Psalms 102 псалом

Psalms
New King James Version → Толковая Библия Лопухина

New King James Version

The Lord’s Eternal Love

A Prayer of the afflicted, when he is overwhelmed and pours out his complaint before the Lord.

1 Hear my prayer, O Lord,
And let my cry come to You.
2 Do not hide Your face from me in the day of my trouble;
Incline Your ear to me;
In the day that I call, answer me speedily.
3 For my days [a]are consumed like smoke,
And my bones are burned like a hearth.
4 My heart is stricken and withered like grass,
So that I forget to eat my bread.
5 Because of the sound of my groaning
My bones cling to my [b]skin.
6 I am like a pelican of the wilderness;
I am like an owl of the desert.
7 I lie awake,
And am like a sparrow alone on the housetop.
8 My enemies reproach me all day long;
Those who deride me swear an oath against me.
9 For I have eaten ashes like bread,
And mingled my drink with weeping,
10 Because of Your indignation and Your wrath;
For You have lifted me up and cast me away.
11 My days are like a shadow that lengthens,
And I wither away like grass.
12 But You, O Lord, shall endure forever,
And the remembrance of Your name to all generations.
13 You will arise and have mercy on Zion;
For the time to favor her,
Yes, the set time, has come.
14 For Your servants take pleasure in her stones,
And show favor to her dust.
15 So the [c]nations shall fear the name of the Lord,
And all the kings of the earth Your glory.
16 For the Lord shall build up Zion;
He shall appear in His glory.
17 He shall regard the prayer of the destitute,
And shall not despise their prayer.
18 This will be written for the generation to come,
That a people yet to be created may praise the Lord.
19 For He looked down from the height of His sanctuary;
From heaven the Lord viewed the earth,
20 To hear the groaning of the prisoner,
To release those appointed to death,
21 To declare the name of the Lord in Zion,
And His praise in Jerusalem,
22 When the peoples are gathered together,
And the kingdoms, to serve the Lord.
23 He weakened my strength in the way;
He shortened my days.
24 I said, “O my God,
Do not take me away in the midst of my days;
Your years are throughout all generations.
25 Of old You laid the foundation of the earth,
And the heavens are the work of Your hands.
26 They will perish, but You will [d]endure;
Yes, they will all grow old like a garment;
Like a cloak You will change them,
And they will be changed.
27 But You are the same,
And Your years will have no end.
28 The children of Your servants will continue,
And their descendants will be established before You.”

Толковая Библия Лопухина

Эти псалмы, равно как 18 и 19, 69 и 70 и др. называются парными, так как при принадлежности их одному писателю они отличаются и одинаковостью содержания, взаимно дополняя друг друга.

Псалом 102 принадлежит Давиду, как видно из надписания еврейской, греческой и латинской Библий и говорит о Промысле Божием в жизни человека и мире нравственном, 103-й же псалом — о промысле в мире физическом. Поэтому оба псалма, отличающиеся единством содержания и способа изложения мыслей, принадлежат одному писателю Давиду, хотя имя его и не поставлено над Пс 103 в еврейской Библии, но есть в Вульгате и у LXX.

Когда написаны эти псалмы, указать с точностью невозможно. Нужно предполагать, что в более покойное, мирное время своего царствования, когда Давид мог отдаться созерцанию человеческой жизни и жизни природы, что могло быть в последние годы его жизни и правления.

Благословляй, душа моя, Господа, очищающего твои духовные недуги и осыпающего тебя внешними благами (1−5). Господь милостив: Он защищает обиженных, не гневается до конца и не воздает нам по всей заслуженной нами строгости (6−10). Его милость к нам — непомерна: Он, как отец, снисходит к нам, слабым и бессильным (11−16). Милости Его вечны к боящимся Его (17−18). Да благословят Его, Царя всего мира, все Ангелы, все твари во всех местах земли (19−22).

Пс 102:1. Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя — святое имя Его.

Пс 102:2. Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его.

Пс 102:3. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои;

Пс 102:4. избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами;

Пс 102:5. насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя.

Давид побуждает себя к достойному восхвалению Господа. — «Внутренность моя» — все мое существо. Благодеяния Божии к человеку велики и многообразны: Он очищает беззакония (грехи) человека, исцеляет его от духовных болезней («недуги»), чем спасает от временной и вечной гибели («от могилы»), награждает человека духовными и материальными благами, всякое доброе желание Он исполняет и, как у орла, который по древним воззрениям через каждые 10 лет совершенно обновлялся и делался юным, сохраняет и поддерживает в человеке духовную бодрость и физическую крепость. Вероятно, в последнем выражении Давид имел в виду примеры долголетия патриархов, отличавшихся бодростью духовной и физической крепостью до глубокой старости.

Пс 102:6. Господь творит правду и суд всем обиженным.

Пс 102:7. Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым — дела Свои.

Свои блага Господь изливает на всех людей, всем обиженным Он дает защиту («правду и суд»). Данный Им закон через Моисея, где Он указал, как нужно жить еврею и с чем согласовать свою волю («пути»), равно также совершенные тогда чудеса, есть выражение любви и заботливости Бога о человеке. Этим законом Он оградил слабых от самоуправства и безграничного произвола сильных, а своей чудесной помощью поддерживал и питал привязанность к Себе.

Пс 102:8. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив:

Пс 102:9. не до конца гневается, и не вовек негодует.

Пс 102:10. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам:

Пс 102:11. ибо как высоко небо над землею, так велика милость [Господа] к боящимся Его;

Пс 102:12. как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши;

Пс 102:13. как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его.

Господь щедр, долготерпелив и многомилостив. Его гнев никогда не бывает вечным по отношению к виновному человеку, наоборот, посылаемые Им наказания всегда слабее вызвавшего их проступка. Как велико расстояние между небом и землею, так обильны благодеяния Божии над благоговеющими пред Ним, и как далек Восток от Запада, так далеко от Бога наказание человека за каждый его грех, или — так глубоко прощает, не вменяет человеку Бог многих его недостатков. Поэтому отношение Бога к человеку можно назвать отношениями отца к своим детям.

Пс 102:14. Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — персть.

Пс 102:15. Дни человека — как трава; как цвет полевой, так он цветет.

Пс 102:16. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его.

Пс 102:17. Милость же Господня от века и до века к боящимся Его,

Пс 102:18. и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их.

Пс 102:19. Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает.

Человек слаб и беспомощен по самой своей природе: его можно сравнить с однодневным цветком, к вечеру уже иссыхающим. Небольшое дуновение, ветер («пройдет... ветер») — и он гибнет. Человек быстро бы погибал, если бы его не поддерживал Бог, милость Которого к человеку вечна и неизменна. Помощь от Него — несокрушимая поддержка, так как Он — Царь всего мира — Царь и над небом и над всем существующим на земле.

Пс 102:20. Благословите Господа, [все] Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его;

Пс 102:21. благословите Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его;

Пс 102:22. благословите Господа, все дела Его, во всех местах владычества Его. Благослови, душа моя, Господа!

Такого царя должны прославлять и ангелы, более человека «крепкие силою» в слушании и исполнении Его воли; они лучше человека знают Бога, так как через них, как ближайших своих слуг, Он проявляет свою силу в мире. «Крепкие силою», «воинства Его», «служители Его» — Ангелы Божии. Может быть, что разные наименовании их указывают на разные степени и виды их служения, на деление их на несколько чинов, представление о которых было не чуждо верованию евреев. Этого царя и должен восхвалять весь мир, все творение.

Изображение милостивого отношения Бога к человеку отличается здесь необыкновенной трогательностью.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.