себе? (сравните 1Кор 4:9−13).

Мог бы человек в здравом уме добровольно выйти навстречу безумствующей толпе, ищущей его гибели? (Деян 19:30; Деян 21:35−40). У кого бы достало рассудка возвратиться в город, из которого только перед тем его вытащили в беспамятстве, предварительно побив камнями? (Деян 14:19−20). Только человек, полностью посвятивший свою жизнь Господу, мог бы относиться к себе с подобным пренебрежением. И именно таким человеком был Павел.

Но коринфяне хорошо знали Павла и с другой — здравой, прозаической, если можно так выразиться, стороны — как учителя (Деян 18:11) и любящего отца (1Кор 4:14−16). Но каким бы он ни был в их глазах — безумным или здравомыслящим, служение его было бескорыстным, «совершавшимся …для вас», как пишет он. На свой лад апостол исполнил существо закона — любя Бога всем сердцем и всею душою и всем разумением, а ближнего своего любя, как самого себя (Мк 12:26−31).

2Кор 5:14−15. Почему Павел избрал такой путь в жизни? (стих 13). Потому, что таким был путь Христа (сравните Мк 3:21). Обладая всеми исключительными правами и преимуществами, согласно Своей Божественной природе, Иисус, тем не менее, принял на себя человеческую плоть и пошел путем послушания «даже до смерти» (Флп 2:6−8) крестной; Он умер за всех (не только за избранных, как полагают некоторые — 1Тим 2:6; Евр 2:9; 1Ин 2:2). Верою Павел уподобился Иисусу в Его смерти и воскресении (Рим 6:3−4; Гал 2:20). А потому и жил он так же «отвергнувшись себя», как и его Господь. Христова любовь, благодаря которой Павел обратился к Нему, теперь побуждала его идти крестным путем (сравните 1Ин 3:16). Позже, касаясь «служения примирения» (2Кор 5:18−19), Павел выявляет исторический и объективный смысл искупительной жертвы Иисуса Христа. Здесь же его занимают субъективные выводы, которые надлежит сделать каждому верующему из того, что совершено Спасителем. Все те, кто по вере вошли в сферу благотворного действия Христовой жертвы (и живут теперь духовною жизнью), должны отвечать Господу как самоотверженным, бескорыстным житием, так и участием в служении примирения. Чтобы живущие уже не для себя жили, но для Него. Павел именно так и жил, а потому коринфянам следовало «хвалиться» им (стих 12).

2Кор 5:16. «Знать по плоти» имеет значение «оценивать с мирской точки зрения». Пережив процесс обращения, Павел перестал оценивать людей по их внешним признакам, как это, по всей видимости, делали не только его оппоненты, но до известной степени и те коринфяне, которые находились под их влиянием (стих 12).

В свое время и Павел поступал также. Он гнал Иисуса Христа и Его последователей (Деян 22:4−5; 1Кор 15:9), потому что «знал» Христа но плоти (2Кор 1:12). Он располагал какими-то сведениями об Иисусе, но это не было сопоставимо с верой в Него. Ибо сведения о Господе сами по себе никого не могут превратить из эгоцентрика в самоотверженного человека (5:15). Только обращение к Нему может произвести такую перемену, как это и произошло с Павлом (Деян 9:1−20).

2Кор 5:17. Никто другой не был способен так глубоко осмыслить подобное превращение, как Павел, который из гонителя Христа стал Его верным глашатаем (Деян 9:5, 20−22). Он был во Христе (эту фразу Павел повторяет во многих своих посланиях, говоря о духовных взаимоотношениях верующих со Христом), поскольку он поверил евангельской вести и верою соединился со Христом (2Кор 5:14−15; сравните Рим 6:3−4; Гал 2:20; Гал 6:14). Быть во Христе — это значит быть новой тварью (новым творением; сравните Гал 5:15).

Новое творение — это творение Духа Святого, Который является Орудием возрождения (Тит 3:5) и Причиной рождения человека свыше (Ин 3:3, 6−8). Божия творческая работа по обновлению человека, начатая в каждом, кто уверовал во Христа, со временем будет завершена в масштабе вселенной (Откр 21:4−5). Древнее, т. е. прежнее (рабское подчинение собственному «я» и греху) прошло (2Кор 5:16; сравните Рим 6:6−14; Еф 4:22; Кол 3:9). Все новое — это новая жизнь, посвященная Христу, которая предполагает новое отношение к людям и ко всему сущему, а, значит, и новое поведение (2Кор 5:14−15; Рим 6:4; Еф 4:23 — 5:2).

2Кор 5:18−19. Как и первое творение (вся вселенная), новое творение осуществляется Богом и по Его инициативе: Все же от Бога (сравните 4:6; 1Ин 4:10). И еще: как и первое творение, новое — совершается посредством Христа (Иисусом Христом; сравните Кол 1:16).

Смерть Христа на кресте сделала возможным примирение человека с Богом (Рим 5:10−11). Примирение включает устранение мятежной и греховной вражды человека против Бога (Рим 5:10). И в этом — одно из замечательных свершений Божества в человеке и ради него, производимое в тот момент, когда, желая спастись от действия греха, человек уверует во Христа. Поскольку Иисус Христос взял на Себя грехи человечества и пригвоздил их ко древу креста (1Пет 2:24), появилась реальная возможность примирения людей с Богом (Еф 2:11−19).

Доверившись исключительно работе Христа по примирению, люди перестают быть объектом Божиего гнева (Рим 5:9), делаясь объектом Его благословений (Деян 16:30−31; Рим 8:1); одновременно совершается их переход от духовной смерти к духовной жизни (Ин 5:24; Еф 2:1, 5). Грехи людей больше не «вменяются» им, т. е. теряют свою силу как свидетельство против них, поскольку Христос взял их на Себя (2Кор 5:21; 1Пет 2:24; 3:18). Именно в этом величайшая ценность Евангелия, которое проповедовал Павел (2Кор 4:7), ибо оно есть примирение (5:19), распространяемое через служение примирения (5:18).

2Кор 5:20. В немногих других стихах так же четко, как в этих, изложена суть Павлова служения и его благовести (сравните Деян 26:16−18). Как Христос проповедовал мир человечеству (Еф 2:17) на основании того, что предстояло совершить Ему (Еф 2:16), так и Павел продолжал проповедовать от имени Христа. он был непосредственным вестником Божиего примирения, в служении которого должны соучаствовать все те, кто во Христе (2Кор 5:17, 19). Все верующие во Христа должны быть Его «посланниками» в этом мире. Призыв Павла выливался в страстную мольбу («мы вразумляем людей»; стих 11), обращенную к миру: от имени Христова просим: примиритесь с Богом (1Тим 2:3−4).

2Кор 5:21. Здесь Павел резюмирует основу благовестия. Крест делался видимым выражением любви Бога (Ин 3:16) и Христа (Ин 15:13; Рим 5:8). Спаситель был безгрешен: «ибо незнающего греха» А в Евр 4:15 сказано о Нем: «искушен во всем, кроме греха», и в 1Ин 3:5 «в Нем нет греха». Итак, безгрешный, Он взял на себя грехи мира (Ин 1:29; 1Пет 2:24; 1Ин 2:2).

Бог сделал Его для нас жертвою за грех (сравните Ис 53:4−6, 10). Грехи всего мира были возложены на Него для того, чтобы праведность Его могла быть в свою очередь дана тем, кто уверует в Него (Рим 5:17), и таким образом станет пребывать в Нем. Дар праведности можно получить только через веру (Рим 3:22; Рим 6:23; Евр 2:8−9; Флп 3:9).

2Кор 6:1. Но каким образом могли коринфяне «тщетно принять благодать Божию»? Верным «способом» для этого было бы разувериться в том благовестии, суть которого передана апостолом в 5:21. Лжеапостолы в Коринфе проповедовали нечто отличное от Павлова благовестия (11:4). Если это были иудаисты (сравните 3:7−11; 11:22), то они, вероятно, отрицали учение апостола в той его части, что праведность от Бога приобретается только верою. Принятие же «усеченного» Евангелия и сделало бы веру «тщетной» (сравните 1Кор 15:2).

У Павла были основания полагать, что кое с кем в Коринфе именно это и произошло (2Кор 11:2−3). Словом «тщетно» переведено здесь греческое слово «кенон», означающее «пустой, бессодержательный, безрезультатный, бесполезный»; 1Кор 15:14, 58; Гал 2:2; Флп 2:16; 1Фес 3:5. «Споспешники» — здесь в значении «соработников у Бога».



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.