По Луке 19 глава

Евангелие по Луке
Русского Библейского Центра → Новый Библейский Комментарий

Русского Библейского Центра

1 А это было уже в самом Иерихоне. Иисус проходил по городу,
2 И там один человек, по имени Закхей, первый богач среди сборщиков податей,
3 Все хотел посмотреть на Иисуса, какой Он, и не мог через головы: невелик был ростом.
4 Боясь упустить случай, он забежал вперед, туда, где должен был вскоре проходить Иисус, и взобрался на сикомору.
5 Там наверху Иисус и увидел его, когда подошел, и говорит: «Закхей! Скорее слезай! Мне нужно быть у тебя сегодня в гостях».
6 Закхей спрыгнул с дерева и вскоре принял у себя дорогого гостя.
7 Люди смотрели на это с неодобрением, возмущались: «С кем под одной крышей! С грешником!».
8 А Закхей встал перед Господом и говорит: «Господи! Половину моего достояния отдам нищим, а у кого взял лишнее, возмещу вчетверо».
9 Иисус сказал: «Сегодня пришло спасение и в этот дом. А то разве тут не живет такой же потомок Авраама!
10 Сын человеческий пришел найти и вернуть пропажу».
11 Все продолжали слушать, и Он рассказал другую притчу. Это было уже вблизи Иерусалима, и людям чудилось, что Божье Царствo уже прямо на пороге.
12 Иисус говорил: «Некто из большой знати собирался в дальнюю страну, чтобы стать на царство и вернуться.
13 Десяти слугам он дал по одной мине и сказал: “Пустите деньги в дело до моего возвращения.”
14 Подданные в стране ненавидели его и вслед за ним отправили гонцов с посланием: “Не хотим над нами его царской власти.”
15 А он вернулся царем и потребовал к себе слуг, которым дал деньги, чтобы заслушать отчет о прибытках.
16 Пришел первый слуга и говорит: “Государь! Твоя монета обернулась десятью минами.”
17 Царь сказал: “Ты сослужил мне хорошую службу. За усердие в малом принимай под свою руку десять городов.”
18 Пришел второй и говорит: “Государь! Твоя монета принесла пять мин.”
19 Сказал и этому: “Принимай пять городов.”
20 Пришел третий и говорит: “Государь! Вот твоя монета. Она у меня была завернута в тряпицу.
21 Я побоялся тебя. Ты человек страшный: не из своих запасов берешь, не свои посевы косишь.”
22 Царь сказал ему: “Твоими устами буду судить тебя, негодный слуга! Ты знал, что я человек страшный: не из своих запасов беру, не свои посевы кошу.
23 Что же ты не пустил деньги в оборот? Сейчас я как раз и собрал бы свое с прибытком.”
24 И сказал своим людям: “Отберите у него монету и отдайте тому, у кого десять”.
25 Говорят ему: “Государь! У него их и так уже десять”.
26 А он: “Говорю вам, имущему дастся и прибавится, а у неимущего отнимется и то, что есть.
27 А моих врагов, которые не хотели, чтобы я был у них царем, приведите сюда и передо мной порешите”».
28 Иисус рассказывал это по дороге в Иерусалим.
29 А когда подходил к Вифагии и Вифании, у Масличной горы выслал вперед двух учеников
30 С напутствием: «Ступайте к ближним дворам. Там на околице найдете осленка на привязи. На нем никто еще не ездил. Отвяжите его и приведите ко Мне.
31 Если спросят: “Зачем отвязываете?” — отвечайте: “Нужен Господу”».
32 Ученики пошли и застали все, как Он говорил.
33 Когда отвязывали осленка, хозяева спросили их: «Зачем отвязываете осленка?».
34 Ученики ответили: «Нужен Господу» —
35 И привели к Иисусу. На осленка набрасывают одежду и сажают Иисуса.
36 Он ехал, и люди устилали Ему путь своей одеждой.
37 Когда Иисус подъехал к подножию Масличной горы, ученики начали восхвалять Бога за все те чудеса, какие довелось им видеть. Все шумно радовались
38 И кричали: «Благословен царь, грядущий во имя Господне! Мир на небе! Слава в вышних небесах!».
39 Фарисеи из толпы говорят Иисусу: «Учитель! Уйми Своих учеников!».
40 Он ответил: «Говорю вам: умолкнут они — закричат камни».
41 Начинался город. Иисус увидел его и заплакал над ним.
42 Он говорил: «О, если бы вдруг в этот день и ты увидел пути к миру! Но сегодня они заслонились от твоих глаз.
43 Настанут дни, когда твои враги возведут вокруг тебя осадный острог и набросятся, ударят со всех сторон,
44 И сотрут тебя с лица земли вместе с твоими детьми, не оставят от тебя камня на камне. Времени посещения нынешнего ты не распознал!».
45 Иисус пришел в Храм и выгнал оттуда торговцев.
46 Он говорил им: «Написано: “Мой Дом будет Домом молитвы,” а вы превратили его в разбойничий притон».
47 Каждый день Иисус учил народ в Храме. Первосвященники, книжники и прочие руководители и власти строили планы, как им убрать Иисуса,
48 Но действовать не решались. Народ не мог наслушаться Его.

Новый Библейский Комментарий

19:1−10 Закхей-мытарь. Не все богачи избрали печальную участь, отделившись от Иисуса. Закхей служит примером того, чего возможно достичь с помощью Божьей. Римляне продавали должность сборщика налогов в каждом отдельном районе тому, кто предлагал самую высокую цену. Назначенный на эту должность не получал никакого жалованья; он просто старался собрать как можно больше денег и брал себе все, что оставалось после уплаты римлянам оговоренной суммы. Попытка Закхея увидеть Иисуса, Который был широко известен как друг мытарей (7:34), показывает его интерес к Христу и к пути, по которому Тот собирался идти до конца. Неизвестно, хотел ли Закхей остаться незамеченным, однако Иисус окликнул его и сказал, что будет сегодня гостить у него в доме. Иисус объяснил Свой выбор тем, что Ему надлежит принести спасение человеку, который был не менее остальных евреев достоин услышать Благую весть. Здесь полностью и окончательно сформулирована цель пришествия Иисуса: как пастух ходит и ищет потерянную овцу, чтобы спасти ее от опасности (ср.: 15:3−7; Иез 34:16 — применительно к Самому Богу и к Его Рабу, Мессии), так и Иисус, как Сын Человеческий, ищет и спасает заблудших людей.

Примечания. Ст. 8 Вставляя слова здесь и сейчас, N1V показывает понимание глаголов отдам и воздам (оба в настоящем времени в греческом варианте) как относящихся к тому, что Закхей собирался исполнить тут же, а не касающихся его дальнейших поступков. Такое мнение основано на покаянии мытаря в 18:13.

Ст. 9 Высказывание не подразумевает, что Иисус не заботился о язычниках, но просто подчеркивает, что в глазах Господа один иудей не менее ценен любого другого.

19:11 — 21:38 Иисус проповедует в Иерусалиме

19:1−10 Притча о десяти минах. Настало время Иисусу проповедовать в Иерусалиме. Ученики думали, что Он идет в Иерусалим, чтобы воцариться как мирскому владыке, ибо путали наступление Царства Божьего с восстановлением Иудейского царства. Они спорили друг с другом, кто из них какое место займет при новом порядке (22:24−30; Мк 10:35−45). Настоящая притча должна была предупредить их о том, что вскоре от Мессии отрекутся, и настанет период Его временного «отсутствия», а Его последователям нужно трудиться и умножать в себе дары Божьи до Его возвращения, чтобы стать достойными Царства.

Известны похожие рассказы о различных членах семьи Ирода, которые отправлялись в Рим, чтобы то ли подать прошение, то ли искать подтверждения своих прав на обладание царской властью в своих владениях. Архелай, сын Ирода Великого, приехал в Рим в IV в. до н. э., чтобы добиться утверждения воли своего отца, в соответствии с которой он становился его преемником. Но за ним по пятам следовали иудейские послы с протестом к императору: «Мы не хотим, чтобы этот человек был нашим царем»; в результате Август существенно ограничил его права. Иисус мог использовать этот инцидент в качестве основания для притчи. Судьба непокорных подданных просто отражала деспотические методы древности. Не существует записей о том, что Архелай действительно вел себя именно таким образом, и нет никаких указаний на то, что Иисус одобрял подобную жестокость.

Самое интересное во всей истории, однако, не мятежные подданные, а десять рабов (очевидно, круглое число), каждому из которых была дана мина, которую следовало употребить с выгодой. Первые два раба, успешно преумножив свои деньги, получили высокие должности. Однако третий даже не попытался пустить их в оборот. Он раскритиковал своего господина как человека жестокого, который несправедливо присваивает плоды чужих трудов. Возможно, он опасался лишиться денег и попасть в беду (ср. с предупреждением биржевых брокеров: «Ценность ваших капиталовложений может как упасть, так и подняться!»). Перед учениками стояла перспектива награды за использование данного Богом дара или потери его.

Примечания. Эта притча имеет сходство с притчей о талантах в Мф 25:14−30. В ней также есть несколько любопытных моментов. В стихе 20 о третьем рабе говорится так, словно изначально было всего лишь три раба, как в Евангелии от Матфея. Любопытно, что дополнительная мина дается в награду человеку, который уже получил десять городов, что и вызвало протест. Наконец, часть истории о правителе и его мятежных подданных не входит в притчу о десяти талантах и кажется несколько странной в рассказе о торговле и коммерции. Многие ученые, исходя из этого, полагают, что две различные истории, рассказанные Иисусом, были соединены в одну, а некоторые детали претерпели незначительные изменения. Нечто подобное могло произойти с историей в Мф 22:1−14, которая также выглядит как соединение двух притчей (см. примечания к ней). Естественно, эти детали не влияют на основные истины, изложенные в историях.

Ст. 13 Практически невозможно дать современный эквивалент древним деньгам, особенно в период инфляции. NIV предполагает, что мина равнялась оплате за три месяца работы на полях. Это дает хотя бы приблизительное представление о покупательной способности мины.

Ст. 21 Описание господина как человека жестокого и рассказ о его поведении в стихе 27 не должны восприниматься, как нечто угодное Богу, хотя к факту Божьего Суда следует относиться вполне серьезно.

19:28−40 Въезд Иисуса Христа в Иерусалим (см.: Мф 21:1−9; Мк 11:1−10; Ин 12:12−19). Теперь ученики были предупреждены о том, что не следует возлагать ложных надежд на то, чему суждено случиться в Иерусалиме. Тем не менее Иисус готовился войти в город необычным образом. Он воссел на осленка и проехал от Виффагии и Вифании, двух поселений к востоку от горы Елеонской, вниз по склону холма и дальше по направлению к городу. Расстилание одежд на дороге было знаком приветствия правителю (ср.: 4Цар 9:13). Люди, сопровождавшие Его от Галилеи, начали воздавать хвалу Господу за Его чудные дела, уже виденные ими, и восславили Иисуса как грядущего Царя, Который станет править от имени Бога. Только евангелист Лука упоминает о нескольких фарисеях, которые могли быть дружественно настроены по отношению к Иисусу и из страха перед возможными последствиями предупреждали Его, чтобы Он велел замолчать Своим восторженным последователям. Но Иисус не собирался этого делать. В приветственных словах народа скрывался более глубокий смысл, нежели сами люди могли осознать: появился Царь. Следовательно, люди не могли не приветствовать Его.

Примечания. Ст. 31 Неясно, относится ли слово Господь к Самому Иисусу, либо к хозяину осленка. В последнем случае, хозяева в стихе 33 — это слуги, а Иисус мог предварительно договориться о взятии на прокат осленка. В первом же случае, крайне необычно для Иисуса говорить о Самом Себе как о «Господе».

Ст. 38 В Мк 11:9, 10 приветствия относятся скорее к Царству, нежели к Царю, хотя разница здесь несущественна. Слова Луки убеждают в том, что люди осознали: пришествие Царства означает пришествие к власти Царя, и очень важно, что они были готовы признать человека Иисуса Царем. Толпа могла ожидать от Иисуса свершения государственного переворота, несмотря на то что Он говорил Своим последователям совершенно о другом. Мир на небесах... — это парафраз «Осанны...» у Луки; у Марка это было рассчитано на читателей-язычников. Возможно, эти слова означали, что на земле мир для Иерусалима невозможен (ср.: 2:14; 19:42).

19:41−48 Судьба Иерусалима (см.: Мф 21:12, 13; Мк 11:15−18). Здесь присутствует неожиданная перемена в настроении, когда Иисус произносит грустное пророчество о судьбе Иерусалима. Он жаждет, чтобы этот город принес покаяние и узнал, что же служит ему во благо. Как мало жизнь этого города мира (Евр 7:2) соответствовала его названию. Придет время, когда он будет осажден в типичной военной манере древности: вокруг него будут возведены валы, препятствующие входу и выходу, чтобы угрозой голодной смерти заставить горожан сдаться. Затем враги силой возьмут город, причиняя ужасное разорение и уничтожая жителей. Все это случится из-за того, что люди не захотели узнать Господа, пришедшего, чтобы спасти их.

Затем Иисус зашел в храм и устроил публичное изгнание торгующих там людей. Они снабжали необходимыми товарами молящихся и паломников, подобно тому, как современный киоск с сувенирами торгует фотографиями собора. Но здесь торговля была нечестной и приобрела непропорционально большие размеры. Та часть храмовой территории, которая была предназначена язычникам для поклонения Богу, превратилась скорее в вертеп разбойников, нежели в место, где было возможно молиться. Затем Иисус вернул храму надлежащее применение, ежедневно уча в условиях возрастающей оппозиции со стороны власть имущих и сильного сочувствия со стороны народа.

Текст позволяет предположить, что это было не первое путешествие Иисуса в Иерусалим (13:34); в противном случае, трудно понять, почему кажется, что Он проклял город, прежде чем дал ему возможность отозваться на Его проповедь.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.