Псалтирь 102 псалом

Псалтирь
Аверинцев: отдельные книги → Толковая Библия Лопухина

Аверинцев: отдельные книги

1 Давидово.
1 Благослови Господа, душа моя,
и все, что во мне, — имя святое Его;
2 благослови Господа, душа моя,
и не забывай всех даров Его.
3 Он прощает все беззакония твои,
исцеляет все недуги твои,
4 избавляет от истления жизнь твою,
милостью и щедротами венчает тебя,
5 насыщает благами зрелость твою;
как у орла, обновится юность твоя! [30]
6 Милость творит Господь,
теснимых защищает права;
7 открыл Он Моисею пути Свои,
сынам Израилевым — деяния Свои:
8 щедр и милостив Господь,
долготерпелив и благ весьма,
9 прогневается не до конца,
и враждует не вовек.
10 Не по беззакониям нашим сотворил Он нам,
и не по грехам нашим воздал Он нам;
11 но как высоки небеса над землей,
сильна милость Его к боящимся Его;
12 как восток от запада далек,
беззакония наши отдалил Он от нас;
13 как милует отец детей,
милует Господь боящихся Его.
14 Ибо знает Он состав наш,
памятует, что мы — персть.
15 Человек — дни его подобны траве,
как цвет полевой, отцветают они;
16 повеет над ним — и нет его,
и не узнает его место его.
17 Но милость Господня от века и вовек
к боящимся Его,
18 и правда его на сынах сынов
тех, кто хранит завет Его,
кто помнит заповеди Его
и претворяет их в дела.
19 Господь воздвиг престол Свой на небесах,
и всё объемлет царство Его.
20 Благословите Господа, все Вестники Его,
сильные, творящие слово Его,
внемля звуку слова Его.
21 Благословите Господа, все воинства Его,
слуги Его, творящие волю Его!
22 Благословите Господа, все дела Его,
на всяком месте владычества Его!
Благослови Господа, душа моя!

Толковая Библия Лопухина

Эти псалмы, равно как 18 и 19, 69 и 70 и др. называются парными, так как при принадлежности их одному писателю они отличаются и одинаковостью содержания, взаимно дополняя друг друга.

Псалом 102 принадлежит Давиду, как видно из надписания еврейской, греческой и латинской Библий и говорит о Промысле Божием в жизни человека и мире нравственном, 103-й же псалом — о промысле в мире физическом. Поэтому оба псалма, отличающиеся единством содержания и способа изложения мыслей, принадлежат одному писателю Давиду, хотя имя его и не поставлено над Пс 103 в еврейской Библии, но есть в Вульгате и у LXX.

Когда написаны эти псалмы, указать с точностью невозможно. Нужно предполагать, что в более покойное, мирное время своего царствования, когда Давид мог отдаться созерцанию человеческой жизни и жизни природы, что могло быть в последние годы его жизни и правления.

Благословляй, душа моя, Господа, очищающего твои духовные недуги и осыпающего тебя внешними благами (1−5). Господь милостив: Он защищает обиженных, не гневается до конца и не воздает нам по всей заслуженной нами строгости (6−10). Его милость к нам — непомерна: Он, как отец, снисходит к нам, слабым и бессильным (11−16). Милости Его вечны к боящимся Его (17−18). Да благословят Его, Царя всего мира, все Ангелы, все твари во всех местах земли (19−22).

Пс 102:1. Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя — святое имя Его.

Пс 102:2. Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его.

Пс 102:3. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои;

Пс 102:4. избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами;

Пс 102:5. насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя.

Давид побуждает себя к достойному восхвалению Господа. — «Внутренность моя» — все мое существо. Благодеяния Божии к человеку велики и многообразны: Он очищает беззакония (грехи) человека, исцеляет его от духовных болезней («недуги»), чем спасает от временной и вечной гибели («от могилы»), награждает человека духовными и материальными благами, всякое доброе желание Он исполняет и, как у орла, который по древним воззрениям через каждые 10 лет совершенно обновлялся и делался юным, сохраняет и поддерживает в человеке духовную бодрость и физическую крепость. Вероятно, в последнем выражении Давид имел в виду примеры долголетия патриархов, отличавшихся бодростью духовной и физической крепостью до глубокой старости.

Пс 102:6. Господь творит правду и суд всем обиженным.

Пс 102:7. Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым — дела Свои.

Свои блага Господь изливает на всех людей, всем обиженным Он дает защиту («правду и суд»). Данный Им закон через Моисея, где Он указал, как нужно жить еврею и с чем согласовать свою волю («пути»), равно также совершенные тогда чудеса, есть выражение любви и заботливости Бога о человеке. Этим законом Он оградил слабых от самоуправства и безграничного произвола сильных, а своей чудесной помощью поддерживал и питал привязанность к Себе.

Пс 102:8. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив:

Пс 102:9. не до конца гневается, и не вовек негодует.

Пс 102:10. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам:

Пс 102:11. ибо как высоко небо над землею, так велика милость [Господа] к боящимся Его;

Пс 102:12. как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши;

Пс 102:13. как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его.

Господь щедр, долготерпелив и многомилостив. Его гнев никогда не бывает вечным по отношению к виновному человеку, наоборот, посылаемые Им наказания всегда слабее вызвавшего их проступка. Как велико расстояние между небом и землею, так обильны благодеяния Божии над благоговеющими пред Ним, и как далек Восток от Запада, так далеко от Бога наказание человека за каждый его грех, или — так глубоко прощает, не вменяет человеку Бог многих его недостатков. Поэтому отношение Бога к человеку можно назвать отношениями отца к своим детям.

Пс 102:14. Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — персть.

Пс 102:15. Дни человека — как трава; как цвет полевой, так он цветет.

Пс 102:16. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его.

Пс 102:17. Милость же Господня от века и до века к боящимся Его,

Пс 102:18. и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их.

Пс 102:19. Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает.

Человек слаб и беспомощен по самой своей природе: его можно сравнить с однодневным цветком, к вечеру уже иссыхающим. Небольшое дуновение, ветер («пройдет... ветер») — и он гибнет. Человек быстро бы погибал, если бы его не поддерживал Бог, милость Которого к человеку вечна и неизменна. Помощь от Него — несокрушимая поддержка, так как Он — Царь всего мира — Царь и над небом и над всем существующим на земле.

Пс 102:20. Благословите Господа, [все] Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его;

Пс 102:21. благословите Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его;

Пс 102:22. благословите Господа, все дела Его, во всех местах владычества Его. Благослови, душа моя, Господа!

Такого царя должны прославлять и ангелы, более человека «крепкие силою» в слушании и исполнении Его воли; они лучше человека знают Бога, так как через них, как ближайших своих слуг, Он проявляет свою силу в мире. «Крепкие силою», «воинства Его», «служители Его» — Ангелы Божии. Может быть, что разные наименовании их указывают на разные степени и виды их служения, на деление их на несколько чинов, представление о которых было не чуждо верованию евреев. Этого царя и должен восхвалять весь мир, все творение.

Изображение милостивого отношения Бога к человеку отличается здесь необыкновенной трогательностью.

Примечания:

 
Аверинцев: отдельные книги

5  [30] — …насыщает благами зрелость твою. Значение редкого слова не вполне ясно. Согласно версии Септуагинты, определившей традиционные переводы: «…насыщает благами желание твое».

…как у орла, обновится юность твоя! По древнему представлению, орел от смены перьев молодеет (ср. Hieron. In Isaiam 40, 31 (Patrologia Latina XXIV, col. 412).

 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.