От Луки 11 глава

Евангелие от Луки святое благовествование
В переводе Лутковского → Толкование Далласской семинарии

В переводе Лутковского

1 Как-то раз, будучи в одном из селений, Он молился, а когда закончил, один из учеников Его сказал Ему: Господи! Научи нас молиться, подобно тому, как Иоанн научил учеников своих.
2 И Он сказал им: когда вы молитесь, то говорите:Отец наш Небесный! Да прославится имя Твоё! Да наступит Царство Твоё! Да свершится воля Твоя как на небе, так и на земле!
3 Подай же нам ныне хлеб насущный,
4 и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем тем, кто согрешил пред нами, и удержи нас от искушения, и от лукавого нас защити.
5 И сказал им: если кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему среди ночи и скажет ему: друг, одолжи мне три хлеба,
6 ибо один из друзей моих с дороги зашел ко мне, но мне нечем угостить его;
7 а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня; двери уже заперты, и дети мои уже в постели со мною; не могу я встать и дать тебе;
8 то, уверяю вас: если он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его поднимется и даст ему то, что он просит.
9 Поэтому Я и говорю вам: просите, и будет дано вам; ищите и найдете; стучите, и отворят вам,
10 ибо всякий просящий — получает, ищущий — находит, а стучащему — отворяют.
11 Разве есть среди вас такой отец, который, если сын попросит хлеба, подаст ему камень, а если рыбы, то вместо рыбы подаст ему змею?
12 Или, если он попросит яйцо, то неужели он подаст ему скорпиона?
13 Поэтому если вы, будучи грешны, способны творить благодеяния детям вашим, то тем более Отец Небесный ниспошлет Духа Святого на тех, кто просит у Него об этом.
14 Однажды Он изгнал беса из немого, и после того как бес вышел, немой, к изумлению всех людей, стал говорить.
15 Некоторые же из них сказали: Он бесов изгоняет с помощью веельзевула, владыки бесов.
16 А другие, испытывая Его, требовали у Него знамения свыше.
17 Он же, зная их помышления, сказал им: любое царство, в котором начнутся междоусобицы, опустеет; а если они начнутся в доме, то дом распадется.
18 Вы же говорите, что Я с помощью веельзевула изгоняю бесов. Но ведь если сатана враждует против себя самого, разве может устоять царство его?
19 И если Я с помощью веельзевула изгоняю бесов, то с чьей же помощью изгоняют их сыновья ваши? Пусть же они будут судьями вам.
20 Если же Я по воле Бога изгоняю бесов, значит, приблизилось к вам Царство Божье.
21 Когда сильный человек с оружием охраняет своё жилище, его имущество в безопасности.
22 Но если более сильный нападет и победит его, то он захватит всё оружие его, на которое тот надеялся, и присвоит похищенное у него.
23 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
24 Нечистый дух, после того как он вышел из человека, скитается по безводным краям, ища покоя, и не находит. Тогда говорит он: возвращусь я в дом свой, из которого вышел.
25 И, придя, находит его свободным, убранным и украшенным.
26 Тогда он идет и берет с собой ещё семь духов, более злых, чем он сам, и, войдя в человека, они поселяются там. И становится для того последнее хуже первого.
27 Когда же Он говорил это, в толпе одна женщина воскликнула, обращаясь к Нему: блаженна та, чье чрево носило Тебя и чьи сосцы питали Тебя!
28 А Он ответил: ещё более блаженны те, которые слушают слова Божьи и поступают согласно им.
29 И стал Он говорить собравшемуся народу: род фарисеев — род лукавый; он знамения требует, но никакого знамения не будет дано ему, кроме знамения пророка Ионы,
30 ибо как Иона был знамением для ниневитян, так будет и Сын Человеческий для этого рода.
31 Царица южная воскреснет для суда с людьми этого рода и осудит их, потому что она из самых дальних земель пришла послушать поучения Соломона, а ведь здесь Тот, Кто превосходит Соломона.
32 Жители Ниневии восстанут для суда с этим родом и осудят его, потому что они покаялись после проповеди Ионы, а ведь здесь Тот, Кто превосходит Иону.
33 Никто, зажигая свечу, не ставит её в сундук или под кувшин, но на подсвечник, чтобы входящие видели свет.
34 Для тела светильник — око твоё. Поэтому если око твоё будет чистым, то и всё тело твоё будет светлым; если же око будет нечистым, то и всё тело твоё будет темным.
35 Следи же, чтобы свет, который в тебе, не стал тьмой!
36 Итак, если всё тело твоё светло и не имеет ни одного темного пятна, то всё оно будет светлым, как если бы светильник (изнутри) освещал тебя ярким светом.
37 После этих слов один фарисей пригласил Его к себе пообедать. Войдя в дом, Он сразу сел за трапезу.
38 Фарисей же удивился, увидев, что Он не совершил омовения перед едой.
39 Но Господь сказал ему: вы, фарисеи, очищаете снаружи и чашу, и блюдо, тогда как сами внутри полны алчности и коварства.
40 Неразумные! Разве внешнее сотворил не Тот, Кто сотворил и внутреннее?
41 Лучше бы вы раздали состояние своё как милостыню, тогда всё в вас стало бы чистым.
42 Но горе вам, фарисеям! Вы отдаете десятину с мяты, руты и всяких овощей, а правосудием и любовью Божьей пренебрегаете, тогда как это надо исполнять, но и того не упускать.
43 Горе вам, фарисеям! Вы любите занимать первые сиденья в синагогах и любите, чтобы вас приветствовали на улицах.
44 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры! Вы подобны заброшенным могилам, по которым люди ходят и не знают об этом.
45 Тут один из законников говорит, обращаясь к Нему: Учитель! Говоря так, Ты и нас оскорбляешь.
46 Он же сказал им: и вам, законникам, горе! Вы возлагаете на людей бремя невыносимых обязанностей, а сами ни одним пальцем своим не двинете, чтобы исполнить их.
47 Горе вам! Вы воздвигаете гробницы пророкам, а ведь это отцы ваши убили их.
48 Тем самым вы свидетельствуете о том, что одобряете дела отцов ваших, ибо они убили их, а вы воздвигаете им гробницы.
49 Вот и Божественное Писание1 говорит: Я посылаю к вам пророков и апостолов; одних из них вы убьете, а других — изгоните. (2Пар 36:15; Неем 9:26)
50 Да взыщется с этого рода кровь всех пророков, пролитая от создания мира,
51 от крови Авеля до крови Захарии, убитого между алтарем и жертвенником! Уверяю вас: взыщется она с этого рода.
52 Горе вам, законникам! Вы завладели ключами от врат познания, однако и сами не вошли, и тем, кто хочет войти, воспрепятствовали.
53 И когда Иисус уходил, книжники и фарисеи со всех сторон обступили Его и стали задавать Ему множество коварных вопросов,
54 чтобы в ответах его найти что-нибудь в обвинение Ему.

Толкование Далласской семинарии

3. НАСТАВЛЕНИЕ ИИСУСА ОТНОСИТЕЛЬНО МОЛИТВЫ (11:1−13)

Лк 11:1. Во всех важных случаях Своей жизни Иисус молился. Он молился, когда принимал крещение (3:21). И когда избирал Себе учеников (6:12). Он часто молился, оставшись один (5:16; 9:18), и молился на людях (9:28−29). Он молился о Симоне (22:32), Он молился в Гефсиманском саду перед крестным Своим страданием (22:40−44). И даже на кресте возносил Он молитву Отцу (23:46). Как-то один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться…

а. Образец Иисусовой молитвы (11:2−4) (Мф 6:9−15)

Лк 11:2−4. Эта молитва начинается интимным обращением к Богу: Отче наш… Именно так Сам Иисус обращался к Богу (сравните 10:21). Далее следует изложение пяти просьб. Первые две из них подразумевают «интересы» Самого Бога. Да святится имя Твое (хагиастето от хагиазо — «быть отделенным» и в этом смысле — «освященным»); здесь, однако, тот смысловой оттенок, что люди «да будут почитать» имя Божие как святыню.

Вторая просьба: Да приидет Царствие Твое. Иоанн Креститель, Христос, Двенадцать Апостолов и 70 учеников проповедовали приближение Царства Божиего. Молясь об этом, верующий свидетельствует о принятии им благовестия Иисуса и Его последователей.

Третья просьба: Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день. Ибо это необходимо для поддержания физической жизни людей.

Четвертая просьба: И прости нам грехи наши… — направлена на осуществление правильных отношений человека с Богом, которые были бы невозможны без прощения грехов. Прежде Лука показал, что прощение их зависит от веры (7:36−50). Прося о прощении, человек выражает веру в то, что Бог простит ему его грехи. И во свидетельство своей веры выражает готовность простить виновных перед ним.

Пятая просьба: И не введи нас во искушение. Но почему, казалось бы, просить об этом, если мы знаем, что Бог итак не хочет, чтобы человек впадал в грех? Смысл этой просьбы, очевидно, в следующем: последователи Христа просят Бога не допустить в их жизни таких обстоятельств, которые толкали бы их на совершение греха. Ибо, в отличие от законников, Его ученики сознают, насколько легко, по природе своей, могут они впасть в грех, и насколько, соответственно, велика их нужда в том, чтобы Сам Бог помогал им жить праведной жизнью.

в. Поучение о молитве в притчах (11:5−13)

Лк 11:5−8. Первая притча — о неотступности в молитвах. Поучение (как тут) доброму, «отталкиваясь» от дурного, характерно для Евангелия от Луки (сравните 16:1−9; 18:1−8). Казалось бы, «назойливость» (в греческом тексте буквально так, а не «неотступность»), какую проявляет пришедший посреди ночи к своему другу просить хлеба, не может быть приятной, но Богу она угодна (11:9−10). Иисус прямо призывает людей к настойчивости в молитвах — не ради того, чтобы добиться от Бога изменения Его решения, но для того, чтобы ценой упомянутой настойчивости получить по действительной нужде своей.

Лк 11:9−13. Вторая притча — о том, что Отец Небесный дает Своим детям только то, что есть благо для них, и не дает того, что может послужить им во вред. Иисус продолжает побуждать Божий народ просить («искать», «стучать»). Для этого и существует неотступная молитва. Он замечает, что и земные отцы, будучи грешны (злы), дают добрую пищу своим детям, а не такую, которая могла бы повредить им. (Приводимые Христом сравнения основаны на том, что некоторые рыбы напоминают по виду змей, а тело крупного белого скорпиона может быть принято за яйцо.) Насколько же больше земных отцов расположен к даяниям благим… просящим у Него Отец Небесный, — восклицает Иисус. О Духе Святом, Которого предстоит получить Его ученикам (Деян 2:1−4), Господь говорит как о лучшем из «благих даяний». Однако Небесный Отец раздает как небесные, так и земные благословения.

Верующие наших дней не имеют необходимости просить о низведении на них Святого Духа, поскольку об этом уже молились ученики Христа, и Бог ответил на их молитву в день Пятидесятницы (Рим 8:9).

4. ВСЕ БОЛЬШЕЕ ЧИСЛО ЛЮДЕЙ ОТВЕРГАЕТ ИИСУСА (11:14−54)

В описании Луки отвержение Христа и Его благовестия достигает здесь своей высшей точки. Рассказав о нем, евангелист записывает поучения Иисуса Его последователям относительно того, как им следует держаться в подобной ситуации.

а. Обвинение Иисуса в действиях бесовской силою (11:14−26) (Мф 12:22−30; Мк 3:20−27)

В Евангелии от Луки многократно встречаются упоминания о «бесах» и «злых нечистых духах». Иисус неизменно одерживал верх над ними, чем свидетельствовал о Себе как о Мессии (7:21; 13:32). Да и сами бесы признавали Его власть над собой (4:31−41; 8:28−31), как, впрочем, и враги Христа (11:14−26). Власть над силами зла Он давал и другим (9:1), и эти Его способности постоянно приводили народ в изумление (4:36; 9:42−43).

Лк 11:14−16. Однажды Иисус изгнал из одержимого беса немоты, и среди удивлявшегося народа некоторые стали говорить, что Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского, т. е. они заявляли, что Иисус одержим сатаною.

Имя «Веельзевул» первоначально означало что-то вроде «господина князей», но потом, видоизмененное посредством каламбура, стало произноситься как «бог мух» (о «веельзевуле» в 4Цар 1:2).

Другая группа в толпе, искушая Иисуса, требовала от Него знамения с неба.

Лк 11:17−20. Иисус дает враждебно настроенным к Нему людям двоякий ответ. Это было бы нелогично, следует из Его слов, чтобы сатана сам же изгонял своих бесов, — ведь тогда царство его, разделившись в себе, утратило бы свою силу. Затем Он указывает на непоследовательность Своих обвинителей. Если принадлежащие к их среде (сыновья ваши) изгоняют бесов силой Божией (из риторического вопроса Христа в стихе 19 следует, что они в этом не сомневались, то, очевидно, той же силою изгоняет их и Он. И тогда Царствие Божие «приблизилось» к ним.

Лк 11:21−22. Притчу о сильном и сильнейшем толкуют по-разному. В контексте вышесказанного (стихи 17−20) напрашивается вывод, что сильный — это сатана, а сильнейший — Христос. Под «нападением» Христа на сатану и Его «победой» над ним Лука мог иметь в виду искушение Христа в пустыне, или Его воскресение из мертвых, либо последнюю и окончательную победу Его над сатаною, когда тот будет скован. Но главная мысль здесь та, что Иисус, будучи сильнее сатаны, разделит похищенное у него. Другими словами, установит Свою власть над людьми, освобожденными из-под власти диавола; среди «освобожденных» — и бывшие бесноватые.

Лк 11:23−26. (Мф 12:43−45). Иисус говорит о том, что человек не может оставаться на «нейтральной позиции» в борьбе между Христом и сатаною. Каждый человек обязан принять ту или иную сторону. Думавшие, что Христос изгонял бесов силою бесовскою, несомненно выступали против Него.

Дальнейшие слова (стихи 24−26) с трудом поддаются в этом контексте пониманию. Возможно, Иисус имел в виду того человека, из которого только что изгнал беса, и делает его символом всякого одержимого. Душу, освобожденную от бесов. Он уподобляет дому… выметенному и убранному. Но если владеющий им человек не признает Христа своим Мессией, то останется беззащитным перед силами зла, и изгнанный из него нечистый дух возвратится к нему в сопровождении еще семи. И положение такого человека станет хуже прежнего. Матфей приводит эту притчу в несколько ином контексте, добавляя, что именно это и случится «с этим злым родом», слышащим, но отвергающим Его благовестие (Мф 12:45).

б. Иисус — о необходимости соблюдать слово Божие (11:27−28)

Лк 11:27−28. Нечто подобное Иисус говорил в 8:19−21; здесь та же мысль — что родственные связи это не самое главное в жизни. Женщина в толпе воскликнула, что счастлива та, которая родила Иисуса. Физическому родству предавалось в те дни особое значение. Весь еврейский народ гордился своим происхождением от Авраама (Ин 8:33−39). Иисус же ответил на возглас женщины, что не кровная связь определяет «меру блаженства»: счастливее Его матери слышащие слово Божие и соблюдающие его. Лука, как уже говорилось, постоянно подчеркивает, что Евангелие дано не только евреям, но всем, кто доверится Христу.

в. Иисус отказывается дать знамение (11:29−32) (Мф 12:38−42; Мк 8:11−12)

Лк 11:29−32. Лука не уточняет, кто именно требовал от Иисуса знамения с неба (стих 16); у Матфея и Марка записано, что это были фарисеи (сравните Мф 12:38 и М ар. 8:11). Под «знамением» понималось совершение чуда в подтверждение истинности сказанного. Из стиха 29 мы узнаем о реакции на эти требования Христа. Он сказал, что знамения им дано не будет, кроме знамения Ионы пророка. Это знамение толковалось двояко.

Предполагали, что им было самое появление перед ниневитянами Ионы, чья кожа потеряла свой цвет, сделавшись неестественно белесой под воздействием желудочного сока кита. Но в контексте дальнейших слов Христа такая трактовка «не работает». Так что «знамением Ионы», очевидно, явилась его проповедь (стих 32).

Призывая ниневитян к покаянию, он рассказывал им, как Бог чудесной силой Своей сохранил ему жизнь во чреве кита. И слушавшие его верили ему, даже если «физического доказательства» его слов не было налицо. Последующие слова Христа о царице Южной говорят в пользу именно такого толкования. Ибо она проделала долгий путь, чтобы послушать мудрых речей Соломона (3Цар 10 гл.).

И, слушая его, она не требовала подтверждений его мудрости «свыше». Вывод ясен: род сей, слушавший речи Иисуса, не имел в себе и такой веры, какую имели некогда язычники, слушавшие слово Божие в прежние эпохи. В этом смысле и говорится, что ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, не покаявшийся и от проповеди Иисуса, тогда как они покаялись от проповеди Иониной. Иисус был больше Соломона и больше Ионы (Лк 11:31−32). То, что здесь употреблен средний род: «и вот здесь больше Соломона»; и «вот здесь больше Ионы» — по-видимому, означает, что Иисус подразумевал Царство Божие, представляемое Им.

г. Иисус говорит об ответственности слушающих Его (11:33−36)

Лк 11:33−36. Смысл сказанного Христом в этих стихах в том, что знамения — ни к чему, потому что Он принес с Собой свет Божественного откровения, которое при желании могут видеть все. Нужно только здоровое духовное видение (если око твое будет чисто, чтобы этот свет воспринять и жить в соответствии с ним (то и все тело твое будет светло). (толкование на 8:16−18.)

д. Фарисеи обвиняют Иисуса (11:37−54) (Мф 23:1−36; Мк 12:38−40)

Лк 11:37−41. Один фарисей просил Его к себе обедать и был удивлен тем, что перед обедом Иисус не совершил ритуала омовения рук. Отвечая ему, Иисус обличил фарисеев в жадности и посоветовал им более заботиться о внутреннем «очищении», нежели о «внешнем». Свидетельством внутреннего очищения (очищения души) явилась бы раздача милостыни бедным. Своих грехов они бы этим не искупили, однако показали бы, что верно понимают Закон и находятся в правильных взаимоотношениях с Богом.

Лк 11:42−44. Далее Иисус трижды провозглашает фарисеям горе (осуждение) за несоблюдение ими справедливости («суда») и любви Божией. Они связали себя по рукам и ногам неукоснительным исполнением ритуалов и обрядов, давая десятину, к примеру, и с небольшого количества специй. Но это лишь свидетельствовало об их лицемерии (сравните 12:1).

Исполненные самомнения и гордости, они любили занимать наиболее почетные места в синагогах и слышать, как народ почтительно приветствует их. Таким образом, вместо того, чтобы указывать людям правильный путь, они вводили тех, кто слушал их, в заблуждение. Иисус сравнивает их в этом смысле с гробами скрытыми, т. е. никак не «обозначенными» (обычно гробницы красили в ярко-желтый, «предупреждающий» цвет — от ред.); ходившие по «скрытым» могилам, не зная того, подвергались ритуальному осквернению (Чис 19:16).

Ритуальной нечистоты фарисеи боялись, но Иисус дает им понять, что жадностью своей, гордостью и недобротой они духовно оскверняли весь народ, шедший за ними.

Лк 11:45−52. Затем Иисус трижды возвещает горе учителям Закона (стихи 46−47, 52). Требуя от людей скрупулезного исполнения его, они налагали на них бремена неудобоносимые, ничего не делая, чтобы помочь им (и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них). Они строили гробницы пророкам. Слова Иисуса, что тем они как бы отождествляли себя со своими отцами, пророков побивавшими, не следует понимать так, что Он осуждал поддержание гробниц в порядке; скорее Он осуждал Своих современников за то, что те ограничивались возведением памятников пророкам, слов же их не исполняли.

Бог в премудрости Своей знал, как будут поступать иудеи в отношении посылаемых им пророков и Апостолов. И по воле Его взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира, от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом (подразумевается убийство всех невинных служителей Божиих). Первой такой жертвой был Авель (Быт 4:8), а священник (не пророк) Захария был последним мучеником Ветхого Завета (2Пар 24:20−21; в евр. Библии именно эта книга является завершающей).

В стихе 52 Христос осуждает «знатоков закона» за то, что они, овладев «ключом» к разумению истины, не только сами не пользуются им, но и народ не допускают к спасающему познанию этой истины, т. е. Его учения (сравните Лк 13:14).

Лк 11:53−54. Фарисеи и законники, исполненные самых недобрых чувств, стали приступать к Иисусу, надеясь сбить Его с толку вопросами и уловить в чем-нибудь.

Б. Наставления Иисуса Его последователям в свете отвержения Его истины (12:1 — 19:27)

Поначалу Христос преподал ряд истин узкому кругу Своих учеников (12:1−53), затем Он наставлял по различным вопросам народ (12:54 — 13:21). Он учил о людях Царства (13:22 — 17:10) и о том, как должны держаться и действовать Его ученики в свете приближения Царства (17:11 — 19:27).

Примечания:

 
В переводе Лутковского
[11.1] «божественное Писание» — досл.: «премудрость Божья».
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.