Апокалипсис 21 глава

Апокалипсис откровение Иоанново
Русского Библейского Центра → Толковая Библия Лопухина

Русского Библейского Центра

1 И я увидел новое небо и новую землю. Не стало прежнего неба и прежней земли, нет больше моря.
2 Я увидел святой город — новый Иерусалим. Он спускался с неба от Бога — так выходит в свадебном наряде невеста к своему суженому.
3 И я услышал могучий голос со стороны престола: «Вот Божья скиния людям. С ними будет жить Бог — они будут Его народом. Сам Бог будет с ними — Он будет их Богом.
4 Бог отрет с их очей все слезы. Смерти больше не будет. Не будет больше ни плача, ни жалобных стонов, ни боли. Прежнее кончилось».
5 Восседающий на престоле сказал: «Сегодня творю все новое». И говорит: «Эти слова истинны и верны. Пиши!».
6 И сказал мне: «Свершилось! Я — Альфа и Омега, Начало и Конец. Тому, кто жаждет, дам воды из источника жизни. Это дар.
7 Все наследует победитель. Я буду ему Богом. Он будет Мне сыном.
8 А тому, кто празднует труса, погряз в неверии, пороках, — убийце, развратнику, чародею, идолопоклоннику, лжецу, — участь в озере огненном, серном. Это смерть вторая».
9 Подошел один из семи ангелов, у которых были семь чаш с последними пагубами, и говорит мне: «Пойдем, посмотришь на невесту — жену Агнца».
10 И перенес меня высотами Духа на огромную, высокую гору и показал мне святой город Иерусалим. Он спускался с неба от Бога
11 В славе Божьей светоносной, подобно самоцветному камню — камню яшме кристальной чистоты.
12 В его огромной, высокой стене двенадцать ворот, у ворот — двенадцать ангелов. На воротах выбиты имена двенадцати племен сынов Израилевых.
13 Ворот на восточной стороне трое, на северной трое, на южной трое, на западной трое.
14 Стена возведена на двенадцати основаниях, на них — двенадцать имен двенадцати апостолов Агнца.
15 У ангела, заговорившего со мной, был золотой шест для измерения города, ворот и стены.
16 Город — квадратный, длина равна ширине. Этим шестом ангел измерил город: двенадцать тысяч стадий. Длина, ширина и высота — все друг другу равны.
17 Он измерил стену: сто сорок четыре локтя. Ангел пользовался простой человеческой мерой.
18 Стена сложена из яшмы, а город — из чистого золота, сравнимого с чистым стеклом.
19 Основания городской стены светятся драгоценными камнями: первое основание украшает яшма, второе сапфир, третье халцедон, четвертое изумруд,
20 Пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое берилл, девятое топаз, десятое хризопраз, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист.
21 Двенадцать ворот — двенадцать жемчужин. Каждые ворота — одна жемчужина. Главная улица города — чистое золото, наподобие прозрачного стекла.
22 Храма в городе я не видел. Его Храм — Сам Господь Бог Вседержитель и Агнец.
23 Городу не нужны для освещения ни солнце, ни луна. Он залит светом Божьей славы, его светильник — Агнец.
24 В его свете народы будут устраивать свою жизнь. Цари земных царств придут к нему с приношением своей славы.
25 Днем его ворота запираться не будут, а ночи там нет.
26 Приношением ему будет слава и честь народов.
27 Ничто нечистое не войдет в него, никакой носитель мерзости и лжи, а только те, кто записан у Агнца в книге жизни.

Толковая Библия Лопухина

Видение нового неба и новой земли как блаженного общения Бога с людьми (1−4) праведными, а не грешными (5−8); созерцание Иоанном нового святого города Иерусалима (9−10), описание его ворот, стен и улицы (11−21); условия жизни в нем спасенных народов (22−27).

Откр 21:1. И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет.

Откр 21:2. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.

Иоанн не описывает с положительной стороны ни нового неба, ни новой земли: все это описание заменяет лишь одно слово «новое». Будущие небо и земля должны быть противоположностью прежним, погибшим. «Как будет происходить самое изменение вселенной, сие должно быть изъято из предметов нашего любопытства», говорит св. Григорий Нисский. «В мировом пожаре, пишет блаж. Августин, уничтожатся совершенно от огня те свойства тленных стихий, которые соответствовали нашим тленным телам, и мир, обновившись к лучшему, получит полное приспособление к людям, обновившимся к лучшему и во плоти». Усиливая выражение об изменении прежнего мира, Иоанн добавляет, что моря уже нет. Прежнего моря не будет, ибо не будет в нем никакой нужды, но будет ли новое море и какое, об этом Апокалипсис совершенно умалчивает. Иоанн созерцает новый город, святой Иерусалим, сходящий с неба от Бога, как особое нарочитое создание Бож. благодати для обновленного человечества, как место общения с Богом.

Откр 21:3. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их.

Голос, исходивший от Бож. трона, от кого-либо из существ, окружавших трон, называет город скиниею Божиею, в чем заключается указание на самое тесное общение между Богом и людьми, при котором и Бог, и люди живут как бы в одном и том же месте при нераздельном единстве интересов. Тогда наступит полное блаженство, когда не будет никакой причины к слезам и горю, ибо в новой жизни не будет совсем греха.

Откр 21:4. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.

Откр 21:5. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны.

Истина о творении всего нового столь важна, что Иоанну повелевается записать ее для утешения всего страждущего на земле человечества.

Откр 21:6. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой.

Слово совершилось означает то, что произошло все так, как это было угодно Господу Богу, Который есть Альфа и Омега, начало и конец (Откр 1:8), источник и цель всей жизни. Новому человечеству при этом обещается полная возможность удовлетворения духовной жажды, стремления к полноте бытия в единении с Богом («источник воды живой»). И это будет милостью Божиею («даром»), даром Его Бож. любви.

Откр 21:7. Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном.

Откр 21:8. Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая.

Сказав в утешение праведникам, Господь грозит грешникам страшными мучениями огненной геенны, причем перечисление грехов, за которые нечестивые лишаются блаженства, идет от более общего к частному. Участь всех грешников — вторая смерть, т. е. окончательное осуждение после последнего суда на вечные мучения. О месте мучения грешников и о свойстве огня их вечных мучений Иоанн совершенно умалчивает: нужно довольствоваться тем, что есть открытого.

Откр 21:9. И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца.

Откр 21:10. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога.

Откр 21:11. Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному.

Откр 21:12. Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых:

Откр 21:13. с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот.

Откр 21:14. Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца.

Откр 21:15. Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его.

Откр 21:16. Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны.

Откр 21:17. И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела.

Откр 21:18. Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу.

Откр 21:19. Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями; основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд,

Откр 21:20. пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист.

Откр 21:21. А двенадцать ворот — двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города — чистое золото, как прозрачное стекло.

Откр 21:22. Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец.

Откр 21:23. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец.

Употребление двойного названия «жена» и «невеста», по-видимому, несовместимого, указывается на характер высшей духовности того союза, который будет соединять Господа Бога и прославленное блаженное общество святых. — Замечание 10 ст., что вознесение совершилось в духе, дает понять, что во внешнем положении тайнозрителя не прошло никакой перемены. Хотя ему было обещано показать невесту, но показывается Иерусалим не почему другому, а именно потому, что в этом городе живет невеста: по городу можно и нужно судить о его обитателях. Самая первая черта города есть слава Божья, светило для него особое, самосветящееся. Это Сам Господь Бог. Город изображается вполне благоустроенным: с высокими стенами и многочисленными воротами, вместо обыкновенных защитников, с Ангелами. Имена 12 колен суть имена колен духовного Израиля, избранного народа Божия, образовавшегося из всех народов; а имена апостолов означают то, что апостолы Иисуса Христа, если их проповедь послужила основанием для совершенства духовного Израиля.

Для большей наглядности и очевидности обширности нового Иерусалима тайнозрителем сообщается в тысячах стадий занимаемое им пространство. Орудием измерения служит трость, которую имел в своей руке говоривший с Иоанном Ангел. Форма города — четыреугольный квадрат — есть указание на совершенство, устойчивость и постоянство. По обширности города мы должны судить о многочисленности его обитателей, а по планосоразмерности его устройства — о правильности, спокойствии и упорядоченности их жизни. От измерения города с 18 ст. Иоанн переходит к материалу, из которого построен город, и к изображению его необыкновенного великолепия. Так как новый Иерусалим будет действительно новым местом действительного присутствия Божия, то для него не будет нужды и в особенном храме. Прославленные праведники будут в таком тесном общении и единении с Богом, что о них можно будет сказать, что они всегда пребывают в Боге и Агнце, Иисусе Христе. Светить для Иерусалима будет не творный свет, но свет Бож. славы — Сам Бог, Который и есть Свет и Податель света.

Откр 21:24. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою.

Откр 21:25. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет.

Откр 21:26. И принесут в него славу и честь народов.

После подробного описания города Апокалипсис бросает взгляд и на его обитателей, которыми будут спасенные народы. Это все прославленные будущего блаженного царства, составившиеся из верующих всей вселенной, но не потерявшие своих отличительных народных особенностей. Каждый человек, вступая в город, вступая в общение с Господом и прославленными праведниками, будет при этом отказываться от всего того, что прежде составляло предмет его славы и гордости. Все преданные лжи и мерзости не войдут в город, хотя ворота его и открыты постоянно, ибо не могут войти, ибо их нет на новой земле, они в своем месте, где их пребывание вечно и постоянно.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.